Приоритетные направления структурного реформирования отрасли
машиностроения
Яковенко А.Г.
Университет машиностроения 8(495)223-05-23 доб. 1504, vakovenkoartem@mail.т
Аннотация. В работе определены основные направления структурного реформирования отрасли машиностроения, даны рекомендации по внесению изменений в общероссийский классификатор видов экономической деятельности, описано современное состояние машиностроительной отрасли в СКФО, определены способы ускоренного развития отрасли в регионе.
Ключевые слова: машиностроение, структурное реформирование, СевероКавказский Федеральный округ.
При всей правильности предлагаемых различными авторами классов преобразований, включаемых в номенклатуру составляющих структурной реформы, они являются неполными и недостаточными для целей формирования стратегий, концепций и программ ускоренного развития отрасли машиностроения и металлообработки.
На наш взгляд, базовые направления объемных и структурных преобразований в отрасли должны определяться следующими важнейшими обстоятельствами: 1) необходимостью безотлагательного восстановления промышленного (и особенно машиностроительного) суверенитета страны, 2) природой и особенностями отрасли, как таковой, и как объекта управления, 3) особенностями самого округа, 4) спецификой реального ее состояния, задачами рационального размещения производительных сил и необходимостью снижения межрегиональной дифференциации уровней промышленного развития по субъектам РФ, входящим в состав СКФО, 5) необходимостью крупномасштабного государственного участия.
Первое. В условиях быстро меняющегося и становящегося все более сложным и неблагоприятным внешнего окружения особенно остро стоит вопрос о восстановлении и развитии собственной технологической базы. В условиях, когда российская промышленность к 2013 году не достигла даже уровней производства (в сопоставимых цехах) дореформенного 1991 года, необходимо в качестве императива объемных трансформаций решить следующую задачу - обеспечить ускоренное развитие машиностроения. Решение этих задач должно привести к восстановлению в России по всей ширине технологической линейки производства средств производства и доведению доли машиностроения и металлообработки до 30-35 % объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства».
Второе. Исследуемая отрасль имеет двуединую природу и включает в себя наряду с собственно машиностроением еще и металлообработку. Согласно ОКВЭД [1] раздел Б «Обрабатывающие производства» включает в себя подразделы «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (код ОКВЭД 28 - Производство готовых металлических изделий), БК «Производство машин и оборудования» (код ОКВЭД 29 -Производство машин и оборудования), БЬ «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (коды ОКВЭД 30 - Производство офисного оборудования и вычислительной техники, 31 - Производство электрических машин и электрооборудования, 32 - Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи, 33 - Производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний, оптических приборов, фото- и кинооборудования, часов), БМ «Производство транспортных средств и оборудования» (коды ОКВЭД 34 - Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов, 35 - Производство судов, летательных космических аппаратов и прочих транспортных средств).
Логика подсказывает, что производство готовых металлических изделий гораздо ближе
Серия 5. Социально-экономические науки. к производству машин и оборудования, нежели к металлургическому производству, что полностью подтверждается содержанием кодов 28.1 (Производство строительных металлических конструкций и изделий), 28.2 (Производство металлических резервуаров, радиаторов и котлов центрального отопления), 28.3 (Производство паровых котлов, кроме котлов центрального отопления; производство ядерных реакторов), 28.4 (Ковка, прессование, штамповка и профилирование; изготовление изделий методом порошковой металлургии), 28.5 (Обо-работка металлов и нанесение покрытий на металлы; обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения), 28.6 (Производство ножевых изделий, столовых приборов, инструментов, замочных и скобяных изделий), 28.7 (Производство прочих готовых металлических изделий).
На наш взгляд, следует из наименования подраздела ОКВЭД исключить производство готовых металлических изделий и включить его в подраздел БК. Тогда подраздел будет иметь наименование «Металлургическое производство» и он будет включать код ОКВЭД 27 - Металлургическое производство. А подраздел БК будет называться «Производство готовых металлических изделий, машин и оборудования» и в него наряду с кодами 29-35 будет входить также код 28 ОКВЭД «Производство готовых металлических изделий». Сказанное позволит сохранить технологическое и управленческое единство двуединой отрасли, улучшить предпосылки для ее комплексного развития.
Между тем, само машиностроение и металлообработка и его инновационное острие -приборостроение, электроника и станкостроение - являются важнейшими и неразделимыми отраслями высоких технологий Российской Федерации. Это означает, что машиностроение и металлообработка - самый сложный объект экономического управления и планирования, что должно найти отражение при формировании соответствующих механизмов и форм.
Третье. Северо-Кавказский Федеральный округ - самый полиэтничный макрорегион России с численность населения 9 428,8 тыс. человек (по Всероссийской переписи населения 2010 года) включает в свой состав один край и шесть приграничных республик, народы которых переживают разные стадии своего формирования, имеют различный менталитет и преимущественно (кроме осетин) мусульманское вероисповедание. Именно здесь находится самый сложный очаг конфликтов и противостояний нашей страны.
Сказанное предопределяет необходимость особо тщательного учета административного построения этого российского края и строго симметричного участия федерального центра в программах и проектах подъема машиностроения и металлообработки соответствующих территорий.
Четвертое. Обвальное состояние отрасли в округе (за исключением Ставропольского края) предполагает необходимость формирования поэтапных стратегий ее создания, восстановления и развития, начиная с производств низких и средних технологических укладов, формирования кадрового потенциала, инновационной инфраструктуры, снабженческо-сбытовых и маркетинговых структур. Необходимо ликвидировать «белые места» на машино-строительно-металлообрабатывающей карте округа, добиться максимального снижения уровня дифференциации в этой области как на окружном, так и на региональном и муниципальном уровне.
Пятое. По данным на конец 2011 года в Российской Федерации в государственной собственности находилось лишь 2,37 % предприятий и организаций, а в СКФО - 5,6 % (таблица 1). В целом по стране в государственной собственности находится наименьшая (в численном отношении) доля всех предприятий и организаций. В СКФО наибольшая доля предприятий в государственной собственности в Чечне (11 %) и в Ингушетии (10,8 %).
Ускоренное развитие машиностроения и металлообработки потребует масштабного государственного участия. В то же время, новое строительство «в чистом поле» потребует огромных затрат, не только прямых, но и на сооружение объектов энергетической, инженерной, транспортно-коммуникационной, социальной и т.д. инфраструктуры и др. Учитывая,
что на все это инвестиционных ресурсов может оказаться недостаточно, упор должен быть сделан на эффективное государственно-частное партнерство, механизм которого должен быть регламентирован на уровне законодательных собраний. В отдельных, специально оговариваемых случаях, речь может пойти и о пересмотре (с полной денежной компенсацией) итогов приватизации по тем промышленным объектам, которые прекратили деятельность и в течение длительного времени (более трех лет) ее не осуществляют.
Таблица 1
Распределение предприятий и организаций субъектов РФ, входящих в СКФО, по
Всего в том числе по формам собственности
государственная муниципальная частная Общественных и религиозных организаций (объединений) Прочие формы собственности, включая смешанную
Российская Федерация 4866620 115508 239458 4164605 149632 197417
Северо-Кавказский фе- 131407 7408 14149 100039 6991 2820
деральный округ
Республика Дагестан 29837 2128 5266 20264 1516 663
Республика Ингушетия 4106 442 317 3081 207 59
Кабардино-Балкарская Республика 12295 654 1340 9025 762 514
Карачаево-Черкесская Республика 6632 492 857 4642 525 116
Республика Северная Осетия-Алания 11541 776 1131 8088 1246 300
Чеченская Республика 10430 1151 1579 6952 641 107
Ставропольский край 56566 1765 3659 47987 2094 1061
В целом, алгоритм структурных трансформаций должен предопределяться концепцией специализации соответствующего комплекса машиностроения и металлообработки, формирование которой, в свою очередь, должно базироваться на использовании конкурентных преимуществ субъектов управления соответствующих уровней управленческой иерархии.
На рисунке 1 представлена матрица SWOT-aнaлизa («сильных» и «слабых» сторон, внешних «возможностей» и «угроз») осуществления структурного реформирования отрасли машиностроения и металлообработки СКФО.
Выводы
1. Определены основные направления структурного реформирования отрасли машиностроения.
2. Даны рекомендации по внесению изменений в общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3. Описано современное состояние машиностроительной отрасли в СКФО, определены способы ускоренного развития отрасли в регионе.
4. Представлена матрица SWOT-aнaлизa структурного реформирования отрасли машиностроения и металлообработки в СКФО.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
- Наличие трех автомобильных и одной железнодорожной магистрали в Закавказье, а также транспортной инфраструктуры на Каспийском море.
- Квалифицированные исследовательские, инженерные и рабочие кадры.
- Низкая загрузка технологического оборудования.
- Высокий инфраструктурный потенциал.
- Наличие 6 политехнических университетов во Владикавказе, Грозном, Махачкале, Пятигорске, Ставрополе, Черкесске.
- Наличие ряда конкурентоспособных высокотехнологичных производств.
- Наличие технопарков в Республике Дагестан и Ставропольском крае.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
- Депрессивное состояние отрасли.
- Высокая территориальная дифференциации уровней развития отрасли.
- Низкий уровень самодостаточности сырьевой и ресурсной базы.
- Деформация отраслевой структуры.
- Низкая инновационная активность.
- Высокая степень морального и физического износа основных фондов.
- Низкая загруженность производственного оборудования.
- Низкая инвестиционная активность.
- Низкая инвестиционная привлекательность отрасли.
ВОЗМОЖНОСТИ
- Интенсификация межрегиональных связей и внешнеэкономического сотрудничества.
- Использование потенциала приграничного сотрудничества.
- Переориентация внешнеэкономических связей от торговли к производственным инвестициям.
Направленность стратегии структурного реформирования
• Наращивание потенциала импор-тозамещения.
• Наращивание экспортного потенциала.
• Развитие научно-инновационной инфраструктуры.
• Развитие малого инновационного предпринимательства.
• Техническое перевооружение и модернизация оборудования._
Направленность стратегии структурного реформирования
• Формирование благоприятного инвестиционного климата.
• Стимулирование инновационной активности промышленных организаций.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, УГРОЗЫ
- Мировой финансовый кризис.
- Зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.
- Высокий уровень конкуренции.
- Стагнация производства и рост дисбаланса отрасли.
- Соседство с территориями, где имели место вооруженные столкновения.
Направленность стратегии структурного реформирования
• Разработка и реализация программ развития.
• Формирование финансово-промышленных групп.
• Формирование новых стратегических зон хозяйствование.
• Формирование новых стратегических хозяйственных центров.
Направленность стратегии структурного реформирования
• Формирование производств с законченным циклом.
• Формирование стратегических альянсов, развитие внутри- и межотраслевой интеграции.
• Повышение конкурентоспособности.
• Повышение качества продукции и расширение рынков сбыта.
Рисунок 1. Матрица SWOT-aнaлизa структурного реформирования отрасли машиностроения и металлообработки в СКФО
Литература
1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (http://www.okvad.ru/).
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат.сб. Росстат. М., 2012.