Научная статья на тему 'Концепты учебного текста как средство гуманитаризации естественно-научного образования в практической деятельности учителя'

Концепты учебного текста как средство гуманитаризации естественно-научного образования в практической деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ (ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) / ИНТЕГРАЦИЯ (ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) / КОНЦЕПТНАЯ МЕТОДИКА / HUMANITARISATION (OF NATURAL-SCIENCE EDUCATION) / INTEGRATION (OF NATURAL-SCIENCE AND LIBERAL EDUCATION) / CONCEPT / CONCEPT METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерстобитова Ирина Анатольевна

В статье конкретизируется дефиниция концепта как интегративного феномена и обосновываются возможности концепта в естественнонаучном тексте. Концепты рассматриваются как эффективное средство освоения интегрированных курсов естественнонаучной направленности, а концептная методика один из способов решения проблемы гуманитаризации естественнонаучного образования. Выявляются педагогические условия освоения учителями естествознания концептов учебных текстов интегрированных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concepts of a training text as a means of the natural-science education humanitarisation in a teacher's practical activity

The definition of a concept as an integrative phenomenon is concretised in the paper. The possibilities of a concept in the natural-science text are justified. Concepts are considered as an effective tool for mastering the integrated natural-science courses, and the concept methods are viewed as one of the methods of the natural-science education humanitarisation. The author reveals the pedagogical conditions for mastering the concepts in the training texts of the integrated courses by natural science teachers.

Текст научной работы на тему «Концепты учебного текста как средство гуманитаризации естественно-научного образования в практической деятельности учителя»

И. А. Шерстобитова

КОНЦЕПТЫ УЧЕБНОГО ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Работа представлена кафедройестественнонаучного и математического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. Ю. Алексашина

В статье конкретизируется дефиниция концепта как интегративного феномена и обосновываются возможности концепта в естественнонаучном тексте. Концепты рассматриваются как эффективное средство освоения интегрированных курсов естественнонаучной направленности, а концептная методика - один из способов решения проблемы гуманитаризации естественнонаучного образования. Выявляются педагогические условия освоения учителями естествознания концептов учебных текстов интегрированных курсов.

Ключевые слова: концепт, гуманитаризация (естественнонаучного образования), интеграция (естественнонаучного и гуманитарного образования), концептная методика.

I. Sherstobitova

CONCEPTS OF A TRAINING TEXT AS A MEANS OF THE NATURAL-SCIENCE EDUCATION HUMANITARISATION IN A TEACHER'S PRACTICAL ACTIVITY

The definition of a concept as an integrative phenomenon is concretised in the paper. The possibilities of a concept in the natural-science text are justified.

Concepts are considered as an effective tool for mastering the integrated natural-science courses, and the concept methods are viewed as one of the methods of the natural-science education humanitarisation. The author reveals the pedagogical conditions for mastering the concepts in the training texts of the integrated courses by natural science teachers.

Key words: concept, humanitarisation (of natural-science education), integration (of natural-science and liberal education), concept methods.

Глобальные проблемы оказывают интегрирующее влияние на человечество, осознающее взаимосвязь, взаимозависимость природных и социальных процессов. В связи с этим коренным образом меняется и картина мира, общая ценностная ориентация современного человека, традиционная концепция личности, и возникает необходимость формировать у учащегося такой способ миропонимания, когда мир предстает как единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей, когда будущее человечества определяется людьми, осознающими современную реальность и перспективу.

Реформа образования учитывает смену парадигм в науке, т. е. переход к новой эво-люционно-синергетической парадигме. Известно, что характерной чертой этого перехода является синтез гуманитарных и естественных наук, приводящий к новому пониманию мира. В базисном учебном плане современной школы появляются интегрированные курсы.

«В постнеклассическом естествознании существенно возрастает роль субъективного человеческого фактора. Методологическими предпосылками формирования естественнонаучного знания в настоящее время служат учение о единстве природы и ее антропогенного фактора, а также системный подход к анализу любого феномена природы и деятельности человека» [1, с. 14]. Такой подход позволяет установить объективные связи между целями гуманитарного и естественнонаучного образования, которое неизбежно включает в себя гуманитарные основы естествознания. В целостном виде это отражается в концепции гуманитаризации естественнонаучного образования (И. Ю. Алексашина).

Решение проблемы гуманитаризации естественнонаучного образования требует ин-

новационных подходов. Одним из них может стать концептная методика (Н. Л. Мишати-на), где концепт рассматривается как свернутый текст, как культурно-семиотический феномен, который включает культурно-исторические, культурно-философские и естественнонаучные знания о мире.

Пришедший из времен Средневековья (П. Абеляр, И. Солсберрийский) термин «концепт» реактуализируется нами в педагогическом контексте с целью осмысления интенсиональных процессов интеграции, происходящих в естественнонаучной культуре, таких как гуманитаризация естественнонаучного образования.

Интегративное понимание концепта предложено С. Х. Ляпиным: «Концепт - это многомерная и дискретная целостность смысла, существующего тем не менее в непрерывном культурно-историческом пространстве и поэтому предрасположенная к культурной (и культурогенной) трансляции из одной предметной области в другую» [2, с. 20]. Под концептом как интегративным феноменом мы будем понимать систему смыслов, предрасположенную к культуроген-ной интеграции естественнонаучной и гуманитарной областей знания.

Адекватным средством интеграции на основе концептов могут быть признаны интегрированные учебные курсы. В силу того что интегрированный курс «Естествознание»* структурируется на основе ведущих идей курса, концептная методика может быть направлена на освоение этих идей и содержания курса. Координация осуществляется через концепт как систему смыслов. Алгоритм движения - от слова как системы смыслов через концепт к ценностно-смысловым ориентирам курса. Рассмотрим основные составляющие концептной методики:

Концепты учебного текста как средство гуманитаризации естественнонаучного образования..

Концептуальный анализ (КА) слова -

это средство формирования системного знания о понятии, выраженном в определенных языковых стереотипах, формирующих ценностно-смысловую картину мира.

Лингвокультурологическая задача (ЛКЗ) - система приемов работы с концептами - понятиями и концептами-суждениями, направленная на обогащение субъективного опыта ученика, то есть на развитие его ценностно-смысловой картины мира.

Этапы работы с концептами:

1. Ассоциативно-интуитивный - подбор ассоциаций к концепту, однокоренных слов.

2. Словарный - определение словарного значения концепта по словарю.

3. Контекстуально-метафорический - постановка концепта в контекст предложения.

4. Концептуальный (личностный) - моделирование личностного концепта (знания о концепте).

Приемы работы с концептами:

1. Словообразовательный разбор - определение, от какого слова образован концепт-понятие.

2. Работа со словарями - нахождение определений концепта-понятия в словарях.

3. Выделение ключевых слов в определениях, которые будут использованы в построении концепта-суждения - выделение ключевых слов как личностных смыслов концепта-понятия.

4. Истолкование термина - разъяснение концепта-понятия.

5. Этимологический анализ слова - анализ происхождения концепта-понятия с помощью этимологического словаря.

6. Подбор ассоциации к слову (ассоциирование) - установление связи между отдельными представлениями о концепте-понятии.

7. Определение ключевых признаков концепта-суждения - определение личностного понимания смысла концепта-суждения.

8. «Метафоризация образа», «мифологизация образа» - установление аналогий, сходств в употреблении слов и выражений в переносном значении.

9. «Диалог» с концептом - актуализация посредством вопросов представления о концепте-понятии.

10. Анализ причинно-следственных связей в структуре концепта-суждения - установление взаимосвязей между концептами-понятиями в структуре концепта-суждения.

11. Анализ контекстов употребления концепта-понятия - установление, в том числе и с помощью словарей, сочетаемостных свойств концепта-понятия.

12. Цитация - подбор цитат, высказываний, раскрывающих смысл концепта.

Приемы концептной методики позволяют рассмотреть ведущие идеи курса «Естествознание» (см. схему) как метаконцепты и создают условия для отражения объективных ценностей естественнонаучного познания: системно-синергетического подхода для понимания развития самоорганизующихся систем и дедуктивного подхода для прогнозирования становления новых структур. Изучение объектов, явлений и законов как концептов создает условия для формирования целостного мировоззрения, ведет к формированию личностной концептосферы в понимании системной организации природы.

Констатирующий эксперимент исследования, осуществленный методом анкетирования, был направлен на изучение вопроса о степени готовности учителей естествознания к освоению концептной методики в практике преподавания интегрированного курса «Естествознание». Результаты эксперимента показали, что учителя естествознания высоко оценивают идеи гуманитаризации как интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования (73,6% респондентов) и связывают ее реализацию в учебном процессе с общенаучными понятиями (56,8% респондентов), с изучением объектов в системе «природа - культура - человек» (78,5% респондентов), с присвоением ведущих идей (98,2% респондентов).

Эффективность предложенной системы освоения педагогами концептной методики в рамках интегрированного курса «Естествознание» определялась по результатам формирующего эксперимента - анализа уроков по критериям, отражающим взаимосвязь этапов реализации концептной методики, присвоения ведущих идей курса и формирования на их основе ценностно-смысловых ориентиров (ЦСО).

Схема

Использование модели реализации концептной методики в курсе «Естествознание»

* VI Этап формирования ЦСО

-вдм*»«'®

* IV Этап концептуальный

Слово

И Работа со словарями. 0 Интеграция знании на семантическом уровне и др.

* III Этап контексту адг

Гетафоризацня образа 0 Цитация 0 Анализ

контекстов ар.

\7

Л КЗ

Опредс^ чёвых ''признаков концепта Анализ причинно-следственных связен и др.

\7

лкз

' V Этап присвоения ведущих идей как

метаконцептов Присвоение учител: и учащимися бегущих идей ку

я единства, целостности и системной организации природы. Идея

взаимозависимости человека и природы. Идея гармонизации системы «природа-человек»

И Подбор ассоциацийi ел оку

0 Диагностирование индивидуального тезауруса и др.

V7

лкз

лкз

Условные обозначения

* Этапы концептной методики (КА)

Ч/ Лингвокул ьтур од огическая задача (ЛКЗ) 0 Приемы КА

-^ Построение концепта

<• Ведущие идеи

Об эффективности предложенной системы освоения учителями концептной методики свидетельствует изменение выбора оценок, определенное по среднему баллу до и после курсовой подготовки. После подготовки (в баллах по 5-балльной шкале) наиболее выраженными являются словарный этап (4,61) и контекстуально-метафорический этап (4,34). Выросли показатели ассоциативно-интуитивного (4,17) и концептуального (4,05) этапов в деятельности учителя.

Сумма средних баллов за урок увеличилась после курсовой подготовки почти в два раза по сравнению с показателем до подготовки и составила 84% от максимально возможного против 40,75% в стартовом варианте.

Достоверность полученных результатов отличия средних баллов выраженности 4-х эта-

пов концептной методики в деятельности учителя в ходе всего урока определялась по критерию Стъюдента. Рассчитанное в работе значение критерия I = 30,14, что значительно выше интервала допустимых значений при степенях свободы более 120.

Проведенное исследование позволяет судить о правильности рабочей гипотезы и сделать следующие выводы:

Теоретико-методологический анализ термина «концепт» позволил сформулировать рабочее определение концепта как инте-гративного феномена.

В исследовании разработана модель реализации концептной методики в курсе «Естествознание». Предлагаемая модель является универсальной и может быть использована в других интегрированных курсах естественно-

научной направленности. Применение модели концептной методики позволяет достичь над-предметных результатов обучения на основе осмысления системообразующего фактора (интегратора) интегрированного курса.

Процесс гуманитаризации естественнонаучного образования определен как путь формирования гуманитарной культуры на основе концептов учебного текста в системе «природа - культура - человек».

ПРИМЕЧАНИЕ

* Педагогический эксперимент осуществлялся на основе анализа учебного курса «Естествознание 10-11» / под ред. И. Ю. Алексашиной. М.: Просвещение, 2007.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексашина И. Ю. Развитие интегративного подхода в естественно-научном образовании. СПб., 2004. 21 с.

2. Ляпин С. Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты: Научные труды Центрокон-цепта. Архангельск, 1997. Вып.1. 37 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.