Научная статья на тему 'Комплекс тренировочных упражнений по обучению говорению на английском языке с элементами театрализации'

Комплекс тренировочных упражнений по обучению говорению на английском языке с элементами театрализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2137
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ГОВОРЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ / SKILLS OF SPEAKING IN ENGLISH / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / STAGING / ИНСЦЕНИРОВКА / ДРАМАТИЗАЦИЯ / DRAMATIZATION / УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / РОЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ROLE-BASED ORGANIZATION OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES / THEATRE ART / EDUCATIONAL SPEAKING SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизёмова М.А.

В статье предлагается комплекс тренировочных упражнений по обучению говорению на иностранном языке с использованием элементов театрализации, способствующий формированию навыков естественного говорения. Данный комплекс основан на упражнениях, которые используют преподаватели театральных образовательных учреждений с целью подготовки актёров и их умений. Элементы данного комплекса могут быть использованы в средней школе для обучения иноязычному говорению в процессе формирования навыков говорения выразительности, эмоциональности, использования невербальных средств, способности говорить от роли. Данный комплекс осуществляется на подготовительном к речи этапе, включает в себя упражнения на формирование и корректировку слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков, упражнения на ролевые ожидания, упражнения на использование невербальных средств коммуникации, упражнения в ролевой гимнастике и на ролевую тренировку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex of training exercises for teaching students to speak English using elements of theatre art

The article proposes a set of training exercises for teaching speaking in a foreign language using elements of theatre art, which contributes to the formation of skills of natural speaking. This complex is based on exercises that teachers of theater educational institutions use to train actors and their skills. Elements of this complex can be used in secondary school for teaching foreign speaking in the process of forming speaking skills expressiveness, emotionality, use of non-verbal means, ability to speak from the role. This complex is carried out in the preparatory stage for the speech, includes exercises for the formation and adjustment of auditory-pronunciation and rhythmic intonation skills, exercises for role expectations, exercises for the use of non-verbal means of communication, exercises in role-playing gymnastics and role-playing.

Текст научной работы на тему «Комплекс тренировочных упражнений по обучению говорению на английском языке с элементами театрализации»

Комплекс тренировочных упражнений по обучению говорению на английском языке с

элементами театрализации

The complex of training exercises for teaching students to speak English using elements of theatre art

Сизёмова М.А.

Бакалавр, ф-т английского языка,

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

РФ, г. Нижний Новгород e-mail: mariaos97@yandex.ru

Sizemova M.

Bachelor, English Department, Linguistics University of Nizhny Novgorod Russia, Nizhny Novgorod e-mail: mariaos97@yandex.ru

Аннотация.

В статье предлагается комплекс тренировочных упражнений по обучению говорению на иностранном языке с использованием элементов театрализации, способствующий формированию навыков естественного говорения. Данный комплекс основан на упражнениях, которые используют преподаватели театральных образовательных учреждений с целью подготовки актёров и их умений. Элементы данного комплекса могут быть использованы в средней школе для обучения иноязычному говорению в процессе формирования навыков говорения - выразительности, эмоциональности, использования невербальных средств, способности говорить от роли. Данный комплекс осуществляется на подготовительном к речи этапе, включает в себя упражнения на формирование и корректировку слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков, упражнения на ролевые ожидания, упражнения на использование невербальных средств коммуникации, упражнения в ролевой гимнастике и на ролевую тренировку.

Annotation.

The article proposes a set of training exercises for teaching speaking in a foreign language using elements of theatre art, which contributes to the formation of skills of natural speaking. This complex is based on exercises that teachers of theater educational institutions use to train actors and their skills. Elements of this complex can be used in secondary school for teaching foreign speaking in the process of forming speaking skills - expressiveness, emotionality, use of non-verbal means, ability to speak from the role. This complex is carried out in the preparatory stage for the speech, includes exercises for the formation and adjustment of auditory-pronunciation and rhythmic intonation skills, exercises for role expectations, exercises for the use of nonverbal means of communication, exercises in role-playing gymnastics and role-playing.

Ключевые слова: навыки говорения на иностранном языке, театрализация, драматизация, инсценировка, учебно-речевая ситуация, ролевая организация обучения иностранным языкам.

Key words: skills of speaking in English, theatre art, dramatization, staging, educational speaking situation, role-based organization of teaching foreign languages.

В современном мире значительно возросла важность иностранного языка (далее ИЯ) как средства коммуникации в связи с его интеграцией практически во все сферы жизнедеятельности человека. Данная потребность нашла отражение в государственных нормативных документах в сфере образования Российской Федерации. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее Стандарт) одной из основных целей обучения ИЯ в школе является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции как способности и готовности вступать в коммуникацию на ИЯ в естественных условиях общения для решения конкретных задач общения .

Личностно-ориентированный, компетентностный и коммуникативный подходы в обучении ИЯ, положенные в основу Стандарта, предполагают активную деятельность учащихся по овладению всеми видами иноязычной речевой деятельности, как рецептивными, так и продуктивными. Обучение говорению является первостепенной задачей, поскольку именно в естественной устной коммуникации чаще всего происходит решение конкретных задач реального общения.

Принимая во внимание важность обучения иноязычному говорению, проблемами формирования умений монологической и диалогической речи в методике преподавания ИЯ в разные годы занимались ведущие учёные, такие как

36

М.А. Ариян, М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Г.А. Рубинштейн, В.Л. Скалкин, Е.Н. Соловова и др.

Одной из проблем обучения говорению в школе является отсутствие учёта факторов, непременно сопровождающих живое общение, таких как: выразительность и эмоциональность речи, правильное интонирование с учётом ситуации общения и разнообразных ролей (социальных, психологических и др.), использование невербальных средств коммуникации. Тем не менее, многие социологические исследования доказывают, что посредством жестов, мимики, интонации, паузации передаётся около 60-70% необходимой для адекватного устного взаимодействия коммуникантов информации. Таким образом, навыки естественного общения необходимо формировать в рамках обучения говорению на ИЯ уже в средней школе. Театральное искусство может выступать средством формирования навыков и готовности учащихся вступать в иноязычное речевое общение.

Продуктивное сотрудничество театра в качестве вида искусства и школы как образовательного учреждения берёт своё начало ещё во времена Древней Греции. В то время театр принимал на себя образовательные функции, а образовательное учреждение служило местом образования и художественного воспитания, используя элементы театрального искусства .

Идея внедрения театральных методов в общеобразовательную школу нашла своё воплощение в создании школ, где данные методики распространились как на освоение предметов в частности, так и на весь процесс обучения.

В России в конце XX - начале XXI века по вопросам театральных методов обучения в сфере образования выделились несколько направлений. Разработкой вопросов восприятия театрального искусства в отношении «театр-зритель» занимались Д.Н. Авров, А.Я. Михайлова, Л.М. Некрасова. Творческие и педагогические проблемы, связанные с игрой детей в театре в параметре «театр-ребёнок-актёр», рассматривали Л.А. Никольский, Б.Н. Цикин, Е.К. Чухман. Применение средств и принципов сценического творчества в общеобразовательном процессе так же оказалось в сфере внимания исследователей, например, В.М. Букатова и А.П. Ершовой. Воспитательная роль и значение театра как вида искусства, воздействие на обучающихся всех аспектов театрального искусства рассматривали в своих исследованиях М.П. Стуль, Т.Г. Пеня, Д.Б. Эльконин, С.В. Шмаков . В обучении ИЯ использование элементов театрального искусства в практических целях реализовалось посредством ролевой игры в работах В.Л. Скалкина, Г.А. Рубинштейна, М.А. Ариян, М.Л. Вайсбурд.

Таким образом, необходимость подготовки школьников к естественному иноязычному говорению требует использования средств театрализации при формировании навыков и готовности учащихся вступать в речевое общение на ИЯ. Актуальность темы позволила сформулировать цель, объект и предмет настоящего исследования.

Цель исследования - разработать комплекс тренировочных упражнений по обучению говорению на английском языке с использованием элементов театрализации для среднего этапа обучения.

Объект исследования: процесс обучения говорению на ИЯ школьников среднего этапа обучения.

Предмет исследования: методика использования элементов театрализации при развитии навыков говорения у обучающихся среднего этапа.

Задачи исследования: разработать и апробировать комплекс тренировочных упражнений по обучению говорению на английском языке с использованием элементов театрализации для среднего этапа обучения.

Гипотеза - при условии использования комплекса тренировочных упражнений, включающего упражнения на формирование навыков говорения и ролевые упражнения, процесс обучения говорению на английском языке будет более эффективным по следующим критериям: выразительность, эмоциональность, использование невербальных средств, способность говорить от роли.

Практическая ценность исследования состоит в том, что описание комплекса тренировочных упражнений по обучению говорению на английском языке с использованием элементов театрализации для среднего этапа обучения может

быть использовано учителями и преподавателями ИЯ в дополнение к традиционной методике обучения говорению для подготовки к вступлению в реальную коммуникацию в естественных условиях общения.

Традиционно в обучении диалогической речи используется следующая организация упражнений: «имитация (без преобразования, с незначительным видоизменением опорного диалога); преобразование предложений (сокращение или расширение предложений, подстановки, замена реплик в опорном диалоге и др.); антонимические и синонимические замены; группировка и комбинирование (слов, предложений, речевых формул); образование и конструирование по аналогии; составление схем, ассоциограмм; вопросно-ответные упражнения и т.д.»

Для формирования навыков говорения существует комплекс подготовительных упражнений, который используют преподаватели театральных образовательных учреждений с целью подготовки актёров и их умений (то, что в актёрском мастерстве принято называть «актёрскими умениями», в обучении ИЯ соотносится с «навыками»). Элементы данного комплекса могут быть использованы в средней школе для обучения иноязычному говорению:

1) упражнения на развитие дыхания: читать отрывок поэмы, делая вдох после каждой второй строки, затем -после каждой четвёртой; чтение текста, с уменьшением количества люфт-пауз (пауз для подбора дыхания) и т.д.;

2) упражнения на совершенствование и корректировку слухо-произносительных навыков (дикции): читать несколько раз скороговорку, увеличивая темп и одновременно на каждый слог отбивая ритм носком одной ноги и щелчком пальцев одной руки и т.д.;

3) упражнения на совершенствование ритмико-интонационных навыков (умения разнообразного интонирования речи): прочтение трудных слов, повторение за носителем языка; прочтение отрывка текста с характерной для разных ролей интонацией (ведущий ток-шоу, спортивного соревнования, показа мод и т.д.), с разной эмоциональной окраской и т.д.;

4) упражнения в паузации: чтение поэтических и прозаических текстов вслух;

5) упражнения на развитие выразительности речи: скажите предложенные фразы с предложенными эмоциями; произнесите по очереди числа, чтобы ваш голос выражал следующие эмоции и т.д.;

6) упражнения на использование невербальных средств коммуникации: изобразите ситуацию, которая происходит в тексте; половина группы поёт английскую песню (например, "Lemon Tree"), другая половина - изображает на сцене сюжет данной песни; замена части слов в текст жестами; и т.д. .

Тренировочные ролевые упражнения можно организовать следующим образом:

1) упражнения, направленные на формирование ролевых ожиданий: обучающиеся должны придумать роли для готовых фраз, пример: «Кто бы мог это сказать "We have a big stadium in our town" (с гордостью)»;

2) упражнения в ролевой гимнастике: «Как бы эту фразу произнёс: робкий начинающий спортсмен, заслуженный мастер спорта, сердитый тренер и т.д.»;

3) упражнения на формирование лексических навыков и ролевую тренировку: обучающиеся, обладающие разными знаниями, могут делиться друг с другом опытом, и т.д.

Проиллюстрируем использование комплекса тренировочных упражнений фрагментом урока, который был проведён нами в ходе педагогической практики в 8«В» классе МАОУ СШ №102 г. Нижнего Новгорода, разработанный на материале УМК «Enjoy English-8» М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой .

Цели фрагмента урока:

1) практические в конце урока учащиеся смогут: разыграть фрагмент художественного текста, принимая на себя роли персонажей;

2) общеобразовательные: расширение общего и филологического кругозора учащихся;

3) воспитательные: воспитание внимания к речевому партнёру, умения слушать друг друга; воспитание уверенности в себе, способности к творческому самовыражению; реализация индивидуальных способностей;

4) развивающие: формирование интереса к английскому языку и культуре Великобритании; развитие памяти, внимания, мышления, воображения; развитие эмоциональной и мотивационной сфер ребёнка; развитие универсальных учебных действий.

План фрагмента урока, разработанный на материале учебно-методического комплекта (далее УМК) «Enjoy English-8» М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой .

I. Подготовка учеников к речевой деятельности на ИЯ.

1) организационный момент;

2) фонетическая зарядка: 'She sells seashells on the seashore';

3) речевая зарядка:

• Who sells seashells on the seashore? - answer: Surprised;

• Where does she sell seashells? - answer: Happy;

• What does she do on the seashore? - answer: Angry etc.;

II. Отработка ранее введённого языкового материала и овладение видами речевой деятельности. Развитие умений говорения на основе текста.

1) ориентирующее замечание учителя;

2) снятие языковых трудностей;

3) коммуникативное задание классу;

4) драматизация отрывка из рассказа Сэра Артура Конан Дойля 3 учащимися;

5) аудирование представленного диалога классом;

6) проверка предтекстового коммуникативного задания;

7) упражнения по содержанию отрывка: чтение диалога по ролям по 3 человека.

III. Заключительный этап урока.

Театральная технология может реализоваться и в урочной, и во внеурочной деятельности. На уроке ИЯ это может быть драматизация отрывков художественных текстов (например, на заключительном занятии по теме), либо разыгрывание ситуаций общения в рамках конкретной темы с использованием учебно-речевых ситуаций и ролей.

Эффективность комплекса тренировочных упражнений по обучению говорению была оценена в ходе опытной проверки на базе МАОУ СШ №102 г. Нижнего Новгорода в 8«В» - 9 «В» классах в течение двух педагогических практик (в 2016/2017 и в 2017/2018 учебных годах). В ходе опытной проверки были использованы следующие методы: изучение и обобщение педагогического опыта учителей ИЯ; наблюдение за обучающимися с целью выявить степень развития навыков говорения; анализ УМК; анкетирование обучающихся; качественно-количественный анализ и оценка полученных данных.

При изучении и обобщении педагогического опыта преподавателя ИЯ в данном классе было отмечено, что педагог использует преимущественно авторитарный стиль педагогического общения, практически не прибегает к ИЯ в своей речи, общается с учащимися на русском языке. При разыгрывании диалогов учащимися больше делается акцент на точном воспроизведении текста, чем на слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыках говорения школьников.

При проведении опытной проверки в группе для начала был проведён предварительный (диагностический) срез, который помог оценить уровень развития навыков говорения по следующим критериям: выразительность, эмоциональность, использование невербальных средств, способность говорить от роли. В качестве материала использовались предлагаемые учебно-методическим комплектом диалогический и монологический тексты. Результаты диагностического среза представлены в Таблице 1 Приложения.

На основе данного среза можно сделать вывод, что навыки говорения в учебной группе класса развиты неравномерно. Результаты по слухо-произносительным навыкам распределились следующим образом: дикция развита у 80 % обучающихся, дыхание - у 46,6 %; по ритмико-интонационным: разнообразное интонирование речи - у 46,6 %,

навыки в паузации - у 66,6 %; навыки непосредственно выразительности речи: эмоциональность - у 40 %, использование невербальных средств - у 13,3 %.

В ходе опытной проверки нами был проведён контрольный срез с использованием ролевой игры. Он показал следующие результаты: слухо-произносительные навыки - дикция - 80 % обучающихся, дыхание - 60%; ритмико-интонационные - разнообразное интонирование речи - 60 %, навыки в паузации - 86,6 %; навыки непосредственно выразительности речи - эмоциональность - 66,6 %, использование невербальных средств - 60 %. Можно проследить развитие навыков говорения у многих обучающихся, которые до проведения опытной проверки с использованием элементов театрализации не использовали в своей речи средства выразительности. Результаты контрольного среза представлены в Таблице 2 Приложения.

Опытная проверка включала в себя анализ представленного УМК на возможность использования материала из него в комплексе тренировочных упражнений по обучению говорению на английском языке с элементами театрализации.

УМК «Английский с удовольствием» / «Enjoy English», авторы М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Н. Трубанева, состоит из учебника, книги для учителя, рабочей тетради, аудиоприложения (CD MP3), обучающей компьютерной программы. В основу УМК положен ведущий методический принцип обучения ИЯ - принцип коммуникативной направленности. ИКК в разных видах речевой деятельности выступает в данном УМК в качестве стратегической цели обучения ИЯ и приобретается в ходе решения реальных личностно значимых задач общения. Также в основе УМК лежит принцип взаимосвязанного обучения всем ВРД, поэтому в ходе обучения обеспечивается одновременное развитие всех четырёх ВРД, осуществляемое на общем языковом материале с выделением его рецептивной и репродуктивной части. При этом каждый из ВРД выступает не только как самостоятельная цель обучения, но и способствует становлению всех других видов.

Система обучения говорению в данном УМК строится на составлении предложений по образцу и диалогов по заданной теме. Данные упражнения вводятся следующими фразами: "Answer the questions. Say what you think. Make up sentences"; "Discuss in pairs. Make up a dialogue." Очень мало упражнений по типу "Imagine you invited..."; "Tell the story from the point of view". Присутствуют упражнения категории "Act out", однако подразумевают именно инсценирование диалога, без возможности импровизации и драматизации. В данном УМК виды и типы упражнений, ведущие к формированию речевой компетенции в области говорения, представлены не в полном объёме. Значительный упор делается на подготовительные упражнения.

Элементы театрализации при работе с данным УМК практически невозможно использовать, так как организация урока не предполагает их применение в учебном процессе. Тексты для театрализации (художественные, поэтические) присутствуют в основном только в теме "Mass Media: Good or Bad?", остальные тексты отличаются именно ознакомительной направленностью. Ролевой компонент практически не учитывается, количество условно-речевых ситуаций крайне мало, а упражнения типа "Act out" подразумевают только инсценирование, как уже было отмечено выше. В данном УМК количество упражнений на формирование навыков монологической речи превалируют над количеством упражнений, связанных с диалогической речью. Упражнения, обучающие невербальной коммуникации и паралингвистическим компонентам речи, отсутствуют.

УМК соответствует требованиям Стандарта, однако условно-речевые ситуации и ролевой компонент в нём практически полностью отсутствуют, что не позволяет обучающимся подготовиться к реальному общению. Обучение невербальной коммуникации и паралингвистическим компонентам речи не представлено в материалах УМК. Для успешного достижения ожидаемых Стандартом результатов необходимо добавить элементы театрализации в образовательный процесс при использовании данного УМК.

Нами было проведено анкетирование до и после опытной проверки, которое выявило, что применение элементов театрализации в процессе обучения говорению на ИЯ благоприятно сказалось на повышении мотивации обучающихся на

дальнейшее изучение английского языка, а так же способствовало снятию индивидуальных психологических барьеров. Результаты анкетирования представлены в Приложении. Всего в анкетировании участвовало 15 учеников учебной группы. Цифры - количество давших данный ответ учеников.

Вывод: обучение говорению на ИЯ в монологической и диалогической формах в коммуникативном методе происходит двумя путями: дедуктивным (на основе текста) и индуктивным (пошаговое построение высказывания и на основе диалогических единств). Если обучение происходит на основе текста, то могут быть использованы приёмы инсценирования и драматизации, последний чаще применяется во внеклассной работе. Если обучение осуществляется индуктивным путём, то применяется учебно-речевая ситуация и ролевая игра.

Разработанный нами комплекс тренировочных упражнений, направленный на формирование навыков говорения - выразительности, эмоциональности, использования невербальных средств, способности говорить от роли -осуществляется на подготовительном к речи этапе. Данный комплекс включает в себя упражнения на формирование и корректировку слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков, упражнения на ролевые ожидания, упражнения на использование невербальных средств коммуникации, упражнения в ролевой гимнастике и на ролевую тренировку.

В статье так же представлены результаты опытной проверки комплекса тренировочных упражнений, которые подтвердили, что выдвинутая нами гипотеза верна.

Приложение.

Таблица 1. Развитие навыков говорения до опытной проверки.

Слухо-произносительные навыки Ритмико-интонационные навыки Выразительность речи

Дикция Дыхание Разнообразное интонирование речи Навыки в паузации Эмоциональ ность Использование невербальных средств

1. + - - - - -

2. + + - + - -

3. + + + + + -

4. + - + + + -

5. - - - - - -

6. + - - + - -

7. - + + - + -

8. + + + + + +

9. + - + + + +

10. + - - + - -

11. + + + + - -

12. + - - + - -

13. - - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. + + - + - -

15. + + + - + -

Таблица 2. Развитие навыков говорения после опытной проверки.

Слухо-произносительные навыки Ритмико-интонационные навыки Выразительность речи

Дикция Дыхание Разнообразное интонирование речи Навыки в паузации Эмоциональ ность Использование невербальных средств

1. + - + - + +

2. + + - + - +

3. + + + + + +

4. + - + + + +

5. - + - + - -

6. + - - + - +

7. - + + + + -

8. + + + + + +

9. + - + + + +

10. + - + + - -

11. + + + + + -

12. + - - + + +

13. - + - + - -

14. + + - + + -

15. + + + - + +

Диаграмма 1. Нравится ли Вам заниматься английским языком?

Диаграмма 2. Как часто на уроках происходит разыгрывание диалогов?

Диаграмма 3. Хотели бы Вы иметь больше элементов театрализации (инсценировка, драматизация и др.) в

Вашем процессе обучения?

Трудности в языке

■ Чтение

■ Аудирование

■ Грамматика

■ Говорение

■ Письмо

Диаграмма 4. Какая сторона языка вызывает у Вас больше трудностей?

Трудности в говорении

■ Произношение

■ Говорение

■ Неправильное использование слов/форм языка

■ Грамматика

■ Стеснение

■ Боязнь сказать неправильно

■ Построение предложений

■ Маленький словарный запас

■ Ничего

Диаграмма 5. Какая сфера вызывает больше трудностей в говорении?

Что помогает улучшить театрализация

Г

6

л

Произношение Новые слова Уверенность в себе I Повышает интерес к ИЯ Кругозор Память

Построение предложений

Диаграмма 6. Чем помогает Вам театрализация в процессе обучения?

Список используемой литературы:

1. Ариян, М.А. Ролевые упражнения в системе обучения иностранным языкам в средней школе. - Горький: ГГПИИЯ им. Н.А. Добролюбова, 1986. - 50 с.

2. Биболетова, М.З., Трубанева Н.Н. Английский язык: английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 8 кл. общеобраз. учрежд. // Обнинск: Титул, 2013. - 160 с.: ил.

3. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

4. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897. "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Основного общего образования".

5. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577. "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897".

6. Пряникова, В.Г., Равкин, З.И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник. - М.: Новая школа, 1995. - 96 с. - С. 86.

7. Стаина, О.А. Становление и развитие форм и методов театральной работы с детьми в народном образовании России. // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4. - С. 106-115 .

8. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.