Научная статья на тему 'Методика исследования готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности'

Методика исследования готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / ГОТОВНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова Юлия Валерьевна

В статье представлены некоторые аспекты подготовки будущего учителя-логопеда к проектной деятельности. Раскрыты основные понятия данной темы, а также представлены параметры оценки сформированности готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности и выделены ее уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жаркова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents some aspects of training a future teacher-speech therapist for project activities. The author considers the basic concepts of the study, the parameters of assessing readiness of a future teacher-speech therapist to project activities and its levels.

Текст научной работы на тему «Методика исследования готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности»

ЖАРКОВА Ю. В.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. В статье представлены некоторые аспекты подготовки будущего учителя-логопеда к проектной деятельности. Раскрыты основные понятия данной темы, а также представлены параметры оценки сформированности готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности и выделены ее уровни.

Ключевые слова: проектная деятельность, будущий учитель-логопед, готовность, структура готовности.

ZHARKOVA YU. V.

THE TECHNIQUE OF STUDYING A FUTURE TEACHER-SPEECH THERAPIST READINESS TO PROJECT ACTIVITIES Abstrakt. The article presents some aspects of training a future teacher-speech therapist for project activities. The author considers the basic concepts of the study, the parameters of assessing readiness of a future teacher-speech therapist to project activities and its levels.

Keywords: project activities, future teacher-speech therapist, readiness, structure readiness.

Система педагогического образования в России проходит через процессы модернизации и развивается с учетом новых ориентиров, направленных на подготовку мобильных, конкурентоспособных педагогических кадров, обладающих высоким уровнем профессионализма. В данных условиях стала более значимой проектная деятельность. В связи с этим к подготовке специалистов педагогического профиля в вузе предъявляются высокие требования, так как осуществление данного вида деятельности требует от профессионала сформированности трудовых действий, направленных на создание определенного проекта.

Значимость проектной деятельности регламентируется рядом нормативно-правовых документов. А именно, в статье 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодательно установлено, что приоритетными признаются такие виды профессиональной педагогической деятельности как экспериментальная и инновационная, основной формой которой является реализация проектов [7]. Задачи Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы также отражают значимость проектной деятельности современного педагога. Например, приоритетом в настоящее время является поддержка инноваций в области развития и модернизации образования, в рамках которой планируется разработка и внедрение в системе высшего образования новых

1

образовательных технологий и технологий проектного обучения [8]. Осуществление проектной деятельности учителем-логопедом предписывается проектом Профессионального стандарта педагога-дефектолога (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) (проект), где выделены в рамках обобщенной трудовой функции «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» такая трудовая функция, как разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи, что требует готовности учителя-логопеда к осуществлению проектной деятельности в данном направлении [9].

В данном исследовании мы рассматриваем проектную деятельность учителя-логопеда в рамках теории деятельности А. Н. Леонтьева. Согласно данной теории, элементы любой деятельности образуют систему. Вначале возникает потребность в деятельности (состояние человека, отражающее его нужду в чем-либо), затем формируется мотивация (совокупность мотивов; мотив, то, ради чего совершается деятельность), определяется цель (для чего совершается деятельность, ее желаемый результат), ставятся задачи (соотнесение субъектом деятельности цели с конкретными условиями ее достижения), с помощью операций (изменение положения или состояния субъекта, вызывающее какое-либо изменение объекта, на который направлена активность субъекта) совершаются действия (операция или совокупность операций, сознательно избранных и выполняемых субъектом для достижения определенной частной цели) по их решению. В результате возникает продукт деятельности [2, с. 273].

В такой логике, структуру проектной деятельности учителя-логопеда можно представить следующим образом: 1) потребности в осуществлении проектной деятельности (зависят от уровня развития общества, а также от специфических социальных условий их деятельности, которые конкретизируются, опредмечиваются в мотивах); 2) мотивы, побуждающие к проектной деятельности (то ради чего совершается проектная деятельность, обуславливают определение цели); 3) целеполагание (в рамках проектной деятельности цель определяется только самим субъектом); 4) целевыполнение (для проектной деятельности наполняется своим специфическим содержанием, формами, методами и средствами); 5) саморегуляция (предполагает регулирование проектной деятельности субъекта и является информационным процессом) [1, с. 243].

Продуктом проектной деятельности учителя-логопеда является проект, сущность которого зависит от специфики его профессиональной деятельности, которая в условиях современной системы педагогического образования в России становится все более сложной и разносторонней. Новые организационные формы получения образования лицами с

2

различными речевыми нарушениями, увеличение контингента обучающихся, необходимость психолого-педагогического сопровождения данной категории детей, получающих помощь в организациях системы здравоохранения и социальной защиты, открытие новых типов организаций - центров психолого-педагогической, медицинской и специальной помощи, служб, ранней помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, консультативных пунктов и центров ведет к расширению круга профессиональных задач. Профессиональная деятельность учителя-логопеда как педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной деятельности учителя, она тесно взаимодействует с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной видами деятельности.

Таким образом, получив представление об особенностях и структуре проектной деятельности, а также о специфике профессиональной деятельности учителя-логопеда можно говорить о его готовности к этой деятельности. Под готовностью учителя-логопеда к проектной деятельности понимается функциональное состояние, совокупность личностных качеств, знаний, умений и установок на выполнение проектной деятельности [1, с. 244]. Структура готовности представлена тремя компонентами, а именно: личностным (наличие и проявление личностных качеств будущего учителя-логопеда, необходимых для успешной реализации проектной деятельности); когнитивным (наличие достаточно развитых познавательных процессов, а также системы знаний о сущности и способах осуществления проектной деятельности будущим учителем-логопедом); деятельностным (сформированность определенной группы умений, позволяющих будущему учителю-логопеду успешно осуществлять проектную деятельность). Раскроем сущность указанных компонентов через их составляющие характеристики.

Личностный компонент структуры готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности включает в себя следующие составляющие характеристики: 1) мотивация, которая предполагает мотивированность студента - будущего учителя-логопеда на успешное осуществление проектной деятельности; 2) ценностные ориентации, как стремление к улучшению своей профессиональной среды, за счет преобразования действительности с помощью осуществления проектной деятельности; 3) волевой потенциал, необходимый для реализации проектов; 4) способность к саморазвитию по отношению к осуществляемой проектной деятельности.

Когнитивный компонент является совокупностью следующих составляющих: 1) метазнания - своего рода знания о путях и способах познания окружающей действительности, без чего невозможно ее преобразование за счет осуществления проектной деятельности; 2) способы познания окружающей действительности через сформированность

3

развитых познавательных умений; 3) знания сущности проектной деятельности, позволяющие будущему учителю-логопеду грамотно осуществлять проектную деятельность и без которых ее реализация становится невозможной; 4) профессиональные знания, необходимые для осуществления проектной деятельности в соответствии со спецификой будущей профессии.

Деятельностный компонент готовности может быть охарактеризован через совокупность следующих составляющих характеристик: 1) проектировочные умения, наличие которых является необходимым условием успешного осуществления любого вида деятельности, в особенности проектной; 2) организаторские умения как совокупность практических приемов и способов организации проектной деятельности; 3) исполнительские умения, нацеленные на реализацию запланированной работы в рамках осуществления проектной деятельности; 4) оценочные умения, предполагающие оценку соответствия полученных результатов заданным целям и задачам. Данные составляющие характеристики идеально соотносятся с этапами осуществления проектной деятельности и являются необходимым условием ее успешности в каждом конкретном случае.

Исследование готовности осуществлялось с учетом выделенных критериев, показателей и уровней ее сформированности. Под критерием понимается «... признак, на основании которого проводится оценка чего-либо, мерило; условно принятая мера, позволяющая произвести измерение объекта и на основании этого дать ему оценку [4, с. 271]. Для каждого критерия определяются его показатели. При наличии всех показателей можно говорить о полном проявлении критерия; проявление основных показателей дает возможность судить о необходимом уровне проявления критерия; при установлении одного показателя (или полном их отсутствии) можно считать, что данный критерий отсутствует [3, с. 168].

Исследование готовности осуществлялось с учётом выделенных параметров. Были определены два параметра оценки готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности: во-первых, сформированность компонентов готовности (личностного, когнитивного и деятельностного), во-вторых, целостность структуры готовности. Охарактеризуем критерии, раскрывающие первый параметр.

Для оценки сформированности личностного компонента готовности были определены критерии, в качестве которых выступают положительная мотивация к осуществлению проектной деятельности, волевой потенциал, а также ценностные ориентации будущего учителя-логопеда. Показателями сформированности личностной готовности являются: внутренняя и внешняя положительная мотивация к осуществлению проектной деятельности; наличие организации деятельности; решительность; самообладание; самостоятельность;

4

преобладание ценностей познания и активной, деятельной жизни; преобладание таких качеств, как: эффективность в делах, образованность, рационализм и др.

Для оценки сформированности когнитивного компонента готовности были определены критерии, в качестве которых выступают метазнания, знания теоретических основ проектной деятельности, знания о специфике профессиональной деятельности учителя-логопеда и др. Показателями сформированности когнитивной готовности служат: полнота, глубина, системность, осознанность владения знанием.

Оценка сформированности деятельностного компонента готовности осуществлялась по критериям, которые были представлены прогностическими, проективными, а также рефлексивными умениями. Показателями сформированности деятельностной готовности являются: прогностические умения (постановка целей и задач; отбор способов достижения целей, задач; предвосхищение результата; предсказания возможных отклонений и нежелательных явлений; определение этапов проектной деятельности; приблизительная оценка предполагаемых затрат средств, труда и времени участников проектной деятельности; планирование содержания взаимодействия участников проектной деятельности); проективные умения (перевод цели и содержания проектной деятельности в конкретные задачи; обоснование способов их поэтапной реализации; планирование содержания и видов деятельности участников проектной деятельности с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта и личностно-деловых качеств; определение аранжированных комплекса целей и задач для каждого этапа проектной деятельности); рефлексивные умения (определение правильности постановки целей, их трансформации в конкретные задачи; оценка адекватности комплекса определенных задач имеющимся условиям; анализ соответствия содержания проектной деятельности поставленным задачам; оценка эффективности применяемых методов, приемов и средств проектной деятельности; определение причин успехов и неудач, ошибок и трудностей в процессе реализации поставленных задач проектной деятельности) [6].

При наличии всех показателей можно говорить о полном проявлении критерия; проявление основных показателей дает возможность судить о необходимом уровне проявления критерия; при установлении одного показателя (или полном их отсутствии) можно считать, что данный критерий отсутствует.

Нами выделено четыре уровня готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности: высокий, средний, низкий, несформированный. При высоком уровне готовности к проектной деятельности у будущего учителя-логопеда сформированы все группы качеств, составляющих её основу; он мотивирован на проектную деятельность в своей будущей профессии; понимает её сущность и владеет знаниями, позволяющими

5

осуществлять проектную деятельность. При среднем уровне готовности будущий учитель-логопед положительно относится к осуществлению проектной деятельности, у него проявляются ценностные ориентации; он владеет знаниями теоретических основ проектной деятельности, но затрудняется в способах их передачи; умеет выполнять различные виды проектов, но испытывает затруднения в процессе определения этапов осуществления проектной деятельности. При низком уровне готовности у будущего учителя-логопеда слабо сформированы все группы качеств, составляющих её основу; он владеет некоторыми знаниями сущности проектной деятельности, однако не знает способов их применения; слабо сформированы практические умения, необходимые для осуществления проектной деятельности. При несформированной готовности будущий учитель-логопед не стремиться к осуществлению проектной деятельности; имеются знания, необходимые для осуществления собственной проектной деятельности, но отсутствуют знания, позволяющие решать поставленные задачи; не может перенести имеющиеся умения в практическую деятельность.

В статье Н. В. Рябовой указано, что «... исследование готовности невозможно только на основе расчленения и анализа отдельных её компонентов, так как качество целого не сводится к качеству частей целого» [5]. Поэтому значимым показателем готовности является целостность её структуры. Критерием целостности готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности является наличие каждого компонента (личностного, когнитивного и деятельностного) и их согласованность в структуре готовности. Показатели целостности: 1) уровень сформированности каждого компонента готовности; 2) присутствие основных компонентов в структуре готовности; 3) связи между компонентами структуры готовности.

Таким образом, основываясь на данных нормативно-правовой документации, регламентирующей проектную деятельность, можно сделать вывод том, что осуществление данной деятельности является важной составляющей работы учителя-логопеда. Это обуславливает необходимость изучения сущности готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности через раскрытие ее структуры и ключевых понятий «проектная деятельность» и «готовность», а также выявления исходного уровня сформированности данной готовности у обучающихся вуза. Структура готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности может быть представлена тремя компонентами: личностный, когнитивный и деятельностный. С целью оценки сформированности указанных компонентов были определены критерии и показатели, что позволило выделить четыре уровня сформированности (высокий, средний, низкий, несформированный) каждого компонента готовности. Параметрами оценки готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности служили: 1) сформированность компонентов готовности (личностного, когнитивного и деятельностного); 2) целостность структуры готовности.

6

ЛИТЕРАТУРА

1. Жаркова Ю. В. Сущность и структура готовности будущего логопеда к проектной деятельности // Актуальные проблемы современных педагогических исследований: сб. науч. ст. Всероссийской научно-практической конференции 20 - 23 апреля 2016 года / ред. совет: И. В. Гладкая, Ю. С. Матросова, С. А. Писарева, Н. М. Федорова, Т. Б. Шурилова. - СПб.: Изд-во РГПУ имени А. И. Герцена, 2016. - С. 242-246.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 352 с.

3. Макарова Л. Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: В 2 ч. - Ч. 1. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. - 243 с.

4. Педагогика: большая современная энциклопедия: учебник для вузов / С. А. Смирнов, И. Б. Котов, Е. Н. Шиянов / под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр. -М.: Академия, 2001. - 512 с.

5. Рябова Н. В. Готовность дефектолога к педагогической деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 3. - С. 44-48.

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд. стер. - М.: Академия, 2008. -576 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

9. Проект Профессионального стандарта Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.