Научная статья на тему 'Методика и организация педагогических условий преподавания темы «Информационно-психологическая безопасность» в курсе безопасности жизнедеятельности'

Методика и организация педагогических условий преподавания темы «Информационно-психологическая безопасность» в курсе безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ШКОЛА / SCHOOL / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HEALTH AND SAFETY / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SAFETY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салтыкова М.В., Комиссарова Е.М.

В статье рассматриваются и анализируются организационные, психологопедагогические и дидактические условия реализации темы «Информационно-психологическая безопасность» в курсе ОБЖ. Обосновывается необходимость внедрения этой тематики в курс основы безопасности жизнедеятельности в средней школе. Предложен комплекс мероприятий, связанный с Дневником пользователя Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салтыкова М.В., Комиссарова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF IMPLEMENTATION OF THE INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SAFETY PROGRAM IN THE COURSE OF TEACHING HEALTH AND SAFETY AT SCHOOL

The paper discusses and analyzes the organizational, psychological, pedagogical and didactic conditions of realization of the theme "Information and psychological security" in the course of life safety. The necessity of introduction of this subject in the course of the basics of life safety in high school. The complex of measures related to the Internet blog.

Текст научной работы на тему «Методика и организация педагогических условий преподавания темы «Информационно-психологическая безопасность» в курсе безопасности жизнедеятельности»

ПРИГЛАШЕНИЕ В НАУКУ

УДК 37.012:37.014

М.В. Салтыкова, Е.М. Комиссарова

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» В КУРСЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье рассматриваются и анализируются организационные, психолого-педагогические и дидактические условия реализации темы «Информационно-психологическая безопасность» в курсе ОБЖ. Обосновывается необходимость внедрения этой тематики в курс основы безопасности жизнедеятельности в средней школе. Предложен комплекс мероприятий, связанный с Дневником пользователя Интернета.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, педагогический эксперимент, манипуляция, педагогические условия, школа, безопасность жизнедеятельности.

M. Saltykova, E. Komissarova

THE ANALYSIS OF IMPLEMENTATION OF THE INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SAFETY PROGRAM IN THE COURSE OF TEACHING HEALTH AND

SAFETY AT SCHOOL.

The paper discusses and analyzes the organizational, psychological, pedagogical and didactic conditions of realization of the theme "Information and psychological security" in the course of life safety. The necessity of introduction of this subject in the course of the basics of life safety in high school. The complex of measures related to the Internet blog.

Keywords: information and psychological safety, pedagogical experiment, manipulation, pedagogical conditions, school, education, health and safety.

«Тятя! тятя! наши сети Притащили мертвеца » А.С.Пушкин

Актуальность нашего педагогического эксперимента заключается в том, что на территории Российской Федерации тема «Информационно-психологическая безопасность» в курс преподавания безопасности жизнедеятельности не входит[5,с.15]. На сегодняшний день современный школьник

подвержен воздействию большого информационного потока. Информация не всегда является безопасной для личности, зачастую она носит манипулятивный характер.

На встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи 12.09.2012г. в Краснодаре В.В. Путин отметил: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной. перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

Как показывает в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды - это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства - это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки... Это как минимум одна из форм конкурентной борьбы» [2].

«На форуме «Валдай» осенью 2014 года президент В.В.Путин обратил наше внимание на главную цель возрождения русской цивилизации на основе национальной идентичности - «ценность личности способной быть образованной, творческой и вести здоровый образ жизни» [3, с.225].

В связи с этим, целью нашего исследования является анализ созданных педагогических условий для реализации темы "Информационно-психологическая безопасность" в курсе преподавания безопасности жизнедеятельности в ГБОУ ЦО №686 «Класс-Центр».

В постиндустриальном информационном мире люди являются активными пользователями Интернет-ресурсов и других средств массовой информации. «В условиях глобализации и «открытости» общества иным системам ценностей актуализируется проблема воспитания человека, способного нести ответственность за собственный ценностный выбор» [3, с.228].

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: было уточнено понятие «информационно-психологическая безопасность»; рассмотрена структура и задачи информационно-психологической безопасности, разработан комплекс мероприятий по реализации темы «Информационно-психологическая безопасность» в курсе преподавания безопасности жизнедеятельности; проанализирована эффективность созданных педагогических условий реализации темы «Информационно-психологическая безопасность» в курсе преподавания безопасности жизнедеятельности.

Достичь поставленной цели возможно, если данная тема станет частью курса средней общеобразовательной школы. В средней общеобразовательной школе существует курс безопасности жизнедеятельности, на котором разбираются вопросы об опасностях, угрожающих человеку, закономерностях их проявлений и способах защиты от них. Тема «Информационно-психологическая безопасность» также посвящена вопросам об опасностях, которые для нас может представлять информационная среда, и об угрозах её манипулятивного воздействия на нас, а также о способах защиты от подобного рода воздействия [4].

Помимо этого, данная тема затрагивает актуальные проблемы, которые встречаются в повседневной жизни, с ними может столкнуться любой человек, независимо от возраста, социального Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2015'3

статуса и т.д. Также и в названии темы, и в названии предмета есть слово «безопасность». Всё это позволяет нам считать, что тему «Информационно-психологическая безопасность» необходимо включить именно в курс преподавания безопасности жизнедеятельности (для всех привычного, как ОБЖ). Именно поэтому мы должны разрабатывать методики и создавать педагогические условия, чтобы реализовать тему «Информационно-психологическая безопасность» в курсе преподавания ОБЖ.

Хотелось бы отметить, что специфика ГБОУ ЦО №686 «Класс-центр» позволила создать нам достаточно эффективные организационно-педагогические условия. Сама школа, руководимая гениальным педагогом-новатором С.З.Казарновским, является экспериментальной площадкой для внедрения инновационных технологий, что позволяет школьникам и преподавателям учиться и работать с большим интересом. Благоприятная атмосфера отразилась на результатах занятий: они прошли очень плодотворно.

Говоря о психолого-педагогических условиях, хотелось бы отметить, что во время занятий между учениками преобладал доброжелательный тон взаимоотношений, позитивное настроение, наблюдалась взаимопомощь, а также учащиеся были энергичны, быстро откликались на различные вопросы, активно участвовали во всех проводимых упражнениях и играх.

Проанализируем дидактические условия, позволившие выбрать и реализовать возможности содержания, форм, методов, средств педагогического взаимодействия в процессе обучения, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач. Именно дидактические условия должны были созданы, для разработки занятий по теме «Информационно-психологическая безопасность».

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы строился с учетом рассмотрения проблемы информационно-психологической безопасности. Школьники изучили определение информационно-психологической безопасности, обсудили вопрос об угрозе нашей безопасности со стороны средств массовой информации, поговорили о проблеме манипулирования нашим сознанием. В конце занятия были розданы Дневники пользователей Интернета на первые семь дней и объяснено, как ими пользоваться.

Сами дневники вызвали у детей положительные эмоции, им понравилось, что дневники разноцветные и довольно компактные. В конце занятия поступили вопросы от учащихся: «Как нам защищать себя от манипулятивного информационного воздействия?», «Как можно научиться меньше сидеть в Интернете?» и т.д. Они получили ответ, что как раз это и будет темой следующего занятия. По итогам анализа Дневников было выявлено, что школьники больше всего времени уделяют социальным сетям (Рисунок1).

■ Социальные сети2

2,5

2

■ Фильмы

1,5

Учёба

1

0,5

■ Музыка

0

Рис 1. Средний показатель времени, затраченного на пользование Интернетом учениками 11 класса

(в часах).

В процессе формирующего этапа исследования, которому было посвящено второе занятие, мы рассмотрели основные формы защиты личности от неблагоприятного информационного воздействия. На каждую из них мы подбирали конкретные примеры. Например, одна из учениц поделилась жизненной ситуацией, она рассказала, что прошлым летом уехала в деревню на месяц и забыла взять с собой планшет, поэтому целый месяц не могла заходить в интернет. Она также отметила, что первые два-три дня ей было тяжело без социальных сетей, но потом она поняла, что может отлично обходиться без них. Тем самым, девочка, сама не подозревая об этом, использовала одну из форм защиты, а именно - изгнание.

Таким образом, на втором занятии мы обсудили все перечисленные формы защиты [1]. Домашним заданием было заполнение Дневника пользователя Интернета до конца, но с определенным условием: в те три дня, когда велся дневник, школьники должны были постараться сократить количество времени пользования Интернетом. Занятие получилось очень продуктивным и интересным.

Третье занятие было посвящено сравнительному анализу нулевого и итогового срезов, которой способствовали ответы учениками на следующие вопросы: «Контролировал ли я время пользования Интернетом, когда писал дневник?»; «Было ли сложно отслеживать время?»; «Стал ли пользоваться Интернетом меньше (или хотя бы попытался)?»; «Назови +/- ведения дневника». Осознание того, что очень много времени у нас отнимает пользование Интернетом, поэтому нужно пользоваться им реже, являлось целью создания Дневника, и эта цель была достигнута. Её удалось достичь, потому что дети фиксировали всё в дневнике, а затем провели анализ и рефлексию.

На основании сравнительного анализа нулевого и итогового срезов (Рисунок 2) было выявлено, что дети действительно задумались о том, как много времени они проводят в Интернете, 80% пытались сократить это время, 20% это удалось сделать. Также сами ребята заметили, что меньше пользуются Интернетом, когда у них нет свободного времени, и сами сделали вывод, что нужно себя постоянно занимать различными делами, даже отдых может быть разным и более полезным, чем отдых за компьютером. Школьники говорили, что пользование Дневником дает стимул снижать частоту посещения Интернета, а также заставляет об этом задумываться.

До работы с Дневником

1-3 день 4-7 день 8-10 день

Рис 2. Сравнительный анализ нулевого и итогового срезов (Время пользования Интернетом за 10

дней, в часах).

На заключительном занятии был подготовлен анализ Дневников, а также были даны рекомендации и подобраны подходящие индивидуальные формы защиты.

Итак, подводя итоги, можно констатировать, что мы смогли создать все необходимые педагогические условия, а именно: организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические. Доказано, что действительно необходимо создавать педагогические условия реализации темы «Информационно-психологическая безопасность» в курсе преподавания безопасности жизнедеятельности. Нам удалось проанализировать эффективность созданных педагогических условий реализации темы «Информационно-психологическая безопасность» в курсе преподавания безопасности жизнедеятельности. Анализ позволил нам выявить все недочёты созданных условий, а также их эффективность, что позволило нам считать, что мы справились с поставленными задачами.

Новизна исследования состоит в том, что нам удалось предложить актуальную педагогическую модель в теме "Информационно-психологическая безопасность", а именно (Дневник пользователя Интернета), предложить ряд педагогических условий для ее реализации, а также провести педагогический эксперимент, всесторонне проанализировав его эффективность.

Наша статья была уже сдана в редакцию журнала, когда вышло Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2015г. №ДЛ-173/08 «О календаре образовательных событий на 2015/2016 учебный год».

«Минобрнауки России рекомендует в 2015/16 учебном году в целях приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности включать в программы воспитания и социализации образовательные события (тематические уроки и другие мероприятия), приуроченные:

к государственным и национальным праздникам Российской Федерации:...

Также Минобрнауки России рекомендует в 2015/16 учебном году включить в программы воспитания и социализации в общеобразовательных организациях региональные (школьные) календари образовательных событий:...

всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет (октябрь 2015 года); всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций, посвященный 25-й годовщине создания МЧС России (День гражданской обороны - 4 октября 2015 года);

Кроме того, Минобрнауки России рекомендует:

максимально эффективно использовать возможности научных организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, иных видов учебной деятельности, а также воспитательной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Минобрнауки России предлагает разработать комплексные региональные планы по подготовке и проведению в 2015/16 учебном году государственных и национальных праздников Российской Федерации, памятных дат и событий российской истории и культуры, предусмотрев современные активные формы организации деятельности (флешмобы, акции, шествия, фестивали, онлайн-игры, тренинги, дебаты, веб-форумы, блоги, живые журналы, смс-рассылки, каникулярные школы, образовательные экскурсии, школьные кинопоказы и другое), а также обеспечив необходимые условия для участия учителей, обучающихся, образовательных организаций в общероссийских мероприятиях»[6].

Литература

1. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. М.: Генезис, 2011.

2. РИА новости [Электронный ресурс] .иКЪ:Шр://па.ги/5Ос1е1у/20120912/748640926.Ь1т1(дата обращения 10.06.2015).

3. Салтыкова М.В. Концепты идентичности в этнофункциональной системе воспитания языковой личности //Вестник МГУКИ.-2015.-№2.-С.225-232.

4. Салтыкова М.В. Формирование информационной защиты учащихся как педагогическая цель курса «Методика обучения и воспитания в образовательных учреждениях МЧС России»// Научные и образовательные проблемы гражданской защиты.-2015.-№2.-С.94-99.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413.

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2015г. №ДЛ-173/08 «О календаре образовательных событий на 2015/2016 учебный год» [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации[Офиц. сайт] URL:

http://educat.syzran.ru/index.php?go=Files&in=view&id=510&cat=4 (Дата обращения 03.09.2015)

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Мацукевич О.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.