сбытовыми возможностями.
В-восьмых, стратегический план сам по себе не гарантирует успеха организации, поскольку не способен исключить реализационных проблем, в то же время отсутствие стратегического плана практически гарантирует неудачи в деятельности организации на рынке. То есть стратегический план является необходимым, но недостаточным условием эффективного развития организации.
В-девятых, формальное планирование обеспечивает учет и (или) формирование комплекса существенных благоприятных факторов для деятельности организации. Фактически речь идет о том, что принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство организации локализует риски совершения неверных шагов развития, обусловленные использованием неточной и недостоверной информации, как об окружающих условиях, так и о возможностях организации [4].
В целом определение функций стратегического планирования в системе управления деятельностью организации и основополагающих принципов стратегического планирования позволяет перейти к исследованию тенденций развития инструментов стратегического планирования деятельности промышленных предприятий в постиндустриальной экономике.
Выводы
Таким образом, в результате проведенных исследований:
1) определены особенности функционирования промышленных предприятий;
2) даны основные характеристики стратегического планирования;
3) выделены основные требования к стратегическому планированию в организации.
Литература
1. Глущенко ИИ. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия: монография / Москва: АПК и ППРО. 2009. - 128 с.
2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации».
3. Тебекин A.B. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2013.
4. Шкардун В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. 3-е издание - М.: Дело, 2008, - 375 с.
Классификация программ и проектов развития отрасли машиностроения и
металлообработки
Яковенко А.Г. Университет машиностроения 8(495)223-05-23 доб. 1504, [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ современной классификации программ развития промышленности, дан перечень программ, реализуемых в СевероКавказском Федеральном округе, предложена классификация по основным признакам программ и проектов ускоренного развития машиностроения и металлообработки на основе кластерной организации.
Ключевые слова: отрасль машиностроения и металлообработки, программы развития, Северо-Кавказский Федеральный округ.
Программно-целевое управление и планирование получило широкое развитие в нашей стране с начала XX века. Несмотря на то, что эффективность его применения была ослаблена чрезмерным числом недостаточно увязанных между собой программ и неудовлетворительной обеспеченностью их ресурсами, на сегодняшний день не выработано более эффективной формы концентрации ресурсов и усилий на решении ключевых задач стратегического прорыва в каком-либо узком секторе. В нашей стране в настоящее время программирование, как
форма целевого управления и планирования, регулируется на основе федерального законодательства и постановлений Правительства.
В субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКФО, разрабатываемые и реализуемые программы представлены целым рядом их разновидностей, таких как: региональные целевые и комплексные целевые, долгосрочные целевые, адресные инвестиционные, федеральные целевые, приоритетные национальные проекты, поддержки местных инициатив, органов исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности и др. Наличие десятков одновременно осуществляемых и взаимодействующих друг с другом программно-проектных разработок порождает как необходимость их согласования между собой, так и потребность классификации в целях формирования их взаимоувязанной совокупности.
Последняя задача при всей ее внешней академичности в действительности обладает большой практической важностью. Так, например, следствием отсутствия стройной, научно-обоснованной системы программно-проектных разработок, является то, что из года в год в течение последних двух десятилетий в большинстве субъектов РФ, входящих ныне в СКФО, не только машиностроение, но и сама промышленность в целом фактически не являются объектами комплексного и системного целевого развития.
Исключение составляют Ставропольский край (СК) и Республика Дагестан (РД). В СК с 2003 по 2013 годы вопросы развития промышленности (в том числе машиностроения) частично затронуты в программах: «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в СК» (на соответствующие годы), «Поддержка выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности в СК» (на соответствующие годы), «Развития пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья населения СК» (на соответствующие годы» и «Социально-экономическое развитие восточных районов СК на 2012-2015 годы» [1].
В «Республиканской целевой программе развития промышленности РД до 2010 года» «отражены вопросы развития топливно-энергетической, машиностроительной, химической и легкой промышленности Республики Дагестан на период до 2010 года» [2]. Частично развитие промышленности отражено также в программах развития малого и среднего предпринимательства в РД на соответствующие годы.
Между тем, в целом анализ программных документов северокавказских субъектов РФ 2003-2013 годов показал, что их программно-проектные политики являются динамичными и быстро эволюционируют как в количественном, так и в качественном отношении.
Сложности классификации программ и проектов развития машиностроения и металлообработки обусловлены, прежде всего, сложностью самого объекта. Кроме того, следует, безусловно, принимать во внимание их многоаспектность, а также различия в целевой направленности, функциях, материально-вещественном содержании, масштабах, периоде разработки и т.д.
Большинство авторов в перечень признаков классификации программ включают уровень управленческой иерархии, территориальную локализацию, отраслевую принадлежность, развиваемый объект, масштабность, период действия и др.
Действительный член РАН А.Г. Аганбегян выделяет четыре основные группы программ: национальные, крупные межотраслевые, производственные, крупные региональные
[3].
В классификации ЦЭМИ АН СССР программы подразделяются по таким признакам как: основное содержание, конечная цель, охват целей, социальная ориентированность, временной горизонт, степень включения внешних связей [4].
В целях группировки программ используются и такие признаки, как видовое различие, целевое назначение, уровень управления, масштабность, горизонт планового процесса, степень директивности, срок реализации и др. [5].
Наиболее широко распространенной является классификация программ на федераль-
ные, региональные и муниципальные [6].
В Большом экономическом словаре А.Б. Борисова выделены федеральные и региональные, научно-технические, социально-экономические, экологические целевые комплексные программы [7].
На наш взгляд, главным признаком отнесения программных разработок к тому или иному их виду является не ареал их действия, а степень финансово-материального участия в их реализации. Это означает, что даже микрорегиональные или «точечные» программы имеют право считаться федеральными, если для их финансирования используются преимущественно средства федерального бюджета. Соответственно, главный инвестор должен быть и главным бенефициаром.
С другой стороны, подразделение программ на общегосударственные, региональные и муниципальные также является объективным в связи с территориальной локализацией воспроизводственных циклов [8].
Исключительно важным является подразделение программ по признаку определенности их предмета, по принятию в качестве последнего ускоренного развития машиностроения как такового или его подотраслей и видов производств.
Представляется, что в территориальном разрезе могут быть выделены следующие уровни ускоренного развития машиностроения и металлообработки на программно-проектной основе: общегосударственный, формирующий систему национальных приоритетов, федерально-окружной, обосновывающий номенклатуру стратегических задач макрорегиона, межсубъектный, отражающий совместные задачи сопредельных и других регионов, региональный, определяющий стратегическую концепцию развития ключевой отрасли промышленности, муниципальный и «точечный».
Функциональный подход к классификации программ позволяет выделить социальные, социально-экономические, экологические, инновационные, научно-технические, производственно-технические, инвестиционные, внешнеэкономические и организационно-технические программы.
Следует отметить, что, несмотря на достоинства функционального подхода (четкая целевая ориентация на решение задач каждой функциональной области, возможность учета специфики их программирования, возможность классификации инструментов реализации программ и др.), группировка программ по этому признаку является весьма условной, так как их разграничение по функциям и сферам применения не совпадает. Поскольку перечисленные разновидности программ включают в себя определенные совокупности программ и проектов различного функционального назначения (природоохранные программы, как правило, содержат подпрограммы и проекты социального, научно-технического и производственного характера), вид программы определяется ее целевой функцией и назначением в избранной сфере деятельности.
Важнейшей проблемой отрасли является быстрое научно-техническое развитие, обеспечение современного уровня конкурентоспособности. Исходя из того, что в нынешних условиях фактической дезинтеграции отраслевой системы управления машиностроением и новых отношений собственности реальной и доступной организационной формой соединения науки с производством на территориальном уровне является формирование кластеров, классификация программ и проектов ускоренного развития отрасли должна учитывать это в обязательном порядке.
Научно обоснованная классификация программ и проектов ускоренного развития машиностроения и металлообработки требует изучения конкретных их массивов, реализуемых на практике. В таблице 1 представлен перечень федеральных, региональных, муниципальных и субъектных программ промышленного развития и тесно связанных с ним, действующих и действовавших в регионах РФ, входящих в СКФО в 2003-2013 годах.
Таблица 1
Классификация программ развития промышленности, реализуемых в субъектах РФ, _входящих в состав СКФО, в 2003-2013 годах_
Республика Дагестан Федеральные целевые Региональные Муниципальные и субъектные
• Реализация Федеральной целевой программы «Юг России» (2008-2012 годы) на территории Республики Дагестан • Региональная целевая программа развития промышленности Республики Дагестан до 2010 года • Развитие народных художественных промыслов на 2011-2016 годы • Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2009-2011 годы
1 « 1 § л 1 £ ^ о • Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы • Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов на 2001-2010 годы • Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2013-2016 годы • Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в РИ на 20092012 годы
Кабардино-Балкарская Республика • Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в КБР на 2007-2011 годы • Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в КБР на 2012-2015 годы
Карачаево-Чекесская Республика • Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности КЧР на 2012-2015 годы • Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в КЧР на 2012-2015 годы
Республика Северная Осетия-Алания • Интеграция науки и высшего образования РСО-А на 2001 год • Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в РСО-А • Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения до 2020 года • Развитие фотоэлектронных нано-микротехнологий • Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Моздокского района • Перспективного развития ОАО «Электроцинк» на 2007-2015 годы
Чеченская Республика • Реализация государственной программы РФ «Развитие СКФО» на период до 2025 года на территории Чеченской Республики • Реализация Федеральной целевой программы «Развитие инвестиционной привлекательности СКФО» на территории Чеченской Республики • Развитие промышленности в Чеченской Республике на период 20122014 годов • Поддержка и развитие малого пред-принимательств в ЧР на 2006-2010 годы • Поддержка и развитие малого пред-принимательств в ЧР на 2011-2013 годы
• Программа развития промышлен- • Социально-
ного комплекса СК (обрабатывающие экономическое развитие
производства) на период 2011-2015 восточных районов СК на
годов 2012 - 2015 годы
о • Поддержка выставочно- в том числе:
ярмарочной и презентационной дея- - строительство кабельного
& « 8 И тельности в СК завода, хутор Графский (в
• Развитие пищевой и перерабаты- рамках создания регио-
о Л вающей промышленности, обеспече- нального индустриального
Ч о ние качества пищевой продукции и парка на территории Кур-
С О п, их безопасности для здоровья насе- ского муниципального рай-
13 ления СК она)
н и • Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в СК • Создание стекольного кластера в Красногвардейском районе • Солнечная электростанция в городе-курорте Кисловодске
Как видно из перечня, промышленность в северокавказских субъектах РФ, входящих в СКФО, практически не является объектом программного развития, соответственно, и данные таблицы 2 не позволяют внести вклад в развитие научной классификации программ и проектов развития машиностроения и металлообработки.
Анализ позволяет сделать вывод, что программная деятельность находится в непрерывном развитии: расширяется сфера охвата ими сфер деятельности, появляются новые разновидности программ, с другой, они качественно преобразуются в связи с достижениями науки и практики.
То есть, в новых условиях быстро изменяется видовая структура, а также модифицируется содержание программ и проектов промышленного развития, что требует уточнения их номенклатуры и группирования (таблица 2).
Таблица 2
Классификация по основным признакам программ и проектов ускоренного развития
машиностроения и металлообработки на основе кластерной организации
Классификационный признак Виды программ и проектов
Федеральные
Федерально-окружные
Региональные
Уровень управления Микрорегиональные
Муниципальные
Точечные
Комплексов
Предприятий
Административно - Межрегиональные
территориальная принадлеж- В нутрирегиональные
ность
Региональные целевые
Региональные ведомственные
Региональная локализация Долгосрочная региональная целевая адресная инвестиционная программа Федеральные целевые программы Приоритетные национальные проекты Поддержки местных инициатив Органов исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности
Классификационные разделы ОКВЭД Производства готовых металлических изделий Производства машин и оборудования Производства электрического, электронного и оптического оборудования Производства транспортных средств и оборудования
Производства автомобилей, прицепов и оборудования Производства судов, летательных космических аппаратов и прочих транспортных средств
Классификационные разделы ОКОНХ (14.000 Машиностроение и металлообработка) Тяжелого и транспортного машиностроения Энергетического машиностроения Дизелестроения Металлургического машиностроения Горно-шахтного и горнорудного машиностроения Подъемно-транспортного машиностроения Железнодорожного машиностроения Электротехнической промышленности Химической и нефтехимической промышленности Станкостроительной и инструментальной промышленности Приборостроения Автомобильной промышленности Подшипниковой промышленности Тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Строительно-дорожного и коммунального машиностроения Машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов Авиационной промышленности Оборонной промышленности Судостроительной промышленности Промышленности металлических конструкций и изделий Развития систем ремонта машин и оборудования
Фазы процесса «исследование-производство» Фундаментальных исследований
Прикладных исследований
Разработок
Освоения научно-технических новшеств
Распространения научно-технических нововведений
Виды разработок Конструкторские
Технологические
Проектные
Организационные
Развиваемый объект Совершенствования продукции (работ, услуг)
Совершенствования технологической базы производства
Ускоренного развития отрасли
Содержание решаемых проблем Роста объемов производства
Обеспечения конкурентоспособности предприятий, комплексов, отрасли в целом
Формирования территориально-производственных комплексов и стратегических зон развития
Создания новых производств и рабочих мест
Снижения территориальной дифференциации
Элементный состав Комплексные
Многоцелевые
Моноцелевые
Отраслевая локализация Межотраслевые
Отраслевые
Подотраслевые
Видов производства
Мотив принятия решения Выхода из кризисных ситуаций
Реализации прогнозных сценариев
Обеспечения благоприятной конъюнктурной динамики
Период действия Долгосрочные (5-10 лет)
Среднесрочные (3-5 лет)
Краткосрочные (1-2 года)
По источнику финансирования Финансируемые из Федерального бюджета
Финансируемые из бюджета субъекта Федерации
Финансируемые из местного бюджета
Финансируемые из региональных фондов
Финансируемые из амортизационного фонда предприятий
Финансируемые из нераспределенной прибыли и резервных фондов предприятий
Финансируемые за счет средств, полученных от размещения муниципальных и корпоративных облигационных займов
Финансируемые за счет средств долгосрочных кредитов банков и других финансовых организаций
Финансируемые за счет средств лизинговых фондов
Финансируемые за счет средств венчурных фондов
Финансируемые за счет прямых и портфельных инвестиций российских фондов и корпораций
Финансируемые на смешанной основе
По статусу Как составная часть межгосударственной программы
Общегосударственные
Региональные
Местные
Каждая программа одновременно может быть классифицирована по нескольким, взаи-
модополняющим друг друга признакам. В совокупности они позволяют расположить программы в соответствии с их системными свойствами, что дает возможность дать каждой из них максимально возможную качественную характеристику и определить ее место в их общей совокупности.
Выводы
1. Программная деятельность находится в непрерывном развитии: расширяется сфера охвата ими сфер деятельности, появляются новые разновидности программ.
2. Предложенная автором классификация программ ускоренного развития машиностроения и металлообработки на основе кластерной организации позволяет дать каждой из них максимально возможную качественную характеристику и определить ее место в их общей совокупности.
Литература
1. http://www.stavinvest.ru/index.php?page=KTSP-i-VTSP-realizuemie-v-2012-godu
2. http://www.minfinrd.ru/data/docs/documents/129114836/1297114956.rtf.
3. Программно-целевой подход в планировании развития отраслевых комплексов: сборник статей. Отв. ред. A.M. Алексеев, З.Р. Цимдина. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1979.
4. Комплексное народнохозяйственное планирование / Под ред. Н.П. Федоренко. М., 1974.
5. Будавей В.Ю. Долгосрочные народнохозяйственные программы. М.: Мысль, 1980.
6. Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Региональные программы в новейшей реформационной ситуации // Российский экономический журнал. 2000. № 8.
7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2010.
8. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.