УДК 338.45
Э. П. Амосенок, В. А. Бажанов
Институт экономики и организациипромышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ СИБИРИ
В статье рассмотрены вопросы разработки стратегии развития машиностроения в Сибирском федеральном округе. Описывается модельная конструкция, с помощью которой, на основе сформированного исходного базового состояния экономики региона, можно просчитывать возможные прогнозные сценарии развития отрасли во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Дается также характеристика сценариев развития сибирского машиностроения на перспективу до 2030 г.
Ключевые слова: машиностроение, стратегия, сценарии, экономико-математические модели.
Сложившийся и функционирующий в России базовый уровень техники и технологий, как известно, отстал от современных развитых стран на 30-40 лет. Поэтому ее новая стратегия инновационного и технологического развития должна опираться на наиболее эффективные мероприятия, которые обеспечат опережающий уровень развития мирового производственного потенциала во второй половине XX в.:
проведение интенсивной модернизации, обновления и реконструкции всего используемого производственного аппарата (прежде всего в машиностроении) за счет новых (в том числе двойных) ресурсо- и энергосберегающих технологий преимущественно в гражданском секторе экономики;
• интенсивное формирование секторов «новой экономики» на основе как собственных, так и зарубежных, фундаментальных и прикладных научных исследований;
• подготовка новых кадров высокой квалификации, способных воспринимать, создавать и тиражировать инновации.
В настоящее время основы стратегии инновационного развития экономики РФ, как и структура ее национальной инновационной системы, реально формируются на уровне регионов. Значительная часть субъектов Федерации современные стратегии социально-экономического развития своих территорий на долго- и среднесрочную перспективу разрабатывает на базе новой инновационно-технологической парадигмы, чем одновременно способствуют ее конкретизации и развитию. Иными словами, именно успешно развивающийся региональный инновационный процесс должен составить базу для перехода экономики РФ к более высоким технологическим укладам и повышению ее конкурентоспособности.
Важнейшим фактором восприимчивости промышленного производства к инновациям, их созданию и тиражированию является накопленный инновационный потенциал машиностроения, как в отдельном регионе, так и в экономике в целом. Именно в машиностроении сосредоточена значительная часть инновационной составляющей промышленного производства РФ. В частности, в 2007 г. на три вида деятельности (производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования), которые по статистике ОКВЭД представляют машиностроение, приходилось около 40 % от всего объема инновационных товаров, работ и услуг, производимых обрабатывающими производствами промышленности. Доля инновационно активных предприятий по перечисленным видам машиностроительной деятельности составляла 42 % от числа организаций, осуществляющих технологические инновации в обрабатывающих производствах. В 2007 г. из всех затрат этих производств на технологические инновации 31 % приходился на машиностроение. При этом в общих затратах на технологические инновации ор-
ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Том 9, выпуск 4 © Э. П. Амосенок, В. А. Бажанов, 2009
ганизаций промышленности затраты на приобретение машин и оборудования, связанных с этими инновациями, занимали 57,5 %.
Хотя машиностроение любой страны предназначено прежде всего выполнять функции по выпуску инновационной продукции, в России его вклад в инновационные процессы, несмотря на приведенные данные, реально чрезвычайно мал. Например, доля инновационных товаров, работ и услуг, произведенных в машиностроении (рассчитано по трем видам деятельности) в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами промышленности составляла в 2007 г. лишь 1,5 %. Из числа обследованных в 2007 г. 4 200 машиностроительных предприятий пятая часть инновационно активна, но это не более, чем 3,4 % от общего числа обследованных организаций промышленности. Заметим, что аналогичные показатели в развитых странах минимум на порядок больше.
Сложившаяся ситуация отражает длящийся уже не первое десятилетие процесс фактической деградации отечественного машиностроения. Степень износа основных фондов в нем достигает 50 %, полностью изношена их пятая часть. Коэффициент выбытия основных фондов не превышает 1,5 %, коэффициент обновления в последние годы в среднем возрос до 10 %, но это обновление не является инновационным, часто оборудование заменяется на новое, аналогичное выбывшему. Капитальные вложения в машиностроительные виды деятельности составляют лишь 7 % от инвестиций в промышленность. За последние 8 лет с 2000 г. ввод в действие производственных мощностей за счет нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения происходил практически только в производстве транспортных средств и оборудования. Были введены мощности по производству вагонов грузовых и пассажирских, вагонов метрополитена и электропоездов - 555 шт./год; автомобилей грузовых - 13,7 тыс. шт.; автомобилей легковых - 290 тыс. шт.; автобусов - 1,8 тыс. шт. Ввод такого масштаба не решает проблемы обеспеченности потребностей даже в приведенных видах оборудования.
Российское машиностроение без капитальной перестройки и обновления производственного аппарата неспособно на сегодняшний день наполнить отечественные рынки оборудованием современного уровня и инновационного качества. Более того, для многих видов машин и оборудования, особенно для производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования требуется строительство новых предприятий на основе принципиально других технических решений, соответствующих пятому технологическому укладу и обеспечивающих выпуск инновационной продукции. К сожалению, приходится констатировать, что движения в этом направлении в машиностроении РФ пока происходит очень медленно и спонтанно.
Тем не менее, развитие секторов инновационной экономики наблюдается, прежде всего, на уровне отдельных регионов. Это происходит, естественно, не во всех регионах и только при уже сложившихся стартовых условиях. К важнейшим из них относятся:
• наличие в регионе промышленного, прежде всего машиностроительного, образования, технологии которого способны производить и тиражировать инновации;
• наличие современной научно-исследовательской базы, на которой могут осуществляться этапы исследований, связанных с созданием и подготовкой инноваций к внедрению;
• наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, способных создавать инновации (креативный потенциал) и мотивированно стремиться к их распространению (предпринимательский потенциал) для дальнейшей активизации инновационных процессов.
С этих позиций рассмотрим особенности и роль машиностроения в промышленно-инновационном потенциале Сибирского федерального округа, а также возможные стратегии регионального инновационного развития этой отрасли на долгосрочную перспективу.
Сибирское машиностроение включает производства следующих видов машин и оборудования: электротехнических, станкоинструментальных, горношахтных и горнорудных, энергетических, для аграрно-промышленного комплекса, для химической и нефтяной промышленности, приборов, для авиационной промышленности. Выпуском электрооборудования, электронного и оптического оборудования заняты Томская, Новосибирская, Иркутская и Омская области. Тяжелое, энергетическое, горношахтное и горнорудное оборудование производится преимущественно в Красноярском крае, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской областях. Производство транспортных средств и оборудования расположено в основном в Иркутской и Новосибирской областях, Алтайском крае и Республике Бурятия. Высокие технологии и производство наукоемкой продукции (как военной, так и гражданской) с советских времен сосредоточены в оборон-
но-промышленном комплексе (ОПК). В Сибири находятся предприятия всех машиностроительных оборонных отраслей, производящих продукцию для авиакосмической промышленности, промышленности средств связи и телекоммуникаций, приборостроения, лазерную и электронную технику. В регионе сконцентрирован большой научный потенциал, представленный Сибирским отделением РАН и оборонными научными организациями.
После глубокого спада 90-х гг. прошлого столетия с начала 2000-х гг. в машиностроении Сибири стали проявляться положительные тенденции - рост и реструктуризация производства, обновление производственного аппарата и др. Однако динамика производства в машиностроении региона отличалась неустойчивостью и носила неоднозначный характер: после некоторого роста в 2002-2004 гг. в период 2005-2006 гг. наметилось некоторое сокращение объемов выпуска продукции. В результате в 2007 г. доля машиностроительного производства СФО в общем машиностроительном производстве РФ составила около 7 %; соответственно доля производства машин и оборудования округа в общероссийском производстве машин и оборудования - 8,8 %, доля производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования в соответствующем общероссийском производстве - 8 %, доля транспортных средств и оборудования - 5,2 %. Доля машиностроительных производств в общем промышленном производстве СФО не превышала 8 %.
Однако техническая база действующих предприятий машиностроения Сибири не соответствует мировому уровню техники и технологии производства и не отвечает задачам, стоящим перед экономикой региона. Износ активной части производственного аппарата сибирского машиностроения составляет свыше 60 %. Коэффициент обновления оборудования на протяжении более 15 лет практически не меняется и не превышает 2 %. Средний возраст используемого оборудования - выше 20 лет, более 60 % металлорежущих станков и не менее 50 % кузнечно-прессовых машин имеют возраст 20-25 лет. Недостаточна насыщенность машиностроительных предприятий прогрессивными видами технологического оборудования: станками полировальной и шлифовальной групп, прецизионным, автоматическим оборудованием и особенно обрабатывающими центрами и ГПС.
Таким образом, современное состояние сибирского машиностроения, определяющее особенности и существо проблем его будущего развития, характеризуется следующим:
• критическим моральным и физическим износом оборудования и технологий;
• преобладанием технологий третьего и четвертого укладов, ограничивающим востребованность технико-технологических достижений последующих укладов;
• острым дефицитом квалифицированных кадров;
• низкой рентабельностью производства как на гражданских, так и оборонных предприятиях (особенно выполняющих экспортные заказы) и их низкой кредитной и инвестиционной привлекательностью;
морально устаревшей системой управления предприятиями, особенно управления качеством продукции;
• ориентацией сибирского машиностроения преимущественно на общероссийский рынок (до 80 % машинотехнической продукции, производимой в Сибири, вывозится за ее пределы).
Машиностроение Сибири на настоящий момент не имеет стратегических резервов, которые могли бы способствовать переходу на инновационное развитие экономики региона. Прежде всего это касается возможностей организации или увеличения производства инновационной наукоемкой продукции.
Наступивший в 2008-2009 гг. экономический кризис проявился в падении производства, сокращении оплаты труда, численности работающих и др. Кризисные явления в машиностроении непосредственно влияют на экономическое положение многих сибирских городов, поскольку ряд его предприятий, особенно предприятий ОПК, являются градообразующими.
Учитывая создавшееся положение, меняются стартовые условия для стратегического развития сибирского машиностроения: падение производства вследствие кризиса скорее всего продолжится в 2010 г. и достигнет уровня 10-15 % (с существенным различием по видам машиностроительной деятельности); произойдет сокращение финансирования реализуемых инвестиционных проектов и программ развития предприятий, и, как следствие, замедлится процесс модернизации отраслевого производственного аппарата. Оживление производства в маши-
ностроении региона по оптимистическим прогнозам может произойти не ранее второй половины 2010 г.
Проблемы, стоящие перед машиностроением России и Сибири по существу идентичны. Однако машиностроение СФО в силу своей удаленности от центра и исторически сложившейся специализации в большей степени страдает от кризисов, чем машиностроение в западных регионах. Адекватный ответ на эту ситуацию для сибирского машиностроения будет требовать более серьезных усилий и инвестиций.
В качестве ориентиров для направлений развития сибирского машиностроения (в том числе ОПК как наукоемкой его части) можно назвать следующие:
развитые страны достигли доли машиностроительного производства в промышленности более 30-50 %, что является главнейшим ориентиром для превращения отечественного машиностроения в доминанту инновационного развития экономики;
• развитие секторов высоких технологий в государствах с постиндустриальной экономикой, происходящее во всех сферах экономики и требующее соответствующую наукоемкую и высокотехнологичную технику и оборудование. Становление и развитие в России нового машиностроения, производящего такую технику, необходимо как для осуществления перехода России на инновационный тип экономики, так и для решения проблем усиления национальной безопасности - переоснащения российских вооруженных сил новыми видами вооружений и военной техники;
• развитие в Сибири нефтегазовой, угольной, лесной промышленности, металлургии, энергетики, транспорта, строительства требует широкой гаммы систем машин и оборудования. Для этого необходима переспециализация соответствующих машиностроительных производств региона на первоочередное удовлетворение потребностей данных отраслей.
Прогнозы развития машиностроения Сибири на второе и последующие десятилетия XXI в. во многом должны учитывать различные формы перспективного воздействия на него со стороны всех агентов хозяйственных отношений. Схематично формы взаимодействия можно разбить на государственные (со стороны федеральных и региональных структур) и рыночные, проявляющиеся в виде интеграционных процессов, прогнозов изменяющегося спроса и др.
Формы государственного воздействия
Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, концепция формирования программы развития машиностроения
Энергетическая стратегия, стратегия транспортного машиностроения, двигате-лестроения; ФЦП «Модернизация транспортной системы России», «вооружений» «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», «Национальная технологическая база», прямые и косвенные методы воздействия и др.
Машиностроительные производства СИБИРИ
Формы рыночного воздействия и государственно-частного партнерства
Российские корпорации «Агро-машхолдинг», «Силовые машины» и др., государственные оборонные корпорации и холдинги, корпорации в отраслях-потребителях и др.
Стратегии социально-экономического развития регионов, Комплексные целевые внутрирегиональные программы («СибВПКнефтегазТЭК», программа МАСС «Сибирское машиностроение» и др.)
Формы регионального воздействия
Так, например, в государственной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, опубликованной на сайте Министерства экономического развития и торговли в марте 2008 г. (economy.gov.ru) в перечень приоритетных высокотехнологичных отраслей вошли чисто машиностроительные отрасли: авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность. Кроме судостроения, в Сибири сосредоточены предприятия всех перечисленных отраслей и их перспективы целиком будут определяться государственной политикой.
Отметим, что Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России» в июне 2008 г. предложила разработать Государственную комплексную программу развития машиностроения России, о необходимости которой говорилось еще в 1985 г. В этой программе сибирское машиностроение должно занять свое достойное место.
Для разработки прогнозов развития машиностроения на средне- и долгосрочную перспективу необходимо использовать тот или иной модельный аппарат, обеспечивающий вариантность и разнообразие стратегий. При построении совокупности моделей прогнозирования и развития машиностроения следует учитывать не только накопленный опыт создания и использования экономико-математических моделей, но также рыночные условия и тенденции научно-технического прогресса. И, конечно, остается незыблемым положение - при конструировании моделей для отображения взаимосвязей машиностроительной промышленности с национальной экономикой имеет особое значение специфика этой отрасли и ее роль в процессе воспроизводства активной части основных фондов.
Многообразное и разнонаправленное влияние факторов и неоднозначность прогнозов направлений социально-экономического развития страны порождают неопределенность при разработке прогнозов развития машиностроения. Из этого следует необходимость многовариантных проработок стратегий развития машиностроительного комплекса, согласованных с той или иной гипотезой социально-экономического развития страны или региона. Отбор из полученного множества вариантов нескольких (или одного) - одна из задач экономико-математического моделирования.
Существует достаточно широкий спектр моделей, благодаря которым можно прогнозировать различные стороны воспроизводственных, региональных, хозяйственных и других процессов, связанных с развитием машиностроительного комплекса. Многообразие внутренних и внешних связей машиностроительной промышленности может быть учтено при помощи различных специфических модельных конструкций: агрегированных и детализированных, «точечных» и пространственных моделей народнохозяйственного уровня (оптимизационных, имитационных и т. д.), моделей комплексов взаимосвязанных машиностроительных отраслей, моделей отдельных отраслей с генераторами вариантов их развития на основе экономико-статистического и имитационного моделирования [1]. Основная цель разработки такого комплекса моделей состоит в том, чтобы прогнозные альтернативы машиностроительной промышленности увязывались в процессе расчетов с направлениями социально-экономической, научно-технической и инвестиционной политики в отраслях и в регионах страны.
Известно, что машиностроительные образования в регионах, различающиеся по эффективности функционирования, составу производств, уровням специализации и удовлетворения региональных потребностей, в значительной степени влияют на функционирование региональных хозяйств в целом. В целях более полного отражения факторов, связанных с территориальным развитием отрасли, в системе моделей машиностроительного комплекса целесообразно выделить подсистему территориальных моделей, связанную с подсистемой «точечных моделей».
По мере внедрения рыночного механизма, продвижения к более развитым формам межрегионального взаимодействия в качестве объекта прогнозирования и моделирования можно рассматривать региональный машиностроительный комплекс (РМК). Для такого комплекса свойственны региональные цели, такие как обеспечение воспроизводства активной части основных фондов, направленного на повышение эффективности функционирования и развития хозяйства региона, удовлетворение потребностей его населения в товарах народного потребления (особенно длительного использования) и др.
В качестве одной из возможных модельных конструкций верхнего уровня, отражающих РМК, может быть использована оптимизационная многоотраслевая межрегиональная модель (ОМММ) [2]. В общем виде модель описывает региональные межотраслевые балансы производства и распределения продукции, построенные на последний год прогнозируемого периода, региональные балансы капитальных вложений, ограничения на объемы производства, межрегиональные потоки, использование природных условий и т. д.
Комплекс моделей перспективного развития регионального машиностроительного комплекса, помимо ОМММ, может включать:
региональную межотраслевую динамическую модель с детализированным блоком машиностроения;
• модель регионального машиностроительного комплекса;
• модели машиностроительных отраслей в регионе.
В нашей статье предлагается экономико-математическая модель, содержательно напоминающая региональную межотраслевую модель с выделенным блоком машиностроения. В качестве такого блока выступают три вида экономической деятельности машиностроительного назначения: «Производство машин и оборудования», «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «Производство транспортных средств и оборудования».
Запишем в общем виде экономико-математическую модель.
Введем обозначения:
7, у - индексы отрасли, 7, у = 1, ..., п, п = 11;
ау - затраты продукции 7-й отрасли на производство продукции у-й отрасли;
Ьу - затраты инвестиций 7-го вида на производство продукции у-й отрасли;
Ху - переменная, определяющая уровень материальных (у = 1, ..., 11) и инвестиционных (у = 12, ., 22) затрат у-й отрасли;
, ^ - верхняя и нижняя граница на переменную ху;
у7 - объем производства продукции 7-й отрасли;
У7 - правая часть ограничения на объем производства 7-й отрасли; - фиксированная часть непроизводственного потребления продукции 7-й отрасли;
В - задаваемый объем возможных инвестиций, созданных в регионе;
Е7 - фиксированная часть чистого ввоза в регион продукции 7-й отрасли.
Найти Ху, у = 1, ..., 22, при которых
п
—» тах.
1=1
При условиях:
11 22
1) у. = + ^ Ь{-хх - -Ei+qi)<Vi - объем производства 7-й отрасли не должен пре-
3 = 1 3 = п
вышать задаваемый объем в последнем году прогнозного периода;
11
2) ; <В - объем созданных фондообразующими отраслями инвестиций не должен
1=1
превышать заданную фиксированную величину;
3) </. <х. - </. :
4) х; > О - ограничения на переменные.
Всего в модель было включено 11 отраслей. Кроме машиностроения, представленного тремя видами машиностроительной деятельности, это - металлургия; топливно-энергетический комплекс; химическая промышленность; лесной комплекс; легкая промышленность; пищевая промышленность; транспорт; прочие отрасли экономики.
При подготовке информации для расчетов был сделан ряд допущений: коэффициенты материальных затрат по указанным 11 отраслям рассчитывались на основе таблиц межотраслевого баланса 1987 г. по Западной и Восточной Сибири, которые включали 30 отраслей и дезагрегированного МОБа по России в целом за 1995 г., информация для ограничений в
базовой задаче получена из справочника Росстата «Регионы России» за 2007 г. Вся информация из старых источников была адаптирована под новый отраслевой классификатор. Использование старых МОБов для условий 2000-х гг. естественно должно вызвать у читателя критическое отношение к результатам расчетов по модели. Но если рассматривать проделанное авторами исследование в качестве некоего эксперимента в условиях отсутствия в настоящее время полноценной информации по межотраслевым взаимосвязям, то такое допущение вполне оправдано. МОБ за 1987 и 1995 г. используются для построения некоторой исходной или базовой конструкции, изменение параметров которой позволяет выявлять определенные тенденции в структуре и динамике отраслей экономики в зависимости от задаваемых ограничений и критериев.
Для расчетов была сформирована матрица межотраслевых взаимосвязей. Элементы матрицы строились агрегированием коэффициентов материальных затрат отраслей МОБа в соответствующие заданные в модели отраслевые позиции. Так, например, отрасль «Производство машин и оборудования» формировалась из следующих отраслей МОБа: металлургического машиностроения, горно-шахтового оборудования, подъемно-транспортного оборудования, химического и нефтяного оборудования, станкоинструмен-тальной промышленности, строительно-дорожного машиностроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, прочих отраслей машиностроения, отрасль «Металлургия» - из черной и цветной металлургии и т. д.
К фондосоздающим отраслям отнесены все виды машиностроения, лесная промышленность и строительство. Но так как строительство не было выделено в отдельную позицию, то условно к фондосоздающим отраслям была отнесена позиция «прочие отрасли экономики».
Непроизводственное потребление рассчитывалось в виде долей по каждой отрасли. На первом этапе была сформирована базовая задача, в которой в качестве правых частей ограничений для всех отраслей использовались данные по объемам продукции за 2007 г. Целью решения задачи по этой матрице было получение показателей объемов производства по отраслям и ВРП СФО, приближенным к реальным значениям за 2007 г.
На основании базового решения строились и просчитывались следующие три сценария развития Сибири: инерционный, энерго-сырьевой и инновационный. Для всех сценариев по машиностроительным видам экономической деятельности задавались параметры опережающего развития машиностроения по сравнению с другими видами обрабатывающих производств. Стоимостные объемы машиностроительной продукции в сопоставимых ценах 2006 г. определялись по долям в промышленном производстве. В расчетах варьировались парметры как в целом по сценариям, так и по выделенным годам прогнозного периода в каждом сценарии.
В сценариях развитие машиностроения характеризовалось следующим:
• по инерционному сценарию оно продолжается вплоть до 2020 г. по сложившейся в 2000-х гг. траектории, характеризующейся вяло протекающими процессами обновления производственного аппарата в отраслях экономики, неразвитостью внутреннего рынка отечественной продукции машиностроения, отставанием сибирского машиностроения от машиностроения европейских регионов, незначительным повышением его доли в промышленном производстве и др. Оживление машиностроительного производства по этому сценарию переносится на середину второго десятилетия XXI в.;
• энерго-сырьевой сценарий в части машиностроения предусматривает некоторое увеличение его доли в промышленном производстве региона за счет более высоких темпов роста выпуска продукции. В этом сценарии к 2015 г. машиностроение еще не приобретает доминирующего положения в инновационных процессах, но в последующем периоде к 2020 г. роль машиностроения заметно усиливается благодаря увеличивающимся среднегодовым темпам его роста;
в инновационном сценарии машиностроение занимает доминирующее положение в обрабатывающих производствах региона, его доля в промышленности к концу периода увеличивается более, чем в два раза по сравнению с 2010 г. и может достичь 18-20 %. По сценарию предполагается активное участие оборонных предприятий сибирского машиностроения в реализации стратегических и целевых программ инновационного развития приоритетных отраслей экономики Сибири. Эти предприятия будут выступать как дополнитель-
ные стимуляторы развития всех остальных машиностроительных производств, в том числе и отраслей самого машиностроения.
В прогнозах развития экономики России, как в целом, так и в территориальном разрезе, разрабатываемых в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, машиностроение рассматривается либо в виде отдельной отраслевой позиции, либо в разрезе видов экономической деятельности (в классификации ОКВЭД). Так, в трех вариантах (сценариях) прогноза до 2020 г. отдела территориальных систем Института - инерционном, энерго-сырьевом и инновационном - машиностроение России в целом развивается наиболее высокими темпами (среднегодовые темпы выпуска за 2008-2020 гг. соответственно по вариантам - 104,7, 108,3, 110,1). Сибирское машиностроение (СФО) по темпам роста отстает только от газовой промышленности и промышленности строительных материалов, заметно опережая все остальные отрасли (среднегодовые темпы выпуска за 2008-2020 гг. соответственно по вариантам - 103,8, 108,2, 109,9). При этом доля машиностроения в суммарном промышленном производстве как в целом по стране, так и в Сибири постоянно возрастает, поэтому динамика машиностроительного производства с течением времени оказывает все большее влияние на динамику промышленности в целом. Факторами обеспечения высоких темпов роста этой отрасли являются относительно низкий исходный уровень, наличие значительных резервов производственных мощностей, особенно в пассивной части основных производственных фондов, предполагаемая повышенная роль государственных заказов и иных мер, принимаемых правительством для восстановления этой отрасли (особенно в части производства военной техники, авиа- и судостроения).
В прогнозных расчетах по оптимизационной межрегиональной межотраслевой модели, машиностроение, представленное тремя производствами - машин и оборудования; электрооборудования, электронного и оптического оборудования; транспортных средств и оборудования - также имеет, как в целом по России, так и в Сибири, наиболее высокие темпы роста в энергосырьевом и инновационном вариантах. В энерго-сырьевом варианте за период 2008-2020 гг. среднегодовые темпы роста сибирского машиностроения по всем трем видам деятельности составляют 1,083, что приводит почти к трехкратному (в 2,8 раза) росту машиностроения к 2020 г. Соответственно в инновационном варианте показатель среднегодового роста равен 1,099, т. е. почти 10 % в год, а общий рост в отрасли - в 3,4 раза.
Допущение одинаковости темпов роста для различных машиностроительных производств можно рассматривать как вариант возможного сценария развития сибирского машиностроения, этому способствует сложившаяся почти равномерная по долям структура машиностроительных производств в целом по региону (35,1; 30,7; 34,2 %). Однако в перспективе различие в возможностях развития того или иного производства делает более корректным использование дифференцированного подхода к определению прогнозной динамики сибирского машиностроения.
В таблице приведены основные индикаторы развития машиностроения по трем сценариям до 2020 г., полученные в результате реализации описанной модели.
Основные индикаторы развития машиностроения Сибири до 2020 г.
2010 г. 2015 г. 2020 г. Среднегодовой темп роста
2015 к 2010 г. 2020 к 2015 г.
Инерционный сценарий
Доля машиностроения в промышленности, % 8 10 12
Индекс роста к предыдущему периоду 1,41 1,32 1,04 1,06
Энергосырьевой сценарий
Доля машиностроения в промышленности, % 8 11 13
Индекс роста к предыдущему периоду 1,74 1,48 1,06 1,08
Инновационный сценарий
Доля машиностроения в промышленности, % 8 15 18
Индекс роста к предыдущему периоду 2,42 1,54 1,10 1,09
В настоящее время условия развития российской экономики складываются таким образом, что имеет смысл рассматривать в качестве единственно приемлемого для развития ма-
шиностроения, в том числе регионального, только инновационный сценарий. Полученные результаты расчетов до 2020 г. позволяют прогнозировать образ будущего сибирского машиностроения на последующее десятилетие. Этот образ строится на предположении, что к концу 2030 г. текущего столетия в этой отрасли на базе модернизации и обновления действующих и строительства новых предприятий будет решено большинство проблем, сдерживающих его инновационное развитие в прошлые периоды.
Так, не позднее 2020 г. должен быть обновлен и модернизирован в максимально возможной степени производственный аппарат действующих предприятий (коэффициент обновления оборудования на них должен возрасти с 2 до 8-10 %) на базе автоматизированных и роботизированных технологий обработки металлов и сборки готовых изделий с широким применением гибких производственных систем и др., что позволит поднять потенциал восприятия инноваций этими предприятиями. Парки оборудования вновь вводимых предприятий будут сразу оснащены технологиями пятого и шестого технологических укладов.
В результате таких преобразований в производственном аппарате отрасли кардинально изменится технологическая структура парка металлообрабатывающего оборудования: повысится доля машин, реализующих прогрессивные технологии пластической деформации материалов до 30-35 %, удельный вес прогрессивных групп автоматизированного оборудования в общем парке увеличится до 55-60 %, что приведет к росту производительности труда в сибирском машиностроении в 3,5-4 раза.
Как следствие таких структурных изменений сибирская машинотехническая продукция будет высокорентабельной и конкурентоспособной. В соответствии с требованиями мирового рынка она будет узкоспециализированной, возрастет ее сложность и номенклатура; ускорится обновление видовых характеристик, увеличится скорость сменяемости поколений техники. Будут существенно изменены и доведены до мировых стандартов организация и управление производством вследствие отделения инжиниринга, производства комплектующих, конечной сборки, маркетинга и продаж, а также использования высококвалифицированного инженерно-технического и рабочего персонала, способного эксплуатировать новые производственные технологии.
Все перечисленные преобразования касаются и наукоемкой части сибирского машиностроения - оборонного комплекса. В течение ближайших десятилетий в оборонном комплексе РФ, и в том числе Сибири, осуществится модернизация и реструктуризация производства и будут выпускаться не только новые стратегические виды вооружений, но и высокорентабельная гражданская наукоемкая продукция (на основе широкого использования двойных технологий и собственного научно-технического потенциала). Должна быть усовершенствована законодательная и нормативная база взаимодействия оборонных предприятий с государством и частным бизнесом, в частности, в ценообразовании на продукцию по государственному оборонному заказу и в инвестиционных процессах; производству сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами как за рубежом, так и территории РФ (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества).
Основу новой структуры сибирского машиностроения будут составлять кластеры, интегрирующие как предприятия традиционных производств, исторически существующих на территории региона, так и предприятия наукоемких производств. Непременными участниками при образовании кластеров будут малый, в первую очередь венчурный, и средний бизнес машиностроительной специализации.
С позиций настоящего времени переспециализация сибирского машиностроения будет происходить прежде всего в традиционных производствах за счет формирования кластеров: горношахтного и металлургического машиностроения (Иркутский и Кузбасский кусты предприятий), электротехнического кластера на базе предприятий Новосибирской, Кемеровской и Томской областей и Хакасско-Минусинского куста. Наукоемкие кластеры с новой для Сибири машиностроительной специализацией могут формироваться в центрах сосредоточения крупных оборонных предприятий и научно-исследовательских и проектно-конструкторских и образовательных организаций. К числу таких кластеров можно отнести, например, кластеры силовой электроники (Омские и Новосибирские предприятия), приборостроения и измерительной аппаратуры (Новосибирские, Томские, Алтайские предприятия) и др. Наличие
в регионах Сибири научных центров РАН и отраслевых НИИ и КБ, а также значительного количества оборонных предприятий может рассматриваться как фактор для создания в регионе принципиально новых производств, например, приборов для наноиндустрии, которые в последующем также могут интегрироваться в соответствующие кластеры.
В целом, по сравнению с 2008 г., структурные, технологические и организационные преобразования в машиностроении Сибири могут позволить к 2030 г. увеличить объем производства по отрасли более, чем в 4,5 раза; в том числе по видам машиностроительной деятельности: в 7,5 раз - по электротехническому, электронному и оптическому оборудованию, в 3,7 раза по транспортным средствам и оборудованию, почти в три раза - по машинам и оборудованию. Указанные темпы роста опережают общепромышленный рост, что, однако, увеличит к 2030 г. долю машиностроения в промышленности Сибири не более, чем в 2 раза (8 % в 2007 г.). Формирование образа будущего сибирского машиностроения потребует до 2030 г. 1,5-2,0 трлн руб. (в ценах 2008 г.), направляемых как на модернизацию и обновление предприятий традиционного машиностроения, так и на строительство новых прогрессивных производств.
Предполагается, что значительная доля производимой машинотехнической продукции будет потребляться в восточной зоне континента, в том числе Сибири (70-80 % вместо 20 % в конце XX в.).
Удвоение доли машиностроения в промышленности Сибири к 2030 г. еще не будет соответствовать значению аналогичного показателя, уже достигнутого в развитых странах, и отражает максимальные возможности развития машиностроительного производства в регионе. Дальнейший рост этого показателя для Сибири может происходить только лишь за счет массового строительства принципиально иных современных машиностроительных предприятий.
Список литературы
1. Амосенок Э. П., Бажанов В. А., Курбатова Г. Я., Селин И. И., Шкрабин Л. Я. Экономические проблемы машиностроения. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1992.
2. Гранберг А. Г. Оптимизация территориальных пропорций народного хозяйства. М.: Экономика,1973
Материал поступил в редколлегию 21.08.2009
E. P. Amosenok, V. A. Bazhanov
PERSPECTIVE STRATEGIES OF THE DEVELOPMENT OF MACHINE BUILDING SIBERIA
In article are considered questions of the development to strategies of the development of machine building in Siberian federal county. It Is Described model design, by means of which, on base formed source base condition of the economy of the region possible to count the possible forecasts of the development to branches in intercoupling with the other branch of the economy. In article is given also feature of the scenarioes of the development of siberian machine building on prospect before 2030
Keywords: machine building, strategy, scenario, economic and mathematical models.