Научная статья на тему 'Определение финансовых стратегий по стадиям жизненного цикла компании'

Определение финансовых стратегий по стадиям жизненного цикла компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1077
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / СТАДИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищерина М.В.

Показано место финансовых стратегий в совокупности стратегий развития предприятий, представлено их распределение по стадиям жизненного цикла организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение финансовых стратегий по стадиям жизненного цикла компании»

M.I}. Мшцерина, Северо-Кавказский государственный технический университет, соискатель nrarimvfif@inbox.ru

MV.Mitsherina, North-Caucasus State Technical University,

the post-graduate student

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙПО СТАДИЯМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОМПАНИИ DEFINITION OF FINANCIAL STRATEGIES TO STAGES IN THE LIFE CYCLE OF THE COMPANY

Показано место финансовых стратегий в совокупности стратегий развития предприятий, представлено их распределение по стадиям жизненного цикла организации

Shows the financial strategies in combination of enterprise development strategies, given the distribution stages of the life cycle of

the

Ключевые слова: стратегия, финансовая стратегия, функциональная стратегия, стадия жизненного цикла Keywords: strategy, financial strategy, functional strategy lifecycle stage

Выработка стратегии развития организации обеспечивает эффективное распределение и использование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых ресурсов, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение на рынке в конкурентной среде. В этой связи происходит переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на теку щие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Выработка стратегий организации, включая финансовую, осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления организацией, а также анализа сильных и слабых сторон организации. На наш взгляд, к объектам финансовой стратегии следует отнести: собственный и заемный капитал; текущие и инвестиционные издержки; прибыль; источники финансирования; объекты финансирования; расчеты; взаимоотношения с бюджетом. В зависимости от этих критериев формируются соответствующие финансовые стратегии. Финансовая стратегия относится к группе функциональных стратегий предприятия. При этом большинством экономистов отмечается ее ключевое значение в системе функциональных стратегий предприятия. Так, например, Илышева H.H. объясняет роль финансовой стратегии координирующей ролью финансов в системе управления организацией, а также тем особым местом, которое занимают финансовые ресурсы. Именно они могут быть конвертированы в любой другой вид ресурсов с минимальным временным патом [1]. Ее мнение разделяет ХоминчИЛ., которая указывает на то, что важная роль финансовой стратегии обусловлена сущностной природой главных экономических категорий - финансов, денег, кредита, выступающих фундаментом ее построения, их универсальный характер с точки зрения выполнения ими распределительной, регулирующей и контрольной функции для любого бизнеса определяют особый статус всех производных от них категорий [9]. По нашему мнению, несмотря на ключевую роль финансов в системе управления организацией, нельзя финансовую стратегию ставить выше стратегий других подразделений, т.к. в деятельности предприятия все стратегии взаимосвязаны, и когда финансовая стратегия внутренне и внешне полностью соотносится с производственной и маркетинговой стратегией, то можно говорить о максимальной реализации общей стратегии бизнеса [8]. Наряду с другими функциональными стратегиями предприятия (маркетинговой, кадровой, производственной и др.). финансовая стратегия является самостоятельной, выполняя возложенные на нее функции.

Предприятия как микроуровень макроэкономической системы в жизнедеятельности и развитии проходят определенные этапы своего жизненного цикла, в течение которого они зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и прекращают существование. Тематика жизненного цикла предприятия начинала разрабатываться исследователями как расширение и адаптация концепции жизненного цикла продукта из теории маркетинга к анализу развития предприятий, однако в дальнейшем стала полноценной областью разработки самостоятельных подходов и теорий. Жизненный цикл предприятия - совоку пность стадий развития, которые проходит предприятие за период своего существования [3; 4]. Экономическое содержание жизненного цикла позволяет выделять этапы, через которые проходит предприятие, при этом переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Это обстоятельство подмечают в своих трудах ДМюллер, ДжАгарони, Х.Фалька, Н.Иехуда. В теории жизненного цикла фирмы, предложенной в работе ДМюллера [12], приводится сценарий, типичный, по мнению автора, для развития большинства компаний: зарояедение предприятия, расширение, бурный рост, насыщение рынка, прекращение существования. В исследовании ДясАгарони, Х.Фалька и Н.Иехуды [11] со ссылкой на подход, сложившийся в рамках теории жизненного цикла предприятия, выделяются четыре основные стадии развития: зарождение (startup), рост (growth), зрелость (maturity), спад (decline, stagnation). Подход к моделированию жизненного цикла организации, представленный в трудах Э.МКороткова, О.В.Вишневской, представляет небольшое количество этапов развития: возникновение, развитие, зрелость, упадок и исход [2]. Наряду со сравнительно упрощенным подходом к моделированию жизненного цикла предприятия существуют теории и модели, предлагающие более детализированное его разбиение на разнородные стадии. Среди моделей, предлагающих углубленный анализ особенностей функционирования компаний на различных этапах жизненного цикла, следует выделить модель И.Адизеса [10]. Анализ показывает, что предпринимательские структуры с течением времени подвергаются изменениям, при этом предприятия, умеющие адаптироваться к внешней среде, процветают, а негибкие - исчезают [6,7].

Таким образом, жизненный цикл предприятия указывает на необходимость диагностики его функционирования, связывает ключевые факторы внешней и внутренней среды и позволяет определить адекватные складывающейся ситуации финансовые стратегии. Дм обеспечения реализации базовой стратегии развития, выбранной на соответствующей стадии жизненного цикла организации, можно использовать разные виды финансовой стратегии.

Финансовая стратегия роста рассматривается такими авторами, как Кузнецов B.C., Коробейников О.П., Вишневская О.В., Горемыкин В.А., Виханский О.С., Одинцов М.. Данный вид стратегии направлен на получение положительного эффекта за счет расширения деловой активности предприятия в условиях стабильной внешней среды и динамично развивающегося сегмента рынка, в котором работает предприятие. Стратегия преследует цели: увеличение оборота капитала, доли рынка, расширения границ финансовой деятельности, достижение положительной динамики развития, укрепление финансовой базы и др. В зависимости от специфического условий среды возможно использование следующих видов финансовых стратегий роста.

Интенсивный рост - обеспечивает финансовую поддержку агрессивного, глубокого внедрения предприятия на рынок, расширения его границ с использованием усовершенствованных и новых видов продукции.

Ограниченный рост - стратегия аналогична предыдущей, однако осуществляются более умеренные действия по развитию предприятия.

Интегрированный рост - обеспечивает финансовую поддержку интеграции предприятия, связанную с приобретением других организаций.

Диверсифицированный рост - обеспечивает увеличение видов финансовой деятельности, а также необходимое финансирование расширения границ производственно - сбытовой деятельности предприятия.

Финансовая стратегия стабилизации (наступательно - оборонительная стратегия) рассматривается в трудах Коробейникова О.П, Гвишиани ДМ., Щербко В.К Она применяется в условиях нестабильности, возникновении долгосрочных финансовых трудностей, при падении финансово - хозяйственных показателей. Заключается в адаптации деятельности условиям внешней среды, устранения угроз, снижении рисков работы, улучшения условий взаимодействия предприятия с партнерами и другими контрагентами. Также может использоваться для оптимизации циклов привлечения и вложения финансовых ресурсов, предотвращения их нехватки. Как правило, это стратегия применяется в целях уравновешивания всех аспектов финансовой деятельности и последующего перехода к финансовой стратегии роста.

Финансовая стратегия выживания (оборонительная стратегия) выделяется Максимцевым М.М., Виссема X., Коротковым Э.М., Гвишиани ДМ. Применяется в условиях глубокого кризиса в состоянии, близком к банкротству предприятия. Заключается в применении быстрых, решительных, скоординированных действий, принятых на основе максимально точных расчетов во избежание ошибок при принятии решений. Осуществляются программы по перестройке систем: управления, финансово - хозяйственной деятельности; изменению структуры бизнес - портфеля, источников получения финансовых ресурсов. Основной целью стратегии является максимально быстрый выход предприятия из кризиса и переход к стратегии стабилизации (стратегии роста). Для разработки и реализации данной стратегии происходит наиболее жесткая централизация всех видов деятельности. Возможно использование следующих видов финансовой стратегии выживания:

- стратегия реструктуризации заключается в приведении структуры финансово - хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с условиями внешней среды;

- стратегия сокращения заключается в отказе от части видов деятельности в целях получения лучших финансовых результатов на приоритетных направлениях.

Финансовая стратегия ликвидации представлена в трудах Кузнецова B.C., Коробейникова О.П., Горемыкина В. А. Может рассматриваться в качестве подвида стратегии выживания, однако, по нашему мнению, является достаточно специфической для ее самостоятельного рассмотрения. Заключается в обеспечении максимально эффективного процесса ликвидации всего предприятия, полного обеспечения финансовых интересов акционеров, кредиторов, обеспечения минимизации убытков. Комбинированная финансовая стратегия выделяется Кузнецовым B.C. и Горемыкиным В.А. Обеспечивает осуществление целей и задач деятельности предприятия, лежащих одновременно в плоскостях нескольких вышеперечисленных стратегий. Устойчивый экономический рост предприятия на этапах его жизненного цикла обеспечивается следующими внутренними финансовыми критериями его экономического развития: эффективностью осуществления основной деятельности (коэффициент рентабельности продаж продукции); сформированной структурой капитала (коэффициент финансовой автономии); способностью предприятия платить по своим срочным обязательствам при наличии ликвидных активов (коэффициент платежеспособности); политикой формирования состава активов (коэффициент оборачиваемости активов) [5]. В завершение отметим, что калезому этапу жизненного цикла соответствуют определенные финансовые стратегии:

-этап заро5вдения - для создания предприятия и обеспечения реализации инновационных программ - стратегии инвестирования;

-этап становления - для четкой организации финансовой деятельности - стратегии организации финансовых потоков;

- этап роста (развития) - для обеспечения программ роста - стратегии финансирования/кредитования;

- этап зрелости - смешанные стратегии, в зависимости от положения предприятия на рынке;

- этап спада/исхода - стратегии выживания, снижения издержек.

Литература

1. Илышева H.H., Крылов С.И Финансовая стратегия организации: понятие, содержание и анализ //Финансы и кредит. 2004. № 17. С. 8-17.

2. Коротков Э. М. Антикризисное управление: Учебник- М., 2010.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга - М., 1991.

4. Котляров И. Д. Маркетинг: учеб. пособие. - М., 2010.

5. Морковина С. С. Управление устойчивым развитием малого предпринимательства в КЧР: Монография. - Воронеж,

2008.

6. Особенности управления инновационным развитием социально-экономических систем в современных условиях: коллективная монография / Под ред. В.Н. Парахиной. - Ставрополь, 2011.

7. Парахина В.Н., Перов В.И. Российская экономика: некоторые аспекты управления // АКСОР. № 3 (14). 2010. С. 114-119.

8. Сырбу А.Н., Цемирокская Е.А. Категория финансовой стратегии с позиции управления деятельностью предприятия //Экономический анализ: теория и практика. 2004. №11. С.56.

9. Хоминч И.П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание - М., 1998.

10. Adizes I. Corporate Life Cycles: How and Why Corporations Grow and Die and What to Do About It 1988.

11. Aharony J., Falk H., Yehuda N. Corporate Life Cycle and the Relative Value Relevance of Cash Flow versus Accrual Financial Information. 2006.

12. Mueller D.C. A Life Cycle Theoiy of the Firm // The Journal of Industrial Economics, vol. 20, no. 3 (July 1972), pp. 199-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.