Таблица 2
Расчет факторов эффективности управления строительных организаций с учетом их значимости
Эксперты и показатели Показатели производственной сферы Показатели о живающей с( бслу-еры Финансовые показатели
Х Х, Хз Х^ Х, Х« Х Х, Х„ Х,„ Х Х„
XR 57 30 64 85 65 90 51 55 49 101 92 41
Rj -13 -40 -6 15 -5 20 -19 -15 -21 31 22 -29
К 0,082 0,13 0,073 0,065 0,071 0,063 0,109 0,083 0,115 0,038 0,053 0,118
К зн подгр 0,421 0,255 0,324
- простота и легкость применения данной методики;
- возможность применения данной методики в любом регионе Российской Федерации;
- по желанию пользователя данной методики, факторы, определяющие эффективность управления строительной организации могут быть изменены или дополнены.
Поскольку развитие РСК - важное направление региональной инвестиционной стратегии, необходимо создать в составе органов власти
структуру, занимающуюся координацией инвестиционно-строительной деятельности. В настоящее время существующая структура исполнительной ветви субъекта федерации не в состоянии самостоятельно эффективно заниматься проблемами инвестиционно-строительной деятельности и привлекает для этого сторонних экспертов, поэтому имеет смысл создание отдельной структуры, занимающейся вопросами эффективной организации инвестиционно-строительной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асаул А.Н Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях [Электронный ресурс] // http:// www.aup.ru.
2. Бабич Т.Н. Планирование на предприятии / Т.Н. Бабич, Э.Н. Кузьбожев: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005. 336 с.
3. Еремкин А.А. Выбор вариантов развития предприятий строительного комплекса в условиях реализации инвестиционных программ. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Пенза, 2005.
4. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА М, 2004. 480 с.
5. Экономика строительства: Учебник / Под общей ред. И.С. Степанова. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004. 620 с.
УДК 621.34:385.5
Жеребов Е.Д., Бабкин А.В.
методика формирования производственной программы при стратегическом планировании развития промышленного предприятия
Произошедшие существенные изменения в экономике страны и отраслях промышленности, структурная перестройка системы управления промышленностью, создание предприятий новых организационно-правовых форм и существенное изменение условий и принципов их функционирования и финансирования, формирование конкурентной среды, а также ряд макроэкономических, нормативно-правовых, организационно-плановых
и многих других факторов существенно сказались на функционировании как предприятий, так и системы заказов на продукцию, поставляемую для федеральных государственных нужд.
Обострение конкурентной борьбы обусловило необходимость разработки современными предприятиями стратегии своего развития. Значение стратегического поведения, позволяющего предприятию выживать в конкурентной борьбе в долго-
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2009. Экономические науки
срочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все предприятия в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел предприятия, но и вырабатывать стратегию долгосрочного поведения, которая позволяла бы им следить за изменениями, происходящими в их окружении.
Степень актуальности стратегического планирования в современной России можно косвенно оценить по уровню спроса российских компаний на соответствующие консалтинговые услуги. Результаты анализа, проведенного в 19-ти отраслях экономики России, включая машиностроение и металлообработку, нефтяную и нефтегазовую промышленность, фармацевтику, строительство, сельское хозяйство, связь, банки и другие, показывают, что стратегическое планирование сегодня является уже весьма актуальной проблемой российского бизнеса (3-5 и др.).
При поставке продукции для государственных нужд основными участниками процесса формирования стратегического плана развития предприятия и его стратегической целевой производственной программы выступают: Заказчик новой техники, в качестве которого могут выступать различные органы государственного управления; предприятие, которое осуществляет разработку и/или производство новой техники (Исполнитель заказа); организационно-техническая система, которая является потребителем техники, создаваемой по заказам Заказчика. Таким образом, заказчик является связующим звеном между предприятием-исполнителем заказа и его потребителем (организационно-технической системой). Предприятие, формируя производственную программу, с одной стороны ориентируется на заказчика, который осуществляет задание требований, выделение материальных ресурсов, финансирование деятельности и т.д., а с другой стороны должно учитывать состояние, технологии и процесс функционирования потребителя продукции - организационно-технической системы.
С учетом изложенного автором сформулирована сущность задачи и разработана методика формирования производственной программы в системе стратегического планирования предприятия.
Общие положения и структура методики
Методика предназначена для разработки научно обоснованных рекомендаций по формированию производственной программы в системе стратегического планирования предприятия с целью
обеспечения поставки заказчику новой техники, а также формирования на ее основе - фрагмента раздела программы Государственного заказа по новой технике. Областью применения данной методики являются исследования по формированию документов программного планирования, осуществляемые предприятиями, органами заказчика и научно-исследовательскими организациями и учреждениями. Методика разработана на основе комплексного использования методов технико-экономического анализа, теории принятия решений, теории исследования операций, методов математического программирования, квалиметрии, экспертных и статистических методов.
Методика направлена на решение следующих основных научных и практических задач:
1) оптимизация годового объема поставок новой техники;
2) оптимизация объема поставок продукции по годам планового периода;
3) обоснование ценовой политики предприятия на плановом периоде;
4) прогнозирование возможностей предприятий-поставщиков на плановом периоде;
5) формирование проекта плана производства новой техники;
6) разработка рекомендаций по формированию фрагмента раздела производственной программы, Программы развития и Государственного заказа по новой технике.
С использованием методики могут быть получены следующие основные результаты:
- совокупность научно обоснованных основных параметров проекта плана производства и поставок продукции;
- информация предприятию и заказчику в виде величины дополнительных ассигнований с учетом финансовых рисков;
- рекомендации по формированию производственной программы и фрагмента плана поставок Государственного заказа по новой технике.
Как показали исследования, использование разработанной методики позволит разработать научно обоснованные рекомендации предприятию и заказчику по: номенклатуре и количеству новой техники различных наименований, которую необходимо поставить на плановом периоде; формированию политики цен на продукцию, поставляемую предприятиями промышленности. Таким образом, применение данной методики при программном планировании создания и развития новой техники позволит повысить научную обоснованность
принимаемых предприятием и заказчиком решений по формированию плана производства и поставок, а также проекта раздела Программы развития и Государственного заказа по новой технике в условиях имеющихся ограниченных ассигнований.
В ходе разработки методики показано, что для решения задачи формирования производственной программы в системе стратегического планирования предприятия необходимо последовательно решить три взаимоувязанных задачи:
1) задача обоснования процедуры решения задачи и комплекса моделей для формирования производственной программы по годам планового периода;
2) задача разработки методики формирования производственной программы;
3) задача по разработке фрагмента проекта целевой программы производства новой техники практических рекомендаций по ее реализации.
Структура разработанной методики отражает совокупность логически взаимосвязанных этапов, отражающих сущность исследуемых в работе проблем. Основными из них являются:
1. Общая постановка задачи на исследование.
2. Формирование массивов исходных данных.
3. Разработка обобщенной процедуры решения задачи.
4. Определение коэффициентов предпочтительности (важности) образцов новой техники.
5. Обоснование метода решения задачи формирования производственной программы.
6. Разработка модели оптимизации годового объема производства продукции.
7. Решение задачи оптимизации объема поставок новой техники.
8. Прогнозирование производственных возможностей предприятий-поставщиков техники связи.
9. Разработка математической модели поставок продукции по годам планового периода.
10. Решение задачи оптимизации объема поставок продукции по годам планового периода.
11. Обоснование ценовой политики заказчика.
12. Разработка рекомендаций по формированию производственной программы и проекта плана поставок раздела Программы развития и фрагмента Государственного заказа по новой технике.
13. Разработка предложений по совершенствованию механизма и структуры системы заказов.
Таким образом, основным результатом, получаемым с использованием разработанной методики, является совокупность основных параметров обоснованной производственной программы, а основным практическим результатом - разрабатываемые на ее основе рекомендации по формированию программных документов - проекта плана поставок раздела Программы развития и Государственного заказа новой техники, а также предложения по совершенствованию механизма и системы заказов при долгосрочном планировании.
Окончательное решение по формированию производственной программы и плана поставок производится с участием ЛПР посредством коррекции исходных данных и итерационного прохождения соответствующих этапов методики. Это позволяет уточнять при необходимости его основные параметры и учитывать при принятии решения опыт руководителя. При формировании окончательного варианта производственной программы и плана поставок допускается обоснованное отклонение его параметров от рассчитанных значений. Однако в этом случае требуется тщательный анализ и оценка влияния изменения этих параметров на обоснованный с помощью настоящей методики вариант производственной программы.
Таким образом, применение разработанной методики позволяет предприятию сформировать научно обоснованный, учитывающий имеющиеся объективные ограничения и современные экономические условия проект производственной программы и плана поставок и на их основе - раздел Программы развития и Государственного заказа по новой технике.
Последовательность разработки методики формирования производственной программы
В соответствии со структурой методики формирования программы производства основной задачей, требующей решения, является задача оптимизации объема поставок по годам планового периода. С этой целью разработана процедура определения оптимального объема производства продукции по годам планового периода. В качестве примера при разработке методики автором было предложено использовать средства связи и телекоммуникации, как наиболее динамично развивающиеся на рынке за последние 10-15 лет.
Согласно данной процедуре для решения задачи оптимизации объема производства по годам планового периода вначале необходимо сформировать массив исходных данных, который включает в себя:
- количество изделии р-, s-типа,
поставляемых в t-И год при реализации MN-, MQ-политик. Параметры экстремальных политик находятся путем решения задачи (4)-(7); хр, xs - количество изделиИ p-, s-го типа, поставляемых в t-И год.
В (5) обосновано применение процедуры симплекс-метода для решения задач (4)-(7) и (8)-(15).
Затем находится оптимальная политика изделиИ по каждоИ ГОО за весь плановый период, находящаяся в пределах экстремальных, путем решения прямоИ задачи динамического программирования с учетом результатов, полученных на предыдущих шагах (в предыдущие годы планового периода). При этом рекуррентные соотношения имеют вид
Q (x) = Q (xt) + Q ч(х - xt) ^ max, (16)
N • < x < N
1' mint — — 1' maxt' St min < x < St max,
(17)
(18)
0 < г < г, (19)
где х - количество изделий, поставленных за весь плановый период; х< - количество изделий, поставленных в г-й год планового периода; Qt (х) - индекс качества объема поставки, достигнутый в -й год; Qt 1 (х - х) - индекс качества объема поставки, достигнутый за ( -1) лет планового периода.
Полученные в ходе решения задачи оптимизации объема поставок КСС по годам планового периода значения х определяют количество изделий по каждой группе однородных образцов -Ыу (, которые необходимо ежегодно поставлять,
для удовлетворения потребностей в ТС, полученных из решения задачи оптимизации объема поставок комплексов и средств связи (1)-(8).
При определении параметров экстремальных политик поставок в качества одного из ограничений решаемой задачи, а именно ограничения (3.7), выступают возможности предприятия по производству образцов j-го поколения в г-й год планового периода - ^
Для этого необходимо оценить результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия-поставщика, а затем спрогнозировать его возможности по выпуску требуемого количества ТС на плановом периоде.
Следующий этап методики заключается в прогнозировании производственных возможностей предприятий-поставщиков, выбранных для включения в проект плана поставок комплексов и средств связи.
В ходе исследований было установлено, что процесс освоения для всех типов производства с различными темпами роста объемов выпуска ТС может быть описан с помощью моделей на основе логистических функций. Разработанные модели позволяют осуществить прогнозирование объемов производства изделий рассматриваемых ГОО ТС в различных условиях их производства и используются для решения задачи формирования плана производства комплексов и средств связи по годам планового периода.
Далее в соответствии с методикой формирования плана поставок КСС следующей задачей, требующей решения, является задача обоснования ценовой политики предприятия и заказчика.
Ее решение заключается в том, чтобы на основе анализа экономических последствий для заказчика и предприятия-поставщика требований к стоимости обосновать взаимовыгодную, устраивающую обе стороны цену.
Таким образом, разработанный в методике комплекс экономико-математических моделей и рекомендаций по их использованию позволяют (с учетом решения задачи оптимизации объема поставок комплексов и средств связи на предыдущем этапе) обосновать рациональные объемы производства комплексов и средств связи по годам планового периода. В целом на этой основе разрабатываются научно обоснованные рекомендации по формированию проекта плана поставок КСС для государственного заказа.
В основу исследований положена методология программного долгосрочного планирования формирования плановых документов на предприятии, а также практика работы заказывающих органов, планирующих органов, управлений по формированию планов производства и поставок техники связи, целевых программ развития систем связи, государственного заказа и программы развития.
В соответствии с задачей исследования получены следующие основные научные и практические результаты:
1. Методика формирования производственной программы в системе стратегического планирования предприятия, включающая процедуру и комплекс экономико-математических моделей для формирования целевой программы производства новой техники.
2. Проект программы производства новой техники при поставке государственному заказчику средств связи и рекомендации по ее реализации.
Практическая значимость полученных результатом заключается в том, что разработанные
Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2009. Экономические науки
модели и методика позволяют повысить эффективность управленческих решений по обоснованию развития предприятия за счет совершенствования научно-методического обеспечения процесса формирования программ создания новой техники в системе стратегического планирования. Практическая реализация полученных результатов, как показали исследования, обеспечивает сокращение выделяемых ассигнований на 2,6 % или повышение интегрального показателя качества заказа на 3-4 % применительно к технике радиосвязи.
Выполненные исследования доведены до решения комплекса частных задач, разработки конкретных процедур и их программной реа-
лизации, а также практических рекомендаций и предложений.
Таким образом, проведенные исследования показали, что разработанные модели и методика отличаются гибкостью и универсальностью. Они апробированы при обосновании решений по формированию проекта раздела Государственной программы развития техники связи на 2010-2015 гг., а также при формировании целевых программ предприятия, государственного заказа по технике радиосвязи на 2006, 2007, 2008 годы, что отражает их практическую значимость для решения вопросов формирования промышленной политики на макро-, мезо- и микроэкономическом уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М. 1997.
2. Комков Н.И. Модели программно-целевого управления. М.: Наука, 1981.
3. Поспелов Г.С. Программно-целевое планирование в народном хозяйстве. М.: ВЦ АН СССР, 1979.
4. Червинский Р.А. Методы синтеза систем в целевых программах. М: Наука, 1987. 224 с.
5. Кинг У, Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.
6. Лившиц В.Н. Оптимизация при перспективном планировании и проектировании. М: Экономика 1984. С. 265.
7. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. М.: Ассоциация "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2001. 237 с.
8. Акофф И. Стратегическое управление. М.: Мир, 1991. 378 с.
9. Томсон А., Стрикланд Д. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2005. 319 с.