Научная статья на тему 'Вопросы экологической безопасности в курсе основы безопасности жизнедеятельности: состояние и перспективы'

Вопросы экологической безопасности в курсе основы безопасности жизнедеятельности: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH AND SAFETY / ENVIRONMENTAL SAFETY / ECO-FRIENDLY ATTITUDE / TEACHING MATERIALS / COURSE CONTENTS / OBJECTIVES / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОФИЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ / ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев С.А.

В статье рассматривается состояние и возможности реализации образовательных задач по экологической безопасности в соответствии с ведущими це левыми установками в области безопасности жизнедеятельности, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). Приведены данные проведённого анализа методических комплексов по безопасности жизнедеятельности. Определены цели и задачи курса ОБЖ в области экологической безопасности. Автор выделяет основные проблемы успешности образовательного процесса по безопас ности жизнедеятельности и делает вывод о необходимости формирования экофильно ориентированной личности. Показаны возможные пути экологизации обучения безопасности жизнедеятельности с использованием различных видов заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселев С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SAFETY AS PART OF A WIDER HEALTH AND SAFETY COURSE: CURRENT STATE AND PROSPECTS

The work studies the current state of education in environmental safety, as well as possibilities in the field. These possibilities are examined in reference to the key health and safety goals set out in the federal education standard covering basic general education. The article makes use of an analysis on health and safety teaching materials, and the aims and objectives of a health and safety course covering environmental safety are determined. The author identifies the main issues adversely affecting the success of the health and safety education process, and highlights the need to foster an eco-friendly attitude. Possible pathways for making education in health and safety more environmentally focused via a range of tasks and exercises are described.

Текст научной работы на тему «Вопросы экологической безопасности в курсе основы безопасности жизнедеятельности: состояние и перспективы»

2. Gurov V.N., Islamov R.R., Chursina PV. Patrioticheskoe vospitanie obuchayuschejsya molodezhi na osnove ispol'zovaniya setevoj innovacionnoj klasternoj pedagogicheskoj laboratorii. Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor A.S. Gayazov. 2018: 131 - 136.

3. Gurov V.N., Gurova E.V., Karimov F.F. Setevaya innovacionnaya klasternaya pedagogicheskaya laboratoriya na municipal'nom urovne: vzaimodejstvie organov gosudarstvennoj vlasti i obrazovatel'nyh organizacij (na primere Bashkortostana). Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: Materialy ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor A.S. Gayazov. 2017: 261 - 268.

4. Gurov V.N., Islamov R.R. Innovacionnyj proekt: «patrioticheskoe vospitanie obuchayuschejsya molodezhi v municipalitete i otdel'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah». Rukovodstvo razvitiem informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva obrazovatel'nyh kompleksov municipalitetov i obrazovatel'nyh organizacij v lichnostno-orientirovannom napravlenii v kontekste formirovaniya konkurentosposobnoj lichnosti nauchnoe izdanie. Ufa, 2018: 78 - 82.

5. Gurov V.N., Mazitov R.G., Rudakov A.M. Innovacionnaya klasternaya laboratoriya kak 'effektivnaya forma povysheniya kachestva obrazovatel'nyh kompleksov na regional'nom i municipal'nom urovnyah. Innovacii v obrazovanii. 2016; 1: 23 - 34.

6. Gurov V.N., Gurova E.V., Islamov R.R., Karimov F.F. Metodicheskie rekomendacii po patrioticheskomu vospitaniyu obuchayuschejsya molodezhi (regional'nyj aspekt): metodicheskie rekomendacii. Obschaya redakciya V.N. Gurova. Avt. V.N. Gurov, E.V. Gurova, R.R. Islamov, F.F. Karimov, Ufa: RIC BashGU, 2018.

7. Kuznecov A.A., Zenkina S.V. Uchebnik v sostave novoj informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy. Informatika i obrazovanie. 2009; 6: 3 - 11.

8. Zaharova T.B., Zenkina S.V., Surhaev M.A. Aktual'nost' vvedeniya kursa «Informatizaciya upravleniya obrazovatel'nym processom» v metodicheskuyu podgotovku buduschih uchitelej informatiki. Informatika iobrazovanie. 2011; 5: (223): 46 - 52.

9. Azizova N.R., Savotina N.A., Bocharov M.I., Zenkina S.V. Formirovanie professional'nojkompetentnostipedagoga: polikul'turnaya iinformacionnaya kompetentnost': uchebnoe posobie. Moskva, 2018. Ser. 65. Obrazovatel'nyj process.

Статья поступила в редакцию 15.05.19

УДК 372

Kiselyov S.A., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: mohles94@gmall.com

ENVIRONMENTAL SAFETY AS PART OF A WIDER HEALTH AND SAFETY COURSE: CURRENT STATE AND PROSPECTS. The work studies the current state of education in environmental safety, as well as possibilities in the field. These possibilities are examined in reference to the key health and safety goals set out in the federal education standard covering basic general education. The article makes use of an analysis on health and safety teaching materials, and the aims and objectives of a health and safety course covering environmental safety are determined. The author identifies the main issues adversely affecting the success of the health and safety education process, and highlights the need to foster an eco-friendly attitude. Possible pathways for making education in health and safety more environmentally focused via a range of tasks and exercises are described.

Key words: health and safety, environmental safety, eco-friendly attitude, teaching materials, course contents, objectives.

С.А. Киселев, аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: mohles94@gmail.com

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КУРСЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматривается состояние и возможности реализации образовательных задач по экологической безопасности в соответствии с ведущими целевыми установками в области безопасности жизнедеятельности, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). Приведены данные проведённого анализа методических комплексов по безопасности жизнедеятельности. Определены цели и задачи курса ОБЖ в области экологической безопасности. Автор выделяет основные проблемы успешности образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности и делает вывод о необходимости формирования экофильно ориентированной личности. Показаны возможные пути экологизации обучения безопасности жизнедеятельности с использованием различных видов заданий.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, экологическая безопасность, экофильно ориентированная личность, учебно-методический комплекс, содержательные линии, целевые установки.

Проблемы экологической безопасности, возникшие в 20 веке в ходе практического природопользования, как результата развития техносферы, остаются крайне актуальными и в современном обществе. Перспективы решения экологических проблем напрямую связаны с подготовленностью молодого поколения в области экологической безопасности.

В работах видных учёных (В.П. Соломин, С.В. Алексеев, М.А. Картавых, П.В. Станкевич, С.В. Абрамова, РИ. Попова и др.), рассматриваются возможности развития подготовки молодого поколения в области безопасности жизнедеятельности. Исследователи отмечают высокую значимость формирования экологических знаний, в том числе, в области экологической безопасности для развития экологического сознания и представления о целостности и уязвимости окружающего мира, становления гражданской позиции и ответственности за сбережение природы и природных ресурсов для будущих поколений.

Вот почему одной из приоритетных целей современного образования становится формирование «экофильно ориентированной личности, владеющей основами экологической культуры, экологическим мышлением, адаптирующейся к изменениям окружающей среды посредством экологически направленной рефлексивно-оценочной деятельности в условиях социума» [1, с. 149]. Это позволило обозначить проблему, как поиск условий и средств формирования знаний по экологической безопасности в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности в современной школе.

Для выявления наиболее существенных для образовательного процесса особенностей целей, содержания и эффективных средств подготовки учащихся к экологической безопасности в ходе жизнедеятельности, рассмотрим фактические данные, характеризующие современное состояние практики обучения и воспитания в условиях общеобразовательной школы. Это поможет нам сформулировать выводы о сложившихся на сегодняшний день противоречиях в практике образовательного процесса, определить предпосылки необходимые для её совершенствования.

Содержание и направление проектирования образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности отражено в учебно-методических материалах - в авторских программах и учебниках, базирующихся на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта и современной педагогической науки.

Соглашаясь с мнением РИ. Поповой о необходимости постановки и реализации задач образовательного процесса в соответствии с ведущими целевыми установками в области безопасности, мы осуществили следующий подход в исследовании практики формирования знаний по экологической безопасности школьников - анализ учебно-методического комплекса, а именно - учебных программ, учебников и методических пособий [2]. Программные материалы по формированию знаний в области экологической безопасности школьников сопоставлялись с реальным состоянием практики, которая исследовалась с применением наблюдения, беседы, анкетирования, изучения педагогических документов.

Нами были подвергнуты анализу цели обучения, которые сформулированы в программных и методических материалах по ОБЖ. Так, в примерной программе сформулирована задача процесса обучения: «формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни и в неблагоприятных условиях, умений оказывать само- и взаимопомощь» [3, с. 25 - 26].

В программе для общеобразовательных учреждений по курсу ОБЖ А.Т. Смирнова в пояснительной записке указывается, что данным документом предусматривается систематическое и непрерывное изучение учебного материала с 1-го по 11-й класс с обязательным учетом ряда особенностей, характерных для обучения в начальной, основной и средней общеобразовательной школе [4].

И.К. Топоров в пояснительной записке учебника по курсу ОБЖ, отталкиваясь от идей полицентризма разнообразных опасностей, ставит задачу по возможности самого раннего внедрения в образовательный процесс информации обо всех возможных опасных и наиболее вредных факторах окружающей среды оби-

тания человека. По мнению автора, учебный предмет ОБЖ должен быть нацелен, прежде всего, на формирование у школьников «сознательного и ответственного отношения к проблемам соблюдения личной безопасности и безопасности окружающей среды, знаний и необходимых умений выявлять и в дальнейшем оценивать наиболее опасные и / или вредные факторы окружающей среды для человека, устанавливать оптимальные способы защиты, ликвидировать возможные негативные последствия и уметь оказывать, как само-, так и взаимопомощь в случае возникновения опасностей» [5, с. 43].

В качестве главной задачи обучения в указанных программах признается формирование у детей чувства ответственности за свои действия, бережного отношения к личному здоровью, активизацию самостоятельности в ходе выбора и принятия решений, а также выработки необходимого объема умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Подобные цели процесса обучения ОБЖ и формирования здорового образа жизни сформулированы и ряде рассмотренных нами учебно-методических пособиях по таким курсам, как ОБЖ и «Валеология».

В ходе анализа 12 методических и 4 учебных пособий и обобщения полученных результатов мы подразделяли обозначенные в них цели на:

- информационные (в большей степени ориентирующие на информационную насыщенность образовательного процесса);

- практико-ориентированные (направляющие на формирование конкретного объема необходимых умений и навыков);

- воспитательные (ориентирующие на активизацию мотивации, формирование взглядов, установок и убеждений у учащихся);

- организационно-процессуальные (направленность которых можно охарактеризовать как ориентация на решение организационных и процессуальных вопросов образовательного процесса).

Анализ учебно-методической литературы показал, что среди выделенных целей 67,4% составляют информационные, 22,8% - практико-ориентированные, 8,4%) - воспитательные, 1,4% - организационно-процессуальные.

В пояснительной записке примерной программы курса ОБЖ для 5-9-го классов представлено содержание учебного курса, включающее теорию и практику соблюдения здорового образа жизни, алгоритм организации защиты человека в чрезвычайных ситуациях, оказания первой медицинской помощи. Таким образом, освоение учебного курса позволяет учащимся приобрести систематизированные представления об основах сохранения личного здоровья, правилах соблюдения здорового образа жизни, о прогнозировании опасностей, оценке характера и степени влияния их последствий на уровень здоровья и жизнь человека в целом, а также содействует выработке алгоритма реализации безопасного поведения в процессе жизнедеятельности.

Обобщение результатов анализа позволяет выделить три содержательные линии, присутствующие во всех программах, а именно:

1) обеспечение безопасности и защиты человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях;

2) освоение основ медицинских знаний, организации и соблюдения здорового образа жизни;

3) освоение основ военной службы.

В рассмотренных программах нами было зафиксировано порядка 118 компонентов содержания процесса обучения, среди которых 47,5% - направлены на освоение знаний около 40,7% - на овладение умениями и навыками, и 11,9% - на формирование взглядов, установок и убеждений.

Важным аспектом анализа содержательного наполнения воспитания культуры безопасности, на наш взгляд, является наличие мировоззренческих, морально-нравственных, психологических, нормативно-правовых знаний, установленных обществом правил, норм и ценностей безопасной жизнедеятельности личности и социума в целом

В учебном пособии по ОБЖ, разработанном В.Н. Мошкиным для 5-11-х классов и представленном в трёх частях, также включено несколько специальных параграфов, которые посвящены формированию мировоззренческих, нравственных, психологических и правовых аспектов безопасности жизнедеятельности [6]. Так, в них мы находим параграфы: «Как освоить культуру личной безопасности», «Опасные и вредные факторы в жизнедеятельности человека», «Психологические приёмы самозащиты от правонарушителей», «Как действовать в случае неудачи», «Как защитить себя в толпе», «Нравственные основы самозащиты от злоумышленников», «Уголовно-правовые основы самозащиты от посягательства», «Основы самозащиты», «Использование основных средств индивидуальной самозащиты».

В проанализированном нами учебнике ОБЖ для 8-9-х классов А.Т. Смирнова включены материалы о формировании мировоззренческих, психологических и физических аспектах безопасности личности, которые представлены в параграфах: «Что такое опасность», «Что такое безопасность жизнедеятельности» [7].

Формирование новой нравственности подрастающего поколения, прежде всего экологической культуры, экологического мышления и экологического сознания отражены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к личностным результатам освоения образовательной программы основного общего образования и задачам обучения в области безопасности жизнедеятельности:

- «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания» [8].

В то же время исследователи отмечают недостаточный уровень развития экологических знаний, их поверхностность, слабое представление об экологических законах и взаимосвязях, считают необходимым оптимизировать процесс трансляции новых экологических знаний и моральных ценностей, направленный «на полноценное формирование личности безопасного типа поведения с развитой экологической культурой, способной к адекватному поведению в опасных экологических ситуациях и бережно относящейся к окружающей среде» [9].

Анализ рассмотренных программ и учебно-методических материалов по безопасности жизнедеятельности показал недостаточное освещение опыта по формированию знаний по экологической безопасности школьников. Практически не раскрыты цели, не представлено содержание и не указаны средства учебно-познавательной деятельности, способствующие освоению экологической культурой безопасности, совершенствованию готовности учащихся к осуществлению экологической безопасной жизнедеятельности.

Соглашаясь с мнением В.В. Гафнера о наличии «противоречия между содержанием предмета ОБЖ и требованиями ФГОС», мы считаем первоочередной задачей ученых и практиков в области образования безопасности жизнедеятельности обновление содержания предмета на основе единой концепции культуры безопасности, отвечающей современным реалиям развития личности, общества и государства [10, с. 53].

В современных условиях результаты образовательной деятельности в большей степени зависят от трех основных обстоятельств: 1) какие именно задачи решаются; 2) степень обоснованности последовательность их решения; 3) способы, применяемые при их решении [11].

Вместе с тем, изучение практического педагогического опыта показало, что учитель может корректировать содержательное наполнение школьного предмета ОБЖ, включая экологическую составляющую в урок. При этом можно использовать информационные материалы, вопросы и задания, дискуссии и самостоятельную работу учащихся. В целях активизации познавательной деятельности, развития экологического мышления и сознания необходимо широко использовать интерактивные технологии, методы и формы.

В целях дальнейшего обоснования методологические основ формирования знаний по экологической безопасности, что выступает в качестве одной из задач данного исследования, был рассмотрен характер вопросов и заданий в анализируемых учебниках и пособиях.

Учитывая характер деятельности обучаемых выделяем следующие виды учебных заданий:

- информационные - задания, ориентированные на оперирование отдельно взятыми фрагментами информации о безопасности;

- имитационные (игровые) - задания, которые имитируют деятельность в ситуации опасности;

- практические - задания, призванные обеспечить оптимальную организацию практических действий при отсутствии реальной опасности. Путём сопоставления полученных результатов анализа о заданиях, представленных в ранее названных нами учебниках, удалось выявить распределение заданий в количественном отношении:

- информационные задания 62,2%;

- задания практического характера - 26,6%;

- имитационные задания - 11,2%.

Анализ массовой образовательной практики, а также научных работ в области образования безопасности жизнедеятельности позволил нам выявить проблемы в процессе обучения и воспитания культуры безопасности, которые препятствуют осуществлению эффективной подготовке учащихся общеобразовательного учреждения к безопасности:

- несоответствие обозначенных информационных целей современным тенденциям социального заказа, который ориентирует на непосредственную практическую подготовку учащихся к безопасному осуществлению жизнедеятельности;

- несоответствие содержательного наполнения структуры процесса формирования знаний по экологической безопасности, подразумевающей включение не только освоение знаний и умений, но и формирование мировоззренческих, нравственных ценностей, психологической готовности к экологически безопасному взаимодействию личности и окружающего природного мира;

- несоответствие осуществляемой школьниками репродуктивной деятельности в формировании экологической безопасности характеру самозащиты в ходе жизнедеятельности;

- несоответствие между содержательным наполнением педагогического процесса, направленного на формирование знаний по экологической безопасности и применяемым критериями оценки его результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.