Научная статья на тему 'Междисциплинарные дидактические комплексы по формированию профессиональных здоровьесберегающих компетенций операторов человеко-машинных систем'

Междисциплинарные дидактические комплексы по формированию профессиональных здоровьесберегающих компетенций операторов человеко-машинных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / HEALTH-PROFESSIONAL COMPETENCE / ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫЕ СИСТЕМЫ / MAN-MACHINE SYSTEMS / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / INTERDISCIPLINARY TEACHING COMPLEXES / ОПЕРАТОРЫ / OPERATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кардашевский Алексей Иванович

Рассматриваются междисциплинарные дидактические комплексы как отдельно взятые элементы информационно-дидактической базы формирования профессиональных здоровьесберегающих компетенций, синтезированные за счет содержательной интеграции спецкурса с соответствующими учебными дисциплинами. Связанные между собой структурно-логическими связями, междисциплинарные дидактические комплексы учитывают не только последовательность и преемственность содержания здоровьесберегающих модулей, но и методы их изложения и способы их освоения студентами. Представлены модули междисциплинарных дидактических комплексов, входящие в структуру таких учебных дисциплин, как философия, физическая культура, инженерная психология, валеология, эргономика, безопасность жизнедеятельности. Каждая учебная дисциплина содержит дидактические единицы. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность использования междисциплинарных дидактических комплексов при формировании профессиональных здоровьесберегающих компетенций у студентов будущих операторов человеко-машинных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кардашевский Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY DIDACTIC COMPLEXES FOR FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF HEALTH-OPERATORS OF MAN-MACHINE SYSTEMS

The article deals with interdisciplinary teaching complexes as single element of information and didactic basis of formation of professional competence of health-synthesized through a special course content integration with the relevant academic disciplines. Interconnected interdisciplinary didactic complexes structurally logical connections into account not only the consistency and continuity of health-content modules, but also the methods and ways of presenting them in their development of students. The modules of interdisciplinary teaching complexes are presented. The modules are included in the structure of academic disciplines such as: Philosophy; Physical Culture; Engineering psychology; Valueology; Ergonomics; life Safety. Each academic discipline has didactic units. The pedagogical experiment showed the effect of interdisciplinary teaching in the formation of complexes of health-professional competencies for students the future operators of man-machine systems.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарные дидактические комплексы по формированию профессиональных здоровьесберегающих компетенций операторов человеко-машинных систем»

UDC 377.031

DETERMINANCY ASSESSMENT OF THE ALGORITHM OF DESIGN OF COMPETENCE-ORIENTED CONTENT OF THE COURSE OF PHYSICS IN TERMS OF THE IMPLEMENTATION OF GEF

A.R. Kamaleyeva

Federal state scientific institution Russian Academy of Education 12, Isayev str., Kazan, 420039

In the article the ideas of descending design of the competence-based focused maintenance of a course ofphysics in the conditions of realization of FGOS SPO in which the matrix is formed in the course of training in the course "Physics" of the general and professional competences aren't designated are stated. The step-by-step algorithm of design of the competence-based focused maintenance of a course of physics, including seven interconnected and interdependent stages is offered: fact-finding; analysis; design; creation of the text of the working program; expertise; statement and functioning of the working program. The assessment analysis by teachers of physics in ten-mark system of estimation of the determinancy of the developed algorithm is given and the applicability to this algorithm of all the three properties inherent to algorithms is proved: mass character, discretization, determinancy, productivity. Key words: pedagogical design, algorithmization of educational process, determinancy of algorithm.

Original article submitted 08.05.2014; revision submitted 23.05.2014

Alsou R. Kamaleeva, the doctor of pedagogical sciences, the head of the laboratory of natural-science and all-vocational training in system of professional education of Institute of pedagogics and psychology of professional education.

УДК 378

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОПЕРАТОРОВ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫХ СИСТЕМ

А.И. Кардашевский

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: Aik1780@yandex.ru

Рассматриваются междисциплинарные дидактические комплексы как отдельно взятые элементы информационно-дидактической базы формирования профессиональных здоровьесберегающих компетенций, синтезированные за счет содержательной интеграции спецкурса с соответствующими учебными дисциплинами. Связанные между собой структурно-логическими связями, междисциплинарные дидактические комплексы учитывают не только последовательность и преемственность содержания здоровьесберегающих модулей, но и методы их изложения и способы их освоения студентами. Представлены модули междисциплинарных дидактических комплексов, входящие в структуру таких учебных дисциплин, как философия, физическая культура,

Алексей Иванович Кардашевский, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».

инженерная психология, валеология, эргономика, безопасность жизнедеятельности. Каждая учебная дисциплина содержит дидактические единицы. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность использования междисциплинарных дидактических комплексов при формировании профессиональных здоровьесберегающих компетенций у студентов - будущих операторов человеко-машинных систем.

Ключевые слова: профессиональные здоровьесберегающие компетенции, человеко-машинные системы, междисциплинарные дидактические комплексы, операторы.

Высочайший уровень развития современной науки и быстро нарастающие потоки новой информации обусловили глубокую дифференциацию изучаемых знаний, автономность учебных дисциплин и так называемую предметную систему обучения. Низкая, а зачастую только внешняя, формальная связь между дисциплинами учебного плана не позволяет студентам эффективно и комплексно применять знания, полученные ими при изучении локальных учебных дисциплин, к тому же при обучении разными преподавателями, которые совершенно правомерно используют разные технологии обучения.

Объединение различных учебных дисциплин, технологий и моделей обучения, дидактических принципов, сфер учебно-воспитательного процесса и сред его реализации обеспечивает большие преимущества для осуществления образовательного процесса. За счет одновременного воздействия на него по разным направлениям возникает синергетический эффект, который способствует эффективному развитию и формированию профессиональных, в рассматриваемом нами случае - здоровьесберегающих компетенций. Как и любые другие компетенции, рассматриваемые нами профессиональные здоровьесберегающие компетенции целенаправленно развиваются и формируются в процессе изучения большого числа гуманитарных, общенаучных и специальных дисциплин и видов учебной деятельности на протяжении всех лет учебы в вузе [1, 4].

При этом надо иметь в виду, что каждая дисциплин имеет свою цель, свое содержание, свою логику и методику изложения и формирует «свои» имманентные ей общекультурные и профессиональные компетенции. Поэтому, как показано в работе В.М. Михелькевича, В.М. Нестеренко и П.Г. Кравцова «Инновационные педагогические технологии», чтобы не нанести ущерба целостности и фундаментальности этих дисциплин за счет их содержательной интеграции со спецкурсом, объем времени, отводимого на изложение модуля междисциплинарного дидактического комплекса (МДК), не должен превышать 5-7 % от общего объема времени на изучение всей дисциплины [7].

Выработка основ проектирования междисциплинарных дидактических комплексов порождает потребность в поиске действенного системообразующего фактора, который способствовал бы целостному объединению учебных дисциплин. Системообразующий фактор - это явление, состояние или предмет, способный объединить компоненты в целостное единство, в систему, стимулировать ее деятельностное проявление, сохранив при этом определенную и необходимую долю свободы для каждого компонента. Очевидно, что в междисциплинарном дидактическом комплексе таким системообразующим фактором являются личностные свойства обучаемых, в данном случае профессиональные здоровьесберегающие компетенции (ПЗСК).

Таким образом, значительная часть информационно-дидактической базы формирования ПЗСК образуется на основе отдельно взятых МДК, каждый из которых входит в структуру соответствующей (материнской) дисциплины в виде «имплантируемого» в нее учебного модуля.

В разработанной нами информационно-дидактической базе формирования профессиональных здоровьесберегающих компетенций у студентов - будущих операторов человеко-машинных систем содержится шесть МДК, синтезированных за счет содержательной интеграции спецкурса «Формирование ПЗСК операторов человеко-машинных систем у студентов технических вузов» с соответствующими учебными дисциплинами [6].

Хотя МДК и являются самостоятельными, локальными дидактическими структурными компонентами, но они входят в виде модулей в структуры этих дисциплин:

- МДК-1 - модуль учебной дисциплины «Философия»;

- МДК-2 - модуль учебной дисциплины «Физическая культура»;

- МДК-3 - модуль учебной дисциплины «Инженерная психология»;

- МДК-4 - модуль учебной дисциплины «Валеология»;

- МДК-5 - модуль учебной дисциплины «Эргономика»;

- МДК-6 - модуль учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (см. рисунок).

Основное содержание модуля МДК-1:

- философия здоровья человека;

- философия здорового образа жизни человека;

- соотношение понятий здоровья и базовых потребностей человека;

- философско-кибернетический закон сохранения индивидуального здоровья человека по А.Г. Бусыгину [3].

Модуль МДК-2, входящий в структуру учебной дисциплины «Физическая культура», содержит следующие дидактические единицы/учебные элементы:

- эволюционные предпосылки двигательной активности человека;

- физиологические и психологические основы физической культуры и здоровья человека;

- физическая культура как метод и средство поддержания и укрепления здоровья человека;

- двигательная активность в профессиональной деятельности человека.

В составе модуля МДК-3, встроенного в структуру учебной дисциплины «Инженерная психология», содержатся следующие учебные элементы:

- функции операторов человеко-машинных систем;

- информационная, психологическая и физиологическая напряженность оператора человеко-машинной системы;

- методы и средства выявления состояния организма человека-оператора в процессе его профессиональной деятельности;

- научный подход к организации труда и рабочего места оператора человеко-машинной системы.

Модуль МДК-4, встроенный в учебную дисциплину «Валеология», содержит в своей структуре следующие дидактические единицы по здоровьесбережению человека-оператора:

- трактовки индивидуального здоровья, резервов здоровья и здорового образа жизни в педагогической и профессиональной валеологии;

- влияние профессиональных факторов на работоспособность и состояние здоровья человека-оператора;

- методы и средства снятия психологической и физиологической напряженности человека-оператора при его длительной работе;

- двигательные качества и навыки оператора человеко-машинной системы и их формирование у студентов.

Эргономика - это учебная дисциплина, изучающая человека и его деятельность в условиях современного автоматизированного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Основным объектом исследования эргономики

являются системы «человек - машина», а основным методом исследования этой дисциплины является системный подход.

Модуль МДК-5, содержащийся в структуре учебной дисциплины «Эргономика», содержит следующие дидактические единицы (учебные элементы):

- человеческие факторы, которые необходимо учитывать при конструировании рабочих машин, систем и устройств управления ими;

- проектирование и конструирование органов управления, устройств и аппаратов, приборов контроля и измерения состояния их функционирования;

- проектирование архитектоники рабочих помещений и рабочих мест операторов человеко-машинных систем.

Модуль МДК-6, встраиваемый в структуру учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», содержит следующие учебные элементы:

- зоны комфортных допустимых условий окружающей среды для работы оператора человеко-машинной системы по температуре, освещенности, шуму, механическим вибрациям, электромагнитному излучению и другим параметрам;

- санитарно-гигиенические нормы и правила труда человека-оператора;

- технические средства, обеспечивающие безопасность профессиональной деятельности человека-оператора;

- правила обеспечения безопасной работы оператора человеко-машинной системы.

Рассмотренные междисциплинарные дидактические комплексы связаны между собой, как это видно из рисунка, структурно-логическими связями, которые учитывают не только последовательность и преемственность содержания здоровьесберегающих модулей МДК-1...МДК-6, но и методы их изложения и способы их освоения студентами. Очевидно, что только при соблюдении этих условий система формирования ПЗСК будет функционировать устойчиво и эффективно.

ФИЗИЧЕСКАЯ

ЭРГОНОМИКА

Состав и структурно-логические связи междисциплинарных дидактических комплексов

Проведенный педагогический эксперимент по выявлению эффективности использования междисциплинарных дидактических комплексов, включенных в состав гуманитарных дисциплин подготовки бакалавров Самарского государственного технического университета на факультетах «Машиностроение и автомобильный транспорт» и «Автоматика и информационные технологии», показал, что у студентов - будущих операторов человеко-машинных систем ПЗСК сформированы на высоком уровне [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.

2. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания. - М.: Прогресс, 2007. -353 с.

3. Бусыгин А.Г. Двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей: философский трактат (Десмоэкология - 2). - Ульяновск: Ульяновский дом печати, 2008. - С. 47-48.

4. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. - 2009. - № 3. - С. 90-102.

5. Кардашевский А.И. Критерии и средства оценки сформированности у студентов профессиональных здоровьесберегающих компетенций // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: мат-лы VII Всероссийской научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2012. - С. 206-209.

6. Кардашевский А.И., Михелькевич В.Н. Содержание и методика преподавания спецкурса «Формирование здоровьесберегающих профессионально-значимых компетенций у студентов - будущих операторов сложных технических систем» // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. -Самара: Изд-во СамГТУ 2009. - № 2 (12). - С. 33-38.

7. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2004. - 90 с.

Поступила в редакцию 20.05.2014; в окончательном варианте 27.06.2014

UDC 378

INTERDISCIPLINARY DIDACTIC COMPLEXES FOR FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF HEALTH-OPERATORS OF MAN-MACHINE SYSTEMS

A.I. Kardashevsky

Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: Aik1780@yandex.ru

The article deals with interdisciplinary teaching complexes as single element of information and didactic basis of formation of professional competence of health-synthesized through a special course content integration with the relevant academic disciplines. Interconnected interdisciplinary didactic complexes structurally logical connections into account not only the consistency and continuity of health-content modules, but also the methods and ways of presenting them in their development of students. The modules of interdisciplinary teaching complexes are presented. The modules are included in the structure of academic disciplines such as: Philosophy; Physical Culture; Engineering psychology; Valueology; Ergonomics; life Safety. Each academic discipline has didactic units. The pedagogical experiment showed the effect of interdisciplinary teaching in the formation of complexes of health-professional competencies for students - the future operators of man-machine systems.

Key words: health-professional competence, man-machine systems, interdisciplinary teaching complexes, operators.

Original article submitted 20.05.2014; revision submitted 27.06.2014

Aleksei I. Kardashevsky, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of physical education and sports.

УДК 378.662

СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

О.П. Кислякова

Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА»

446007, г. Сызрань, ул. Маршала Жукова,7

E-mail: olga.kislaykova@mail.ru

Предлагается применение нетрадиционных педагогических подходов в системе оценивания результатов формирования компетенций и профессионально важных качеств (ПВК) будущих специалистов. Предлагаются методика выявления базовых компетенций и способы оценивания в компетентностной технологии обучения. Основная мысль статьи заключается в том, что систематическая оценка и совершенствование качества образования должны стать неотъемлемой частью культуры высшего учебного заведения. С этой целью предлагается методика оценки и самооценки результатов формирования компетенций и профессионально важных качеств. Она строится на взаимосвязи про-фессиографического и компетентностного подходов к подготовке специалиста. Приводится конкретный пример, показывающий, как обучаемый участвует в процессе оценивания своего труда. Приводится пример использования преподавателями комплексных заданий для оценки результатов образования в терминах компетенций.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, обучение, оценивание.

Компетентностная технология предусматривает включение в учебный процесс не только предметного, но и социального контекста будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого компетенции формируются в результате интегрирования в образовательный процесс проектных заданий, семинаров-дискуссий, комплексных междисциплинарных заданий и т. п. Соответственно создаются особые условия деятельности преподавателя и обучаемого, позволяющие формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности, накапливать опыт по овладению профессией.

Новое содержание образования требует пересмотра способов оценки результатов подготовки выпускника вуза, в том числе и военного [1].

В традиционных способах оценки преобладает «знаниевая» составляющая. Традиционные тесты, зачеты, экзамены не отражают степень компетентности выпускника в профессиональной деятельности, социальной жизни. Очевидно, нарастает противоречие между существующими и современными требованиями к качеству подготовки компетентностного специалиста. Оценка знаний по отдельным

Ольга Петровна Кислякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общетехнические дисциплины».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.