Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающая компетентность / здоровый образ жизни / методика формирования здоровьесберегающей компетентности / компоненты здоровьесберегающей компетентности / health-saving competence / healthy lifestyle / methods of health-saving competence formation / components of healthsaving competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов Андрей Евгеньевич

В статье рассматриваются методические аспекты формирования здоровьесберегающей компетентности в контексте слагающих ее компонентов, соответствующих общим компонентам формирования компетентности готовности, знаний, опыта проявлений, отношений и эмоционально-волевой регуляции. Каждый из обозначенных общих компонентов формирования компетентности получает свое оригинальное название и эксплицитное раскрытие в содержательной характеристике в контексте здоровьесберегающей компетентности и методических особенностях выстраивания педагогической деятельности, направленной на достижение общей цели освоение человеком здорового образа жизни и его преобразование в личностно значимую ценность, свидетельствующую о присвоении человеком культуры здоровья как неотъемлемой составляющей его личностной структуры. Вместе с тем, описание методики формирования здоровьесберегающей компетентности производится в четкой логической последовательности формирования ее компонентов, когда каждый последующий формируется на основе предыдущего, что обеспечивает поступательное движение к достижению намеченного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимов Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the methodological aspects of the formation of health-preserving competence in the context of its constituent components that correspond to the general components of the formation of competence, such as: readiness, knowledge, experience, relationships and emotional-volitional regulation. Each of the designated common components of competence formation receives its original name and explicit disclosure in the content characteristic in the context of health-preserving competence and methodological features of building pedagogical activities. They are aimed at achieving a common goal the development of a healthy lifestyle by a person and its transformation into a personally significant value, indicating the appropriation of a health culture by a person as an integral component of his personal structure. At the same time, the description of the methodology for the formation of health-saving competence is carried out in a clear logical sequence of the formation of its components. Each subsequent one is formed on the basis of the previous one, which ensures a progressive movement towards achieving the intended result.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

Важно проектировать процесс как ориентированный на личность. Такое образование изменит ученика, позитивно скажется на уровне воспитания, возможности саморазвиваться, самоактуализироваться. Эти моменты ключевые, без которых в начальной школе на личность образовательный процесс не ориентировать. Значит, школе нужно содействовать ученикам, родителям и педагогам сблизиться, принять ребенка без искажений, фильтров, увидеть недостатки и достоинства. Именно такой принцип заложен в школе, перекликается с ключевой идеей, несет гуманистическое начало, побуждает учитывать сотрудничество и побуждать к содружеству. Такую позицию сформулировал Ш. Амонашвили.

В начальной школе образовательная среда обладает общим воздействием из-за того, что в данном пространстве организуются, предопределенными будут восприниматься компоненты данной среды, но целостность среды гораздо более значимая, чем восприятие, которое возникает при контакте с отдельными элементами [2].

Резюмируем, что в начальной школе задача спроектировать образовательную среду реализуется с высокой результативностью, если понимать субъективные и конкретные особенности восприятия, осознать экопсихологические закономерности образовательного процесса.

Вместе с тем, научное обоснование проектируемой образовательной среды является результатом объективной абстракции, объективизации и абстрагирования, обоснованной той методологией, которую изучим далее.

Выводы. Таким образом, можно говорить о том, что постоянное обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды должно происходить на постоянной основе, так как это оказывает влияние на всестороннее развитие детей и способствует их самореализации.

Литература:

1. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. - С. 29-36

2. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы [Электронный ресурс] / В.В. Рубцов. -URL: http://psychlib.ru/mgppu/RPr/RPr-001.htm#$pl (дата обращения: 21.11.2023)

3. Толкова, Н.М. Проектирование образовательной среды в начальной школе / Н.М. Толкова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 81 - Ч. 1. -С. 223-226

4. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Электронный ресурс] / В.А. Ясвин. -URL: https://pedlib.ru/Books/6/0471/ (дата обращения: 01.03.2023)

Педагогика

УДК 371

аспирант Трофимов Андрей Евгеньевич

Образовательное частное учреждение высшего образования «Российская международная академия туризма» (г. Москва)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты формирования здоровьесберегающей компетентности в контексте слагающих ее компонентов, соответствующих общим компонентам формирования компетентности - готовности, знаний, опыта проявлений, отношений и эмоционально-волевой регуляции. Каждый из обозначенных общих компонентов формирования компетентности получает свое оригинальное название и эксплицитное раскрытие в содержательной характеристике в контексте здоровьесберегающей компетентности и методических особенностях выстраивания педагогической деятельности, направленной на достижение общей цели - освоение человеком здорового образа жизни и его преобразование в личностно значимую ценность, свидетельствующую о присвоении человеком культуры здоровья как неотъемлемой составляющей его личностной структуры. Вместе с тем, описание методики формирования здоровьесберегающей компетентности производится в четкой логической последовательности формирования ее компонентов, когда каждый последующий формируется на основе предыдущего, что обеспечивает поступательное движение к достижению намеченного результата.

Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность, здоровый образ жизни, методика формирования здоровьесберегающей компетентности, компоненты здоровьесберегающей компетентности.

Annotation. The article discusses the methodological aspects of the formation of health-preserving competence in the context of its constituent components that correspond to the general components of the formation of competence, such as: readiness, knowledge, experience, relationships and emotional-volitional regulation. Each of the designated common components of competence formation receives its original name and explicit disclosure in the content characteristic in the context of health-preserving competence and methodological features of building pedagogical activities. They are aimed at achieving a common goal - the development of a healthy lifestyle by a person and its transformation into a personally significant value, indicating the appropriation of a health culture by a person as an integral component of his personal structure. At the same time, the description of the methodology for the formation of health-saving competence is carried out in a clear logical sequence of the formation of its components. Each subsequent one is formed on the basis of the previous one, which ensures a progressive movement towards achieving the intended result.

Key words: health-saving competence, healthy lifestyle, methods of health-saving competence formation, components of health-saving competence.

Введение. Здоровье человека сегодня рассматривается не только как ценность или характеристика качества его жизни, но как приоритетная национальная и государственная задача. Ее решение зависит от множества внешних биологических и социально-экономических факторов и внутренних субъективных условий. Одним из таких значимых условий является воспитание человека как субъекта своей жизни и своего собственного здоровья на основе формирования у него здоровьесберегающей компетентности. В методическом плане формирование здоровьесберегающей компетентности опирается на общие закономерности развития личности и формирования компетентности, но при этом имеет свои особенности целевого, содержательного и технологического плана. Выявление и обоснование этих особенностей актуализирует проблему методики формирования здоровьесберегающей компетентности.

Изложение основного материала статьи. Здоровьесберегающая компетентность рассматривается нами вслед за академиком И.А. Зимней как проявление человека здорового образа жизни, «под которой понимается знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и личная ответственность за выбор образа жизни; опыт

реализации этих знаний в жизнедеятельности и готовность к этому; принятие здоровьесбережения как ценности; соблюдение норм здорового образа жизни, регулирование психосоматического и эмоционального проявления состояния здоровья» [1,С. 5].

Вместе с этим в исследованиях указывается, что формирование компетентности должно быть направлено на формирование ряда компонентов:

«а) готовности к проявлению компетентности;

б) знания содержания компетентности;

в) опыта проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях;

г) отношения к содержанию компетентности и объекту ее приложения;

д) эмоционально-волевой регуляции процесса и результата проявления компетентности» [1, С. 10].

В этой связи методика формирования здаровьесберегающей компетентности выстраивается в четкой логической последовательности, соответствующей обозначенной выше совокупности компонентов.

Первый компонент - готовность к проявлению здоровьесберегающей компетентности. В методическом плане работа организуется как диагностическое исследования, позволяющее выявить о охарактеризовать имеющуюся предрасположенность респондентов к проявлению компетентности здоровьесбережения. В данном случае готовность следует рассматривать как сформированность у человека личностных механизмов и структур, позволяющих ему совершать обоснованный и осмысленный выбор приоритета здорового образа жизни среди имеющихся альтернатив. В основе такой убежденности находится достаточность представлений и знаний о здоровом образе жизни, его формах и проявлениях в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Говоря о готовности к проявлению здоровьесберегающей компетентности как частном проявлении готовности как таковой, в ней можно выделить несколько компонентов [6]: когнитивный (знаниевый), мотивационно-ценностный, личностный, волевой, операционно-технологический. Каждый из этих компонентов имеет свои особенности, но при этом все они находятся в теснейшей связи и обусловливают друг друга.

Когнитивный (знаниевый) компонент включает в себя знания человека о содержании норм и правил здорового образа жизни, которые охватывают самые разнообразные сферы жизни человека и его поведения в быту, на работе, учебе, отдыхе и досуге, спорте и других формах физической активности, знание факторов, негативно влияющих на здоровье человека, а также способов противодействия этим факторам и способов сохранения и укрепления своего здоровья [2,4].

Мотивационно-ценностный компонент характеризует потребность человека в выборе правильного образа жизни, направленного на сохранение и укрепление здоровья, поддержания организма в состоянии работоспособности, гармонии с природной и социокультурной средой, ценностного восприятия и значимости здоровьесбережения в качестве ведущей альтернативы среди имеющихся вариантов.

Личностный компонент готовности к проявлению здоровьесберегающей компетентности, с одной стороны, характеризует представленность у человека комплекса личностных качеств, позволяющих ему производить выбор и проявлять себя как человека, заботящегося о сохранении и укреплении своего здоровья, а с другой стороны, в связи с тем, что личность проявляет себя во взаимодействии с другими людьми, образующими ее социальное окружение, предпринимать усилия, направленные на сохранение своего здоровья и здоровья этих других людей, вне зависимости от степени знакомства с ними.

Таким личностно значимым и социально оправданным действиям способствует волевой компонент готовности к проявлению здоровьесберегающей компетентности, включающий в себя стремление и способность к саморазвитию и самовоспитанию в контексте здоровьясбережения, проявлению себя в качестве субъекта, осознанно и целенаправленно выстраивающего свою жизнь, поведение и деятельность как неуклонное следование принципам сохранения и укрепления здоровья, поддержания жизненного тонуса и работоспособности, гигиены и профилактики возможных отклонений в самочувствии [5].

Операционно-технологический компонент готовности к проявлению здоровьесберегающей компетентности устанавливает связь между знаниями человека и освоенными им способами ведения здорового образа жизни, умениями поддерживать, сохранять, укреплять свое здоровье, а также способствовать выработке устойчивой потребности в культуре здоровья как норме жизни. Операционно-технологический компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом, дающим в идеале системное представление о нормах и правилах здорового образа жизни, но имеет деятельностный, прикладной характер проявления, т.к. реализуется посредством конкретных умений, навыков, освоенных операций и технологий, позволяющих организму функционировать на оптимальном уровне.

Второй компонент методики формирования здоровьесберегающей компетентности ставит своей целью освоение знаний, раскрывающих содержание данной компетентности. Этот компонент включает в себя представления человека о здоровье, его уровнях и показателях, функциональной связи здоровья с различными сферами социально-культурной жизни человека (учебной, трудовой, семейной и т.п.), здоровом образе жизни и стратегиях сохранения и укрепления здоровья, освоения культуры здоровья как нормы жизни человека, а также ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Реализация данного компонента в основном осуществляется на основе репродуктивных методов, но также организуется и поисково-аналитическая работа по изучению разнообразных литературных источников, содержащих сведения о здоровом образе жизни человека [3].

Особым компонентом в методике формирования здоровьесберегающей компетентности выступает формирование у человека практического опыта обнаружения и фиксации проявлений компетентности в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях. Этот компонент связан с выработкой самостоятельных умений подмечать проявления здоровьесберегающей компетентности по широкому спектру показателей. Для этого в работу с обучающимися вносятся элементы иллюстративного тренинга, в ходе которого воспроизводятся разнообразные жизненные ситуации и организуется работа по анализу проявляемых показателей, связанных со здоровым образом жизни.

Такая практически ориентированная работа имеет логическое продолжение в развитии ценностного отношения к содержанию здоровьесберегающей компетентности - следующему методическому компоненту ее формирования. Как известно, отношение в отличие от знания обладает субъективно свободным характером, поэтому человеку для выработки своего отношения к здоровью как к ценности принципиально важно не только осуществить взаимодействие с ценностью, но и испытать в ходе этого взаимодействия эмоциональное удовлетворение, чтобы принять ее в качестве значимой для своей жизни [3]. В этой связи вся работа с обучающимися по развитию ценностного отношения к содержанию здоровьесберегающей компетентности должна происходить на фоне благоприятной психологической атмосферы, которая каждый раз воссоздается преподавателям в ходе аудиторных занятий.

Сформированность ценностного отношения к здоровому образу жизни выступает условием, повышающим эффективность развития эмоционально-волевой регуляции обучающегося как еще одного методического компонента формирования здоровьесберегающей компетентности. Реализация этого методического компонента также находится в

практической плоскости, а ее особенности связаны с развитием самосознания и умения производить рефлексию при совершении выбора в пользу здорового образа жизни среди имеющихся альтернатив.

Выводы. Итак, методика формирования здоровьесберегающей компетентности способствует выработке у человека осмысленного желания и способности вести здоровый образ жизни. Эта методика включает в себя совокупность ряда методических компонентов, соответствующих общим компонентам формирования компетентности, но имеющих свою специфику, обусловленную целью и содержанием здорового образа жизни как уникального феномена современной культуры. К числу методических компонентов формирования здоровьесберегающей компетентности нами относятся: формирование готовности к проявлению здоровьесберегающей компетентности, включающей в себя когнитивный (знаниевый), мотивационно-ценностный, личностный, волевой, операционно-технологический аспекты готовности; освоение знаний, раскрывающих содержание здоровьесберегающей компетентности; формирование у человека практического опыта обнаружения и фиксации проявлений компетентности в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях; развитие ценностного отношения к содержанию здоровьесберегающей компетентности; развитие эмоционально-волевой регуляции у человека при совершении выбора при альтернативных вариантах.

Дальнейшее изучение вопроса методики формирования здоровьесберегающей компетентности связано с изучением каждого из обозначенных выше компонентов методики, их содержательного наполнения и операционально-технологического обеспечения.

Литература:

1. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И.А. Зимней. -М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 592 с.

2. Ошина, О.В. Образовательная система подготовки студентов вузов к здоровому образу жизни / О.В. Ошина // Автореф. ... кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург: ГНУ «Институт образования взрослых Российской Академии образования», 2006. - С. 3-7

3. Питюков, В.Ю. Современный взгляд на формирование компетентностных моделей обучающихся (раздел монографии) / В.Ю. Питюков // Профессиональное образование: методология, технологии, опыт внедрения: Монография. -М.: Университетская книга, 2022. - 234 с. - С. 57-64

4. Семенкова, Т.Н. Педагогическая система сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи / Т.Н. Семенкова // Автореф. ... доктора педагогических наук. - Кемерово: ФГБУ ВПО Кемеровский государственный университет, 2013. -С. 3-10

5. Шуайбова, М.О. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи / М.О. Шуайбова // Автореф. ... кандидата педагогических наук. - Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2011. - С. 9-11

6. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М., АПН, 1998. -Т. 1.-С. 261.

Педагогика

УДК 378

аспирант Департамента координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете, магистратуре и аспирантуре Умаева Диана Мовлиевна

ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» (г. Пятигорск)

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА В РАЗВИТИИ МЕТАКОГНИТИВНЫХ УМЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Предлагаемая широкой педагогической общественности статья посвящена проблеме развития метакогнитивных умений обучающегося. В их основе - исполнительные функции головного мозга, представляющие собой алгоритмы обработки информации в головном мозге. Такие функции обеспечивают целеполагание, произвольность учебной деятельности, ее контроль. Охарактеризован их состав, назначение, работа. Сделан вывод о необходимости опережающего развития исполнительных функций для формирования метакогнитивных умений.

Ключевые слова: метакогнитивные умения, исполнительные функции, головной мозг, целеполагание, произвольность учебной деятельности, контроль.

Annotation. The article offered to the wide pedagogical community is devoted to the problem of the development of metacognitive skills of the student. They are based on the executive functions of the brain, which are algorithms for processing information in the brain. Such functions ensure goal-setting, voluntariness of educational activity, and its control. Their composition, purpose, and work are characterized. It is concluded that it is necessary to advance the development of executive functions for the formation of metacognitive skills.

Key words: metacognitive skills, executive functions, brain, goal-setting, voluntariness of educational activity, control.

Введение. Федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе, для начального общего образования, в качестве требований кдостижениям обучения выделяют сформированность метакогнитивных умений [5; 6].

Эта задача решается при участии системно-деятельностного и нейродидактического подходов. В предлагаемой статье раскрывается нейрофизиологическая природа таких умений, понимание которой обеспечивает эффективность их формирования.

Из этого следует цель статьи: получить знание об исполнительных функциях головного мозга применительно к развитию метакогнитивных умений обучающихся начальной общей школы.

Задачи статьи: 1) выявить роль исполнительных функций головного мозга в формировании метакогнитивных умений младших школьников;

2) раскрыть состав, область локализации и работу исполнительных функций.

Изложение основного материала статьи. Метод исследования предполагал обобщение нейродидактических данных об исполнительных функциях в структуре метакогнитивных умений.

Нейродидактическую базу метакогнитивных умений обучающегося составляют исполнительные функции, которые представляют собой алгоритмы обработки информации в мозге. Соглашаемся с нейрофизиологами (St.Clair-Thompson, van der Sluis, DeJong, van der Leij, Blair, McClelland, Wanless, Muller, Liebermann, Welsh, Blair, Bull, Wiebe, van der Ven, Leseman в том, что для эффективного обучения необходимо опережающее развитие исполнительных функций. К ним мы относим внимание, мозговую пластичность, управление эмоциями и др.

Исполнительные функции реализуются с помощью набора связанных между собой корковых и подкорковых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.