СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
М. В. МИЩЕРИНА
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием финансовой стратегии организации. Представлены основные проблемы, возникающие при выработке и реализации стратегии. Определены основные этапы разработки финансовой стратегии.
Ключевые слова: стратегия, организация, финансовая стратегия, менеджмент, стратегическое управление.
Для успешного функционирования коммерческих организаций, особенно крупных, необходимо несколько обязательных условий: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, различные формы собственности, профессиональные управляющие и т. д. И пока в масштабах государства не будут созданы благоприятные рыночные условия для функционирования организаций, говорить об эффективном менеджменте сложно.
Современная организация представляет собой относительно обособленное социальное сообщество, объединяющее всех, кто связан с ее жизнедеятельностью специфическими интересами; основой эффективного взаимодействия выступает баланс интересов субъектов, входящих в него или заинтересованных в его деятельности.
Таким образом, успех и развитие современной организации зависит от отношений между внутренними элементами и внешним окружением, что обусловливает необходимость использования новых подходов к управлению, обеспечивающих превращение организации в единый социальный организм.
Наиболее адекватным механизмом развития организаций выступает использование стратегического управления, позволяющего обеспечить сбалансированность развития как за счет максимальной внутренней интеграции, так и с помощью наилучшего сочетания между состоянием внутренних факторов и внешнего окружения [1].
Руководящие органы организации имеют возможность компетентно и, что самое главное, оперативно осуществлять прямые управляющие воздействия на целые блоки взаимосвязанных производств, адекватно реагируя на изменение потребностей и перемены в окружающей среде и таким образом увеличивая гибкость управления
хозяйством в целом. Концентрация в организациях значительных организационных, технологических и интеллектуальных ресурсов, а также научно-производственного потенциала создает предпосылки для наращивания объемов инвестиций в разработку и производство высокоэффективной и конкурентоспособной продукции.
Существующая экономическая ситуация обнаруживает ряд проблем при создании благоприятного финансового, инвестиционного и кредитного климата в рамках организаций. Здесь на помощь организации приходит рынок краткосрочных ссудных капиталов, основными субъектами которого являются банки, выполняющие исключительно важные функции для экономики страны: аккумулирование временно свободных денежных средств и предоставление их в кредит. В непростых условиях кризиса организация должна четко определять цели своей деятельности и тщательно планировать свое поведение на рынке, чтобы быть финансово привлекательной для банков, предоставляющих кредит.
В период реформирования советской, а затем российской экономики термины «рыночное управление», «менеджмент» стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в литературе, постепенно формируя представление о системе управления, принятой в условиях рынка, как об одном из магических способов эффективного управления. Активное взаимодействие с зарубежными партнерами заставило российских управленцев изучать опыт организаций передовых стран [2].
Анализ теории и практики управления организациями показывает обязательность наличия как минимум нескольких принципиальных условий для успешного функционирования организации: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм
собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров).
В процессе функционирования организаций в ее организационную среду вовлекаются тем или иным способом различные категории людей, поэтому руководство организации в процессе принятия решений должно учитывать интересы таких экономических составляющих общества, как:
- потребители, которые требуют к себе самого пристального внимания со стороны организации. Без потребителей она просто не сможет существовать. Потребители хотят получить от нее качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу;
- служащие, суть отношений которых с организацией переходит от обычных требований справедливой оплаты труда к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенство возможностей, защита здоровья на рабочем месте, финансовая безопасность, невмешательство в личную жизнь, свобода самовыражения и обеспечение соответствующего уровня жизни;
- местное население, на которое организации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. Именно здесь от них ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образование, организация транспорта, условия для отдыха, система здравоохранения, решение проблем окружающей среды;
- общество в целом, на которое организации оказывают воздействие на национальном и международном уровне. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных групп и организаций, включая академические круги, правительственные структуры и средства массовой информации;
- поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей;
- акционеры вступают с организацией в особые отношения: они делают возможным само существование организации как поставщика капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества.
Во всех принципиальных решениях организации должен быть достигнут баланс интересов участников организационных отношений, что повышает их важность и значимость.
Выработка стратегии развития организации обеспечивает эффективное распределение и ис-
пользование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых ресурсов, земли и технологий и на этой основе устойчивое положение на рынке в конкурентной среде. В этой связи, в первую очередь, необходим переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.
Выработка стратегии организации осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления организацией, а также анализа сильных и слабых сторон организации. В соответствии с выбранной стратегией рыночного поведения определяется система принципов внутренней структуры организации, которая состоит из:
- снабженческо-сбытовой политики;
- производственно-технологической и инновационной политики;
- ценовой политики;
- кадровой политики и управления персоналом;
- финансовой политики (стратегии), которая состоит из кредитной и инвестиционной стратегии.
Для реализации стратегии разрабатывается программа мер по снижению издержек, энергоемкости, материалоемкости продукции, ее сертификации, решению вопросов экологии, разрабатываются меры по обеспечению прозрачности финансового состояния компании, а также меры по обеспечению контроля за финансовыми потоками, определяются механизмы и направления инвестирования, возможные источники привлеченных средств, кредитных ресурсов, гарантий. Кроме того, вырабатываются стратегии вывода ценных бумаг компании на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов.
В соответствии с основными направлениями деятельности и избранной стратегией выстраивается организационно-управленческая структура организации с учетом следующих принципов:
- обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка;
- обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;
- организация и выполнение каждой функции, реализуемой компаниями, которую предлагается закрепить за каким-либо его структурным подразделением, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо;
- ответственность за организацию и выполнение функции, реализуемой компаниям, целесообразно персонифицировать.
Развитие организаций сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация организаций и создание самоуправляемых структур приводит к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент организации должен «спроектировать» принципы финансовой и инвестиционной и кредитной стратегии.
Кредитная стратегия организации должна быть ориентирована в первую очередь на оптимизацию мобилизуемых ресурсов за счет привлечения капиталов путем выпуска ценных бумаг и работы с ними, активного взаимодействия с зарубежными фондами и организациями, использования оффшорных и свободных экономических зон, аккумулирования средств работников организаций в негосударственных пенсионных фондах, страховых компаниях, в депозитах банков и финансовых компаний, а также в капитале предприятий - участников организации. Таким образом, успешная финансовая деятельность организации обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и стратегией, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий организации, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.
Разработка финансовой стратегии организации включает осуществление следующих основных этапов:
1. Оценка долгосрочных перспектив.
2. Прогноз развития.
3. Осознание цели.
4. Анализ сильных и слабых сторон.
5. Обобщение стратегических альтернатив.
6. Разработка критериев оптимизации.
7. Выбор оптимальной стратегии.
8. Планирование мероприятий.
При формулировании финансовой стратегии менеджер должен ответить на ряд вопросов.
Первый из этих вопросов звучит так: «Сколько средств необходимо для перспективного развития компании?» Для определения этой суммы и времени, когда она потребуется полностью или частично, целесообразно установить зависимость между потребностью в дополнительных финансовых вложениях и расходах и каким-либо важнейшим показателем хозяйственной деятельностью компании.
Второй вопрос стратегического финансового планирования касается источников инвестирова-
ния. Общее направление финансовой деятельности организации должно основываться на принципиальном решении, за счет каких источников осуществлять финансирование как данного проекта, так и всех последующих. Таких источников можно выделить три: собственные, привлеченные и заемные средства.
Третий вопрос финансовой стратегии можно сформулировать так: «Когда ожидается возврат вложенных в проект средств?» Ответить на него можно, используя специальные расчеты, позволяющие определить срок окупаемости вложений [3].
После выработки общей финансовой стратегии компании специальные подразделения в соответствии со стратегией организации, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии организации. Такой подход позволяет, с одной стороны, «директировать» деятельность подразделений, т. е. направить различные аспекты деятельности организации в единое русло в соответствии с миссией компании, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту компании планировать развитие различных направлений деятельности.
Таким образом, для успешного развития организации необходима грамотная разработка финансовой стратегии, которая позволяет обеспечить все направления ее развития необходимыми финансовыми ресурсами.
Литература
1. Парахина В. Н., Максименко Л. С., Панасен-ко С. В. Стратегический менеджмент: учебник. М., 2008.
2. Парахина В. Н., Перов В. И. Российская экономика: некоторые аспекты управления // АКСОР. 2010. № 3 (14). С. 114-119.
3. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А. А. Володин [и др.]; под ред. Н. Ф. Самсонова. М., 2007. С. 234.
* * *
ORGANIZATION STRATEGY IN THE FINANCIAL SPHERE AND PROBLEMS OF THEIR FORMATION
M. V. Mishcherina
In this article the questions connected with formation of financial strategy of the organization are considered. The main problems arising at development and realization of strategy are presented. The main development stages of financial strategy are defined.
Key words: strategy, organization, financial strategy, management, strategic management.