Научная статья на тему 'Методика и технология интерактивного обучения: проблема классификации и сущностных отличий'

Методика и технология интерактивного обучения: проблема классификации и сущностных отличий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1149
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ / МЕТОДЫ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко В.И., Соколова О.А., Маматова С.И.

В статье рассматриваются некоторые подходы к классификации форм, методов и средств обучения в контексте необходимости радикального обновления методологии профессионального образования, прослеживается генезис проблемы классификации методов обучения в педагогике, предпосылки и педагогические условия эффективного применения инновационных технологий интерактивного обучения. Приводятся теоретические результаты сравнительного анализа понятий «технология» и «методика», определяются направления педагогических исследований по совершенствованию системы профессионального образования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND INTERACTIVE LEARNING TECHNIQUES: THE PROBLEM OF CLASSIFICATION AND THEIR ESSENTIAL DIFFERENCES

The article deals with some approaches to the classification of forms, methods and means of education, considering needs for radical update of the professional education methodology. The genesis of the problem of classification of pedagogical methods, prerequisites and conditions for the effective use of innovative techniques of interactive learning are observed in the article. Theoretical results of the comparative analysis of the concepts «technology» and «technique» are given; the directions of pedagogical researches on improvement of professional education system in modern conditions are defined.

Текст научной работы на тему «Методика и технология интерактивного обучения: проблема классификации и сущностных отличий»

УДК 37.075.8

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ И СУЩНОСТНЫХ ОТЛИЧИЙ

В.И. Коваленко1-*, О.А. Соколова2), С.И. Маматова3)

1,2,3) Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 ,3) e-mail: pmpo@bgiik.ru

В статье рассматриваются некоторые подходы к классификации форм, методов и средств обучения в контексте необходимости радикального обновления методологии профессионального образования, прослеживается генезис проблемы классификации методов обучения в педагогике, предпосылки и педагогические условия эффективного применения инновационных технологий интерактивного обучения. Приводятся теоретические результаты сравнительного анализа понятий «технология» и «методика», определяются направления педагогических исследований по совершенствованию системы профессионального образования в современных условиях.

Ключевые слова: формы, методы, интерактивное обучение, информационное общество, педагогическая методика, педагогическая технология.

Вопрос о классификации формах, методах, приемах и средства обучения в общей и профессиональной педагогике не нов. По отношению к традиционному этапу их развития он в достаточной мере подробно исследован. Особенно глубокому исследованию подверглись формы и методы обучения. Но далеко не столь пристальному вниманию удостоены инновационные изменения как в обществе, так и в образовании, которые являются одновременно и результатом, и самым эффективным средством их преобразования и остро нуждаются в непрерывном изменении и совершенствовании в соответствии с требованиями общественного развития. «Такое положение неминуемо ведет к новшествам в содержании и прежде всего в методах, формах организации работы, а также в отношении «преподаватель-ученик»1. В учебном пособии «Педагогика: педагогические теории, системы, технологи» под ред. С.А. Смирнова перечислены и раскрыты понятия: «формы», «методы», «приемы» и «средства обучения», В частности, дана подробная классификация методов обучения по Е.А. Галанту, М.Н. Скаткину, И.Я. Лернеру, Б.П. Есипову, М.Н. Давыдову и др. по следующим основаниям: по уровню активности учащихся; по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я. 1981, 1982 гг.). М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером были разработаны и описаны следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция-восприятие) метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения материала; частично-поисковый (эвристический) метод и исследовательский метод.

1 Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. 8-е изд., стер. М., 2008.

Классификация методов Е.И. Перовского и Д.О. Лордкупанидзе по источникам получения знаний такова: словесные методы, наглядные методы, практические методы. Классификация методов по дидактическим целям, разработанная М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым (Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. - М., 1960) включает: методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Организационная классификация Ю.К. Бабанского состоит из организации учебно-познавательной деятельности, методов накопления опыта межличностных отношений, эмоциональной и творческой деятельности; методов контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. По мнению С.А. Смирнова такая классификация в полной мере соответствует современным представлениям качественному подходу к обучению2. Но напрашивается вопрос, а где же классификация современных инновационных методов обучения? А как же относиться к теоретическим выводам современных ученых? Сообщество ученых-философов, педагогов, психологов, культурологов (Г.А. Берулава, М.А. Берулава, А.Л. Болховский, А.Я. Данилюк, Г.И. Ибрагимов, М.Н. Кондаков, В.В. Краевский, А.М. Новиков, В.А. Тестов, А.В. Хуторской, К.Н. Шеховцова, Д.И. Фельдштейн и др.) единодушны в оценивании современной системы образования как не отвечающей требованиям наступившей постиндустриальной информационной эпохи и не способной работать в новых условиях. Необходимо выстраивать новую систему с принципиально новыми целями и задачами, направленными на решение нетипичных проблем3.

В аннотации к своему учебнику С.А. Смирнов пишет о том, что в нем «раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки», однако с ним нельзя целиком согласиться. Основной материал учебника - традиционная зуновская педагогика. Инновационные педагогические идеи и инновационная педагогическая практика фактически не раскрывается в данном учебнике, а продекларированы лишь редким упоминанием слова «инновация» без раскрытия её сущности, в педагогической теории. В качестве инноваций приводятся в работе С.А. Смирнова виды методик обучения. Методику обучения он определяет как «некий набор правил, принципов, методов и средств, позволяющих проводить обучение в рамках определенной педагогической системы»4. И опять мы видим, что в определении методики упущены формы и приемы. Более того, по мнению авторского коллектива этого учебника, «наиболее эффективными методиками обучения, которые выросли из самостоятельных педагогических систем и сегодня успешно применяются, являются методики, разработанные на основе:

- педагогической системы Л.В. Занкова;

- педагогической системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;

- педагогической системы «Школа 2000».

2 Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. 8-е изд., стер. М., 2008.

3 Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Педагогика 2012, №1. С. 3; Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме образования // Педагогика. 2012. №4. С. 4; Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2012. №4. С. 11.

4 Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. 8 -е изд., стер. М., 2008. С. 222.

Нельзя не согласиться с авторами в том, что эти педагогические системы, возникшие в 56-80-е гг. ХХ века, обосновавшие систему развивающего обучения, широко использовались в учебных заведениях, особенно в школах. Но сегодня они -проходящий этап в развитии системы образования XXI в., хотя именно в них зарождались активные методы обучения. Классификация С.А. Смирнова содержит следующие методы: «представления нового содержания; выработки умений и накоплений опыта учебной деятельности; закрепления и повторения изученного материала; эмоционального стимулирования; накопления опыта межличностных отношений, эмоциональной и творческой деятельности; организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта; методы развития познавательного интереса; методы формирования ответственности и обязательности; методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств; методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся»5.

Классификация методов обучения по десяти основаниям, разработанная авторским коллективом во главе с С.А. Смирновым представляет собой особую ценность. Написанная для школы, она в значительной степени отражает и многие методы и приемы работы в вузе, создает возможность творчески использовать их в вузовском образовательном процессе. Более того, не ограничиваясь в рамках обучения, она затрагивает и отражает органическое единство процессов обучения, воспитания и развития обучающихся, чего очень часто не хватает в вузе. Более того, в учебном пособии перечислены активные методы обучения, по содержанию и целенаправленности фактически адекватные интерактивным методам и приемам. Изложенный материал по методам обучения вполне может быть творчески позаимствован учеными и преподавателями вузов для разработки классификации вузовских интерактивных методов обучения.

Многое можно творчески использовать из материалов форм организации обучения, изложенных в этом же издании для классификации вузовских форм обучения. Форма обучения отражает внешнюю сторону организации учебного процесса и характер взаимоотношений его участников. Но форма обучения органически связана и с внутренней, содержательной стороной педагогического процесса. Каждая из форм обучения может применяться в различных методах обучения и наоборот. Так как организационных форм обучения очень много, то можно среди них выделить следующие группы:

- способы обучения;

- системы обучения;

- формы учебной деятельности обучающихся;

- формы организации текущей учебной работы класса, группы.

Авторы отмечают, что в настоящее время формы организации группового обучения в рамках методического способа обучения называют системами обучения. Однако сами же и признают, что системы обучения и формы обучения - не идентичные понятия. Система обучения - понятие более объемное и широкое. С позиций методов нас больше всего интересуют формы учебной деятельности обучающихся как способы организации их совместной деятельности с другими участниками педагогического процесса деятельности во всзаимосвязи. Выделяются

5 Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. 8 -е изд., стер. М., 2008. С. 222.

формы учебной деятельности учащихся: парная или индивидуальная; групповая; коллективная; индивидуально-обособленная (самостоятельная работа обучающегося); формы организации текущей учебной работы класса, где основной формой является урок (урок изучения нового материала; урок совершенствования умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок контроля и коррекция знаний, умения, навыков; комбинированный урок; внеурочные формы организации текущей учебной работы (экскурсия, домашняя работа, факультативные и дополнительные занятия, мероприятия внеклассной работы (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

И опять-таки формы школьного обучения, подробно перечисленные в классификации С.А. Смирнова во многом могут служить теоретической опорой в разработке классификации интерактивных форм обучения, используемых в современном инновационном вузовском процессе. Авторский коллектив, предугадывая современность становления интерактивных методов и форм обучения, как будто опасается инновационности, хотя и пытается её признать.

Система образования XXI века основана на новой педагогической теории с соблюдением преемственности в новаторстве. Сегодня новаторство основано на ином нормативно-правовом поле, включающем переход от концепции модернизации российского образования и закона «Об образовании 1992 г.» к долгосрочным документам, таким как «Национальная доктрина образования - 2025», «Стратегия -2020», «Наша новая школа», образовательные стандарты второго и третьего поколения, закон «Об образовании в Российской Федерации» и др. В этих документах в абрисном плане показаны контуры новой системы образования в России.

Русская педагогическая наука в лице её виднейших представителей всегда поддерживала преемственность традиций и новаторства: «Традиции и новаторство -соотносительные понятия, характеризующие передачу от одного поколения к другому обрядов, обычаев, норм поведения, вкусов и т.п. Понятия «традиции» и «новаторство» связаны, пренебрежение ими приводит к нарушению преемственности, благодаря которой культура является органически целым достоянием человечества. В педагогическом процессе традиции находят свое продолжение в преемственности, главным созидательным фактором которой является новаторство»6.

Инновационные интерактивные методы обучения являются безусловным преемником активных методов обучения. «Активные методы обучения возникли вместе с зарождением педагогической науки. В приложении к работе В.Д. Федорова, Л.Г. Семушкина, В.А. Подвойской - в «Словаре образовательных терминов» понятие «активные методы обучения» трактуется так: - «Это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых, строятся, в основном, на диалоге, предполагающем обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Наиболее распространенными и характерными активными методами обучения

у

являются: беседа, диспут, семинар, тренинг, деловая игра» .

Как видно из сущности этого определения, оно отражает понимание активных методов обучения с позиции классической традиционной зуновской педагогики. В нем отсутствует самое главное - деятельная социально-гуманистическая направленность интерактивных методов обучения, активное внедрение образовательных технологий, основанных на субъект-субъектных отношениях

6 Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2002. С. 491.

7 Федоров В.Д., Семушина Л.Г., Подвойский В.А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях. М., 2004. С. 168.

обучаемых и обучающего, основанных на отношениях сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания, доверия, соучастия, сопричастности между всеми субъектами образовательного процесса, исключающее жесткое управление и манипулирование личностью обучаемого. Названные некоторые виды активного обучения используются и в инновационном интерактивном обучении, однако с новым содержанием, формой, методами и приемами, используемыми с другими целями и задачами в образовательном процессе и в другом коммуникативном пространстве с характеристиками его, отвечающими образовательному дискурсу (по определению Е.П. Сорокоумовой).

В органическом единстве с возникновением и развитием форм, методов, приемов и средств обучения возникали и развивались средства воспитания. «Средства воспитания - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функции развития учащихся, предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую вовлекаются воспитанники: труд, игра, ученик, общение»8. Мы исходим из того, что деление форм, методов, приемов и средств на обучающие и воспитывающие - чисто условное явление. В педагогике издревле обучение рассматривают вместе с воспитанием, воспитание - с обучением А.А. Радугин объединяет их, называя формами, методами, приемами и средствами воздействия на личность9. Формы, методы, примы и средства педагогического воздействия на личность всегда были и остаются в арсенале творчески работающих педагогов, обеспечивающих неразрывное единство обучения и воспитания будущего специалиста. Образовательный процесс в вузе основан на применении образовательных технологий. Образовательная технология вмещает в себя все его компоненты в их интегративной связи и органическом единстве. Следовательно, необходимо вести речь об обобщенных многообразных формах, методах и средствах, которые адекватны и содержанию обучения, и субъект-субъектным отношением участников образовательного процесса, т.е. о методике преподавания, как отдельной отрасли педагогической науки.

«Методика» и «технология» - не синонимичные понятия. По поводу их общих черт и различий в научной педагогической литературе продолжается то затихающая, то возобновляемая дискуссия.

Вопрос о соотношении «методики» и «технологии» настолько не решен, что, анализируя различные точки зрения, Н.В. Бордовская предлагает самому читателю-педагогу принимать решения о том, в какой значении он будет использовать эту терминологию, как её воспринимать и понимать. Приведем основные позиции по этому вопросу:

- «понятие «технология» и «методика» рассматриваются как идентичные, или, по крайней мере, взаимозаменяемые понятия. (А.Е. Щуркова);

- понятие «технология» рассматривается как более широкое понятие, чем «методика», которая может быть элементом той или иной технологии. В этом случае рассматриваются разные уровненные их соотношения. (М.П. Симбирская, В.Д. Симоненко);

- частная конкретная методика рассматривается в рамках более общей технологии (В.П. Беспалько);

- технология - специфическая составная часть методики (Н.И. Орлов);

8 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000. С. 142.

9 Психология и педагогика: учебное пособие под ред. А.А. Радугина. М., 2000.

- технология - форма реализации методики (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров);

- технология - рациональное (довольно стабильное) сочетание нескольких последовательных применяемых операций для получения какого-нибудь продукта, т.е. методика преподавания отдельных предметов (Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова) и

др.»10.

Следует отметить, что определение выбора соотношения «технологии» и «методики» даны читателям-педагогам в качестве непосильной задачи, так как, во-первых, ни одно положение из приведенных Н.В. Бордовской точек зрения не обосновывается, а лишь констатируется; во-вторых, сущностно не раскрывается ни то, ни другое понятие в констатируемых точках зрения, т.е. не подтверждено размышлениями и выводами, представляющими теоретические заключения о соотношении «методики» и «технологии»; в-третьих, основанием для их соотношения являются несоотносимые с другими точками зрения доводы авторов. Они слишком разноплановые по сопоставлению этих понятий; в-четвертых, «технология» обучения - это не проблемное и программированное направление обучения, а совсем иная категория со своими структурными компонентами и их отождествлять с технологией, по крайней мере, просто нецелесообразно.

На наш взгляд, в любой концепции должны быть четко раскрыты методологические основы. Поэтому хотелось бы на страницах учебного пособия «Современные образовательные технологии» прочитать, увидеть, встретить обоснованную авторскую позицию соотношения понятий «методика» и «технология» в профессиональном образовании.

С оригинальной идеей о соотношении «педагогической технологии» и «методики обучения» выступил Б.С. Безруков: «Педагогическая технология - это комплекс упорядоченных, последовательно взаимосвязанных действий участников педагогического процесса, направленных на достижение цели. Методика обучения -это общее описание педагогического процесса согласно исходной идеологии, а технология обучения - это описание действий конкретной деятельности конкретных людей в конкретных пространственно-временных условиях. В методиках обучения рассматривается процессуальная сторона организации познавательной деятельности, а в технологиях - личностно-деятельностная. Они представляют собой этапы проектирования, конечной целью которого и является создание технологии обучения. Только на основе методик создаются технологии. В свою очередь, методики создаются на базе теории и методологии»11. Однако с данным утверждением автора, на наш взгляд, полностью согласиться нельзя, так как не только методика, но и технология обучения создаются на базе теоретико-методологической основы и включают в себя цель, теоретико-методологическую основу, взаимоотношения участников образовательного процесса, формы, приемы, методы, средства, инструментарий диагностики, конечные результаты и их интерпретацию. Более того, нами уже высказана мысль, что методика - только часть технологии. Одна из её компонентов. Педагогическая технология, технология образования, в частности, более емкое и широкое понятие, но нельзя отрицать взаимосвязь и взаимозависимость, взаимообусловленность этих понятий.

10 Современные образовательные технологии (под ред. академика РАО Н.В. Бордовской. 3-е изд. М., 2013. С. 17.

11 Безруков В.С. Дихотомический подход к развитию педагогических знаний // Педагогика. 2010. №8. С. 19-29.

Казалось бы, что вопрос о соотношении «методики» и «технологии» достаточно прост. И дискутировать так долго не надо. Однако дискуссии, рожденные в конце ХХ века по этой проблеме, столь же остры и не прекращаются и сегодня в педагогике, в том числе и профессиональной. Так же, как и ранее, высказываются и активно обсуждаются различные точки зрения. Одна из них такова: технологию от методики отличают, во-первых, гарантированность конечного результата и проектирование образовательного процесса. (В.В. Беспалько, В.М. Монахов и др.); во-вторых, методика обучения - это приложение к теории обучения, цель этой методики - перевод теоретических положений в конкретные педагогические действия, а технология только способствует организационному упорядочиванию всех этапов образовательного процесса. (Г.И. Саранцев, А.И. Уман и др.). Ни с одной, ни с другой точкой зрения, на наш взгляд, полностью нельзя согласиться: в первой точке зрения вызывает сомнение утверждение, что только технология гарантирует конечный результат и проектирование образовательного процесса. А что, разве эффективная методика не оказывает весьма существенное влияние на конечный результат и не входит в проектирование образовательного технологического процесса? Методика обучения не просто приложение к технологии обучения, а один их ведущих и обусловливающий её успех компонентов.

Более того, стоит отметить и тот факт, что в педагогической науке достаточно часто можно встретить подмену понятий «метод» как философская категория и «метод» как составная часть методики как отрасли педагогической науки, идет подмена понятий: «методика обучения» и «метод». А это разные понятия. И.Ф. Харламов отмечает, что «долгое время дидактика была единственной педагогической дисциплиной, исследовавшей теорию и методику обучения. Но впоследствии стало обнаруживаться, что она не в состоянии раскрыть специфику учебной работы по каждому предмету, так как эта специфика является весьма существенной. Это привело к тому, что из дидактики стали выделяться и формироваться такие особые педагогические дисциплины, которые стали называться частными дидактикам. В результате этого разграничились и области исследования. За дидактикой осталась разработка общетеоретических основ процесса обучения. Частные же методики, используя теоретические идеи дидактики, исследуют организацию обучения по отдельным предметам. Естественно, что дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга»12.

Отсюда можно сделать вывод о том, что, во-первых, частные методики пока что развиваются далеко не в русле инновационной педагогической технологии, их формы, методы, приемы и средства, будучи оторванными от педагогических концепций, не дают практически эффективных результатов в реальной педагогической образовательной деятельности; во-вторых, это означает, что еще далеко не сложилась взаимосвязь и взаимообусловленность общей дидактики (теории и практики обучения) с частными методиками обучения, что и тормозит решение данной проблемы, вызывая острые и столь противоречивые точки зрения и дискуссии о проблеме соотношения «технологии» и «методики».

В.И. Загвязинский так размышляет о возможных путях решения этой дискуссионной проблемы: «И технология, и методика обладает системностью (в их основе должны лежать система научных законосообразных положений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно

12 Харламов И.П. Педагогика: учебное пособие для педагогических вузов. 4-е изд. М., 2000. С. 126.

ведущей к цели (это, например, система программированного обучения), т.е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие способов решения достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью»13.

Ни на йоту не сомневаясь в глубокой эрудиции в области педагогической теории В.И. Загвязинского, мы должны возразить ему в истине этих теоретических положений: во-первых, В.И. Загвязинский, «безусловно, прав в том, что и технология, и методика обладают системностью (раз есть структура и в той, и в другой, компоненты, её составляющие, - это уже явление сложное, системное), однако, во-вторых, почему же технология обладает жесткой определенной системой предписаний, ведущих к цели, т.е. инструментальностью, а методика - не обладает высокой инструментальностью, предусматривая тоже многовариативность способов реализации достижения цели» . Ведь все педагоги-ученые, исследующие педагогические технологии, указывают на их многообразие, вариативность (например, Н.В. Бордовская дает анализ феномена технологий через раскрытие общей характеристики педагогических технологий, технологий обучения, технологий работы с информацией субъектов образовательного процесса, технологий актуализации образовательного процесса, экспертно-оценочных технологий), более 4-х десятков разновидностей технологий описывает в своей работе В.С. Кукушин, при этом отмечая тоже: «Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения, содержание обучения, система педагогического воздействия, организация учебного процесса, учитель, ученик, результат деятельности»15.

Разве методика, являясь отраслью педагогических знаний в формах, методах, предметах и средствах обучения при их выборе по принципу адекватности целям, задачам, содержанию образовательного процесса, не столь же высоко инструментальна?

Авторы большого научного труда по образовательным технологиям под ред. Н.В. Бордовской сделали попытку разведения понятий «метод», «технология», «методика». Они отмечают, что «метод» (проблемный метод, метод диалога; метод сотрудничества, тренинг и др.) может определять форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создаваемой и применяемой технологии для тех или иных целей (обучения, развития и т.д.)»16. Напрашивается вопрос: а в том ли смысле надо трактовать понятие «метод», сопоставляя его с методикой и технологией? По предложенной логике рассуждений здесь метод употребляется в значении категории философии образования как одна из его теоретико-методологических основ. А авторский коллектив рассматривает его сущность как элемент структуры методики - отрасли педагогических знаний, вне остальных её структурных элементов. В первом своем категориальном значении среди этих терминов его надо рассматривать действительно перед методикой и технологией. «Метод в специально философском значении, как средство познания, есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета сознательное применение научно обоснованных методов является существеннейшим условием

13 Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001. С. 95-96.

14 Там же.

15 Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей (под общей редакцией В.С. Кукушина; изд. 4-ое, перераб., дополн. Ростов-на-Дону, 2010. С. 5.

16 Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд., стер. М., 2013. С. 13.

получения новых знаний. В процессе развития познания вырабатывались такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др. В основе всех методов познания лежит

17

объективная действительность» .

«Методика, по мнению указанных авторов, выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности педагога. Она описывается, как правило, без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения с её помощью цели. В отличие от педагогической технологии, основанной на прогностическом знании о механизмах получения желаемого результата, источником появления новой методики чаще всего является обобщение положительного инновационного практического опыта конкурентных носителей того или иного способа педагогической деятельности.

Если технология предстает как часть педагогической культуры сообщества педагогов-профессионалов, то методика отражает опыт конкретного субъекта, являясь достоянием локальной культуры отдельных педагогов и фактом педагогического мастерства и творчества в решении определенного типа педагогических задач»18.

И опять нельзя согласиться с высказанной точкой зрения о соотношении методики и технологии.

«Методика (шеШо&ка - греч.) - 1) это совокупность способов целесообразного проведения деятельности; 2) отрасль педагогической науки, исследующей закономерности, правила, методы, приемы, и средства обучения определенному учебному предмету»19.

А.С. Смирнов дает такое определение методике обучения: «Это некий набор правил, принципов, методов и средств, позволяющих проводить обучение в рамках определенной педагогической системы. Другими словами, методика - это то конкретное (учебники, дидактические материалы, методические рекомендации и т.п.), что учитель может использовать в своей педагогической деятельности и на чем он может построить учебный процесс»20.

Исходя из вышеизложенных определений «Методики» А.С. Белкиным, Е.В. Ткаченко, А.С. Смирновым, вполне можно согласиться с утверждением Е.В. Бордовской о том, что методика выступает организационным началом в построении профессионально-педагогической деятельности, осуществляя связь закономерностей и правил дидактики с непосредственным практическим образовательным процессом.

Таким образом, источником появления новой методики являются проверенные в широкой практической деятельности, и эффективно внедренные в образовательный процесс, получившие широкое распространение педагогические инновационные идеи и концепции. Речь идет о методике как отрасли педагогической науки. А в учебном пособии под ред. А.С. Бордовской речь ведется об авторских методиках, об обобщенном личностном индивидуальном опыте педагога-мастера. Это не совсем одно и то же, хотя нельзя отрицать и передовой педагогический опыт, опыт учителей-

17 Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. Издание 3-е. М., 1975. С. 24.

18 Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд., стер. М., 2013. С. 13.

Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике. Екатеринбург, 2005. С. 196.

20. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. 8 -е изд., стер. М., 2008. С. 222.

новаторов, ускоряющих своим творческим трудом рождение и внедрение инновационных методических идей в практику обучения и воспитания.

Наконец, мы согласимся с утверждением того, что технология - часть педагогической культуры. Однако и методика - часть педагогической культуры, входящая в общую педагогическую культуру, благодаря своему вкладу в нее как компонента педагогической технологии. Чем выше эффективность и результативность форм, методов, приемов и средств методического компонента педагогической технологии, тем выше качество учебно-воспитательного процесса и вклад образовательной технологии в повышение уровня общей педагогической культуры. Методика обучения не носит локальный характер. Она функционирует на основе выработанных общепедагогических закономерностей, своих закономерностей, норм и правил. Но вполне можно согласиться с тем, что авторским методикам действительно присущи на первых порах локальный характер педагогической культуры, пока идеи, если они того стоят, не станут достоянием педагогического сообщества и педагогической практической деятельности в системе образования.

Так как проблема соотношения методики и технологии обучения еще пока что окончательно не решена, то в ней много проблем, а, следовательно, задач по их исследованию и разрешению.

Стоит остановиться еще на одной весьма интересной сравнительной характеристике сущности методики и технологии, данной М.П. Сибирской. Сравнительный анализ этих понятий автор проводит по следующим основаниям (признакам): назначение, определение, фактические исходные предпосылки проектирования, парадигма, ориентация (табл.1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика сущности методики и технологии

(М.П. Сибирская)21

Сравнительные признаки Методика Технология

1 2 3

Назначение Рекомендует применение отдельных методов, организационных форм и средств обучения Рекомендует процесс системы методов, организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучением

Определение Система научно-обоснованных методов, правил и приемов обучения Инструментарий достижения целей обучения. Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, систем, способов средств достижения целей и управления процессом обучения

Фактические исходные предпосылки проектирования Обоснование и процесс построения находит в технологии Цель-ориентация на результаты. Методологическая основа методики

21 Сибирская М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников. СПб., 1997. С. 34-35.

Парадигма Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса Проект будущего учебного процесса

Ориентация На обучающих На обучающихся

По мнению М.П. Сибирской, методика «рекомендует применение отдельных методов, организационных форм и средств обучения». Это слишком безликое выражение, не раскрывающее сути отличия. Ведь речь идет о соотношении методики и технологии, их сравнении. На наш взгляд, в качестве отличия необходимо отметить то, что методика - составная часть, элемент, компонент любой педагогической (образовательной, воспитательной и т.д.) технологии. Поэтому в органичном единстве целей и задач данной педагогической технологии, исходя из содержания обучения, субъект-субъектных отношений, участников образовательного процесса отбираются и прогнозируются те формы, методы, приемы и средства обучения, которые оптимально способствуют общей цели обучения. В своем назначении педагогическая технология конструируется для воплощения всех компонентов с их системами уровней, форм, методов, средств, приемов взаимодействия и общения обучающих и обучающихся, с их инструментарием и механизмом измерения результатов обучения, интерпретация которых свидетельствует о реальном педагогическом воплощении технологической конструкции (модели), об эффективности образовательного процесса и управления им.

В строке «определение» надо было, на наш взгляд, отметить, что «методика», это отрасль педагогической науки, набор правил, принципов, методов, приемов и средств, позволяющих проводить продуктивное обучение в определенной системе педагогической технологии, будучи её подсистемой и эффективно «вливаясь» в общую систему обучения.

В графе «Технология» определение не соответствует сути: педагогическая технология - это системная категория, структурными составляющими которой являются цели и задачи обучения, инновационное содержание обучения, отобранное педагогом на трех уровнях: метапредметном, межпредметном и уровне материала учебного предмета (по Э.Ф. Зееру); субъект-субъектное отношение участников образовательного процесса, основанные на соучастии, содоверии, сопомощи; формы, методы, приемы и средства обучения, идентичные содержанию и диалоговому общению в обстановке сложившегося образовательного дискурса (Е.А. Сорокоумова); критерии, показатели, механизмы диагностики уровней и качества обучения и воспитания и интерпретация результатов после реализации спрогнозированной технологии в образовательном процессе.

В графе «Фактические исходные предпосылки проектирования», на наш взгляд, не совсем теоретически точно, хотя и близко по смыслу, дано определение исходных предпосылок проектирования методики. Дело в том, что конструирование или проектирование методических форм, методов, приемов и средств обусловлено необходимостью установления органической взаимосвязи всех компонентов технологии для достижения цели образовательного процесса, спроектированной как модель, воплощаемая в реальном образовательном процессе.

Что касается технологии, то в этой графе проектирование результатов воспитания, обучения и развития обучающихся должно базироваться на теоретико-методологической основе концепции «педагогической технологии», обеспечивающей реализацию её функций и принципов, с помощью которых будут интегрироваться и

эффективно взаимодействовать системные технологические компоненты всего образовательного процесса, в которых одно из важнейших мест отводится методике обучения. Парадигма и у методики, и у технологии может являться полипарадигмальной, но ведущей на современном этапе в системе образования является деятельностная (компетентностная), стратегической задачей которой является повышение качества обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика должна быть ориентирована на максимальную активность познавательной деятельности, развития «всех сущностных сил как обучающих, так и обучающихся». В этом залог успеха инновационного обучения. Ориентация в методике должна быть нацелена на обучающихся, но с учетом педагогического почерка, особенностей его у обучающего, в технологии ориентация должна быть направлена на «сознательное усвоение на основе её реализации знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми обучающиеся должны прочно овладеть в образовательном вузовском процессе и быть готовым успешно использовать их в личной, профессиональной и общественной жизни. Результатом научно обоснованной образовательной технологии должны быть одновременно осуществляемые в вузовском образовательном процессе личностное развитие, становление мировоззрения, профессиональное обучение и социализация будущего специалиста, готового максимально реализовать свои интеллектуальные, духовно-нравственные и деятельностные способности для себя, своего карьерного роста, для пользы общества и блага людей.

Все, что изложено выше, позволяет нам представить свою таблицу (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика соотношения методики и технологии в современном вузовском образовательном процессе

Сравнительные признаки Методика Технология

1 2 3

Назначение Методика - составная часть, компонент любой педагогической технологии (образовательной, воспитательной, информационной и т.д.), способствуя реализацией форм, методов, приемов и средств достижения цели и реализации задач обучения Педагогическая технология проектируется, конструируется, а затем реализуется в практической вузовской образовательной деятельности для достижения цели обучения в органическом единстве всех интегративных компонентов, входящих в нее как единую комплексную сложную систему в качестве подсистем инновационного содержания, субъект-субъектных отношений всех участников образовательного процесса, форм, методов, приемов и средств обучения, критериев, показателей, механизмов диагностики уровней качества

обучения и интерпретации его результатов

Определение Методика - одна из отраслей педагогической науки, включающая набор правил, принципов, форм, методов, приемов и средств, позволяющих производить продуктивное обучение определенной педагогической технологической системе, будучи одной из её важнейших подсистем Педагогическая технология -последовательная взаимосвязанная система компонентов, спроектированных преподавателем и направленных на решение задач воспитания, образования и развития студентов и последовательно воплощенных затем в образовательном вузовском процессе в тесной интегральной связи, обусловливающей повышение качества обучения

Фактические исходные предпосылки проектирования Проектирование форм, методов, приемов средств должно исходить и быть обусловлено необходимостью органического единства, взаимосвязи всех компонентов технологии для выполнения целей, спроектированной как образец, модель и реализуемой в практической педагогической деятельности Проектирование результатов воспитания, обучения и развития студентов должно базироваться на теоретико-методологической основе концепции «педагогическая технология», обеспечивающей реализацию функций и принципов, с помощью и на базе которой будут интегрально и эффективно взаимодействовать системно-технологические компоненты образовательного процесса, в которых одно их важнейших мест отводится методике обучения

Парадигма На каждом историческом этапе развития образования действует ведущей парадигма, объективно обусловленная временем. Методика обучения в постиндустриальную эпоху основаны на полипарадигмальности, но ведущей парадигмой является деятельностная (компетентностная) стратегической задачей которой является повышение качества и эффективности используемых инновационных Педагогическая технология базируется, как и все системы образования, на деятельностной парадигме образования, представляющей совокупность теоретических, методологических, технологических и иных установок, принятых научным сообществом на постиндустриальном этапе развития российского образования, которыми и руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении проблем современных инновационно-педагогических

интерактивных форм, методов, приемов и средств обучения технологий. Новая парадигма в технологии означает отказ от образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства её самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры. Это и составляет цель реализации деятельностной парадигмы в технологии

Ориентация Методика должна быть ориентирована на максимальную активизацию учебно-познавательной деятельности как обучающих, так и обучающихся, обеспечивающую высокое качество обучения В «технологии» ориентация всех её компонентов должна быть направлена на сознательное усвоение знаний, умений, навыков, способов деятельности, которые в результате реализации её в образовательном процессе прочно усвоит обучающийся и будет готовым успешно использовать их в личной, профессиональной и общественной жизни

Выше приведенный обзор авторских позиций свидетельствует о том, что разом, глобально все проблемы ни инновационного образовательного процесса, ни инновационной педагогической технологии, ни инновационного обучения, ни интерактивного обучения решить невозможно. Нет реальной почвы практической образовательной деятельности для таких теоретических обобщений. Наша инновационная педагогика теоретически напоминает пока воздушный замок на ненадежном, слабом методологическом фундаменте. Этим и объясняется недостаточно обоснованные, зачастую прямо противоположные идеи и концепции, что, естественно, приводит к острым, но мало конструктивным, фактически нерезультативным дискуссиям среди педагогов-исследователей, да и всего вузовского педагогического сообщества. Необходимо укреплять, обновляя коренным образом фундамент педагогической науки, её теоретико-методологическую базу.

Но фундамент закладывается по кирпичикам, неразделимо связанным между собой. Применительно к обсуждаемой проблеме это должно выглядеть примерно так: педагогические технологии состоят из совокупности компонентов, которые, выполняя каждый свою функцию, образуют систему педагогической технологии со своим содержанием, спецификой образовательного дискурса, формами, методами, приемами и средствами и т.д. В свою очередь, технологии - элемент целостного педагогического процесса, системообразующим фактором которого является образовательная цель. И начинать исследование проблемы повышения качества функционирования и развития любой системы, в том числе и современного вузовского образовательного процесса, необходимо с изучения состояния,

закономерностей и факторов социально-культурной среды, в которую эти системы входят, реализуя государственную социально-экономическую и образовательную стратегии. «В условиях постиндустриального общества, жизнедеятельность которого выстраивается на основе инновационного проектирования, принцип преемственности и инновационного традиционализма становится главенствующим в определении образа будущего России. Он заключается в аккумулировании всего лучшего, что было и есть в отечественной и мировой педагогике, науке, культуре, духовной традиции и, при опоре на это лучшее, создании нового, более совершенного общества»22. Только на основе социально обоснованной и соотнесенной с национальными интересами образовательной политике можно рассчитывать на становление новой методологии и методики профессионального образования. Только на основе новых целей и задач обучения и воспитания, инновационного содержания, адекватного вызовам времени, образовательные вузовские технологии будут проектироваться и продуктивно реализовываться в практическом образовательном процессе.

Список литературы

1. Безруков В.С. Дихотомический подход к развитию педагогических знаний / В.С. Безруков // Педагогика. - 2010. - №8. - С. 19-29.

2. Белкин А.С. Диссертационный совет по педагогике / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. - 208 с.

3. Берулава Г.А. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве. / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Педагогика. - 2012. - №4. - С. 11-20.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия. 2000.

6. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей (под общей редакцией В.С. Кукушина. - Изд. 4-е, перераб., дополн. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ» феникс.

7. Сибирская М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников / М.П. Сибирская. - СПб.: Наука, 1997. - 189 с.

8. Слободчиков В.И. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект. - 2018. -Электр. рес.: http://ost101.narod.ru/2018_Doktrina.pdf.

9. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.

10. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 512 с.

11. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме образования / В. А. Тестов // Педагогика. - 2012. - №4. - С. 3-11.

12. Федоров В.Д., Семушина Л.Г., Подвойский В.А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях. - М.: НПЦ «Профессионал - Ф», 2004.

13. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума / Д.И. Фельдштайн // Педагогика. - 2012. - №1. - С. 3-12.

14. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. - Издание 3-е. - М.: Изд-во Политической литературы, 1975.

15. Харламов И.П. Педагогика: учебное пособие для педагогических вузов / И.П. Харламов. - 4-е изд. -М.: Гардарики, 2000. - 517 с.

16. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 2002. - 723 с.

22 Слободчиков В.И. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект. 2018. URL: http://ost101.narod.ru/2018_Doktrina.pdf.

METHODS AND INTERACTIVE LEARNING TECHNIQUES: THE PROBLEM OF CLASSIFICATION AND THEIR ESSENTIAL DIFFERENCES

V.I. Kovalenko1), OA. Sokolova2), S.I. Mamatova3)

1 2 3)

, ' ) Belgorod State Institute of Arts and Culture

1 2 3)

, ' ) e-mail: pmpo@bgiik.ru

The article deals with some approaches to the classification of forms, methods and means of education, considering needs for radical update of the professional education methodology. The genesis of the problem of classification of pedagogical methods, prerequisites and conditions for the effective use of innovative techniques of interactive learning are observed in the article. Theoretical results of the comparative analysis of the concepts «technology» and «technique» are given; the directions of pedagogical researches on improvement of professional education system in modern conditions are defined.

Keywords: forms, methods, interactive learning, information society, educational methods, educational technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.