Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
679
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ / SPEECH CULTURE / METHODS OF SPEECH CULTURE FORMATION / METHODS OF SPEECH CULTURE IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бронникова Ю. О.

В статье рассматриваются методы и приёмы, способствующие формированию культуры речи младших школьников . Особое внимание при этом уделяется теоретическим (беседе, рассказу учителя, самостоятельному изучению материала по учебнику) и практическим (обучению работе со справочной литературой; ведению словариков; составлению словосочетаний и предложений; исправлению ошибок) методам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бронникова Ю. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMATION OF SPEECH CULTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article discusses methods and techniques that contribute to the formation of speech culture in primary school children. Special attention is paid to theoretical (conversation, teacher's story, independent study of the textbook material) and practical (learning to work with reference literature; maintaining dictionaries; composing phrases and sentences; correcting errors) methods.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Ю.О. Бронникова, канд. филол. наук, доцент

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11349

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы, способствующие формированию культуры речи младших школьников. Особое внимание при этом уделяется теоретическим (беседе, рассказу учителя, самостоятельному изучению материала по учебнику) и практическим (обучению работе со справочной литературой; ведению словариков; составлению словосочетаний и предложений; исправлению ошибок) методам.

Ключевые слова: речевая культура, методы формирования речевой культуры, приемы совершенствования культуры речи.

Развитие и совершенствование речевой культуры - одна из актуальных проблем формирования языковой компетенции младших школьников. Большая роль в этом процессе отводится учителям начальных классов. Она состоит «в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи» [3, с. 16].

Методическая система включает в себя понятия «приём» и «метод», которые близки по своему значению, но не идентичны. Приём обучения - отдельное действие учителя и вызываемое им действие учащегося, направленные на решение какой-либо частной задачи; метод обучения - совокупность приёмов обучения.

Среди методов обучения выделяются методы теоретического изучения языка; методы теоретико-практического изучения языка; методы практического изучения языка [5].

Рассмотрим методы и приёмы, способствующие формированию культуры речи младших школьников.

К теоретическим методам относят беседу, рассказ учителя, самостоятельное изучение материала по учебнику.

Метод беседы целесообразнее использовать при повторении пройденного или при изучении знакомого детям материала. Например, говоря о лексических нормах, необходимо побеседовать с учащимися о

роли синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в речи, предложить им самостоятельно сделать выводы и подвести итоги. Преимуществом беседы является развитие логического мышления, познавательных способностей и диалогической речи младших школьников.

Рассказ учителя способствует лучшему восприятию материала, но при этом не активизируются познавательные способности детей. Этот метод можно использовать, например, повествуя об истории возникновения фразеологических сочетаний или этикетных формул. Во время рассказа к анализу примеров, приведённых учителем, можно привлечь младшеклассников и предложить им проиллюстрировать обсуждаемые вопросы.

Метод самостоятельного изучения материала по учебнику широко применяется в начальной школе. Для этого выбираются отдельные темы, а сам метод способствует реализации принципа развивающего обучения. Например, во втором классе при освоении темы «Текст» (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», УМК «Гармония) школьники самостоятельно изучают памятки «Как обдумывать тест?» и «Как сделать текст лучше?», а затем, выполняя упражнения № 256-261 (с. 130-133), выделяют требования к хорошему тексту и принципы его редактирования [4].

Теоретические сведения о языке закрепляются с помощью практических методов, прежде всего, методом упражнений. Например, после введения понятия «омонимы» в учебнике для 3 класса (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», УМК «Школа России») предлагаются упражнения для отработки данной темы [2]:

Упр. 75, стр. 45

Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

В море суши полоса

Называется коса.

А у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса, -

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?

(Б. Гольдберг)

Что обозначает слово коса в каждом из предложений? Соотнесите слова с приведенными рисунками.

К методам практического изучения языка, служащих совершенствованию культуры речи младших школьников, можно отнести объяснение непонятных слов; обучение работе со справочной литературой; ведение словариков; составление словосочетаний и предложений; исправление ошибок. Посмотрим, как данные методы и приемы отражены в школьных учебниках.

В учебнике для 1 класса (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», УМК «Школа России») представлены 2 упражнения, которые знакомят младших школьников с акцентологическими нормами и 1 упражнение, знакомящее с лексическими нормами методом обучения работе со справочной литературой [1]:

Упр. 4, стр. 41

Обрати внимание! В конце учебника есть словарь, пользуясь которым ты будешь учиться правильно произносить слова русского языка и правильно ставить ударение. Этот словарь называется орфоэпическим (с. 136). Упр. 5, стр. 41

Познакомься с орфоэпическим словарём учебника. Найди в нём данные слова. Прочитай их с правильным ударением.

Звонить, банты, портфель, туфля.

*Запиши слова. Обозначь в них ударение.

Упр. 15, стр. 26

Прочитай. Что обозначают слова «невежа» и «невежда»? Узнать значение этих слов тебе поможет толковый словарь. Называется он толковым потому, что в нём разъясняются, толкуются значения слов русского языка.

Найди и прочитай в толковом словаре учебника значения слов невежа и невежда.

В учебнике для 3 класса (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык УМК «Школа России») этот метод представлен в следующих упражнениях [2]:

Упр. 69, стр. 42

Выпишите из словарей (с. 154-155):

а) синонимы к словам интересный, красивый;

б) антонимы к словам впереди, мужество.

Упр. 84, стр. 49

Прочитайте в словаре учебника толкование фразеологизмов брать на буксир, висеть на телефоне.

Выпишите из словаря эти фразеологизмы и их значения.

Составление словосочетаний и предложений как один из рассмотренных методов отражен в:

Упр. 3, стр. 5

Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие - переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.

Серые тучи - серый день.

Серебристый ландыш - серебристый звон.

Упр. 13, стр. 9

Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из скобок. Запишите словосочетания.

(Болотный, болотистый) край, (стекольный, стеклянный) завод, (искусный, искусственный) мастер, (злой, злостный) посту-

пок, (праздничный, праздный) день, (грецкий, греческий) народ.

Метод объяснения непонятных слов реализован в примерах приведенных в учебниках сведений по культуре речи [2]:

Различай слова: одеть и надеть.

Надеть на себя (что?) пальто, шапку, варежки, туфли. Надеть (на кого? что?) на сестрёнку платье.

Одеть (кого?) братишку.

Различай слова: предоставить и представить.

Предоставить - дать возможность пользоваться чем-либо. Предоставить свободу, слово на собрании, место.

Библиографический список

1. Канакина В. П. Русский язык 1 класс: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015. Ч. 1-2.

2. Канакина В. П. Русский язык 3 класс: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2017. Ч. 1-2.

3. Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы // Начальная школа. - 2002. - № 1. -С. 14-26.

4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. 2 класс: в 2 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. Ч. 1-2.

5. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М.: Просвещение, 1973. -255 с.

METHODS OF FORMATION OF SPEECH CULTURE OF PRIMARY SCHOOL

CHILDREN

Yu.O. Bronnikova, Candidate of Philology, Associate Professor Saratov State University (Russia, Saratov)

Abstract. The article discusses methods and techniques that contribute to the formation of speech culture in primary school children. Special attention is paid to theoretical (conversation, teacher's story, independent study of the textbook material) and practical (learning to work with reference literature; maintaining dictionaries; composing phrases and sentences; correcting errors) methods.

Keywords: speech culture, methods of speech culture formation, methods of speech culture improvement.

Представить: справку, действующих лиц рассказа, представить к награде.

Проанализировав разные УМК, отметим, что в работе по культуре речи используется лишь незначительная часть из рассмотренных нами методов. Следовательно, учителю необходимо дополнять содержание учебников собственными методическими разработками, использовать разные приёмы совершенствования речевой культуры младших школьников, уметь применять их с учётом выбранной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.