УДК: 796.814
DOI 10.53742/1999-6799/1_2023_ с.
МЕТОДИКА ИНТЕГРИРОВАНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СИСТЕМУ ЗАЩИТЫ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ (НА ПРИМЕРЕ САМБО)
З.В. Курасбедиани, заслуженный тренер России, доцент ВАК, профессор кафедры физического воспитания,
К.Г. Балашов, студент кафедры физического воспитания, А.В. Выходцева, студентка кафедры физического воспитания.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Западный государственный университет», г. Курск.
Контактная информация для переписки: 305054, Россия, г. Курск, ул. Запольная д.41А; e-mail: balashoffkonstantin@yandex.ru.
Аннотация.
Актуальность. В настоящее время развитие и популяризация спортивной борьбы самбо, является важным аспектом в развитии нашего государства. В современных условиях значительная доля внимания обращена на подготовку высококвалифицированных спортсменов по самбо. В данном виде спорта тренерско-преподавательским составом в процессе подготовки спортсменов уделяется недостаточно внимания акробатическим упражнениям. В основном их используют для развития общей физической подготовки, то есть изучается базовый минимум из всего многообразия акробатических техник и приемов. Однако, овладение данными упражнениями и техниками позволяет улучшить эффективность системы защиты от атакующих действий противника на различных видах дистанции, что в дальнейшем приводит к победе. Кроме того, использование акробатических упражнений в системе подготовки самбистов способствует развитию координационных способностей, позволяющих предотвратить риск травмы, а также повышение адаптационных возможностей опорно-двигательного аппарата спортсмена.
Цель исследования заключается в разработке методики по внедрению в учебно-тренировочный процесс спортсменов-самбистов акробатических упражнений.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ научной литературы, анкетирова-
ние, моделирование, наблюдение, формально-логический метод.
Результаты исследования. Проведенное научное исследование показало, что применение акробатических упражнений в индивидуальной технике спортсменов, способствует повышению эффективности системы защиты от атакующих действий противника. Результативность использования, разработанной методики, была доказана контрольной группой в ходе проведения соревнований регионального этапа Спартакиады по самбо. Степень применения акробатических упражнений в индивидуальной технике спортсменов возросла на 2,6±0,96 балла. Кроме того, данные корреляционного анализа, свидетельствуют о наличии статистически достоверного уровня взаимосвязи ^=2,05 P<0,05) между применением акробатических упражнений в индивидуальной технике спортсмена и победой в соревновательных поединках.
Заключение. В связи с этим считаем целесообразным применять методику интегрирования акробатических упражнений в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов-самбистов, что позволит улучшить общий соревновательный рейтинг сборной нашей страны на международных соревнованиях.
Ключевые слова: самбо, акробатические упражнения, система защиты от атакующих действий, учебно-тренировочный процесс, тактико-технический арсенал действий, методика
Для цитирования: Курасбедиани З.В., Балашов К.Г., Выходцева А.В. Методика интегрирования акробатических упражнений в систему защиты спортивных единоборств (на примере самбо) // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2023. - №1. - С.
For citation: Kurasbediani Z., Balashov K., Vykhodtseva A. Method of integration acrobatic exercises into the system of protection of combat sports (on the example of sambo). Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2023, no 1, pp. (in Russian).
Введение. Сегодня необходимо развивать и популяризировать такой вид спортивной борьбы, как самбо. В современных условиях большое внимание тренерско-преподавательского состава, обращено на подготовку, высококвалифицированных самбистов. В этом виде спорта тренерско-преподавательский состав мало внимания уделяет акробатическим упражнениям в процессе подготовки спортсменов, они в основном используются для поддержания общей физической формы [2, c. 249].Однако овладение этими упражнениями в тренировочном процессе повышает эффективность системы защиты от атакующих действий противника на различных видах дистанций и улучшает способность спортсмена выдерживать различные виды комбинаций атак, что впоследствии способствует победе во время соревновательных поединков. Кроме того, использование акробатических упражнений в тренировке самбистов не только предотвращает риск травматизма, но и способствует развитию координации, что повышает адаптационные возможности опорно-двигательного аппарата.
В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования послужило разработка методики внедрения акробатических упражнений в тренировочный процесс самбистов, направленных на повышение эффективности системы защиты от атакующих приемов и апробация ее в практическом применении на контрольных соревнованиях.
Методы и организация исследования. В качестве основных методов научного исследования были использованы: анализ научной литературы, социологический опрос, моделирование, наблюдение, формально-логический метод.
В исследовании были задействованы члены сборной по самбо ФГБОУ ВО «Юго-Западного государственного университета». Общий количественный состав участников составил 15 человек.
В настоящем исследовании была применена методика, состоящая из инструкции, анкеты из 10 вопросов и обработки результатов. Данный эксперимент проводился на протяжении четырёх календарных месяцев (с 25.07.2022 г. по 25.11.2022 г.). Испытуемым необходимо было ответить на поставленные вопросы дважды: до применения в учебно-тренировочном процессе инструкции по применению акробатических упражнений в системе защиты от атакующих действий противника
и после завершения изучения индивидуального технико-тактического арсенала действий, который содержится в данной инструкции.
Результаты исследования и их обсуждение.
Инструкция включает в себя комплексы акробатических упражнений в системе защиты от атакующих действий противника и поделена на следующие группы упражнений:
1) полная защита от атакующих действий противника, приводящая к отражению почти всех видов комбинаций атак противника во время соревновательных поединков;
2) неполная защита от атакующих действий противника, приводящая к минимальной потере баллов во время соревновательных поединков, но позволяющая уйти от поражения;
3) неполная защита от атакующих действий противника, приводящая к поражению во время соревновательных поединков, однако позволяющая сохранить своё физическое здоровье.
В ходе опроса испытуемым было предложено оценить справедливость предложенных им утверждений по отношению к себе и написать в бланке соответствующий ответ: да, нет, не знаю. Вопросы, которые задавались испытуемым представлены в таблице (таблица 1).
После завершения данной работы происходила обработка результатов. Ответ «да» приравнивался к 2 баллам; ответ «нет» к 0 баллов, ответ «не знаю» к 1 баллу. При этом ответы суммировались по всем 10 вопросам. Испытуемые могли получить суммарную оценку степени применение акробатических упражнений, направленных на противодействие атакующим действиям противника в своей индивидуальной технике, в интервале от 0 баллов (абсолютный минимум) до 20 баллов (абсолютный максимум). Разбалловка представляет собой 3 уровня развития степени применения акробатических упражнений в индивидуальной технике спортсмена, где
17-20 баллов - высокий уровень применения
12-17 баллов - средний уровень применения
0-12 баллов - низкий уровень применения
Представим результаты опроса до применения в учебно-тренировочном процессе инструкции по применению акробатических упражнений в системе защиты от атакующих действий противника. (Таблица 2)
Средний показатель степени применения акробатических упражнений в индивидуальной технике спортсмена в сборной составляет: 11,93±1,06 балла, что соответствует низкому уровню.
Таким образом, исходя из результатов проведенного опроса мы можем сделать вывод, что применение акробатических упражнений в индивидуальной технике спортсменов на начальном уровне проведения исследования находилось на низком уровне, то есть далеко не все спортсмены сборной применяли акробатические упражнения в своей индивидуальной технике.
Перечень вопросов, для выявления степени применения акробатических упражнений в технике
спортсмена
№ Наименование вопроса
1. Как вы считаете, акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки борцов (основываясь на личном опыте)?
2. Существует мнение, что акробатические упражнения входят в число наиболее эффективных средств специальной физической подготовки борцов. При выполнении различных сальто, переворотов, кувырков, перекатов развиваются скоростно-силовые качества, ориентировка в пространстве, быстрота реакции, навыки самостраховки при падениях, ловкость. Согласны ли вы с данным мнением?
3. Способствуют ли такие упражнения как перекаты, акробатические прыжки, повороты, кувырки, и перевороты развитию ловкости?
4. Способствуют ли такие упражнения как висы, упоры, седы, поддержки, стойки развитию силовых способностей?
5. Необходим ли шпагат в борьбе как элемент защитного действия?
6. Необходим ли акробатический и борцовский «мост» в борьбе как источник гибкости и как элемент защиты?
7. Существует мнение, что вращения являются неотъемлемой частью вольной борьбы, так как в постоянно меняющейся обстановке тело спортсмена часто подвергается одновременным или последовательным вращениям вокруг поперечной и продольной его осей. Согласны ли вы с данным утверждением?
8. Необходимы ли в борьбе акробатические перевороты как для защиты, так и для атакующих действий?
9. Согласны ли вы с тем, что перекаты необходимы борцу как элемент защитного действия, при котором он может избежать падения на лопатки?
10. Можно ли утверждать, что кувырки необходимы в борьбе как источник повышения координации тела и как способ маневрирования борцом на ковре, а также для подготовки организма борца к выполнению основных технических действий?
После проведения опроса нами было проведено наблюдение за учебно-тренировочном процессом сборной ЮЗГУ в течение четырёх календарных месяцев. В ходе тренировок заслуженный тренер России З.В. Курасбедиани пошагово внедрял в индивидуальную тактику спортсменов арсенал акробатических упражнений, направленный на повышение эффективности системы защиты от различных комбинаций, атакующих действий противника. Акробатические упражнения для изучения были распределены по дням недели и частям учебно-тренировочных занятий (таблица 3).Упражне-ния под номерами 2 и 3 [4, с. 31,35] относятся к группе полной защиты от атакующих действий противника, приводящей к отражению почти всех видов комбинаций атак. Так, благодаря изучению различных видов стоек, улучшается развитие общих координационных способностей и повышаются возможности опорно-двигательного аппарата. Это приводит к возможности противодействия следующим видам, атакующих действий противника: бросок с захватом руки на плечо и предплечье, так как координационные способности находятся на высоком уровне функционирования это позволяет в полете произвести кувырок и приземлиться на ноги, что сводит атаку к 0 баллов и позволяет выйти из сложной ситуации не только не потеряв баллы, но и предупредив возможную травму позвоночника. Упражнение № 1 [5, с. 27] относится к группе упражнений, включенных в неполную защиту от атакующих дей-
Таблица 2.
Показатели использования акробатических
упражнений в индивидуальной технике спортсменов до проведения эксперимента
№ Имя Показатель применения акробатических упражнений в индивидуальной тактике спортсмена(баллы)
1 Узеир 18
2 Иван 12
3 Владимир 6
4 Илья 7
5 Михаил 17
6 Руслан 8
7 Таджир 12
8 Сергей 15
9 Константин 10
10 Илья 9
11 Игорь 17
12 Артём 14
13 Шахзод 16
14 Никита 13
15 Дмитрий 5
Распределение акробатических упражнений по дням недели и частям занятия
№ и название акробатического упражнения Понедельник Среда Пятница
в/ч о/ч в/ч о/ч в/ч о/ч
1. Сальто назад (в течении первых трёх недель выполняется только с поддержкой партнеров) — + + — — +
2. Рондад, колесо + — — + + —
3. Комбинации различных видов стоек (на голове, на руках, ходьба на руках) — + — + + —
4. Комплексы упражнений, направленные на повышение гибкости(шпагаты, наклоны) + — + — + —
5. Различные виды акробатических «мостов» и перекаты + — — + — +
ствий противника, приводящая к минимальной потере баллов во время соревновательных поединков, но позволяющая уйти от поражения. Сальто назад помогает развить ориентирование в пространстве, а также укрепить следующие группы мышц: икроножные и ква-дрицепсы. Данное упражнение способствует противодействию следующим видам атак противника: проход в ноги с захватом двух ног, задняя подножка с захватом одной ноги рукой, бросок через спину с захватом ноги. Например, при проведении атаки задняя подножка с захватом одной ноги, мы действуем на опережение и через сальто назад контратакуем его из положения нижней стойки. Упражнение не относится к полному виду защиты, потому что при проведении такого сложного акробатического упражнения возможно приземление на живот, что приводит к потере баллов во время соревновательных поединков, но в то же время оно спасает от поражения. Важным аспектом внедрения упражнения № 1 в технико-тактический арсенал спортсменов является тщательное наблюдение тренера за всем учебно-тренировочным процессом, так как малоопытные спортсмены при неправильном выполнении техники могут серьезно травмироваться. Упражнения под номерами 4 и 5 [6, с. 20] мы отнесли к неполной защите от атакующих действий противника, приводящей к поражению во время соревновательных поединков, однако позволяющей сохранить своё физическое здоровье. Различные виды акробатических мостов, смогут помочь предотвратить травмы верхних конечностей и позвоночника. Например, при выполнении броска через голову с упором стопы в живот, необходимо руками упереться о ковер или сделать упор с придерживаем отворотов куртки о противника и выполнить борцовский мост. Данное действие приводит к значительной потере баллов и возможному поражению, однако позволяет сохранить своё физическое здоровье, так как предупреждает травму позвоночника.
План интегрирования данных акробатических упражнений для последующего применения в учебно-тренировочном процессе спортсменов самбистов представлен в Таблице 3. В связи с тем, что данные упражнения не могут быть использованы на заключительной части занятия ввиду ухудшения на фоне уста-
лости координационных способностей, изучение данных акробатических упражнений происходило только на вводной (в/ч) и основной части (о/ч) учебно-тренировочных занятий [7, с. 129].
Впоследствии нами повторно был проведен опрос для исследования изменений степени применения акробатических упражнений в индивидуальной технике спортсменов.
Представим результаты опроса после завершения изучения индивидуального тактико-технического арсенала действий, который содержится в инструкции по применению акробатических упражнений в системе защиты от атакующих действий противника (таблица 4).
Таблица 4.
Показатели использования акробатических упражнений в индивидуальной технике спортсменов после проведения эксперимента
№ Имя Показатель применения акробатических упражнений в индивидуальной тактике спортсмена(баллы)
1 Узеир 20
2 Иван 15
3 Владимир 12
4 Илья 10
5 Михаил 19
6 Руслан 12
7 Таджир 17
8 Сергей 18
9 Константин 13
10 Илья 11
11 Игорь 18
12 Артём 16
13 Шахзод 17
14 Никита 14
15 Дмитрий 6
После внедрения в учебно-тренировочный процесс технико-тактического арсенала действий, состоящего из акробатических упражнений, направленных на противодействие различным атакующим комбинациям противника, средний показатель степени применения акробатических упражнений в индивидуальной технике спортсмена в сборной составляет: 14,53±0,96 балла, что соответствует среднему уровню.
Кроме того, апробация результатов эффективности данной методики проходила на региональных соревнованиях Спартакиады по самбо 24.11.2022, по итогам которых контрольная группа спортсменов сборной по самбо ЮЗГУ заняла первое общекомандное место [8, с. 1].
Данные корреляционного анализа, свидетельствуют о наличии статистически достоверного уровня взаимосвязи (1=2,05 Р<0,05) между применением акробатических упражнений в индивидуальной технике спортсмена и победой в соревновательных поединках.
Заключение.
В процессе исследования были выявлены уровни степени применения акробатических упражнений в системе защиты от атакующих действий противника: высокий, средний, низкий.
В ходе исследования была разработана и обоснована методика интегрирования акробатических упражнений в учебно-тренировочный процесс спортсменов самбистов. Благодаря эксперименту, проведенному на базе Спортивного комплекса ЮЗГУ, в котором принимали участие члены сборной по самбо ЮЗГУ, удалось повысить их конкурентоспособность в соревновательных поединках через изучение, разработанной нами методики.
Таким образом, исходя из результатов опроса и апробации методики во время соревновательного процесса мы можем сделать вывод, что данная методика эффективна, так как несмотря на небольшой срок изучения инструкции количественный показатель степени применения акробатических упражнений в индивидуальной технике спортсменов увеличился на 2,6±0,96 балла, помимо этого победа большинства спортсменов сборной на соревнованиях регионального уровня доказала практическую значимость применения данного арсенала тактико-технических действий в индивидуальной технике спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акробатическая подготовка в восточных боевых единоборствах учебно-метод. пособие / сост. В.Г. Кузьмин, Т.А. Малышева, Д.С. Седов. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2018. 51 с.
2. Бейлин В.Р., Зеленко А.Ф., Кожевников В.И. Обучение акробатическим упражнениям учеб. пособие; под ред. В.Р. Бейлина. - Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2006. 120 с.
3. Гаткин Е.Я. Всё о самбо. Москва: Литагент «АСТ», 2008. 650 с.
4. Завьялов Д.А., Заремба А.Н. Акробатическая подготовка в тренировочном процессе борцов самбо // Сибирский педагогический журнал. Красноярск, 2012. №1. С. 246-252.
5. Кумирова К.А. Основы начального обучения самбо учебно-методическое пособие. Иван. гос. ун-т. Иваново: ИвГУ, 2019. 59 с.
6. Семенов М.С., Балабай А.А. Теория спорта учебно-методический комплекс. Минск: Изд-во БГПУ имени Максима Танка, 2019. 317 с.
7. Стародубцева А.В. Сборная ЮЗГУ - победитель Спартакиады по самбо [электронный ресурс] URL: https:// swsu.ru/news/main/sbornaya_yuzgu_-_pobeditel_ spartakiady_po_sambo_/(дата обращения 01.12.2022)
8. Узловые элементы спортивной техники двойного сальто назад в группировке и двойного сальто назад согнувшись, выполняемых гимнастами в вольных упражнениях / В.А. Потоп, Г. Рафал, О.А. Омельянчик [и др.] // Pedagogics, psychology, medical-biologicalpr oblemsofphysicaltrainingandsports. 2014. №7. С. 23-30.
METHOD OF INTEGRATING ACROBATIC EXERCISES INTO THE SYSTEM OF PROTECTION OF COMBAT SPORTS (ON THE EXAMPLE OF SAMBO)
Z. Kurasbediani, Honored Coach of Russia, Associate Professor of the Higher Attestation Commission, Professor of the Department of Physical Education, K. Balashov, student of the Department of Physical Education, A. Vykhodtseva, student of the Department of Physical Education.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South-Western State University», Kursk. Contact information for correspondence: 305054, Russia, Kursk, Zapolnaya St., 41A; e-mail: balashoffkonstantin@yandex. ru.
Annotation
Relevance. Currently, the development and popularization of sambo wrestling is an important aspect in the development of our state. In modern conditions, a significant share of attention is paid to the training of highly qualified SAMBO athletes. In this sport, the coaching and teaching staff in the process of training athletes pays insufficient attention to acrobatic exercises. Basically, they are used for the development of general physical fitness, that is, the basic minimum of the whole variety of acrobatic techniques is studied. However, mastering these exercises and techniques allows you to improve the effectiveness of the defense system against the attacking actions of the enemy at various types of distance, which further leads to victory. In addition, the use of acrobatic exercises in the training system of sambists contributes to the development of coordination abilities that prevent the risk of injury, as well as increasing the adaptive capabilities of the athlete's musculoskeletal system.
The purpose of the study is to develop a methodology for introducing acrobatic exercises into the educational and training process of sambo athletes.
In the course of the study, the following methods were used: analysis of scientific literature, questionnaires, modeling, observation, formal-logical method.
The results of the study. The scientific study showed that the use of acrobatic exercises in the individual technique of athletes helps to increase the effectiveness of the defense system against the attacking actions of the enemy. The effectiveness of the use of the developed technique was proved by the control group during the competitions of the regional stage of the Spartakiad in SAMBO. The degree of application acrobatic exercises in the individual technique of athletes increased by 2.6±0.96 points. In addition, the data of correlation analysis indicate the presence of a statistically significant level of relationship (t = 2.05 P<0.05) between the use of acrobatic exercises in the individual technique of the athlete and the victory in competitive fights.
Conclusion. In this regard, we consider it expedient to apply the methodology of integrating acrobatic exercises in the process of training highly qualified sambo athletes, which will improve the overall competitive rating of the national team of our country at international competitions.
Keywords: sambo, acrobatic exercises, system of protection against attacking actions, educational and training process, tactical and technical arsenal of actions, methodology
References:
1. Kuz'min V.G., Malysheva T.A., Sedov D.S. Akrobatiches-kaya podgotovka v vostochnykh boevykh edinoborstvakh [Acrobatic training in oriental martial arts is a teaching method. the manual]. Nizhny Novgorod: UNN Publishing House, 2018, 51 p.
2. Beilin V.R., Zelenko A.F., Kozhevnikov V.I. Obuchenie akrobaticheskim uprazhneniyam [Training in acrobatic exercises studies. Manual]; edited by V.R. Beilin. Chelyabinsk: Publishing center "Ural Academy", 2006, 120 p.
3. Gatkin E.Ya. Vse o sambo [All about sambo]. Moscow: Litagent "AST", 2008, 650 p
4. Zav'yalov D.A., Zaremba A.N. Acrobatic training in the training process of sambo wrestlers. Sibirskii peda-gogicheskiizhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. Krasnoyarsk, 2012, no. 1, pp. 246-252. (in Russian)
5. Kumirova K.A. Osnovy nachal'nogo obucheniya sambo uchebno-metodicheskoeposobie [Fundamentals of initial SAMBO training an educational and methodical manual]. Ivan. gos. un-T. Ivanovo: IvSU, 2019, 59 p. (in Russian)
6. Semenov M.S., Balabai A.A. Teoriya sporta uchebno-metodicheskii kompleks [Theory of sports educational and methodical complex]. Minsk: Publishing House of Maxim Tank BSPU, 2019, 317 p. (in Russian)
7. Starodubtseva A.V. Sbornaya YuZGU -pobeditel'Sparta-kiadypo sambo [The SWSU national team is the winner of the Sambo Spartakiad] URL: https://swsu.ru/news/ main/sbornaya_yuzgu_-_pobeditel_spartakiady_po_ sambo_ /(accessed 01.12.2022)
8. Potop V.A., Rafal G., Omel'yanchik O.A. [et al.] Nodal elements of sports technique of double backflip in grouping and double backflip bent, performed by gymnasts in floor exercises. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2014, no. 7, pp. 23-30.
Поступила / Received 25.01.2023
Принята в печать / Accepted 28.03.2023