Научная статья на тему 'Методика и доминанты формирования финансовой стратегии предприятия'

Методика и доминанты формирования финансовой стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
859
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ЦЕЛИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ / STRATEGY / FINANCIAL STRATEGY / OBJECTIVES / ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT STRUCTURE / STAGES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищерина М. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием финансовой стратегии организаций. Определены цели, основные этапы, доминанты финансовой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and dominant form strategies of the financial enterprises

In the article problems associated with the formation of the financial strategy of organizations. Defined goals, milestones, the dominant financial strategy.

Текст научной работы на тему «Методика и доминанты формирования финансовой стратегии предприятия»

МЕТОДИКА И ДОМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

МИЩЕРИНА М.В.,

преподаватель,

Российский государственный торгово-экономический университет,

е-mail: marinavfif@inbox.ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием финансовой стратегии организаций. Определены цели, основные этапы, доминанты финансовой стратегии.

Ключевые слова: стратегия; финансовая стратегия; цели; организационно-управленческая структура; этапы разработки.

In the article problems associated with the formation of the financial strategy of organizations. Defined goals, milestones, the dominant financial strategy.

Keywords: strategy; financial strategy; objectives; organizational and management

structure; stages of development.

Коды классификатора JEL: G32, O16.

Выбор финансовой стратегии взаимосвязан и во многом предопределен всей системой стратегического менеджмента предприятия, а также сформированной базовой стратегий, которая зависит от стадии жизненного цикла организации, а также складывающейся экономической, рыночной и производственной ситуацией.

Разработка и реализация стратегий организации, включая совокупность функциональных финансовых стратегий, включает следующие этапы [6].

1 этап — Предварительная оценка состояния предприятия и влияния внешней среды, определение основных ориентиров, включая финансовые.

2 этап — Углубленное исследование внешней среды организации и определение рынков сбыта. Выявление возможностей расширения источников финансовых ресурсов.

3 этап — Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Такая оценка связана, прежде всего, с определением возможностей реализации внутреннего финансового потенциала предприятия.

4 этап — Выбор ориентиров и вариантов стратегии развития предприятия с учетом стадии его жизненного цикла. Возможности и направления финансового развития предприятия в значительной степени определяются стадией жизненного цикла, в которой оно находится. Каждому этапу жизненного цикла соответствуют определенные финансовые стратегии:

• на этапе зарождения для создания предприятия и обеспечения реализации инновационных программ важны обоснованные стратегии инвестирования;

• на этапе становления для четкой организации финансовой деятельности необходимы стратегии организации финансовых потоков;

• на этапе роста (развития) для обеспечения программ роста более всего востребованы стратегии финансирования/кредитования;

• на этапе зрелости возможно использование разных стратегий в зависимости от положения предприятия на рынке и путей его предполагаемого развития;

• на этапе спада, если предприятие не планирует закрытия, необходима тщательная проработка стратегии выживания, и, в первую очередь, во взаимосвязи с конкурентной стратегией снижения издержек.

5 этап — Выбор и проработка общей и функциональных стратегий и формирование системы стратегических целей.

6 этап — Конкретизация целевых показателей стратегии по периодам ее реализации, разработка стратегического плана. Определение конкретных показателей финансового плана.

© М.В. Мищерина, 2012

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

102

М.В. МИЩЕРИНА

7 этап — Реализация стратегии и оценка результатов деятельности. На этой стадии в разрезе стратегических целей и политики менеджмента разрабатывается система основных мероприятий или тактических действий по их реализации по каждому контролируемому элементу стратегии.

В ходе процесса контроля периодически оценивается и корректируется стратегия и тактика фирмы. Анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет регулярно это делать.

Чтобы получить логически последовательную, реальную, реализуемую, эффективную и единую стратегию, все этапы процесса стратегического управления должны выполняться последовательно и скоординированно, но особенно пристально необходимо отнестись к факторам, которые могут привести к необратимым негативным последствиям, кризису и «кризисной ловушке».

На основе выводов, сделанных С.С. Морковиной и Е.А. Панявиной [5, с. 72], наиболее значима разработка финансовой стратегии на стадии роста, поскольку именно на этой стадии наиболее вероятно возникновение «кризисной ловушки» (табл. 1).

Рост — оптимальная точка кривой жизненного цикла, где предприятие достигает баланса между самоконтролем и гибкостью. Организация знает, что она делает, куда идет и как достичь намеченных целей. Наличию процессов планирования соответствует умение предвидеть будущее и способность следовать планам, налицо рост продаж и прибыли, в это же время создается сеть новых «младенческих» организаций.

Таблица 1

Наиболее характерные «кризисные ловушки» по стадиям жизненного цикла организации[5]

Этапы ЖЦ Характерные особенности Кризисные ловушки

Зарождение Наличие инновационного замысла. Роль личности предпринимателя высока. Ограниченное количество производственных, материальных и трудовых ресурсов. Усиленный маркетинг, налаживание связей с поставщиками и покупателями. Инновационная Организационная Маркетинговая Финансовая

Становление Простая и неформальная организационная структура, концентрация полномочий в руках собственника. Сложность налаживания производства и сбыта продукции, высокий финансовый риск, сильное влияние внешних по отношению к предприятию факторов. Организационная Финансовая Маркетинговая Инновационная

Рост Акцент на увеличение продаж, стремление максимально реализовать преимущества, смещение организационной структуры к функциональному типу, делегирование отдельных полномочий менеджерам, начало формализации процедур Финансовая Маркетинговая Инновационная Организационная

Зрелость Стабилизация роста продаж, частичная бюрократизация организационной структуры, снижение инновационной активности, стремление к повышению эффективности функционирования и равномерному развитию Маркетинговая Инновационная Организационная Финансовая

Спад Обострение конкурентной борьбы, старение ресурсов предприятия, снижение финансовой устойчивости, дальнейшее его развитие (последующие стадии и их последовательность) становится сложно предсказуемым и главным образом зависит от удачности осуществляемых инноваций и гибкости организационной структуры Финансовая Маркетинговая Инновационная Организационная

Этап роста связан с экспоненциальным увеличением масштабов деятельности, в частности, объемов продаж, прибыли, имущества. Растет число сотрудников, увеличивается потребность в финансовых ресурсах. Судьба предприятия зависит от объема ее инвестиций, поэтому «...всякий, кто хочет находиться на гребне волны растущей доходности, должен обладать не только темпераментом игрока, но и бездонными карманами крупной корпорации — сочетание, которое в традиционных компаниях встречается отнюдь не часто» [4].

Каждая организация, особенно на стадии роста, понимает первостепенность финансовой стратегии и руководствуется этим в своей деятельности. Особенно важным является использование финансовой стратегии для обеспечения устойчивого развития предприятия в современных условиях, что обусловливает необходимость самого серьезного анализа проблем и выработки практических рекомендаций в этой области.

Очевидно, что наличие финансовой цели при формулировке любой стратегии (маркетинга, кадров, инвестиций), по существу, превращает ее в финансовый выбор. Это позволяет подходить к финансовой стратегии как общей и базовой и классифицировать ее как финансово-экономическую, что обеспечивает достижение взаимосвязи целей и задач экономического субъекта через планирование всех сфер его деятельности и возможность учета их особенностей.

Место и роль финансовой стратегии организации неоднозначно оценивается в экономической литературе. Чаще всего финансовая стратегия как инструмент регулирования используется в связке с инвестиционной страте-

МЕТОДИКА И ДОМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ.

103

гией, так как перспективность и временной шаг инвестиционных решений тесно связаны с финансовыми процессами [3, 1]. Отдельные исследования трактуют финансовую стратегию как часть финансового менеджмента [2], с чем можно согласиться.

Финансовая стратегия представляет собой сложную многофакторно ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития организации в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала [2].

После выработки общей стратегии организации на стадии роста специальные подразделения в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают, в первую очередь, инвестиционную и кредитную стратегии организации. Такой подход позволяет, с одной стороны, «директировать» деятельность подразделений, т.е. направить различные аспекты деятельности организации в единое русло в соответствии с миссией организации, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту организации планировать развитие различных направлений деятельности.

Поэтому разработка финансовой стратегии должна находиться в полном согласии со стратегической задачей максимизации рыночной стоимости бизнеса. В результате конечной целью разработки финансовой стратегии предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Доминантами финансовой стратегии является решение таких стратегических задач, как оптимизация прибыли, рост стоимости чистых активов (максимизация рыночной стоимости бизнеса), оптимизация структуры капитала и формирование инвестиционной привлекательности предприятия.

Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ причин финансовых затруднений организации. Используя информацию о хозяйствующем субъекте ООО «Элит», выявлены следующие факторы финансовых затруднений на этом предприятии.

Активы: потребность в увеличении оборотного капитала; плохое планирование и контроль денежных средств; дефицит наличных средств; высокий уровень товарных запасов на складе; низкая оборачиваемость активов.

Пассивы: неоптимальная структура капитала; просроченная кредиторская задолженность; проблемы с краткосрочной ликвидностью; отсутствие налогового планирования.

Издержки: отсутствие контроля цены производства; производство не покрывает постоянные издержки; высокая себестоимость продукции; неэффективная система учета, определения себестоимости и ценообразования; распределение накладных расходов по традиционной схеме. рентабельность; убыточность бизнеса.

Организационные факторы: неиспользование управленческих инструментов (финансового планирования, анализа); слабый контроль бюджета.

Анализ жизнедеятельности организации ООО «Элит» показало, что оно находится в сложном финансовом положении, чтобы его улучшить, необходимо выбрать наиболее эффективную финансовую стратегию и меры по ее реализации. Финансовая стратегия ООО «Элит» определена как стратегия финансового оздоровления. Первоочередные мероприятия включают: 1) улучшение системы учета и контроль издержек; 2) оптимизацию структуры капитала; 3) улучшение ликвидности активов.

Особое внимание необходимо уделить управлению свободными денежными средствами, заключающемуся в выборе таких инструментов инвестирования, которые одновременно бы удовлетворяли критериям прибыльности и надежности. При этом принимаются меры, направленные как на увеличение притока денежных средств, так и на уменьшение их оттока (сокращение затрат, налоговое планирование, отсрочка платежей по обязательствам, использование скидок поставщиков, оптимизация инвестиционных расходов, вексельные расчеты и взаимозачеты).

Таким образом, для успешного функционирования организации необходима разработка грамотной финансовой стратегии, наличие которой положительно отражается на общих экономических результатах и позволяет обеспечить все направления ее развития необходимыми финансовыми ресурсами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быкова Е.В. Финансовое искусство коммерции: монография / Е.В. Быкова, Е.С. Стоянова. М., 2005.

2. Зенченко Д.В. Стратегии управления малым предприятием на кризисной стадии его жизненного цикла (на материалах предприятий Ставропольского края): Дис. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2004.

3. Кэхилл Дж. Хозяйственная стратегия: разработка, осуществление, контроль // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 1.

4. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика», «Управление» / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5. Морковина С.С. Превентивное управление малыми предприятиями в условиях возникновения кризисных ситуаций [Текст]: монография / С.С. Морковина, Е.А.Панявина. Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011.

6. Парахина В.Н. Стратегический менеджмен: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. М.: Кнорус, 2010.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.