Научная статья на тему 'Финансовая стратегия предприятия'

Финансовая стратегия предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4818
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ПЕРСПЕКТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Величко Е.Л., Куприн А.А.

В рамках настоящей статьи исследуются содержание и основные проблемы формирования, реализации и управления финансовой стратегией предприятия, финансового стратегического планирования. Обозначается место финансовой стратегии в общей системе финансового планирования и прогнозирования. Изучаются основные подходы к построению системы планов, конкретизирующих финансовую стратегию, предлагается алгоритм оценки конкурентных преимуществ в формировании финансовой стратегии предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая стратегия предприятия»

2. Белкина Е.Н. Монополия - «за» и «против». Двойственная роль монополии / Е.Н. Белкина, Д.А. Киселева // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - С. 96-99.

3. Гарнов М.Г. Понятие монополии. Виды монополии. Регулирование монополии / М.Г. Гарнов // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. Сб. трудов конференции. - 2018. - С. 92-95.

Величко Е.Л.

магистрант, факультет экономики и финансов Санкт-Петербургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия Куприн А.А. кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. В рамках настоящей статьи исследуются содержание и основные проблемы формирования, реализации и управления финансовой стратегией предприятия, финансового стратегического планирования. Обозначается место финансовой стратегии в общей системе финансового планирования и прогнозирования. Изучаются основные подходы к построению системы планов, конкретизирующих финансовую стратегию, предлагается алгоритм оценки конкурентных преимуществ в формировании финансовой стратегии предприятия.

Ключевые слова: финансовая стратегия, перспективное финансовое планирование, конкурентные преимущества.

Velichko E.L.

master student, faculty of economics and finance Saint-Petersburg branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration Saint-Petersburg, Russia Kuprin A.A.

associate professor, candidate of economic sciences

Saint-Petersburg branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration Saint-Petersburg, Russia

FINANCIAL STRATEGY OF THE ENTERPRICE

Abstract. Within the limits of present стати the maintenance and the basic problems of formation, realization and management of financial strategy of the enterprise, financial strategic planning are investigated. The place of financial strategy in the general system of financial planning and forecasting is designated. The basic approaches to construction of system of the plans concretizing financial strategy are studied, the algorithm of an estimation of competitive advantages in formation of financial strategy of the enterprise is offered.

Keywords: financial strategy, long-term financial planning.

Разработка финансовой стратегии предприятия является итогом коллегиальной сессионной практики, и помимо этого ее предваряет серьезный этап подготовительной работы до и контрольно-корректирующей работы после. В подготовке и контроллинге в основном занят финансовый департамент.

Выработка финансовой политики позволяет избежать трат на непрофильные или не важные задания. Выполнение и контроль такой работы, как правило, курирует финансовый директор и подчиненная ему вертикаль в компании [7, с. 44].

В системе управления предприятием стратегическое планирование рассматривается как один из наиболее действенных инструментов менеджмента. Однако проверенный анализ показал, что у большинства субъектов хозяйствования отсутствует обоснованная стратегия развития. На каждом предприятии должен быть создан отдел стратегического планирования. Он должен определять

направления работы технических, производственных, юридических, экономических служб предприятия [4, с. 220].

Этому отделу следует формировать цели и задачи стратегического планирования, заниматься сбором и анализом необходимой информации, организовывать работу по выработке общей стратегии предприятия, координировать работу подразделений предприятий по разработке общих программ, осуществлять связь и согласованности перспективного и текущего планирования.

Финансы как функциональная сфера менеджмента может быть представлена в качестве системы отображения реальных процессов и событий бизнеса с разными степенями направленности и глубины проработки. Это метафорически иная область реальности, некое «зеркало». Оно отличается от восприятия процессуалов фронт-офиса (продавцов) и бэк-офиса (производственников), имеющих дело с конкретным клиентом, продуктом, технологией и т.д.

Финансы практически всегда живут в нескольких ипостасях: прошлом, настоящем, будущем; в динамике и статике. «Зеркало» может быть только сателлитным по отношению к задачам реального бизнеса, в него можно смотреться и управлять машиной под названием «бизнес» в зависимости от качества картинки и целевых панельных параметров.

Как любой вид планирования, стратегический процесс может идти только сверху вниз в интересах собственников, однако у него присутствуют две параллельные «нитки»: взаимосвязанные планы реальных задач и планы финансовых показателей. К первым относятся планы продаж, снабжения, производства, маркетинга, персонала и т.п. Ко вторым относятся бюджетные планы, финансовые коэффициенты, индексы и т.д. [6, с. 67].

Из сказанного следует вывод о том, что финансово -инвестиционную стратегию компании сложно отнести только к типу функциональных стратегий, осуществляя поиск ее места среди стратегии маркетинга, производственной стратегии, стратегии по персоналу. Она носит сквозной характер. Более того, разработка финансовой стратегии предприятия решает задачи моделирования и принятия стратегических финансовых решений в контексте безопасного развития компании, а также ресурсного обеспечения кор-

поративной стратегии. Отсюда и вытекают две основные функции финансовых стратегий: моделирующая и обеспечительная.

Бизнес создается собственниками (акционерами) для реализации своих целей, следовательно, постановщиками задачи стратегического планирования они и являются. А разработчиком стратегии должен стать генеральный директор компании, и стратегия служит основной контракта с ним. Разработка финансовой стратегии предприятия как совокупности долгосрочных целей и замысла их достижения служит инструментом передачи ответственности генеральному менеджеру. В рамках нее руководитель принимает принципиальные решения о финансах, «дает добро» на идеологию и определяет правила игры в финансовой сфере [1, с. 22].

За финансовые стратегии отвечает генеральный директор, а создает и представляет финансовый директор или иной топ-менеджер, выполняющий соответствующую функцию.

Система управления финансами обеспечивает такие распоряжения организационно-контрольной поддержкой через систему бюджетного управления с опорой, опять-таки, на стратегические решения. Следует отметить, что вертикаль финансового стратегического контура по своей структуре очень похожа на состав видов финансовых решений, вырабатываемых в финансовом менеджменте [2, с. 337].

Принципы разработки финансовой стратегии, сформулированные более 10 лет назад Бланком И.А., до сих пор актуальны.

Состав основных принципов формирования финансовых стратегий по Бланку И.А.:

1. Рассмотрение предприятия как открытой системы, способной к самоорганизации.

2. Учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия.

3. Преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегического управления финансовой деятельностью.

4. Обеспечение гибкости финансовой стратегии.

5. Выделение доминантных сфер стратегического финансового развития.

6. Обеспечение альтернативности стратегического финансового выбора.

7. Обеспечение постоянного использования результатов технологического прогресса в финансовой деятельности.

8. Обеспечение разработанной финансовой стратегии соответствующими организационной структурой и организационной культурой.

9. Ориентация на профессиональный аппарат финансовых менеджеров в процессе реализации финансовой стратегии.

10. Учет уровня финансового риска в процессе принятия стратегических финансовых решений.

Во втором принципе можно предположить не учет не базовых стратегий операционной деятельности, а учет реальных материально-вещественных целей, которые занимают главенствующее место в корпоративной стратегии [3, с. 219].

Третий принцип весьма ценен тем, что среди двух подходов стратегического управления (приростного и предпринимательского типа) последний должен иметь преимущество. Именно предпринимательская инициатива обеспечивает интенсивность и новое качество состояния бизнеса в отличие от консервативного приростного, экстенсивного подхода к стратегии.

В современных условиях десятый принцип формирования финансовых стратегий обретает все большее и большее значение. Наука развивается активно, особенно в условиях тех вызовов, с которыми сталкивается общество и бизнес. Роль оценки и методологии управления риском непрерывно растет. Многие, особенно крупные компании, выделяют из недр финансовых стратегий стратегии финансовой безопасности в отдельный документ и зону для реализации специализированного стратегического контроллинга [5, с. 17].

В последнее время еще один принцип стал наиболее актуальным - принцип инновационности он особенно важен для инвестиционного раздела финансовых стратегий.

В последние годы стало более понятным, по какому алгоритму целесообразно формировать финансовые стратегии, хотя белых пятен еще достаточно. Например, вопрос обновления и сочетания финансовых стратегий с рядом финансовых политик: дивидендной, финансовой, инвестиционной, кредитной.

Бизнес-стратегии, региональные и другие функциональные стратегии в значительной степени подлежат коррекции по итогам решений, принятых в финансовых стратегиях. В этой связи выделим основные признаки финансовой стратегии:

- расширение функциональной финансовой стратегии до масштабов «зеркального» стратегического контура вверх (панель ключевых показателей на уровне генеральных целей) и инвестиционной стратегии вниз (уровень инициатив, программ и локальных проектов);

- определенность курса финансовой и иных политик соответствующей управленческой функции;

- развернутое дерево финансовых целей и задач, связанных с системой показателей класса BSC;

- поливариантная модель деятельности компании, адаптирующая ее к прогнозируемым изменениям внешней и внутренней обстановки для поддержания ключевых параметров на безопасном и выверенном курсе динамики.

Финансовые стратегии служат для выбора альтернатив во время принятия тактических решений в сфере операционного управления, движения финансов и инвестиций.

В литературе имеют место совершенно разные подходы к классификации видов финансовых стратегий. Наиболее цельная позиция, на мой взгляд, демонстрируется в предложении Т.А. Владимировой, которая выделяет такой немаловажный фактор для деления финансовых стратегий на виды, как масштаб финансовых целей компании [8, с. 26].

Виды финансовых стратегий целесообразно делить на основе еще одного существенного фактора - стадии жизненного цикла самого бизнеса.

Для иллюстрации различий финансовых стратегий, связанных с периодом жизненного цикла, локализуем предметную область до уровня политики компании в сфере управления дебиторской задолженностью.

Разработка финансовой стратегии предприятия предваряет создание более локальной инвестиционной стратегии. Некоторые компании вполне оправданно объединяют две эти стратегии в одну.

Таблица 1 - Виды финансовых стратегий

Признак Виды финансовых стратегий

Цель (характер) стратегического развития организации определяет характер генеральной финансовой стратегии Стратегия финансовой поддержки ускоренного роста. Стратегия финансового обеспечения ограниченного роста. Антикризисная финансовая стратегия - формирование достаточного уровня финансовой безопасности (соответствует корпоративной стратегии «сокращение»).

Локальные цели организации определяют характер локальных финансовых стратегий (стратегий локальных целей) Стратегии, ориентированные на формирование необходимого уровня финансовых ресурсов. Стратегии, ориентированные на достижение рационального уровня финансовых ресурсов. Стратегии поиска внешних источников финансирования с минимальной стоимостью. Стратегии формирования и реализации механизмов и инструментов эффективного использования финансовых ресурсов для различных видов и сфер деятельности организации. Стратегии, оптимизирующие денежный оборот. Стратегии, обеспечивающие оптимальный уровень прибыли и капитала во временном периоде. Стратегии, ориентированные на формирование оптимальной структуры капитала. Стратегии по обеспечению нормального соотношения между рентабельностью активов и стоимостью капитала. Стратегии, направленные на обеспечение сбалансированности формирования и использования финансовых ресурсов. Стратегии по снижению операционного риска на основе повышения запаса финансовой прочности. Стратегии, направленные на переход в комфортную зону риска в сфере обеспечения формирования запасов и затрат нормальными источниками и др.

Поэтому считаю, что владение методологией финансового стратегического планирования имеет непреходящее значение и для

директора по развитию бизнеса, и для менеджеров, ведущих крупные бизнес-проекты уровня стратегических единиц бизнеса.

Список литературы:

1. Агапова И.В. Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения предприятия / И.В. Агапова // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).

- Пермь: Зебра, 2015. - С. 64-71.

2. Ананидзе М.Г. Виды, цели и процесс разработки финансовой стратегии организации / М.Г. Ананидзе // Молодой ученый. - 2015. - С. 336.

3. Ветрова Е.Н. Совершенствование системы планирования развития промышленного предприятия / Е.Н. Ветрова, А.Л. Шульдешова // Инновационное развитие экономики. - 2016.

- 215 - 223с.

4.Кудряшов В.С. Методическое обеспечение принятия управленческих решений в современных ситуациях неопределенности и риска / В.С. Кудряшов, Т.С. Платонова // Менеджмент качества. - 2016. - 218 - 224с.

5. Кудряшов В.С. Теоретические и методические аспекты анализа платежеспособности финансовой устойчивости предприятий / В.С. Кудряшов // Стратегии бизнеса. - 2016. -С.11-19.

6.Курносова Е.А. Формирование финансовой стратегии предприятий малого бизнеса / Е.А. Курносова, И.И. Хасьянов // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. -С. 65-68.

7. Рожковский А.Л. Применимость моделей оценки стоимости в системе финансового менеджмента компании / А.Л. Рожковский // Финансовый менеджмент. - 2016. - 39 - 52с.

8. Соколова Н.Н. Финансовая стратегия как важная составляющая общей стратегии компании / Н.Н. Соколова, Т.Н. Егорова // Фундаментальные исследования. - 2015. - С. 16-28.

Вострикова И.И.,

студент

Липецкий филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

г. Липецк, Россия Крупина Т.А., магистрант Липецкий филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

г. Липецк, Россия Макаров И.Н., к.э.н., доцент Липецкий филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

г. Липецк, Россия

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием учетной политики как одного из инструментов налогового менеджмента. Необходимость постоянного совершенствования налогового законодательства и постоянный поиск новых сфер приложения возникшего в стране частного капитала делают налоговый менеджмент жизненно важным и в оперативной хозяйственной деятельности, и в стратегическом плане. Внедрение налогового менеджмента приводит не только к повышению налоговой грамотности, но и к правильному учету налогов, без которого невозможно разработать корректный бизнес-план или инвестиционный проект. Налоговый менеджмент способствует максимизации финансовых результатов организаций и при этом минимизации налоговых обязательств. В статье проанализированы подходы к определению налогового менеджмента, его инструменты и рассмотрены актуальные вопросы управления деятельностью организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.