5. Илюхина, В.А. Письмо с секретом / В.А. Илюхина // Начальная школа. - 2001. — № 13. — С. 12-14
6. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 330 с.
7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) https://fgosreestr.ru/registry/primemaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaшya-obuchayushЫxsya-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya/ (дата обращения: 25.08.2020)
8. Руссков С.П. Учимся писать красиво / С.П. Руссков. - Чебоксары: Чувашский педуниверситет имени И.Я. Яковлева, 2005. - 175 с.
9. Сухонина Н.С. Каллиграфия. Иллюстрированный курс: учебное наглядное пособие / Н.С. Сухонина. - Симферополь: ИТ «Ариал», 2020. - 176 с.
Педагогика
УДК 372
кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Тавберидзе Дарья Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (г. Москва); кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Карцева Елена Юрьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (г. Москва)
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ
ДРАМАТИЗАЦИИ
Аннотация. Умение говорения является важным компонентом иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей английского языка. В статье представлена методика формирования умения говорения у будущих преподавателей английского языка с помощью системы упражнений на основе средств драматизации. Установлены методические принципы создания данной системы упражнений, определены этапы формирования умения говорения, выделены типы и виды упражнений для формирования умения говорения средствами драматизации и обосновано их распределение по этапам обучения, выполняемых поэтапно в процессе формирования умения говорения у будущих преподавателей английского языка.
Ключевые слова: умение говорения, методические принципы, средства драматизации, система упражнений.
Annotation. Speaking is an important component of the foreign language communicative competence of future English teachers. The article presents a methodology for the formation of speaking skills in future English teachers using a system of exercises based on dramatization means. The methodological principles of creating this system of exercises are established, the stages of the formation of speaking skills are determined, the types and types of exercises for the formation of speaking skills by means of dramatization are identified, and their distribution by stages of training is substantiated, performed in stages in the process of forming speaking skills in future teachers of English.
Keywords: speaking ability, methodological principles, means of dramatization, system of exercises.
Введение. В настоящее время методика формирования и развития умения говорения (УГ) на начальном этапе языкового вуза требует совершенствования, а следовательно остается актуальной. Об этом свидетельствуют новейшие методические исследования, направленные на решение проблемы обучения иноязычному говорению.
В частности, Д.Б. Ковалева создала и экспериментально проверила методику обучения англоязычной дискуссии студентов неязыкового вуза [1], Л.В. Гайдукова разработала методику формирования речевых навыков и обучения говорению на иностранном языке [2], О.В. Мясникова и Т.В. Скубневская исследовали возможности использования средств дрампедагогики для обучения студентов неязыковых вузов [3].
Однако проблема построения системы упражнений для формирования УГ у будущих учителей английского языка (АЯ) средствами драматизации, насколько нам известно, осталась без внимания исследователей.
Целью статьи является обоснование методики формирования умения говорения у будущих учителей АЯ средствами драматизации на начальном этапе обучения и создание соответствующей системы упражнений.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение ряда задач:
1) рассмотреть методические принципы построения системы упражнений для формирования УГ средствами драматизации,
2) выделить этапы формирования УГ,
3) разработать критерии для определения типов упражнений,
4) построить систему упражнений на основе выделенных критериев.
Изложение основного материала статьи. Под понятием «драматизация» мы понимаем совокупность приемов взаимодействия преподавателя и студентов в драматических и ролевых играх, импровизациях, симуляциях и театральных проектах, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Система упражнений для формирования УГ средствами драматизации является отдельной, поскольку создается для усвоения одного вида речевой деятельности - говорения. Она должна учитывать дидактические и методические принципы организации процесса обучения говорению, этапы формирования и развития умений диалогической речи (ДР) и монологической речи (МР), а также особенности применения драматизации как средства обучения говорению.
Рассматривая методические принципы формирования УГ, мы обратились к коммуникативному методу. Согласно этому методу система упражнений для обучения говорению создается на основе принципов речемыслительной активности, индивидуализации, функциональности, ситуативности и новизны. Рассмотрим их применение в организации обучения средствами драматизации.
Обеспечение речемыслительной активности студентов в процессе обучения, согласно Ю.И. Пассову, является сердцевиной коммуникативного процесса обучения [41. Применение драматизации в учебном процессе языкового вуза способствует развитию творческой мыслительной активности студента - высшего уровня мыслительной деятельности личности, благодаря которой процесс формирования умений говорения можно максимально приблизить к условиям естественного общения. Отсюда следует логический вывод о важности применения драматизации для реализации принципа речемыслительной активности в организации обучения говорения в вузе.
Индивидуализация обучения или учет индивидуально-психологических особенностей студента как субъекта процесса обучения - одно из условий организации обучения, в частности иноязычному говорению. Говорение осуществляется личностями, каждая из которых является сложным системным образованием, и в процессе обучения необходимо учитывать все свойства, присущие определенной личности. Кроме того, развитие каждой личности происходит по-разному: разными темпами, с разной продолжительностью, интенсивностью, результатом, что нужно принимать во внимание при индивидуализированном обучении.
Упражнения с применением средств драматизации, учитывающие эти свойства и особенности, способны обеспечить не только формирование умений говорения, но и всестороннее развитие личности - участника учебного процесса, в частности, его профессионально значимых способностей. Это свидетельствует о целесообразности использования указанных средств для реализации принципа индивидуализации.
На важность ситуативности для обучения говорения указывают многие ученые (Н.Л. Вайсбурд [51, И.А. Бредихина [61, Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова [71 и др.). Н.В. Елухина различает три основных типа обучающего общения: имитирующее, симулирующее и аутентичное [8, с. 51.
Целью обучения говорения в вузе является выход на уровень аутентичного общения, но для достижения этой цели важным является обучение всем трем типам общения. В вузе объем имитирующего общения сокращается по сравнению с общеобразовательными учебными заведениями. Это объясняется индивидуально-психологическими особенностями студентов вузов и уровнем владения ими ИЯ. Общий объем симулирующего общения, наоборот, растет, поскольку оно «симулирует» аутентичное общение в учебных условиях. Кроме того, этот вид общения дает возможность создавать на занятии практически неограниченное количество речевых ситуаций. В обучении разговорной речи средствами драматизации создание воображаемых ситуаций стимулирует речевую деятельность студентов и приближает условия процесса формирования УГ на занятии к условиям реального общения. Следовательно, применение драматизации может обеспечить реализацию принципа ситуативности.
Способность речевой формы исполнять определенную, закрепленную за ним функцию, определяет деятельность говорения. Обучая разговорной речи, необходимо учить студентов соотносить языковые формы с закрепленными за ними функциями и переносить эти формы и использовать их для реализации соответствующих функций в новых обстоятельствах общения. Драматизация выступает как средство создания разнообразных учебных ситуаций, способствует переносу речевых форм в новые обстоятельства общения. Изложенное выше позволяет нам сделать вывод о том, что использование средств драматизации вполне согласуется с принципом функциональности.
Новизна приемов, способов, форм обучения, их нешаблонность обеспечивает динамичность и продуктивность речевых умений, способствует интересу к содержанию обучения. И.А. Зимняя называет драматизацию среди новых форм общения, которые способны внести элемент новизны в занятия ИЯ [9, с. 2101, и таким образом способствовать реализации принципа новизны.
Определенные нами дидактические и методические принципы обучения устной речи средствами драматизации создали основу для разработки системы упражнений для формирования речевой компетенции в говорении (РКГ) у студентов 1-11 курсов - будущих учителей АЯ, которая предусматривает поэтапность упражнения с целью формирования УГ.
Рассмотрим стадии развития УГ. Анализ научной литературы подтвердил наше понимание умения как сложного и неоднозначного феномена. Умение определяется как способность к мобилизации опыта, активный синтез навыков, новый качественный степень выполнения действия, владение системой психических и практических действий; регулирование действия; то, что самостоятельно программируется самим человеком, и т.д. [101.
Основными качествами любого речевого умения и, в частности УГ, являются целеустремленность, динамичность, продуктивность, интегрированность, иерархичность, самостоятельность. Рассматривая стадии развития любого речевого умения, Ю.И. Пассов различает три стадии - начальную, основную и завершающую [41.
В соответствии с этими стадиями развития УГ нами определено содержание подготовительного рецептивно-репродуктивного (начальная стадия) и основного рецептивно-продуктивного и продуктивного (основная и завершающая стадии) этапов обучения говорению средствами драматизации, решение задач которых обеспечивается выполнением различных типов упражнений.
Необходимость подготовки студентов к обучению с применением средств драматизации, совершенствование фонетических, грамматических, лексических навыков высказываться на уровне монологического единства (МЕ) или диалогического единства (ДЕ), ознакомление с типовыми коммуникативными функциями общения; формирование понятий о невербальных средствах общения обусловили выделение подготовительного этапа.
Основной этап направлен на формирование УГ средствами драматизации и включает рецептивно-продуктивный и продуктивный подэтапы в последовательности формирования УГ будущих учителей АЯ. На каждом этапе обучения предусмотрено выполнение групп упражнений различного характера.
На подготовительном этапе формирования УГ выполняются упражнения на объединение фраз в МЕ и ДЕ в форме драматических игр, инсценировок. На рецептивно-продуктивном подэтапе основного этапа выполняются упражнения и задания для овладения микродиалогами и микромонологами в форме ролевых игр, управляемых индивидуальных, парных и групповых импровизаций. Содержание продуктивного подэтапа основного этапа составляют упражнения и задания для овладения различными функциональными
типами диалогов и монологов, а именно: ролевые игры, частично управляемые и свободные импровизации, симуляции и подготовка театрального проекта на основе созданного студентами текста.
Используемые нами упражнения наиболее полно можно охарактеризовать по критериям классификации упражнений, разработанным А.Н. Щукиным: 1) мотивированность, 2) степень коммуникативности, 3) степень управления, 4) направленность учебной действия/деятельности на прием или выдачу информации, 5) наличие игрового компонента, 6) способ деятельности, 7) необходимость обеспечения опорами, 8) профессиональную направленность, 9) место выполнения [9, с. 3], которые считаем целесообразным дополнить критерием социокультурной направленности обучения [11].
В создаваемую систему упражнений, направленную на формирование УГ, вошли: мотивированные, некоммуникативные, условно-коммуникативные и коммуникативные, полностью управляемые, частично управляемые и с минимальным управлением, рецептивно-репродуктивные, рецептивно-продуктивные и продуктивные, с ролевым компонентом, парные, групповые и индивидуальные, со специально созданными и естественными опорами, профессионально направленные и профессионально не направленные, аудиторные и внеаудиторные, социокультурно направленные и социокультурно ненаправленные упражнения.
В структурном плане система упражнений для формирования УГ средствами драматизации состоит из двух подсистем: подсистемы упражнений для формирования общих умений и подсистемы упражнений для формирования специальных умений. В подсистему упражнений для формирования общих умений входят группы упражнений:
1. для развития умений коммуникативного взаимодействия;
2. для совершенствования фонетических, грамматических, лексических навыков высказываться в форме монолога и диалога;
3. для актуализации знаний о невербальных средствах общения и формирования умений использовать их на уровне МЕ и ДЕ;
4. для овладения типичными коммуникативными функциями.
В подсистему упражнений для формирования специальных УГ входят группы упражнений:
5. для овладения умениями объединять фразы в МЕ и ДЕ;
6. для овладения умениями создавать микромонологи и микродиалоги;
7. для овладения умениями создавать различные функциональные типы монологов и диалогов;
8. для овладения умениями объединять различные функциональные типы монологов и диалогов в устном высказывании.
Определение в рамках системы упражнений подсистем и групп стало основой для выделения типов и видов упражнений для формирования УГ средствами драматизации и их распределения по этапам обучения. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Система упражнений для формирования УГ у будущих учителей английского языка средствами
драматизации
Группы упражнений
Типы упражнений
|Виды упражнений и заданий
Подготовительный (рецептивно-репродуктивный) этап
1. Для развития умений коммуникативного взаимодействия.
2. Для совершенствования фонетических грамматических, лексических навыков высказываться в форме монолога и диалога.
3. Для актуализации знаний о невербальных средствах общения и формирование умений использовать их на уровне МЕ и ДЕ,
4. Для овладения типичными коммуникативными функциями
некоммуникативные репродуктивные; условно коммуникативные рецептивно-репродуктивные, рецептивно-продуктивные и продуктивные
драматическая игра
инсценировка; частично
управляемые упражнения на присоединение, объединение, расширение, составление
предложений, имитацию,
подстановку, вопрос-ответ,
чтение/аудирование микродиалога, обмен репликами
Основной этап
Рецептивно-продуктивный подэтап
5. Для овладения умениями объединять фразы в МЕ и ДЕ.
6. Для овладения умениями создавать микромонологи и микродиалоги с использованием адекватных ситуации невербальных средств: 1) создавать микромонолог-описание (описывать людей, места, объекты и процессы); 2) создавать микродиалог-расспрос (спросить об информации и получить более детальную информацию; брать на себя инициативу в разговоре; попросить повторить перефразировать, уточнить; поощрять собеседника к продолжению разговора); 3) создавать микромонолог-рассказ (рассказывать простые истории; рассказывать о деталях неожиданных событий, случаев; детально рассказывать о своем опыте); 4) создавать микродиалог-обмен впечатлениями (войти в разговор без подготовки: повторить последнюю фразу собеседника, чтобы подтвердить понимание); 5) создавать микромонолог-сообщения (делать короткую подготовленную презентацию; отвечать на вопросы после презентации); 6) создавать микродиалог-
коммуникативные рецептивно-продуктивные и продуктивные с
использованием искусственно созданных опор
коммуникативные рецептивно-
производительные и
производительные с
использованием естественных опор
драматическая игра инсценировка; ролевая игра; ролевая игра с элементами импровизации
договоренность (выразить личные мысли, взгляды; попросить собеседника высказать свои взгляды и мнения); 7) создавать микромонолог-убеждение (выразить личные мысли, взгляды; аргументировать свое мнение; убедить собеседника; 8) создавать микродиалог-дискуссию (выразить личные мнения, взгляды; аргументировать свое мнение; дать краткий комментарий относительно взглядов и идей собеседников; поддерживать дискуссию).
Продуктивный подэтап
7. Для овладения умениями создавать различные функциональные типы монологов и диалогов. 8. Для овладения умениями объединять различные функциональные типы монологов и диалогов в устном высказывании в зависимости от ситуации общения и использовать адекватные ситуации невербальные средства. коммуникативные продуктивные с использованием естественных опор и без опор ролевая игра; управляемая импровизация; свободная импровизация; симуляция; театральный проект
Выводы. Итак, в данной статье нами была предложена система упражнений для формирования УГ у студентов II курса - будущих учителей АЯ. Считаем, что выполнение упражнений предложенной нами системы будет способствовать эффективному овладению студентами УГ.
Перспективу дальнейшего исследования видим в разработке конкретных упражнений для формирования УГ средствами драматизации.
Литература:
1. Ковалева Д.Б. Формирование профессиональных умений иноязычного говорения при подготовке к дискуссии студентов неязыкового вуза: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 21 с.
2. Сенькова Т.А. Методика формирования речевых навыков и основные принципы обучения говорению на иностранном языке // Труды БГТУ. 2014. №5. С. 196-198
3. Мясникова О.В., Скубневская Т.В. Драмапедагогика или методика удовольствия и забавы на занятиях иностранного языка в вузах неязыковых специальностей // Новые технологии в образовании. 2002. № 5. С. 126-130.
4. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
5. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - М.: Титул,2001. - 128 с.
6. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с.
7. Обучение говорению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.
8. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации // Иностранные языки в школе. 1995. № 4. С. 3-6.
9. Зимняя И.А. Условия формирования навыка говорения на иностранном языке и критерии его отработанности // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. - М.: Рус.яз., 1991. - С. 210-211.
10. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - М.: Филоматис, 2008. - 186 с.
11. Щукин А.Н. Методика обучению речевому общению на иностранном языке: Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. - М.: ИКАР, 2011. - 454 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Хрулёва Алина Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся общей характеристики особенностей и путей оптимизации процесса формирования иноязычных речевых навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по иностранному языку, обоснованы этапы, упражнения и задания на формирование речевых навыков на иностранном языке. Определено, что основными целями обучения иностранному языку в раннем возрасте являются формирование у ребенка представления об иностранном языке как о средстве общения, а также развитие элементарных навыков иноязычной коммуникации. Определены основные тенденции обучения детей дошкольного возраста иностранному языку в целом, формирование иноязычных речевых навыков на современном этапе.
Ключевые слова: иностранный язык, дошкольники, иноязычные речевые навыки, иноязычная среда, коммуникативная компетенция.
Annotation. The article is devoted to issues related to the general characteristics of the features and ways to optimize the formation of foreign language speech skills of preschool children in foreign language classes, the stages, exercises and tasks for the formation of foreign language speech skills are substantiated. It has been determined that