Научная статья на тему 'Методика формирования стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности'

Методика формирования стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / РЕГИОН СЫРЬЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / TECHNIQUE OF FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT / MACHINE-BUILDING BRANCH / RAW MATERIAL ORIENTATION OF A REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белякова Елена Владимировна, Парфенова Светлана Леонидовна

Рассматриваются методические рекомендации по формированию стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности. Проводится апробация методики на примере машиностроительной отрасли Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF MACHINE-BUILDING INDUSTRY IN A REGION OF RAW MATERIAL ORIENTATION

Methodical recommendations on formation of strategy of development of machine-building branch, in a region of raw material orientation, are considered. Technique approbation, on an example of machine-building branch of Krasnoyarsk region, is presented.

Текст научной работы на тему «Методика формирования стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности»

говорит о небольшом количестве жителей, слаборазвитой инфраструктуре, низком уровне жизни.

В системе мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований основным элементом является автоматизированная информационная система, которая является унифицированной для всех муниципальных образований и осуществляется по инициативе и в интересах субъекта Федерации. Результаты мониторинга используются для формирования прогноза социально-экономического развития края в целом и в территориальном разрезе, а также определяется, насколько эффективно осуществляется управление территориями, как реализуются региональные и федеральные программы, какие при этом происходят изменения в экономике и социальной сфере и какие издержки сопряжены с указанными процессами.

Внедрение в систему мониторинга социальноэкономического развития муниципальных образований показателя ВМП позволит повысить качество прогнозирования, планирования и распределения бюджетных средств на муниципальном уровне из фонда финансовой поддержки субъекта Федерации,

а также позволит оперативно выявить социальноэкономические проблемы и причины их возникновения. При системном применении в рамках мониторинга интегрального показателя «валовой муниципальный продукт» повысится достоверность определения совокупного объема налогооблагаемой базы и эффективность формирования предпринимательской среды, способствующей привлечению инвестиций в экономику муниципального образования.

Библиографические ссылки

1. Указ Президента РФ № 607 от 28 апреля 2008 г. // Рос. газ. 2008. 29 апр. С. 14.

2. Зотова В. Б. Системы муниципального управления. СПб. : Лидер, 2005. С. 3376-355.

3. Видяпина В. И., Степанова М. В. Региональная экономика. М. : Инфра-М, 2007. С. 572-606.

4. Байбусинов Ш. Валовой муниципальный продукт // Карелия. 2007. № 54.

5. Социально-экономическое положение муниципальных районов Красноярского края : сб. стат. материалов. Красноярск : Статистика, 2009. № 1-19.

N. T. Avramchikova, A. I. Frolova

ROLE AND IMPORTANCE OF AN INTEGRATED INDICATOR «GLOBAL MUNICIPAL PRODUCT» IN CARRYING OUT MONITORING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL UNITS

In the article the subject matter of an integrated indicator «global municipal product» is considered and expediency of its use in monitoring, as generalizing indicator of estimation of level of social and economic development of a municipal unit, is proved.

Keywords: monitoring, municipal unit, social and economic development, global municipal product product, indicators of development.

© Аврамчикова Н. Т., Фролова А. И., 2012

УДК 332.1

Е. В. Белякова, С. Л. Парфенова

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РЕГИОНЕ СЫРЬЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Рассматриваются методические рекомендации по формированию стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности. Проводится апробация методики на примере машиностроительной отрасли Красноярского края.

Ключевые слова: методика формирования стратегии развития, машиностроительная отрасль, регион сырьевой направленности.

Результатом перестройки хозяйственного механизма в машиностроении стало снижение количества крупных предприятий, нарушение существовавших ранее хозяйственных связей, полное экономическое обособление предприятий, перенос всего спектра принимаемых решений на уровень предприятий. В результате большинство хозяйствующих субъектов

и их структура в целом понесли значительные потери, связанные с рядом серьезных проблем: падение спроса на продукцию; разрыв связей с партнерами; недостаток оборотных средств; необходимость самостоятельного поиска нового места в деловой среде при отсутствии макроэкономических и отраслевых ориентиров. В этих условиях машиностроительные пред-

приятия нуждаются в серьезной теоретической и практической помощи при принятии управленческих решений, а специфика и отличительные особенности хозяйственной и административной среды субъектов РФ предопределяют необходимость избирательного подхода к развитию машиностроения.

Сырьевой уклад большинства сложившихся хозяйственных моделей северных и восточных территорий страны определяет доминирующую роль отраслей по добыче и первичной переработке природных ресурсов на длительную перспективу. Неопределенность технической политики таких регионов и ориентация на импортные технологии приводят к быстрой деградации существующей машиностроительной базы. С другой стороны, потенциал имеющихся машиностроительных предприятий, высокий инвестиционный потенциал сырьевых отраслей, заинтересованных в технико-технологическом обновлении собственного производства, и потребность в машинотехнической продукции организаций, обеспечивающих социальную инфраструктуру региона сырьевой направленности (жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, строительство и др.), позволяют создать условия для развития машиностроения.

Учитывая вышесказанное, возникает необходимость в разработке методики формирования стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности.

Анализ литературы по стратегическому менеджменту показывает, что мнения ученых о процессе формирования стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы.

И. Ансофф выделяет следующую последовательность формулирования стратегии: внутренняя оценка фирмы; оценка внешних возможностей; формулировка целей и выбор задач; решение о портфельной стратегии; конкурентная стратегия; создание альтернативных проектов, их отбор и реализация [1].

По М. Мескону, процесс формирования стратегии состоит из девяти шагов: выработка миссии и целей организации; оценка и анализ внешней среды; управленческое обследование сильных и слабых сторон; анализ и выбор стратегических альтернатив; реализация и оценка стратегии [2].

С. Вутон и Т. Хорн рассматривают стратегию как «процесс выбора стратегического направления на основе выявления „расхождений^ между прогнозами и целями» [3].

А. Томпсон и Д. Стрикланд рассматривают процесс выбора и обоснования стратегии с точки зрения решения пяти задач: определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок; постановка стратегических целей и задач для их выполнения; формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства; реализация стратегического плана; оценка результатов деятельности и изменение плана и/или методов его исполнения [4].

Модель стратегического процесса В. Марковой и С. Кузнецовой состоит из четырех этапов: определение цели; анализ «пробелов», включающий оценку

внешнего и внутреннего окружения; формулирование стратегии, с учетом рассмотрения альтернативных вариантов; реализация стратегии на основе составления планов и бюджетов [5].

О. Виханский процесс разработки стратегии рассматривает как динамическую совокупность пяти взаимоувязанных управленческих процессов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор и выполнение стратегии; оценка и контроль реализации [6].

Таким образом, сопоставляя подходы этих и других авторов к определению содержательной стороны формирования стратегии можно констатировать, что, в основном, ученые придерживаются схемы выбора стратегии, включающей анализ внешних возможностей; определение сильных и слабых сторон предприятия; формулирование целей или направлений развития; выбор стратегических альтернатив; отбор альтернативных проектов реализации стратегии. При этом выбор стратегических альтернатив преимущественно осуществляется на основе рыночного подхода.

В процессе исследования рассматриваемой проблемы выявлены особенности развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности:

- нарастание организованности и относительной упорядоченности развития машиностроительной отрасли при условии сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования;

- ориентация машиностроительного производства на решение проблем технико-технологической модернизации отраслей специализации региона сырьевой направленности;

- повышение эффективности использования потенциальных возможностей региона для развития конкурентоспособного машиностроительного производства;

- повышение эффективности хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий на основе организации кооперационных поставок материальных и энергетических ресурсов внутри региона;

- переход на новый технологический уклад и ориентация на производство энерго- и ресурсосберегающей, а также экологически ориентированной машинотехнической продукции;

- ограниченность ресурсов и необходимость разработки новых технологий и оборудования по вторичной переработке отвалов.

На основе выделенных особенностей предлагается новый концептуальный подход к формированию стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности, отличием которого является то, что выбор стратегических альтернатив осуществляется на основе сопоставления рыночных потребностей в машинотехнической продукции в регионе и потенциальных возможностей, выявленных в результате анализа внутренних возможностей предприятий машиностроительной отрасли.

В целом процесс формирования стратегии развития представлен в виде трех этапов: подготовительный, аналитический и этап формирования стратегии развития (рис. 1).

Подготови-

тельный

этап

Согласование отраслевых и региональных аспектов развития и определение цели развития машиностроительной отрасли

Аналити-

ческий

этап

Выявление привлекательных стратегических зон хозяйствования и оценка их потребности в машинотехнической продукции

Анализ состояния машиностроительной отрасли

Выявление потенциальных возможностей развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности на основе оценки выделенных компонент потенциала

Сопоставление потенциальных возможностей машиностроительных предприятий и рыночной конъюнктуры потребности в машинотехнической продукции

л

Этап —I

формирования

стратегии

Выбор направлений развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности

Составление технологических пакетов развития машиностроительной отрасли согласно сценариям промышленной политики в регионе сырьевой направленности

л

Прогноз состояния машиностроительной отрасли региона в сценарных альтернативах

_______________________________И__________________

Выбор стратегии развития машиностроительной отрасли региона

Рис. 1. Этапы методики формирования стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности

На подготовительном этапе согласовываются отраслевые и региональные аспекты развития и определяются цели развития машиностроительной отрасли.

На аналитическом этапе:

- на основе расчетов взвешенных оценок (табл. 1) осуществляется выбор приоритетных зон хозяйствования машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности и определяется их потребность в машинотехнической продукции;

- проводится анализ состояния машиностроительной отрасли, делается комплексная оценка;

- выявляются потенциальные возможности развития предприятий машиностроительной отрасли по отдельным компонентам потенциала (производственный, трудовой, ресурсный, инновационный и инвестиционный), которые учитывают достигнутый потенциал и потенциальные возможности предприятия (П1); достигнутый потенциал и потенциальные возможности предприятия и региона (П2); достигнутый

потенциал, потенциальные возможности предприятия, региона и дополнительные инвестиции (П3).

На этапе формирования стратегии развития:

- выделяются направления развития машиностроительной отрасли на основе сопоставления потенциальных возможностей предприятий машиностроительной отрасли и требуемого потенциал (ТП), способного обеспечить производство машинотехнической продукции, востребованной в регионе (рис. 2);

- в рамках выбранных направлений, согласно сценариям промышленной политики в регионе, формируются технологические пакеты развития машиностроительной отрасли;

- делается прогноз состояния машиностроительной отрасли в сценарных альтернативах;

- на основе сценарно-стратегической матрицы осуществляется выбор стратегии развития машиностроительной отрасли.

Таблица 1

Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования машиностроительной отрасли

в регионе сырьевой направленности

Показатели привлекательности Вес показателя (А) Оценка (В) Взвешенная оценка отрасли

Темпы роста объема производства Аі Ві Аі ■ Ві

Темпы роста инвестиций в машины и оборудование А2 В2 а2 ■ В2

Темпы роста инвестиций в машины и оборудование, связанные с инновациями А, В, А, ■ В,

Оценка привлекательности отрасли 1,00 - УА, ■ В,

Рис. 2. Этапы методики выбора направлений развития предприятий машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности

Апробация методики формирования стратегии выполнена на примере машиностроительной отрасли Красноярского края.

Согласно Межрегиональной программе «Сибирское машиностроение» [7] и «Концепции развития промышленной политики Красноярского края на период до 2020 г.» [8], цель развития машиностроительной отрасли Красноярского края состоит в эффективном использовании производственного, трудового и инновационного потенциала машиностроительных предприятий и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) региона для подъема экономики и повышения благосостояния населения.

Выделены основные стратегические зоны хозяйствования машиностроительной отрасли края, к которым относятся нефтедобывающая, горнодобывающая, металлургическая и лесная промышленности, энергетика и транспорт.

В исследовании проведена комплексная оценка состояния машиностроительной отрасли, и рассчитана величина интегрального индикатора за период с 2005 по 2009 гг. (рис. 3).

Величина интегрального индикатора приближается к уровню неустойчивого развития (рис. 3).

На основе сопоставления потенциальных возможностей машиностроительного производства и рыночных потребностей в машинотехнической продукции Красноярского края установлены направления развития машиностроительной отрасли, к которым относятся:

- использование потенциала предприятий ОПК для производства инновационной машиностроительной продукции, в том числе и на основе двойных технологий;

- удовлетворение потребности сырьевых отраслей в машинотехнической продукции, в том числе производство высокотехнологичных комплектующих и запасных частей для импортного оборудования;

- организация на основе межотраслевой кооперации с металлургическими комбинатами технологиче-

ских комплексов с целью повышения глубины переработки ресурсов и производства продукции с высокой добавленной стоимостью;

- оказание инжиниринговых услуг по разработке оборудования, адаптированного под специфические природно-климатические и/или горно-геологические условия эксплуатации;

- развитие экологически ориентированного машиностроения.

Сценарии развития машиностроительной отрасли на основе промышленной политики Красноярского края на период до 2020 г. представлены в табл. 2.

На основе сценариев (табл. 2) составлены технологические пакеты развития машиностроительной отрасли.

Сделан прогноз состояния машиностроительной отрасли Красноярского края в сценарных альтернативах (рис. 4).

Рассчитаны параметры сценарно-стратегической матрицы на среднесрочный период 2012-2019 гг. и долгосрочный период 2020-2030 гг. (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты расчета (табл. 3) показали, что в среднесрочный период (2012-2019 гг.) по экспортносырьевому сценарию наибольшая сила влияния (1,25) у стратегии концентрированного роста (усиление позиции на рынке, развитие рынка и продукта на уже освоенном рынке).

В долгосрочном периоде (2020-2030 гг.) по инновационному сценарию развития наибольшая сила влияния (1,1) у стратегии диверсифицированного роста (освоение новых рынков сбыта, развитие инновационных технологий и продуктов).

Таким образом, на основе анализа теоретических подходов разработана методика формирования стратегии развития машиностроительной отрасли, учитывающая особенности ее развития в регионе сырьевой направленности.

Апробация предложенных методических рекомендаций подтвердила их адекватность и практическую значимость.

Рис. 3. Динамика изменения состояния машиностроительной отрасли Красноярского края (2005-2009 гг.)

Таблица 2

Сценарии развития машиностроительной отрасли Красноярского края

Сценарии Изменение структуры экономической системы Уровень развития экономической системы Гипотезы состояния машиностроительной отрасли Красноярского края

Инерционный сценарий Сохранение доминирования сырьевого сектора. Минимальные инвестиции в развитие экономики Утрата технологической конкурентоспособности. Полное обеспечение потребности в высокотехнологичных товарах за счет импорта Безвозвратная потеря высокотехнологических секторов машиностроения гражданского назначения. Государственная поддержка предприятий ОПК

Энергосырьевой сценарий Закрепление доминирования сырьевого сектора. Техническое переоснащение традиционных отраслей региона: сырьевые отрасли, энергетика и транспорт Реализация конкурентного потенциала в традиционных отраслях. Преимущественное обеспечение потребности в высокотехнологичных товарах за счет импорта Развитие машиностроительного сектора края, сопряженного с проектами в сырьевых отраслях, энергетике и на транспорте. Стагнация высокотехнологичных секторов машиностроительной отрасли края

Инновационный сценарий Диверсификация экономики региона. Инвестирование высокотехнологичных отраслей экономики и стимулирование инновационной активности в регионе Реализация конкурентного потенциала в традиционных отраслях. Развитие новых наукоемких технологий и производств Политика имортозамещения Поэтапное технологическое перевооружение предприятий машиностроительной отрасли края. Интенсивное развитие высокотехнологичных секторов машиностроения. Выход на новые рынки с инновационной продукцией

Рис. 4. Прогноз состояния машиностроительной отрасли Красноярского края в сценарных альтернативах

Таблица 3

Расчет параметров сценарно-стратегической матрицы

Показатели Инерционный сценарий (№ 1) Экспортно-сырьевой сценарий (№ 2) Инновационный сценарий (№ 3) Результат расчета

20122019 гг. 20202030 гг. 20122019 гг. 20202030 гг. 20122019 гг. 20202030 гг. 20122019 гг. 20202030 гг.

Вероятность наступления сценария 0,30 0,10 0,60 0,30 0,10 0,60

Оценка состояния отрасли 0,43 0,42 0,45 0,48 0,49 0,55

Вероятность достижения 0,13 0,04 0,27 0,14 0,05 0,33

Сила влияния стратегии концентрированного роста 0 0 0,75 0,5 0,5 0,1 1,25 0,6

Сила влияния стратегии интегрированного роста 0 0 0,05 0,1 0,1 0,2 0,15 0,3

Сила влияния стратегии диверсифицированного роста 0 0 0,2 0,4 0,4 0,7 0,6 1,1

Библиографические ссылки

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М. : Экономика, 1989.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. : Дело, 1997.

3. Коробейников О. П., Колесов В. Ю. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 3. С. 88-129.

4. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М. : Вильямс, 2006.

5. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М. : Инфра-М, 2005.

6. Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Гарда-рики, 2003.

7. Межрегиональная инновационная программа

освоения высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса Сибирского федерального округа «Сибирское машиностроение» [Электронный ресурс]. иЯЬ:

http://npsibmach.ru > main.php?id=53.

8. Концепция промышленной политики Красноярского края на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.krskstate.ru.

E. V. Belyakova, S. L. Parfenova

METHODOLOGY OF FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF MACHINE-BUILDING INDUSTRY IN A REGION OF RAW MATERIAL ORIENTATION

Methodical recommendations on formation of strategy of development of machine-building branch, in a region of raw material orientation, are considered. Technique approbation, on an example of machine-building branch of Krasnoyarsk region, is presented.

Keywords: technique offormation of strategy of development, machine-building branch, raw material orientation of a region.

© Белякова Е. В., Парфенова С. Л., 2012

УДК 338.14: 33G.35

О. Б. Воейкова, А. А. Кузнецов

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Вовлечение отечественной высшей школы в мировое научно-образовательное пространство и в целом в мировой инновационный процесс требует своевременных решений по усилению инновационного потенциала российских вузов. Рассмотрены ключевые проблемы, встающие перед российской высшей школой на данном этапе ее развития.

Ключевые слова: российская высшая школа, инновационный университет, мировое научно-образовательное пространство, мировой инновационный процесс.

Одной из определяющих тенденций современного этапа развития мировой экономики является глобализация, как движение к созданию единого планетарного рынка товаров, капиталов и услуг, к экономическому сближению и объединению отдельных стран в единый мирохозяйственный комплекс. При этом открытие российской экономики делает частью мирового рынка не только соответствующие экономические системы, но и высшую школу, которая в условиях либерализации рынка образовательных услуг и научной продукции включается в процесс международной образовательной миграции, связанной с беспрепятственным перетеканием интеллектуальных ресурсов, научного и культурного потенциала, технологий обучения разных стран. Данный вид миграции можно рассматривать как один из факторов экономического

роста, который активно используется такими мировыми лидерами по экспорту образовательных услуг, как США, Великобритания, Франция, Германия, причем общее число иностранных граждан - потребителей различных образовательных услуг ежегодно растет и составляет в настоящее время 5 млн чел. Россия в определенной мере участвовала в мировых образовательных процессах, но не столько в экспорте своих образовательных услуг, сколько в так называемой «академической мобильности», которая заключается главным образом в обмене студентами, преподавателями университетов с целью развития межкультур-ных коммуникаций. Львиная доля экспорта образовательных услуг со стороны российских вузов приходилась в основном на обучение студентов из сопредельных стран бывшего СССР и стран соцлагеря, но и эти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.