Научная статья на тему 'МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ КОНЦЕПТА КАК ТЕКСТА «НОВОЙ ПРИРОДЫ» В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ'

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ КОНЦЕПТА КАК ТЕКСТА «НОВОЙ ПРИРОДЫ» В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт как текст «новой природы» / междисциплинарные курсы / концептно-ориентированная задача / концепт-эссе / контент-анализ / concept as a text of "new nature" / interdisciplinary courses / concept-oriented task / concept essay / content analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерстобитова Ирина Анатольевна

В статье актуализируется проблема методики и технологий освоения концепта как текста «новой природы» и развития педагогической рефлексии учителя в процессе повышения квалификации. Цель исследования на курсах повышения квалификации оценить влияние изучения темы курса на мотивацию педагога к учебной-методической деятельности в процессе повышения квалификации, на результативность, выражающуюся в желании использовать приёмы работы с концептами как текстами «новой природы» в практической учебной деятельности. Методологической базой исследования стали как концепции, представленные в исследованиях образования взрослых. Актуальность курса повышения квалификации и эффективность его прохождения учителями анализировалась основе ряда подходов: деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев), компетентностного похода (И.А. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.А. Хуторской, М.А. Чошанов), антропологического подхода (В.И. Слободчиков, П. Херст). Основу исследования составили эмпирические методы: педагогическое наблюдение и рефлексивный анализ изменения уровня мотивации к учебно-методической деятельности и результативности освоения концептов как текстов «новой природы» в рамках курса средствами анализа продуктов учебной деятельности слушателей (решения практико-ориентированных задач, анкетного опроса). Проведён контент-анализ продуктов деятельности слушателей курсов. В статье приводятся авторские разработки заданий для учителей в рамках курсовой подготовки. На основе результатов исследования обозначены затруднения, которые испытывают преподаватели при подготовке и проведении учебного занятия на основе концепта как текста «новой природы». В выводах сформулированы теоретическая и практическая значимость проведённого исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problem of methods and technologies of mastering the concept as a text of "new nature" and the development of pedagogical reflection of the teacher in the process of professional development. The purpose of the study at the advanced training courses is to assess the impact of studying the course topic on the teacher's motivation for educational and methodological activities in the process of professional development, on the effectiveness expressed in the desire to use techniques of working with concepts as texts of a "new nature" in practical educational activities. The methodological basis of the study was both concepts presented in adult education studies. The relevance of the advanced training course and the effectiveness of its passage by teachers were analyzed on the basis of a number of approaches: an activity-based approach in teaching (L.S. Vygotsky, V.V. Davydov, A.N. Leontiev), a competence-based campaign (I.A. Zimnaya, A.A. Verbitsky, A.A. Khutorskoy, M.A. Choshanov), an anthropological approach (V.I. Slobodchikov, P. Hurst). The research was based on empirical methods: pedagogical observation and reflexive analysis of changes in the level of motivation for educational and methodological activities and the effectiveness of mastering concepts as texts of a "new nature" within the course by means of analyzing the products of students' educational activities (solving practice-oriented tasks, questionnaire survey). A content analysis of the products of the students' activities was carried out. The article presents the author's development of tasks for teachers in the framework of course training. Based on the results of the study, the difficulties experienced by teachers in preparing and conducting a training session based on the concept as a text of the "new nature" are indicated. The conclusions formulate the theoretical and practical significance of the study.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ КОНЦЕПТА КАК ТЕКСТА «НОВОЙ ПРИРОДЫ» В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ»

Литература:

1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. - 2002. - 512 с.

2. Калачева, A.B. Перспективы развития адаптивной физической культуры и спорта в современном обществе на примере алтайского края / A.B. Калачева, Д.Е. Баянкина // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Л.Г. Пащенко. -Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. - С. 332-340

3. Новичихина, Е.В. Адаптивный спорт в Алтайском крае / Е.В. Новичихина, А.И. Лынникова // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016018978 (дата обращения: 11.08.2023)

4. Преснякова, Т.Н. Проблема сознательного выбора профессии педагога / Т.Н. Преснякова, С.А. Анкудинова, H.A. Непочатых // Образование. Наука. Научные кадры. -2019,- №2. - С. 209-216

5. Хитрюк, В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов: результативность дидактической модели / В.В. Хитрюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. -2015. -№5. - С. 112-120

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Шерстобитова Ирина Анатольевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ КОНЦЕПТА КАК ТЕКСТА «НОВОЙ ПРИРОДЫ» В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация. В статье актуализируется проблема методики и технологий освоения концепта как текста «новой природы» и развития педагогической рефлексии учителя в процессе повышения квалификации. Цель исследования на курсах повышения квалификации - оценить влияние изучения темы курса на мотивацию педагога к учебной-методической деятельности в процессе повышения квалификации, на результативность, выражающуюся в желании использовать приёмы работы с концептами как текстами «новой природы» в практической учебной деятельности. Методологической базой исследования стали как концепции, представленные в исследованиях образования взрослых. Актуальность курса повышения квалификации и эффективность его прохождения учителями анализировалась основе ряда подходов: деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев), компетентностного похода (И.А. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.А. Хуторской, М.А. Чошанов), антропологического подхода (В.И. Слободчиков, П. Херст). Основу исследования составили эмпирические методы: педагогическое наблюдение и рефлексивный анализ изменения уровня мотивации к учебно-методической деятельности и результативности освоения концептов как текстов «новой природы» в рамках курса средствами анализа продуктов учебной деятельности слушателей (решения практико-ориентированных задач, анкетного опроса). Проведён контент-анализ продуктов деятельности слушателей курсов. В статье приводятся авторские разработки заданий для учителей в рамках курсовой подготовки. На основе результатов исследования обозначены затруднения, которые испытывают преподаватели при подготовке и проведении учебного занятия на основе концепта как текста «новой природы». В выводах сформулированы теоретическая и практическая значимость проведённого исследования.

Ключевые слова: концепт как текст «новой природы», междисциплинарные курсы, концептно-ориентированная задача, концепт-эссе, контент-анализ.

Annotation. The article actualizes the problem of methods and technologies of mastering the concept as a text of "new nature" and the development of pedagogical reflection of the teacher in the process of professional development. The purpose of the study at the advanced training courses is to assess the impact of studying the course topic on the teacher's motivation for educational and methodological activities in the process of professional development, on the effectiveness expressed in the desire to use techniques of working with concepts as texts of a "new nature" in practical educational activities. The methodological basis of the study was both concepts presented in adult education studies. The relevance of the advanced training course and the effectiveness of its passage by teachers were analyzed on the basis of a number of approaches: an activity-based approach in teaching (L.S. Vygotsky, V.V. Davydov, A.N. Leontiev), a competence-based campaign (I.A. Zimnaya, A.A. Verbitsky, A.A. Khutorskoy, M.A. Choshanov), an anthropological approach (V.I. Slobodchikov, P. Hurst). The research was based on empirical methods: pedagogical observation and reflexive analysis of changes in the level of motivation for educational and methodological activities and the effectiveness of mastering concepts as texts of a "new nature" within the course by means of analyzing the products of students' educational activities (solving practice-oriented tasks, questionnaire survey). A content analysis of the products of the students' activities was carried out. The article presents the author's development of tasks for teachers in the framework of course training. Based on the results of the study, the difficulties experienced by teachers in preparing and conducting a training session based on the concept as a text of the "new nature" are indicated. The conclusions formulate the theoretical and practical significance of the study.

Key words: concept as a text of "new nature", interdisciplinary courses, concept-oriented task, concept essay, content analysis.

Введение. В рамках междисциплинарных курсов повышения квалификации «Методы и приёмы работы с концептами как с текстами «новой природы»» было проведено комплексное исследование актуальности методики и технологий освоения концепта как текста «новой природы». Курсы были адресованы учителям и включали лекции-семинары и вебинары, мастер-классы, тесты, предполагали практическую работу слушателей.

Изложение основного материала статьи. Механизм мотивации к работе с текстом в современной мультимедийной и цифровой действительности усложняется. Концепт как текст «новой природы» (Е.И. Казакова), семиотический текст (В.И. Карасик), «синтезное образование» (С.Г. Воркачёв), «сверхтекст» (А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, Н.Л. Мишатина, Т.М. Пахнова, Т.Н. Сокольницкая, Л.П. Сычугова, Л.А. Ходякова и др.), «открытый текст» (И.А. Шерстобитова) к желанию прочитать и усвоить текст добавляет желание «породить» (создать) свой собственный текст, отражающий личностное миропонимание молодого человека, живущего ещё и в сети, а значит, является мотивирующим дискурсом. Таким образом, концепт как текст «новой природы» - это «открытый текст», модель формирования «новой грамотности», или метаграмотности как совокупности многих грамотностей, в том числе и цифровой, неразрывно связанных с чтением и письмом.

Направление исследования концепта как текста «новой природы», которое является основой обучения в курсе повышения квалификации «Методы и приёмы работы с концептами как с текстами «новой природы»», имеет достаточно

широкое «функциональное измерение»: оно отвечает требованиям единой федеральной оценки компетенций учителя на основе профессионального стандарта «Педагог» по новым обобщенным трудовым функциям; на единой методологической основе получают развитие направления, являющиеся стратегическими и приоритетными в реализации государственной языковой политики и образовательных императивов современного общества. Рефлексия во время и после обучения, в основе которой учебно-методическая деятельность по формированию концепта как текста «новой природы», позволит учителю методически грамотно выстроить современный урок [7, С. 5].

Для разработчиков курса «Методы и приёмы работы с концептами как с текстами «новой природы»» было важно провести исследование мотивации к повышению квалификации, результативности этого процесса и влияния на дальнейший рост педагога. Поэтому цель исследования на курсах повышения квалификации - оценить влияние изучения темы курса на мотивацию педагога к учебно-методической деятельности в процессе повышения квалификации, на результативность, выражающуюся в желании использовать приёмы работы с концептами как текстами «новой природы» практической учебной деятельности.

Основу исследования составили эмпирические методы: педагогическое наблюдение и рефлексивный анализ изменения уровня мотивации к учебной и научной деятельности и результативности освоения концептов как текстов «новой природы» в рамках курса средствами анализа продуктов учебной деятельности слушателей (решения концептно-ориентированных задач, анкетного опроса). Проведён контент-анализ продуктов деятельности слушателей курсов.

В исследовании использованы концепции, представленные в диссертациях в области повышения квалификации педагогических кадров (C.B. Алексеев, С.Г. Вершловский, Т.В. Громова, A.A. Криулина, В.Ю. Кричевский, Е.П. Тонконогая, H.A. Чапоргина и др.). Также в исследовании была учтена полифункциональность обращения взрослого к образовательной деятельности и взаимосвязь («пульсация») мотива и результата познавательной активности (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Агеев, Л.А. Орлова, С.Г. Вершловский, М.А. Холодная Г.С. Сухобская, Ю.Н. Кулюткин). Поэтому перед началом курсов были проанализированы и психологические барьеры, с которыми взрослые сталкиваются в ситуации обучения: известно, что знания и умения, которые осваивает взрослый человек, автоматически не замещают старые и входят с ними в достаточно сложные отношения (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, И.А. Колесникова, С.И. Змеев). Исходя из того, что взрослый человек стремится к самостоятельности и самостоятельному принятию решений, в лекционных занятиях были предусмотрены элементы беседы, в практико-ориентированных работах было много креативного материала [3, С. 56]. Курс реализовывал задачи непрерывного образования (К.Я. Вазина, А.П. Владиславлев, A.B. Курлов, H.H. Лапин, Г.М. Романцев) и способствовал решению проблемы управления профессиональным развитием кадров (Ю.В. Васильев, А.Я. Найн, Э.М. Никитин).

Методологическая оценка любого курса повышения квалификации, позволяющего повысить компетентность слушателей, состоит из двух компонент: оценка полученных компетенций и оценка слушателями проведённых мероприятий.

Курсовая подготовка включала решение разработанных на основе учебных педагогических задач (термин И.Ю. Алексашиной) [1, С. 45] концентно-ориентированных задач (КЗ) - учебных задач построения концепта, реализующихся через систему приёмов и направленных на формирование и развитие концептного интеллекта. Всего в курсе в рамках констатирующего эксперимента слушателям необходимо было решить пять задач. Приведём пример такого задания.

Создайте задание к уроку-концепту в логике его актуализации как текста «новой природы» (тема урока, ступень обучения, УМК определяются самостоятельно). Требования к выполнению работы: представлен концепт как текст «новой природы»; в задании деятельность учащихся связана с формированием концепта как текста «новой природы»; оригинальность материала. Критерии оценивания: соответствие данным требованиям.

Результативность выполнения заданий оценивалась по критериям. Контент-анализ расчётов по выполнению итогового концептно-ориентированного задания приведены в таблице 1.

Таблица 1

Выполнение концептно-ориентированных задач

Критерии оценивания концептно-ориентированных задач % решения задачи по критериям

1) представлен концепт как текст новой природы; 60,9

2) в задании деятельность учащихся связана с построением концепта как текста новой природы; 30,2

3) оригинальность материала. 84,8

По данным таблицы 1 можно охарактеризовать общую тенденцию уровня решения задачи по критериям, а значит, и по освоению концептов как текстов «новой природы» в курсе повышения квалификации. Как видно из приведённых данных, интегральные показатели по критерию 1 и 3 у учителей достаточно высоки, в то время как критерий 2 демонстрирует низкий процент выполнения задания. Низкий процент может свидетельствовать о том, что учителя сами только учатся создавать учебные тексты как тексты «новой природы» на основе концептов.

Для выявления степени понимания текстов новой природы (концептов как текстов новой природы) слушателям курсов было дано задание написать небольшое (5-10 предложений) эссе (этап формирующего эксперимента): «Можно ли утверждать, что тексты "новой природы" - это источник образовательного потенциала и "новой грамотности" школьников?» Эссе - личностно-ориентированный жанр, нацеленный на формирование взаимосвязи между понятиями и концептами в картине мира личности. Таким образом, индивидуальность жанра хорошо корреспондирует с «природой» концепта - его принадлежностью сознанию субъекта [5, С. 350-355].

В ходе контент-анализа концепт-эссе (опыт концептной саморегуляции, построения собственной концептосферы) (термин И.А. Шерстобитовой) слушателей были разработаны критерии оценивания, эссе проанализированы с точки зрения этих критериев.

Таблица 2

Контент-анализ концепт-эссе

Критерии оценивания концепт-эссе % выполнения задания

1. Выраженность авторской научной позиции (непротиворечивость концепции), собственный анализ педагогической проблемы, субъективная оценка, наличие концепта (концептов), воплощённого (-ых) в картине мира. 78,5%

2. Иллюстрирование педагогического явления «тексты новой природы»/ «новая грамотность» собственными примерами. 45,7%

3. Понимание роли концептов как текстов «новой природы» в реализации задач формирования «новой грамотности». 78,7%

Как видно из приведённых данных в таблице 2, слушатели на основе авторских методологических подходов обосновывают свою методическую концепцию в отношении к новым понятиям в педагогике («концепт как текст новой природы», «новая грамотность»): интегральные показатели по критериям достаточно высокие, только по критерию 2 педагоги демонстрирует низкий процент выполнения задания. Это говорит о недостаточном владении педагогами методическими компетенциями.

С целью ранжирования ответов участников исследования разделим их на три группы: «за», «против», «воздержались». Так 72,1% положительно оценивают взаимодействие классических текстов и текстов «новой природы», считают актуальным рассмотрение концепта как текста «новой природы»: «Текст «новой природы» - это метатекст, существующий на стыке разных дисциплин. Он максимально соответствует тому, как современные дети и подростки воспринимают мир». В ряде анкет (26,6 %) говорится о необходимости обращения к концепту как тексту «новой природы» в связи с цифровыми реалиями образования, креолизацией классических текстов. В то же время в педагогических эссе можно встретить негативную оценку текстов новой природы (2,3%): «Рождённый в системе клипового мышления новый текст не будет способствовать вчитыванию в смысл, так как это другой тип мышления». Анализ педагогических эссе позволяет сделать выводы: понятие грамотности продолжает для ряда педагогических работников оставаться «линейным» (читать, писать). Однако даже базовая инструментальная грамотность подразумевает сегодня трансформацию с поправкой на форматы взаимодействия и способы передачи информации (текстовые и визуальные, в том числе в цифровой среде) [6, С. 10].

С целью исследования актуальности курса повышения квалификации и эффективности его прохождения для педагогических работников была разработана анкета на основе ряда подходов: деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев), компетентностного похода (И.А. Зимняя, A.A. Вербицкий, A.A. Хуторской, М.А. Чошанов), антропологического подхода (В.И. Слободчиков, П. Херст). При разработке анкеты использовались рекомендации С.Г. Вершловского по проведению педагогического исследования на основе количественно-качественного анализа информации [2].

Вопросы первого блока анкеты предполагали выявление уровня понимания целевых установок курса, содержали субъективную оценку результативности освоения курса «Методы и приёмы работы с концептами как с текстами новой природы» самими педагогическими работниками и были направлены на реализацию деятельностного и антропологического подходов.

Вопросы второго блока курса были направлены на выявление сформированных компетенций с целью реализации компетентностного подхода. Анализ ответов на вопросы данного блока позволил выявить уровень удовлетворённости процессом обучения, осознанность освоения методик и приёмов в процессе обучения; сделать необходимые корректировки содержания курса «Методы и приёмы работы с концептами как с текстами новой природы».

В анкетном опросе приняли участие 25 слушателей курса. В анкетировании использовался метод изучения, который исключает метод прямых ответов, позволяя слушателям пройти через кажущиеся мотивы к действительным [4, С. 87]. Учитывался и средний возрастной состав слушателей: 49 лет. Поэтому за основу исследования, по Леонтьеву, были взяты мотивы обучения, характерные для слушателей 45-55 лет: знакомство с новыми технологиями, пополнение теоретических знаний, развитие исследовательских навыков [4, С. 87].

В ходе контент-анализа полученных вариантов были выделены ответы, формулировки которых не содержат внутренних противоречий, и группируются по принципу наибольшей повторяемости (использовалось обобщающее цитирование). Приведём фрагмент исследования.

Во втором вопросе слушателям предлагалось описать, чему они научились в ходе освоения курса и оценить, что им в этом помогло: «Помог ли курс решить проблемы в практической деятельности?» Сводный анализ результатов показал, что в большей степени обучающиеся считают следующее: «Этот курс помог сделать учебный процесс значимым для обучающихся, концепт как текст «новой природы» внёс в него междисциплинарный компонент» - 28,5%, 21,4% - «дал возможность взглянуть на учебный процесс как на творческий». 25% опрошенных считают, что «курс помог в практическом применении концептов на уроках, особенно продуктивны концептно-ориентированные задачи». 17,9% высказали мысль, что они наметили пути для создания уроков-концептов: «Прослушанный курс помог, во-первых, уточнить и систематизировать знания о концептах, во-вторых, наметить перспективы создания собственных уроков».

Выводы. Эмпирические данные контрольного эксперимента послужили основанием для подтверждения актуальности курса повышения квалификации, уточнения разрабатываемой модели будущих курсов и особенностей организации опытно-экспериментальной работы в области исследования концепта текста «новой природы» и педагогического феномена.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем изучении концепта как текста «новой природы», особенно в дискурсе междисциплинарности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что курс повышения квалификации можно рассматривать как инициирующую стадию профессионального и личностного самоопределения учителей.

В перспективе в рамках курсов с целью персонификации образовательного маршрута может быть предложено проектное обучение по расширенной тематике курсов повышения квалификации педагогов: исследование концептов-универсалий духовной культуры, эмоциональных концептов, относящихся к нравственным основам русского менталитета и семиотических концептов как текстов «новой природы».

Литература:

1. Алексашина, И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: практическая методология решения педагогических задач / И.Ю. Алексашина. - Санкт-Петербург: Спец.Лит., 2000. - 222 с. (Постдипломное образование педагога)

2. Вершловский, С.Г. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании: учебное пособие / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина. - СПб.: СПб АППО, 2005. - 104 с.

3. Кулюткин, Ю.Б. Психология обучения взрослых / Ю.Б. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 24 с.

4. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Изд-во МГУ, 1981. - 134 с.

5. Мишатина, Н.Л. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания: под ред. Н.Л. Мишатиной / Н.Л. Мишатина, И.П. Цыбулько. - М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. - 232 с.

6. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. -28 е. - (Современная аналитика образования. № 2 (19)).

7. Шерстобитова, И.А. Концепт как текст новой природы в интегрированном курсе «Естествознание-10»: учебно-методическое пособие / И.А. Шерстобитова. - М.: Знание, 2020. - 150 с.

Педагогика

УДК 930.25

магистрант Ямщикова Екатерина Максимовна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); магистрант Коваленко Алина Владимировна Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Рюмшина Елена Владимировна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ АРХИВНОМ ДЕЛЕ

Аннотация. В статье приведено определение информатизации архивного дела. Описаны основные документы. Документы сформированные органами государственной власти. Главной целью данных документов является реформирование существующей системы хранения и обработки архивных документов под потребности информационного общества. Представлена историческая справка. Она иллюстрирует начало применения ИКТ в архивном деле. Приведены мнения исследователей относительно приоритетных направлений информатизации архивного дела. Автором обозначены проблемы нормативного регулирования и методического обеспечения архивного хранения электронных документов. Рассмотрены основные возможности внедрения информационно-коммуникативных технологий для широкого доступа и использования архивных документов в перспективе. Сформулировано предложение.

Ключевые слова: Информатизация, цифровизация, программное обеспечение, архивное дело, документоведение.

Annotation. The article provides a definition of informatization of archives. The main documents are described. Documents formed by state authorities. The main purpose of these documents is to reform the existing system of storage and processing of archival documents for the needs of the information society. A historical reference is presented. It illustrates the beginning of the use of ICT in archival business. The opinions of researchers on the priority directions of informatization of archival business are given. The author identifies the problems of regulatory regulation and methodological support of archival storage of electronic documents. The main possibilities of the introduction of information and communication technologies for wide access and use of archival documents in the future are considered. A proposal has been formulated.

Key words: informatization, digitalization, software, archiving, document management.

Введение. Жизнедеятельность общества и функционирование государства из года в год претерпевали значительные изменения, эволюционировали, модернизировались и трансформировались. Современная действительность являет принципиально новую систему организации государственно важных процессов, среди которых немаловажную роль играет хранение и обработка документов из архивов.

Главные изменения, произошедшие за последние десятилетия, прежде всего, относятся к глобальной информатизации и цифровизации. Большая часть экономической, социальной, экономической и общественной сферы, на определенном уровне подверглись влиянию цифровых трансформаций, в результате чего коренным образом изменился формат многих операций в перечисленных отраслях.

Тема данного исследования посвящена вопросу технологиям информационно-коммуникационного характера в процессе хранения и обработки документов в архивах.

Актуальность данной темы заключается в том, что документы являются важными источниками информации для построения исторической картины, и их хранение и обработка с использованием информационно-коммуникационных технологий может обеспечить более эффективную и надежную организацию данных. Это особенно важно для сохранения и защиты исторических данных, которые могут быть утеряны или повреждены со временем.

Практическая значимость данной темы заключается в возможности использования современных технологий для оптимизации процесса обработки, хранения и доступа к архивным документам, что позволит более эффективно использовать их потенциал для исторических исследований и образования. Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий может помочь сохранить и защитить исторические данные от возможных угроз, таких как пожары, наводнения и другие стихийные бедствия.

Изложение основного материала статьи. Вопросом изучения информационно-коммуникационных технологий занимается множество организаций и данной теме посвящено большое количество учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, диссертаций. Среди основных исследователей данной темы, можно выделить следующих: Ахметова А.В., Варухина Т.А., Приставченко О.В., Эгамов А.И., Калинин А.В., Куняев Н.Н., Бачило ИЛ.

В контексте данной темы важно рассмотреть основные понятия, такие как архивный документ, информационные технологии, электронный документ, государственный информационный ресурс, государственная информационная система и государственный контроль.

Архивы - это специальные учреждения, которые хранят и обрабатывают документы и другие материалы, имеющие историческое, научное, культурное или социальное значение. Архивы являются важным источником информации для изучения прошлого, настоящего и будущего.

Информационные технологии - это совокупность методов, процессов и программно-технических средств, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, передачу и использование информации. Они широко используются в различных сферах жизни, включая архивирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.