Научная статья на тему 'Методика формирования социальной компетентности личности у курсантов в процессе учебно-тренировочной и методической деятельности'

Методика формирования социальной компетентности личности у курсантов в процессе учебно-тренировочной и методической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / SOCIAL INTELLIGENCE / PEDAGOGIC CONDITIONS / METHODOLOGY OF SOCIAL INTELLIGENCE FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишленин Дмитрий Александрович

В статье раскрывается методика формирования социальной компетентности личности курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишленин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of military university students persons social intelligence forming in their educational and methodical activity

The article describes the methodology of military university students person`s social intelligence forming.

Текст научной работы на тему «Методика формирования социальной компетентности личности у курсантов в процессе учебно-тренировочной и методической деятельности»

УДК 37

Шишленин Дмитрий Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

D-Lenin@yandex.ru

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается методика формирования социальной компетентности личности курсантов военного вуза.

Ключевые слова: социальная компетентность, педагогические условия, методика формирования социальной компетентности.

Формирование социальной компетентности личности - достаточно сложный процесс как с педагогической точки зрения, поскольку требует организации специфических педагогических условий и применения специальных методик, так и с личностной стороны обучаемых в связи со сложностью познания необходимого материала, его широтой, комплексностью и неразрывной связью с внутренними личностными убеждениями. Создание необходимых педагогических условий - неотъемлемый шаг, без которого успешное формирование социальной компетентности невозможно. Для формирования нашей модели социальной компетентности личности, состоящей из пяти ключевых компетентностей - компетентности здоровьесбережения, гражданственности, социального взаимодействия, общения и компетентности информационных технологий мы выделили ряд необходимых педагогических условий.

Анализируя работы других исследователей, в частности, И.В. Ледневой, мы уяснили, что авторы в первую очередь выделяют такое педагогическое условие, как воспитательный потенциал и личность педагога [1]. Действительно, от того, насколько педагог владеет техникой преподавания, педагогическим тактом, насколько он может заинтересовать обучаемых и повести их за собой - во многом зависит результат обучения.

Мы понимаем, что педагог должен быть как минимум, профессионалом своего дела и в совершенстве знать свой предмет, искренне любить его -только с этих позиций начинается авторитет педагога среди обучаемых. И только после соблюдения этого условия для педагога появляется возможность не только давать материал по своей дисциплине, но и воздействовать на обучаемых, благодаря приобретённому авторитету, в других областях познания.

Однако, для того, чтобы формировать социальную компетентность у обучаемых - и этих качеств педагога, на наш взгляд - недостаточно. Конечно, личный пример является важнейшим и мощнейшим стимулом в работе с обучаемыми, но, необходимо признать, что, если мы преследуем целью формирование социальной компетентности, то педагог сам должен быть социально компетентен.

Причём, уровень его социальной компетентности должен быть настолько высоким, чтобы не вызывать никаких сомнений у обучаемых в необходимости приобретения этого комплексного качества.

Другим необходимым условием, без которого процесс формирования социальной компетентности личности невозможен, мы считаем создание необходимой развивающей среды. Развивающая среда подразумевает не столько материальное обеспечение процесса формирования социальной компетентности, хотя это тоже очень важный аспект, сколько создание определённой «питательной среды» для сознания обучаемых, подкрепления их мотивации.

Такую среду достаточно сложно создать педагогу в одиночку. Насколько бы ни был он подготовлен, мотивирован и уверен в себе, эффект от его воздействия не будет максимальным, если его действия не будут поддерживаться другими педагогами. Обучаемые должны видеть, что взгляды их наставника безоговорочно разделяются педагогическим коллективом. Особенно важно, если это будут педагоги с различных кафедр, преподающие различные дисциплины. При этом познавательная активность курсантов в русле повышения социальной компетентности должна поддерживаться в первую очередь.

Останавливаясь на аспектах материального обеспечения, которые тоже можно отнести к развивающей среде, заметим, что достаточно сложно культивировать у обучаемых любовь к физической культуре при отсутствии или ущербности спортивной базы. То же самое можно сказать и по отношению к совершенствованию личности в области информационных технологий. Однако это не является определяющим фактором в процессе формирования социальной компетентности. Хотя, безусловно, фактором, способствующим или не способствующим развитию социальных навыков.

Одним из условий успешного направленного формирования социальной компетентности мы выделяем достаточную социальную зрелость. По результатам проведённых нами социологических исследований курсанты младших курсов (первого и второго), слабее ориентированы на усвоение дополнительных социальных знаний и более стремят-

© Шишленин Д.А., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1

93

ся получить знания, непосредственно связанные с военной службой. Курсанты старших курсов (четвёртого и пятого), не смотря на то, что профессионально необходимым знаниям уделяют главную роль, уже способны к критической оценке предлагаемой им информации и в большинстве своём более подготовлены к усвоению социальных знаний, в том числе и дополнительных. На третьем курсе, видимо, происходит переоценка ценностей, и курсанты этого курса одинаково относятся ко всем видам знаний.

Наиболее сложным педагогическим условием является мотивация. Во-первых, мы должны мотивировать курсанта изначально на необходимость овладения социальными навыками, а во-вторых постоянно подкреплять эту мотивацию и в итоге выработать в обучаемом навыки самомотивации. Здесь мы хотим подчеркнуть, что мотивация должна быть направлена именно на усвоение социальных навыков - навыков, необходимых для успешного существования в обществе. Мы не имеем в виду мотивацию на профессиональную составляющую или на успешное обучение дисциплинам, преподаваемым в военном вузе, поскольку для этого у вуза имеется достаточно способов и рычагов воздействия на курсанта. Хотя, такая мотивация тоже, безусловно, важна.

Важнейшим педагогическим условием на наш взгляд является дидактическое обеспечение процесса формирования социальной компетентности личности. Поскольку качество это комплексное, междисциплинарное, жизненное, непрерывно видоизменяющееся, идущее бок о бок с общей эрудированностью, достаточно сложно разработать дидактический материал для обеспечения этого процесса. Более того, большая часть необходимых для обеспечения социальной компетентности знаний вообще никак не пересекается с учебными программами военного вуза. Поэтому, усилий одного человека для разработки дидактического материала явно недостаточно. Очевидно, что дидактический материал должны разрабатывать педагоги - специалисты в различных областях познания. Только тогда этот материал будет качественным и действительно претендовать на формирование социальной компетентности будущего выпускника.

Следующим необходимым условием является методическое обеспечение процесса формирования социальной компетентности. Некоторые аспекты социальной компетентности возможно привить обучаемому на плановых занятиях. Например, такие, как навыки общения, дискуссии, выступлений на публике, элементарную компьютерную, правовую или экологическую грамотность, познания по другим дисциплинам. Но многие из аспектов, такие, например, как финансовая или страховая осведомлённость, при условии следования учебной программе привить на плановых занятиях не пред-

ставляется возможным. Необходимым условием является использование дополнительных ресурсов времени, что в условиях военного вуза малоприемлемо. Поэтому, необходимо чётко понимать -каким образом дать курсанту ту необходимую информацию, которую невозможно дать на плановых занятиях.

Социальная компетентность является сложным междисциплинарным понятием, а не отдельной дисциплиной и в понимании курсанта изначально является непонятной областью знания, дополнительной внеаудиторной нагрузкой. Поэтому совершенно необходимо правильно показать курсантам социальные ориентиры, обосновать их значимость в их дальнейшей жизни, доступность этих знаний, заинтересовать их в получении этих знаний и помочь им их получить. Без успешной мотивации это сделать крайне трудно.

Важным условием является обеспечение возможности применения полученных знаний на практике. Успешное применение полученных знаний является мощным мотивирующим фактором, наилучшей оценкой проделанной работе, толчком к дальнейшему совершенствованию своих личностных качеств.

Таким образом, на наш взгляд, для успешного формирования социальной компетентности у курсантов военного вуза необходимы следующие педагогические условия:

1. Личный пример педагога.

2. Развивающая среда.

3. Достаточная социальная зрелость.

4. Мотивация.

5. Дидактическое обеспечение.

6. Методическое обеспечение.

7. Возможность применения полученных знаний на практике.

В силу ограниченного объёма публикации подробно мы остановимся лишь на вопросах методического обеспечения процесса формирования социальной компетентности личности курсантов военного вуза.

Методическое обеспечение в ходе нашего эксперимента заключалось в разработке «Комплексного плана формирования социальной компетентности курсантов в процессе учебно-тренировочной и методической деятельности», в соответствии с которым формирование социальной компетентности проходило в несколько этапов.

1. Оценочно-демонстрационный этап. На этом этапе в первую очередь проводилось социологическое исследование с использованием опросников с целью определить исходный уровень социальной компетентности. При этом были использованы опросники не только для выявления собственно уровня социальной компетентности, но и специально разработанные для эксперимента усложнённые опросники. Основной задачей последних являлась

демонстрация обучаемым материала, с которым большинство курсантов заведомо незнакомо, но который должен их заинтересовать. Таким образом, перед курсантами была обозначена и актуализирована область непознанного. Данные виды социологического исследования проводились в один день.

2. Мотивационный этап. Через 1-2 дня курсантам предлагалось ответить на мотивирующие вопросы, после чего с ними проводилась беседа, целью которой было довести до них цели проекта (эксперимента), задачи, основные направления работы, ответить на неясные вопросы, мотивировать на дальнейшую работу, при этом модель эксперимента обучаемым не раскрывалась. После беседы на кафедрах факультета, в спортивном комплексе, в аудиториях для самостоятельной подготовки, в библиотеке и в местах частого скопления курсантов была вывешена агитирующая информация, которая не снималась до конца проекта (эксперимента).

3. Информационный этап. Информационный этап стартовал с началом плановых учебных занятий и продолжался на протяжении трёх семестров. При этом необходимая информация давалась курсантам следующими способами:

1. Учебный материал, который пересекался с дидактическими единицами учебных программ дисциплин, давался в ходе плановых учебных занятий. При этом в планах занятий кроме основных целей занятия дополнительной целью отражалось формирование социальной компетентности. Эти цели обязательно доводились до обучаемых.

2. Учебный материал, который дополнял или был близок к дидактическим единицам учебных программ дисциплин и имел большой объём, давался курсантам в электронном виде на личные носители информации (флэш-карты). Сюда входила в основном видео информация, различные фильмы, сюжеты, записи эфирных телепередач по интересующей теме.

3. Учебный материал, который никак не пересекался с дидактическими единицами учебных программ, либо пересекался, но был структурирован и достаточно краток (помещался на одном листке), выдавался курсантам в заключительной части любого занятия в виде распечатанных листовок формата А5. При этом курсантам выдавался клей, и им предлагалось вклеить листовку в любое удобное для них место в любой конспект. Расчёт был на то, что если курсант потратил время и вклеил листовку в конспект, то, во-первых - он запомнил сам факт, что он её вклеил, во-вторых, запомнил, куда он её вклеил и рано или поздно при наличии свободного времени обязательно её прочтёт.

4. Учебный материал, который по техническим причинам достаточно сложно или невозможно передать в виде текста или электронной информации давался в виде электронных ссылок, которые также выдавались на листовках. Курсантам предлага-

лось в свободное время перейти по указанной ссылке и ознакомиться с предложенной информацией. В эту группу информации вошли, в основном, электронные сайты, на которых достаточно подробно был освещён тот или иной необходимый материал.

5. Политические события освещались ежедневно дежурным по группе на самоподготовке в виде короткой политинформации, при этом дежурным по группе предлагалось подготовиться накануне дежурства самостоятельно.

Дополнительные занятия физической культурой вне зависимости от плана эксперимента в соответствии с распорядком дня были спланированы 5 раз в неделю в часы самоподготовки. Однако курсанты имели право выбора - посещать эти занятия или заниматься самостоятельной подготовкой в аудитории. В ходе эксперимента мы постоянно мотивировали курсантов к совершенствованию своей физической культуры с целью увеличить количество курсантов, посещающих эти занятия добровольно.

На плановых занятиях мы старались культивировать у курсантов навыки выступлений, дискуссий, общения, для чего широко использовали ресурс семинарских занятий. Так, на любом из семинаров любой ответ в соответствии с планом семинара курсантам предлагалось производить из-за трибуны. Курсантам, желающим дополнить ответ выступающего, разрешалось отвечать с места. При этом административные барьеры были уменьшены до минимума, обеспечивающего дисциплину на занятии. То есть любой желающий мог вступить в дискуссию практически незамедлительно, как только у него возникла мысль. Система выставления оценок за семинар также была направлена на культивирование дискуссии. Положительная оценка курсанту выставлялась только в случае как минимум одного ответа за трибуной при наличии не менее пяти дополнений.

Кроме того, мы широко использовали ресурс методических занятий, то есть занятий, тематикой которых было самостоятельное проведение занятий курсантами. На таких занятиях курсанты приобретали не только навыки подготовки к занятию, но и навыки самопрезентации, начальные навыки управления аудиторией, выявляли свои недостатки при работе с аудиторией.

Большую роль в формировании социальной компетентности сыграли научно-практические конференции, на которые мы постарались привлечь максимальное количество курсантов. На этих конференциях курсанты приобрели навыки поиска информации, навыки работы с вычислительной техникой, навыки подготовки выступлений и навыки самих выступлений. Часть работ была выполнена на английском языке, что, несомненно, повысило компетентность иноязычного общения у курсантов.

На протяжении этого этапа мотивация курсантов на изучение материала регулярно подкрепля-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1

95

лась беседами в часы самостоятельной подготовки в рамках кураторской работы, как правило, 1 раз в неделю. В ходе этих бесед также велись дискуссии на интересующие курсантов темы в рамках совершенствования социальных навыков. Кроме того, педагогом регулярно проводилась индивидуальновоспитательная работа в форме бесед и консультаций.

4. Контрольно-демонстрационный этап. По завершении трёх семестров мы провели контрольно-демонстрационный этап. В ходе этого этапа мы провели ряд социологических исследований по разработанным нами опросникам. При этом первое социологическое исследование проводилось по тому же опроснику, который использовался в ходе контрольно-оценочного этапа в начале эксперимента (наиболее простому) с целью продемонстрировать курсантам возросший уровень их социальной компетентности за время эксперимента и этим подкрепить их мотивацию. Второе социологическое исследование проводилось по усложнённым опросникам, однако в соответствии с изученным материалом с целью выявить реальный уровень социальной компетентности. Третье социологическое исследование проводилось по наиболее сложному опроснику, включившему материал, который не давался в ходе эксперимента с целью показать курсантам новые рубежи непознанного, заинтересовать их в ознакомлении с этим материалом самостоятельно.

Кроме того, был проведён сравнительный анализ результатов по физической подготовке, которые курсанты показали в начале этапа и в его конце. Результаты анализа были доведены до курсантов

на одной из бесед.

5. Автономный этап. Автономный этап мы начали сразу же после контрольно-демонстрационного. Суть этапа заключалась в том, что на протяжении трёх месяцев на курсантов не оказывалось никакого учебного или мотивирующего воздействия в рамках эксперимента. Мы провели этот этап с целью выяснить - будет ли происходить саморазвитие курсантов при отсутствии внешней мотивации и потока информации в русле пяти ключевых компетентностей, поскольку возможные направления развития мы задали курсантам косвенно в ходе социологического исследования третьим опросником в предыдущем этапе.

6. Контрольно-итоговый этап. По прошествии автономного этапа мы провели контрольно-итоговый этап, в ходе которого провели два социологических опроса по второму и третьему опроснику контрольно-демонстрационного этапа с целью провести сравнительный анализ результатов, полученных до автономного этапа и по его окончании и выявить степень роста социальной компетентности.

После чего с курсантами было проведено подведение итогов проекта (эксперимента), в ходе которого была проведена мотивация на дальнейшее самостоятельное развитие.

Разработанная нами методика позволила нам повысить уровень социальной компетентности личности курсантов на 14,5%.

Библиографический список

1. Леднева И.В. Формирование социальной компетентности курсантов вуза МВД России: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2009. - 237 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.