Научная статья на тему 'Реализация профессиографически-компетентностного подхода к обучению'

Реализация профессиографически-компетентностного подхода к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL GRAPHICS / COMPETENCE / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислякова Ольга Петровна

Рассматривается профессиографически-компетентностный подход к формированию необходимых военному летчику компетенций и профессионально важных качеств. Предлагаются формы и методы их формирования в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL GRAPHICS OF THE COMPETENCE APPROACH TO TEACHING PHYSICS

The article deals with professional graphics of the competence approach to the development of necessary competences and professionally important qualities in military pilots' training. It also offers some techniques and activities in achieving this goal.

Текст научной работы на тему «Реализация профессиографически-компетентностного подхода к обучению»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИ-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

О.П. Кислякова

Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА»

446007, г. Сызрань, ул. Маршала Жукова, 7

E-mail: olga.kislaykova@mail.ru

Рассматривается профессиографически-компетентностный подход к формированию

необходимых военному летчику компетенций и профессионально важных качеств.

Предлагаются формы и методы их формирования в учебном процессе.

Ключевые слова: профессиограмма, компетентность, обучение.

В наше время образование должно способствовать формированию компетентности выпускников, становлению социально и профессионально активной личности. Наступивший этап модернизации высшего образования выдвигает проблемы, связанные с поиском новых подходов в образовательном процессе. Вместе с тем на фоне снижающегося в последние годы общего уровня подготовки выпускников средних школ уровень требований государственных стандартов высшего профессионального образования постоянно повышается.

Это справедливо и для подготовки военных летчиков. Однако обучение в военном летном вузе предъявляет целый ряд дополнительных требований к абитуриенту и сопряжено с определенными трудностями, с которыми сталкивается курсант в процессе обучения.

Что касается дополнительных требований к абитуриенту, то это прежде всего повышенные требования к состоянию его здоровья, т. к. отклонения от этих требований небезопасны для профессиональной летной работы. В то же время летная профессия как одна из самых сложных и своеобразных предъявляет повышенные требования к уровню подготовки летчика, к его личностным качествам. Летчики утверждают, что если на земле знаешь на «пять», то в воздухе - только на «три». Это значит, что абитуриент должен обладать довольно высоким уровнем базовой школьной подготовки для твердого усвоения профессионально необходимых знаний, а также определенными психофизиологическими и психологическими качествами, которые не позволят этим знаниям «потеряться» в воздухе.

Трудности, с которыми сталкивается курсант, в дополнение к тем, которые присущи обучению студента гражданского вуза, определяются в основном спецификой военной службы и летной работы. Основными из этих трудностей являются следующие:

- процесс обучения осуществляется параллельно с выполнением курсантами других служебных задач, что приводит к отрыву их от занятий;

- у первокурсников отсутствуют навыки коллективной работы по приобретению (закреплению) знаний во внеурочное время;

- нарушение режима сна и отдыха курсантов приводит к существенному снижению эффективности усвоения ими учебного материала;

- строгое регламентирование выполняемых работ установленным распорядком дня ведет к тому, что курсант не имеет возможности выполнять задания, самостоятельно пополнять знания во время, удобное лично для него;

Ольга Петровна Кислякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин.

- имеет место длительный период адаптации первокурсников к условиям военной службы.

Указанные трудности и повышенные требования к уровню подготовки курсантов, выпускников летного вуза обязывают преподавателей к поиску новых подходов к обучению и воспитанию будущих летчиков. Этого требует и инициированный Болонским процессом переход от формально-знаниевой к компетентностной парадигме в системе высшего образования [2].

В сложившихся условиях наиболее приемлемым, на наш взгляд, является про-фессиографически-компетентностный подход к обучению. Этот подход основывается на использовании профессиограммы подготовки к будущей профессиональной деятельности, требований Федерального Государственного образовательного стандарта III поколения, положений квалификационных требований для решения проблемы проектирования содержания образования. Профессиограмма содержит в себе систему требований будущей специальности и к личностным качествам выпускника для овладения будущей специальностью, так как в профессиограмме он рассматривается с точки зрения трудовой, психологической и социальной деятельности [3]. На основе профессиограммы, нового образовательного стандарта и квалификационных требований преподаватель имеет возможность определить совокупность компетенций и профессионально важных личностных качеств, которые он должен сформировать у курсантов при изучении своей дисциплины.

Формирование необходимых военному летчику компетенций и профессионально важных качеств осуществляется на всех видах занятий, а также в период проведения внеаудиторной работы. Это возможно только в результате особой педагогической работы с каждым курсантом, когда имеется возможно более полное представление о личности обучаемого. Цели и приоритеты в деятельности преподавателя по формированию у курсантов компетенций и профессионально важных качеств можно условно разделить на два этапа: на начальном этапе обучения, в период адаптации курсанта к условиям военного вуза, и в дальнейшем до выпуска.

Первое представление о курсантах складывается по результатам вступительных экзаменов, при изучении личных дел абитуриентов, а также по результатам анализа результатов входного тестирования, что позволяет установить исходный уровень подготовки курсантов и составить первое представление о коллективе учебной группы. Это имеет большое значение для эффективности дальнейшей деятельности по индивидуализации обучения и воспитания.

На следующем этапе работы с курсантами одной из главных целей является оказание помощи в быстрой адаптации их к условиям обучения в военном вузе. Особая роль здесь отводится мотивации, помогающей курсантам четко осознать цели обучения и пути достижения этих целей, ориентируясь на свои индивидуальные возможности. Эта помощь оказывается по следующим направлениям.

1. Деление учебной группы на микрогруппы по 4-5 человек с опорой на принципы педагогического обеспечения личностного включения обучающегося в учебную деятельность. При делении учитывается начальный уровень подготовки курсантов, а также их мнение. В микрогруппе выбирается старший из числа наиболее подготовленных курсантов. Он является активным помощником преподавателя. Это позволяет осуществить внутреннюю дифференциацию в учебной группе, то есть выделить слабого, среднего, сильного и одаренного курсанта. В этих условиях имеются лучшие возможности для личностно-ориентированного деятельностного подхода к обучению, совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения преподавателя и курсанта, курсантов между собой.

2. Комплексная оценка работы курсанта на всех видах занятий. Каждый курсант знает, что он постоянно находится в поле зрения преподавателя и получит оценку по всем направлениям своей работы. Следовательно, он должен быть готов к каждому занятию и продуктивно работать на протяжении всего занятия.

3. Систематический контроль успеваемости. Подведение итогов успеваемости в конце каждого месяца, индивидуальное собеседование с каждым курсантом с подробным анализом его успехов и неудач. Проводится в форме доверительной беседы преподавателя с курсантом. Курсант осознает глубокий интерес к своей личности со стороны преподавателя, в нем просыпается желание стать лучше, выполнить обещанное. Преподаватель стремится найти в каждом курсанте положительные качества, опираясь на них, проявляет доверие в силы и способности курсанта. Это очень существенный дидактический фактор, стимулирующий развитие положительной мотивации курсанта к различным видам учебной деятельности.

4. Стимулирование творческой активности курсантов, заключающееся в преднамеренном создании преподавателем ситуации соревнования, конкурса (кто быстрее решит задачу, кто выполнит дополнительное задание, кто будет выбран для выступления с докладом, сообщением, кто лучше законспектирует вопрос или составит конспект по учебному материалу на самостоятельном занятии и т. д.).

В результате этой работы происходит (начинается) формирование таких социально-личностных и инструментальных компетенций, как готовность к сотрудничеству, к адаптации к новым условиям, к реагированию на новые ситуации, к организации и планированию своей деятельности, к поиску и использованию источников информации, необходимых для решения задач профессиональной деятельности, к организационно-управленческой работе с малыми коллективами.

Рассмотрим наши подходы к формированию некоторых компетенций и профессионально важных качеств во время проведения лекционных, лабораторных и практических занятий по физике.

Формирование профессионально важных качеств при изучении учебного материала всегда начинается с привлечения и активизации внимания. Формирование внимания как важного качества военного летчика начинается на лекции, где ставятся цели как обучающие, так и развивающие исходя из содержания профессиограммы подготовки будущего военного летчика. При этом подходы к определению содержания и структуры лекции заключаются в следующем:

- лекция носит не только информативный, но и обучающий характер, предназначается как для формирования знаний по определенной теме, так и для оказания помощи курсантам в подготовке к деятельности на других видах учебных занятий;

- как компонент системы учебного процесса лекция имеет известную самостоятельность и в то же время находится в зависимости от других компонентов этой системы;

- содержание лекции строится исходя из содержания информации, требующей использования базовых учебников и дополнительных источников с учетом специфики;

- построение лекции должно предусматривать возможность структурирования учебного материала;

- лекции должны быть снабжены хорошим техническим обеспечением, демонстрациями, кинофильмами.

Информационная лекция академического типа, приобретая проблемный характер, переходит от базовой формы учебной деятельности к промежуточной с переходом в учебно-профессиональную деятельность.

Формирование образных представлений о предметах, явлениях, процессах и понятиях о них, развитие свойств внимания, наблюдательности и соответственно теме

других психологических свойств и качеств происходит в процессе демонстраций. Кроме того, демонстрации дают более широкие возможности к постановке и последовательному решению проблемных ситуаций на лекциях, что помогает преподавателю задать контекст профессиональной деятельности курсанта. При этом содержание лекции должно удовлетворять требованиям официальных законодательных актов и нормативных документов.

Завершение лекции осуществляется повторением сущности основного материала с обращением особого внимания на его связь со специальными дисциплинами. На протяжении всей лекции поддерживается обратная связь с аудиторией.

Лекционные занятия формируют такие компетенции, как готовность правильно формулировать свою мысль, искать и использовать источники необходимой информации; готовность к различным видам мышления, к разрешению проблемных ситуаций, к структурированию учебного материала, к структурированию знания, к пониманию возможностей современных научных методов познания природы, к поиску и использованию обратной связи.

Важным видом учебной деятельности, в процессе которой усваивается система знаний, практических умений и навыков, является и выполнение лабораторных работ. Это одна из действенных форм приобщения курсантов к методам науки, развития их познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности.

Экспериментальный метод исследования знакомит курсантов с назначением и применением эксперимента в научном познании и позволяет им приобретать и развивать профессионально важные качества.

Курсанты усваивают действия, составляющие метод исследования, и могут самостоятельно применять эксперимент при изучении нового и повторении теоретического материала, при выполнении учебных исследований. Эксперимент позволяет преподавателю моделировать проблемные ситуации, ставить проблемные задачи в контексте профессиональной деятельности [1]. Организуя эксперимент, преподаватель раскрывает его логику с целью показа возможных путей поиска решения поставленной проблемы. В ходе таких занятий у курсантов целенаправленно и постепенно формируются умения самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезы. Эти умения должны базироваться на выводах, законах, фактах, уже изученных ранее. Курсанту бывает трудно сразу самому осуществить процесс «построения» гипотезы: нужна помощь преподавателя. Но от занятия к занятию у курсантов формируются соответствующие умения. С этой целью преподаватель готовит систему целенаправленных творческих заданий. Формулировка гипотезы, ее обоснование, доказательство учат курсантов логически мыслить, вести диалог, развивают профессионально важные качества личности, оценочные умения, творческие способности.

Очень важный этап эксперимента - обработка накопленных фактов, самостоятельная формулировка выводов. Это заставляет курсанта глубже проникнуть в суть самого метода исследования, учит выполнять рисунки, схемы, измерения, расчеты, анализировать, сравнивать, оценивать результаты.

На лабораторных занятиях помимо вышеперечисленных формируются следующие компетенции: готовность к проведению эксперимента, к генерированию новых идей, к абстрагированию, к анализу, синтезу и критическому резюмированию информации; к анализу и оценке результатов деятельности.

На практических занятиях развивается познавательная активность курсантов, умение применять знания для решения задач практического и экспериментального характера. Способность к усвоению учебного материала на данном виде занятий за-

висит от степени подготовки курсантов. В часы самостоятельной подготовки перед практическими занятиями курсанту необходимо: изучить теорию; усвоить алгоритмы решения типовых задач; решить задачи и выполнить индивидуальные задания по указанию преподавателя.

Занятие включает в себя следующие этапы: предварительный опрос по теории (фронтальный или индивидуальный); решение задач (расчетных у доски и экспериментальных с помощью демонстрационно-лабораторного оборудования); самостоятельная работа курсантов (решение задач, выполнение индивидуальных заданий, работа с карточками дидактического опроса).

Комплексное использование демонстрационно-лабораторного оборудования на всех видах занятий обеспечивает непрерывность развития познавательной активности курсантов, исследовательских и творческих способностей в контексте будущей профессиональной деятельности, обеспечивает формирование всех вышеперечисленных компетенций.

На всех видах занятий обязательно уделяется внимание развитию у курсантов такого психического процесса, как представление. Для этого используются следующие методы.

1. Изучение назначения и принципов работы авиационных приборов. Методика изучения заключается в том, что по описанию, схемам, макетам, с помощью демонстрационных установок раскрывается устройство и физические принципы работы прибора. Главное внимание при этом обращается на формирование у курсантов ясного представления о взаимодействии его составных частей и расположении на приборной доске в кабине вертолета. Макет приборной доски, расположенный в учебной аудитории, дает представление о кабине вертолета. Курсант, обращаясь к прибору, воспринимая его показания, получает представление о регистрации параметров режима полета.

2. Выработка у курсантов командно-методических навыков с использованием следующих форм работы:

- подготовка докладов, сообщений по темам, связанным со спецификой обучения;

- выполнение роли преподавателя наиболее подготовленными курсантами;

- выполнение роли помощника преподавателя как консультанта, контролирующего и оценивающего работу товарищей.

3. Рассказ курсантами на занятии об увиденном, услышанном, прочувствованном в эксперименте, перечисление всех операций в необходимой последовательности выполнения данного задания, работы.

4. Обращение внимания курсантов на основное сходство работы различных приборов, систем.

Итак, в зависимости от степени развития восприятия курсанты по-разному отображают в своем сознании объективную реальность; следовательно, создается качественно различная основа для осуществления психологических функций в условиях обучения. В нашей технологии представляют интерес все доступные формы и методы повышения и развития исходных элементов познания как одного из важнейших условий успешного обучения курсантов в контексте профессиональной деятельности.

Для активизации всех процессов памяти в ходе обучения ставятся следующие задачи:

- требовать наличие конспекта лекций у курсантов, а также конспектирования материала при подготовке их к докладам, сообщениям;

- заботиться о доходчивом, образном, наглядном изложении материала, обращая внимание на его повторяемость на всех видах занятий;

- активизировать психическую деятельность курсантов во время проведения всех видов занятий, учитывая их настроения и чувства;

- постоянно устанавливать взаимосвязь изучаемого материала с предыдущим;

- сочетать различные способы, побуждающие курсанта к логическому осмыслению, овладению умением делать сравнения, производить анализ;

- обеспечивать высокую степень самостоятельности курсантов в ходе составления физических задач, осуществления демонстраций физических явлений, процессов, работы авиационных приборов;

- обеспечивать самостоятельное выполнение эксперимента с элементами научного исследования;

- в ходе проведения всех видов занятий и в часы самостоятельной подготовки постоянно заботиться о привитии курсантам любви к профессии летчика, повышении их профессиональных интересов и поощрении стремления стать высококвалифицированными военными летчиками.

С целью развития специфических для летной работы особенностей мышления (скорости, самостоятельности, гибкости, глубины) предлагается следующее.

1. Включать в проведение всех видов занятий:

- умственные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение и конкретизацию;

- различные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения;

- предоставление большей инициативы курсантам.

2. Для развития быстроты, глубины и гибкости мышления применять:

- проблемный метод;

- метод экспериментального исследования;

- переход от простого к сложному.

3. В процессе обучения следует избегать излишней опеки, недооценки индивидуальных особенностей курсантов.

Для формирования компетенций необходимо, чтобы информация была средством регуляции практической деятельности, ее ориентировочной основой. Для теоретической и практической компетентности курсант должен совершить в своем сознании двойной переход - от информации к мысли, а от нее к действию и поступку, чтобы информация стала осмысленным знанием. С этой целью занятия строим так, чтобы курсанты переходили от учения к элементам профессиональной деятельности в рамках информационных знаковых моделей и учебных форм деятельности.

В заключение следует сказать, что применение профессиографически-компетентностного подхода должно быть реализовано в практике преподавания всех дисциплин, во всем учебно-воспитательном процессе. Эта задача должна решаться командой высокопрофессиональных педагогов, заинтересованных в достижении заданного результата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

2. Концепция компетентностно-ориентированного образования Самарской области // Юридический журнал директора школы. - 2004. - № 4.

3. Чернова Ю.К., Кислякова О.П., Малыхин В.И. Профессиограмма как целезадатчик подготовки специалиста: Монография. - Тольятти, Сызрань: Изд-во Сызранского ВАИ, 2002.

Поступила в редакцию 15.10.2012 В окончательном варианте 15.10.2012

UDC 378.662

PROFESSIONAL GRAPHICS OF THE COMPETENCE APPROACH TO TEACHING PHYSICS

O.P. Kyslyakov

Syzran Air Force School 7 Marshal Zhukov str., Syzran, 446007 E-mail: olga.kislaykova@mail.ru

The article deals with professional graphics of the competence approach to the development of necessary competences and professionally important qualities in military pilots ’ training. It also offers some techniques and activities in achieving this goal.

Key words: professional graphics, competence, teaching.

Original article submitted 15.10.2012 Revision submitted 15.10.2012

Olga P. Kislaykova, candidate of pedagogics, assistant professor, Department of Technical Sciences, Syzran Air Force School.

УДК 37

ГЛОБАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СВЕТЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО МИРОВИДЕНИЯ

H.Л. Клячкина

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: Klyachkina62@rambler.ru

Формулировать вопросы о смысле жизни - значит устремляться в инобытие за ответом. Вопросы и ответы формируют ту или иную структуру сознания. В настоящее время, когда в мире господствуют деньги и прибыль, идет невидимая борьба за души людей - что будет тревожить и волновать их больше всего на свете, какие вопросы будут они задавать. Синергетика подсказывает всем, кто ответствен за воспитание подрастающего поколения: от наших устремлений зависит наше будущее, потому что выбранная цель определяет путь к ее достижению, а путь формирует наше сознание.

Ключевые слова: глобализация, синергетическое мировидение, параметры.

В настоящее время ученые все чаще говорят о том, что современная цивилизация находится на пороге тяжелейшего системного кризиса. Этот кризис сопровождается экспоненциальным ростом параметров, отражающих состояние человечества и окружающей его среды в неразрывном единстве. Эти параметры можно условно разбить на две группы.

I. Параметры, отражающие все более усиливающееся воздействие человека на окружающую среду: возрастающая численность населения на планете; интенсивное потребление невосполнимых энергетических и материальных ресурсов земных недр; все более усиливающееся производство и накопление продуктов человеческой жизнедеятельности; загрязнение окружающей среды; изменение климата и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наталья Львовна Клячкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.