Научная статья на тему 'Стратегическое и оперативное планирование - основные этапы процесса управления развитием технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Стратегическое и оперативное планирование - основные этапы процесса управления развитием технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ СИЛ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF TECHNICAL EQUIPMENT OF EMERGENCY RESPONSE FORCES / THE STRATEGIC PLAN / OPERATIONAL PLAN FOR THE STATE PROGRAM OF ARMAMENT / THE STATE DEFENSE ORDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онищенко Юрий Анатольевич, Марков Генрих Семенович, Лагутина Анна Викторовна

В статье представлена технология выработки управленческих воздействий, которая позволяет разрабатывать варианты стратегических и оперативных планов развития технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций (в т.ч. государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и др.), отвечающих основным принципам программно-целевого планирования и управлять их реализацией на требуемом уровне при детерминированном (программном) протекании процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Онищенко Юрий Анатольевич, Марков Генрих Семенович, Лагутина Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic and Operational Planning - the Main Stages of the Process Development Management of Technical Equipment of Forces Emergency Response

The paper presents the development of technology management actions, which allows you to develop options for the strategic and operational plans for the development of technical equipment of emergency response forces (including the state arms program, the state defense order, etc.) that meet the basic principles of program-oriented planning and control their implementation at the required level for deterministic (software) flow processes.

Текст научной работы на тему «Стратегическое и оперативное планирование - основные этапы процесса управления развитием технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций»

/50 Civil SecurityTechnology, Vol. 9, 2012, No. 2 (32)

УДК 614.8:621

Стратегическое и оперативное планирование — основные этапы процесса управления развитием технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2012

Ю.А. Онищенко, Г.С. Марков, А.В. Лагутина

Аннотация

В статье представлена технология выработки управленческих воздействий, которая позволяет разрабатывать варианты стратегических и оперативных планов развития технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций (в т.ч. государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и др.), отвечающих основным принципам программно-целевого планирования и управлять их реализацией на требуемом уровне при детерминированном (программном) протекании процессов.

Ключевые слова: управление развитием технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций; стратегический план; оперативный план; государственная программа вооружения; государственный оборонный заказ.

Strategic and Operational Planning — the Main Stages of the Process Development Management of Technical Equipment of Forces Emergency Response

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2012

J. Onischenko, G. Markov, A. Lagutina

Abstract

The paper presents the development of technology management actions, which allows you to develop options for the strategic and operational plans for the development of technical equipment of emergency response forces (including the state arms program, the state defense order, etc.) that meet the basic principles of program-oriented planning and control their implementation at the required level for deterministic (software) flow processes.

Key words: management of the development of technical equipment of emergency response forces; the strategic plan; operational plan for the state program of armament; the state defense order.

Технологии гражданской безопасности, том 9, 2012, № 2 (32)

/51

Основными этапами процесса управления развитием технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТОСЛЧС) являются [1]: стратегическое планирование (в т.ч. разработка государственной программы вооружения (ГПВ)), коррекция стратегического плана и оперативное управление (в т.ч. разработка государственного оборонного заказа (ГОЗ)).

Стратегическое планирование направлено на решение следующих задач:

обоснование комплекса организационных, научно-технических, экономических и других мероприятий, обеспечивающих развитие, своевременное оснащение перспективными техническими средствами и поддержание в требуемой готовности существующих ТС;

согласование противоречивых интересов сторон, участвующих в реализации планов развития ТОСЛЧС, формирование сбалансированного по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекса мероприятий стратегического плана развития ТОСЛЧС (государственной программы вооружения).

Процесс стратегического планирования состоит из взаимосвязанных этапов (рис. 1).

В зависимости от конкретной реализации по формированию стратегического плана (СП) этапы могут

как укрупняться, так и дезагрегироваться. Процесс уточнения этапности определяется конкретным исполнительным документом федерального органа различного уровня.

В результате стратегического планирования определяются данные по: системе целей и задач;

комплексу мероприятий и их исполнителям, обеспечивающих достижение целей;

ресурсному обеспечению и срокам, необходимым для выполнения комплекса мероприятий.

Коррекция стратегического плана проводится в процессе его реализации на основе формирования оперативных планов развития ТОСЛЧС.

Следствием слабой предсказуемости условий реализации стратегического плана является то, что даже после проведения громоздких и трудоемких расчетов, через определенный период времени (в современных условиях достаточно короткий) реализуемые показатели стратегического плана, а, следовательно, состояние системы ТОСЛЧС не достаточно соответствует требуемому. С одной стороны, слабая предсказуемость вызвана неполнотой и неточностью информации об условиях реализации стратегического (или оперативного) плана. С другой стороны, даже наличие прогноза не гарантирует от негативных последствий. Данное положение обусловливает необхо-

Этап 1. Разработка системы исходных данных

Оперативно-стратегических, военно-технических, технико-экономических и др.

Этап 2. Оценка состояния ТОСЛЧС

Укомплектованность, техническая готовность, остаток технического ресурса, потребность в ремонте и различных видах технического обслуживания и др.

Этап 3. Синтез требований к системе ТОСЛЧС

Формирование системы целей развития ТОСЛЧС, определение пропорций финансирования видов

и типов технических средств

Этап 4. Определение путей реализации требований к системе ТОСЛЧС

Формирование исходного множества образцов ТС, предлагаемых для включения в стратегический план, оценка ресурсоемкости и ресурсообеспеченности задач

Этап 5. Формирование множества вариантов плана

Формирование множества вариантов стратегического плана под различные объемы финансирования на основе имеющихся оценок прогноза объема ассигнований, оценка

эффективности плановых решений

Этап 6. Формирование и выбор рациональных вариантов

Формирование и выбор рациональных вариантов стратегического плана под уточненный объем финансирования, их военно-техническая и технико-экономическая оценка

Этап 7. Формирование итогового проекта плана

Формирование итогового проекта стратегического плана, окончательная оценка реализуемости

плана-предприятия.ми изготовителями ТС

Рис. 1. Этапы стратегического планирования

/52 ^П SecurityTechnology, Vol. 9, 2012, No. 2 (32)

димость корректировки процесса реализации стратегического плана. В ряде случаев это достигается на основе оперативных планов (ОП) развития ТОСЛЧС, в том числе государственного оборонного заказа, а в отдельных случаях может возникнуть необходимость корректировки (переработки) стратегического плана развития ТОСЛЧС в целом.

Основной задачей формирования ГОЗ является определение такой номенклатуры и объемов поставок ТС под выделяемые ассигнования, которые бы были максимально близки к соответствующим показателям годового среза ГПВ (рис.2) [2].

Основой предложений в оперативный план (ГОЗ) на предстоящий год являются проекты планов НИОКР и серийных поставок (вариантов этого плана), максимально соответствующих замыслу формирования долгосрочного стратегического плана (соответствующему годовому срезу СП), но обеспечивающих различные значения агрегированных показателей для различных прогнозируемых объемов ассигнований. Наилучший по выбранному критерию проект представляется на утверждение (как проект ГОЗ).

Одновременно с формированием оперативного плана на предстоящий бюджетный год проводится работа по обоснованию основных показателей и параметров оперативных планов развития на последующие 2-3 года. Основной задачей при этом является обоснование таких показателей, которые бы с учетом прогнозируемого изменения геополитических, политико-правовых, экономических и др. условий обеспечивали достижение соответствующих параметров и показателей соответствующего временного отрезка стратегического плана развития ТОСЛЧС.

Формирование рационального варианта оперативного плана производится на основе прогноза и анализа последствий его реализации на состояние системы ТОСЛЧС и производственной базы (рис. 3).

Необходимость решения перечисленных задач обусловлена возможностью возникновения отличий показателей оперативного плана от показателей соответствующего годового среза стратегического плана из-за нарушения прогнозируемых условий реализации, директивного изменения программных параметров, включения ранее незапланированных работ и пр.

Несовпадение (невязка) основных показателей оперативного плана и годового среза стратегического плана может быть настолько большим, что по экономическим возможностям в ближне- и среднесрочной перспективе устранить его не представляется возможным. Если анализ показывает необратимость отклонений от стратегического плана, то необходимо принимать решение о его корректировке, при этом осуществляется:

формирование варианта развития ТОСЛЧС, соот-

ветствующего текущим тенденциям (экономическим, производственным, военно-техническим) анализируемого оперативного плана;

оценка результатов корректировки;

правовая легализация скорректированного стратегического плана путем утверждения сформированных изменений.

Утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации государственный оборонный заказ доводится до генеральных заказчиков для заключения контрактов с предприятиями-разработчиками и поставщиками ТС на его реализацию в соответствии с установленной процедурой размещения заданий ГОЗ.

Оперативное управление. В процессе выполнения контрактов в результате различных возмущений (изменение общеэкономических условий, неполное финансирование, кризисные и катастрофические явления и т.д.) неизбежно происходят отклонения от запланированных результатов. Эти отклонения приводят к необходимости контролировать ход выполнения контрактов и осуществлять такое управление, при котором достигается требуемая степень их реализации. Для этого, при возникновении отклонений необходимо оперативно принимать решения и ставить частные задачи по их разрешению, добиваться их исполнения, оценивать результаты решения частных задач и делать выводы на будущее, что и составляет основное содержание процесса оперативного управления.

В общем случае, процесс оперативного управления состоит из трех взаимосвязанных этапов:

1) измерение (оценка) реальных результатов о ходе выполнения контрактов;

2) сопоставление полученных результатов с плановыми, выявление отклонений и их причин;

3) принятие корректирующего (регулирующего) решения и его реализация.

Технико-экономические показатели контракта, используемые для контроля, характеризуются наличием временных и финансовых рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень ее выполнения. Конкретный критерий является показателем результативности и точно определяет то, что должно быть получено. Показатель результативности зависит от этапа ЖЦ образца ТС (например, на этапе ОКР показателем результативности является соответствие достигнутых уровней тактико-технических характеристик разрабатываемого (перспективного) образца техники тактико-техническим требованиям (заданию на его разработку); серийного производства — объемы (в стоимостном и количественном выражении) произведенной и отгруженной продукции и т.д.).

Контролируемые технико-экономические показатели контракта подразделяются на временные, стои-

Формирование концепции СП

Комплекс работ по формированию и корректировке СП

Формирование СП -ТЭО альбомы

Формирование прогнозного варианта развития: уточненные показатели

-ж-

реализация возможна

Стратегический план (показатели и параметры по годам)

1 год

г 2 год

0 Д 3 гол

ы

10 год

Номенклатура и

объем дополнительных работ

Номенклатура, объемы, ассигнования Формирование ОП 1 гола

Основные показатели ОП 2 гола

Основные показатели ОП 3 гола

реализация невозможна

Методология оценки состояния сил ЛЧС и возможностей экономики

Разработка предложений по основным

показателям ОП на ближне- и среднесрочную перспективу с целью ликвидации невязок

Нарушение Директивное

прогнозируемых изменение

условии реализации программных

СП параметров

Утвержденный ОП (показатели и параметры по ГЗ и направлениям техники)

ТОП 101 р.

ИТ 103 р

Анализ невязок основных показателей ОП и текущего года СП

® х

I

о ь

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т: »

05 I

о о

Зс

а\

05 05

О =1 05

0

1 О О

м о

со м

Рис. 2. Структура работ по формированию ОП как временного среза СП

ОМ

Выявление и согласование структуры факторов, определяющих множество вариантов ОП по направлениям расходования ассигнований

Оснащенность сил ТС

Задачи сил

Требования по сохранению уникальных предприятий

Л

Приоритеты задач для различных лимитов ассигнований

У Ч_

Направления расходования ассигнований

тг

Приоритеты направлений расходования ассигнований

Распределение ассигнований по направлениям расходования

иг

г Л

Лимиты ассигнований

Состояние НТБ, промышленного

комплекса, эксплуатационно-ремонтной базы

Требования по сохранению уникальных предприятий

¡>1

Формирование множества вариантов ОП

Генерация множества вариантов ОП по НИОКР

Генерация множества вариантов ОП по закупкам ТС,

эксплуатации и капитальному ремонту

ИГ

Предварительная экспертиза работ, намечаемых для включения в ОП с целью исключения устаревших, координации ведущихся и включения новых

12Г

Анализ динамики изменений численности

исправных ТС и формирование множества вариантов ОП по направлениям расходования ассигнований

ИГ

тг

Список объединенных близких и

параллельных работ Список прекращенных и новых работ

Динамика убыли исправных ТС

Методика выбора рационального варианта ОП

Выбор рациональных вариантов ОП по направлениям расходования из множества, сгенерированного на основе согласованных принципов

«Доводка» рациональных планов ОП из множества возможных до оптимального на основе анализа вкладов образцов ТС в уровни решаемых задач

1 г --

ц i

г

Принцип оптимальности ОП

Рис. 3. Формирование рационального варианта ОП

Технологии гражданской безопасности, том 9, 2012, № 2 (32)

/55

мостные и количественно-качественные. В соответствии с этим можно выделить три вида контроля.

Временной контроль. Сущность временного контроля состоит в определении соответствия времени выполнения работ установленным по контракту срокам. Кроме того, контролируемыми временными параметрами являются: интервал времени, необходимый для освоения серийного производства, изготовления, эффективной эксплуатации, момент времени начала морального старения, физического износа образца ТС.

Финансовый контроль. Финансовый контроль состоит в контроле расходов финансовых средств по контракту и ходу выполнения плана в целом и включает в себя: определение объемов выполненных работ, их сметной стоимости и фактических затрат; сравнение сметной стоимости выполненных работ со сметной стоимостью запланированных работ; определение остатков сметной стоимости; сравнение фактических затрат со сметной стоимостью выполненных работ; определение экономии или перерасхода финансовых средств.

Контроль качества. Под качеством понимается степень соответствия продукции ее назначению. Для контроля качества продукции необходимо ее нормирование, т.е. установление норм, определяющих качество продукции на всех этапах ЖЦ. В настоящее время существует система нормативов и оценок для приемки качества работ, выполненных на этапах опытно-конструкторских работ, серийного производства, эксплуатации. Нормирование качества научно-технической продукции, выпускаемой в результате научно-исследовательских работ, полностью отсутствует.

Результаты контроля представляются соответствующим Генеральным заказчикам и далее Государственному заказчику, где информация обобщается за ГОЗ в целом.

Второй этап процесса оперативного управления состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с плановыми и обнаружении отклонений. В процессе реализации контрактов возможно возникновение трех видов отклонений:

временные — несоответствие времени выполнения работ (контрактов) или отдельных их этапов с плановыми показателями в соответствии с заключенным договором (контрактом);

стоимостные — несоответствие плановой сметной стоимости фактическим затратам по отдельному этапу, единичному образцу техники, по работе (контракту) в целом;

количественно-качественные — для НИР — невыполнение отдельных этапов, несоответствие результата тактико-техническому заданию на выполнение НИР; для ОКР — несоответствие реализуемых тактико-технических характеристик тактико-техническим требованиям к разрабатываемому об-

разцу; для серийных поставок — несоответствие объемов поставок техники ведомости поставок в соответствии с заключенным контрактом.

После выявления отклонения переходят на третий этап — этап формирования корректирующего управленческого решения. Множество возможных решений, принимаемых на данном этапе, составляют следующие решения:

оставить финансирование на прежнем уровне;

приостановить финансирование, ввести экономические санкции;

предоставить дополнительные средства или льготы предприятиям-поставщикам и разработчикам ТС.

Смысл принятия соответствующих решений состоит в том, чтобы на основе установленных причин, вызвавших отклонения (изменение общеэкономических условий, влияющих на общий уровень потребных ресурсов; нехватка финансовых ресурсов, из-за неточности в первоначальной оценке потребных ресурсов; перерасход предприятием выделенных средств на заданный результат), добиться реализации намеченных плановых показателей.

Для легализации принятых решений по устранению отклонений совокупности контрактов генеральные заказчики с предприятиями исполнителями принимают совместные решения и, при необходимости, на основе данных решений осуществляется корректировка любого планового документа и последующая его правовая легализация (утверждение).

Приведенные положения показывают, что формирование управляющих воздействий в СУР ТОСЛЧС осуществляется на основе решения сложной научно-исследовательской проблемы, включающей в себя ряд самостоятельных, сложных с математической точки зрения задач (актуализация целей развития ТС фактически в реальном масштабе времени, ранжирование объектов и альтернатив, определение «правильных» критериев эффективности в условиях внутренней и внешней неопределенности и рисков, формирование процедур выбора альтернатив, формирование процедур эффективного контроля, оценка допустимой дискретности управления (корректировки) и др.). Для этого привлекаются все структурные подразделения СУР ТОСЛЧС, включая исполнительные и законодательные органы страны, научно-исследовательские организации, предприятия-поставщики и разработчики техники. Проблема разбивается на комплекс задач, рассредоточенных по многим рабочим местам (исполнителям) и этапам. При решении задач, с учетом иерархической структуры, на каждом рабочем месте детально рассматривается лишь часть объектов, показателей и т.п. общей проблемы. Решение проблемы в целом осуществляется на основе итерационного взаимодействия исполнителей. С течением времени, временной шаг решения задач уменьшается, а учитываемый объем информации, и, следовательно, неопределенность увеличивается.

Civil SecurityTechnology, Vol. 9, 2012, No. 2 (32)

Представленная технология выработки управленческих воздействий применима для стационарных экономических процессов, и позволяет разрабатывать варианты стратегических и оперативных планов развития ТОСЛЧС, отвечающих основным принципам программно-целевого планирования [3], и управлять их реализацией на требуемом уровне при детерминированном (программном) протекании процессов. Однако, на современном этапе, характеризующемся высокой степенью неопределенности, слабой детерминированностью и неустойчивостью геополитического, политико-правового, экономического, экологического, социального пространства управление процессом развития ТОСЛЧС не удовлетворяет требованию своевременности выявления и учета факторов, отрицательно влияющих на выполнение программ и планов развития ТОСЛЧС, что снижает эффективность управления в целом. Следовательно, насущной необходимостью является разработка новых (модифицированных) методов управления процессом развития ТОСЛЧС, которые позволят оценивать происходящие изменения в указанном разнородном пространстве с целью упреждения их нежелательного влияния на развитие ТОСЛЧС.

Литература

1. Глушков И.Н., Мельников И.Д., Остапенко С.Н., Потапов М.А. Управление развитием вооружений и военной техники. Ч.1: Программно-целевое планирование, проблемы и перспективы. М: ВНИИНС, 2002.

2. Военный бюджет государства. Методы обоснования и анализа. Под ред. Г.С. Олейника. М.: Военное издательство, 2000.

3. Поспелов Г.С., Боришполец В.А., Новиков Л.С. Программно-целевое планирование и управление созданием комплексов военной техники. М: НТЦ Информтехника, 1990.

Сведения об авторах

Онищенко Юрий Анатольевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. начальника научно-исследовательского центра. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7, Тел.: 8 (495) 449-90-23. E-mail: [email protected]

Марков Генрих Семенович: к.т.н., с.н.с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н.с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: 8 (495) 735-28-89, E-mail: [email protected]

Лагутина Анна Викторовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.

121352 г Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: 8 (495) 735-28-89. E-mail: [email protected]

Разработки ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

/57

УДК 656.037.436

ББК 39.18 А 39

Акимов В.А., Соколов Ю.И. Риски транспортировки опасных грузов. Монография; МЧС России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 276 с.: илл.

ISBN 978-5-93970-047-4

Книга содержит общий материал по классификации, маркировке и регламентации работ с опасными грузами на транспорте в соответствии с национальными правилами и рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов.

Отдельные разделы книги посвящены вопросам организации транспортировки опасных грузов различными видами транспорта (морским, речным, железнодорожным, автомобильным, воздушным).

В книге много внимания уделено вопросам организации транспортировки опасных отходов и отдельных видов опасных грузов (хлор, аммиак, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, пестициды, нефть и нефтепродукты, сжиженный газ).

Книга может быть полезна главам администраций регионов и муниципалитетов, работникам органов управления гражданской обороны, организующим работы по защите населения от ЧС, связанных с транспортировкой опасных грузов в населенных пунктах, слушателям учебных заведений МЧС России.

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения по транспортировке опасных грузов.

1.1. Регламентация работ с опасными грузами на транспорте.

1.2. Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов («Оранжевая книга»).

1.3. Классификация опасных грузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4. Маркировка и знаки опасности.

1.5. Общие положения по применению национальных правил транспортировки опасных грузов.

1.6. Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам.

Глава 2. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам.

2.1. Основные положения Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.

2.2. Перевозка взрывчатых и радиоактивных материалов.

2.3. Вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в структурных подразделениях ОАО «РЖД».

2.4. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.

2.5. Порядок транспортировки опасных грузов железнодорожным транспортом в странах Западной Европы.

Глава 3. Правила транспортировки опасных грузов автотранспортом.

3.1. Международные правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом — ДОПОГ-2009.

3.2. Инструкции водителю на случай аварии или чрезвычайных обстоятельств.

3.3. Национальные правила перевозки опасных грузов

3.4. Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов.

3.5. Требования к транспортным средствам и маршрутам перевозки опасных грузов.

Глава 4. Правила транспортировки опасных грузов водным транспортом.

4.1. Национальные документы, регулирующие правила перевозки опасных грузов морским и внутренним водным транспортом.

4.2. Правила безопасности морской перевозки грузов.

4.3. Международные документы, регулирующие правила перевозки опасных грузов водным транспортом.

4.4. Национальные нормативные акты по перевозке опасных грузов речным транспортом.

4.5. Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ).

Глава 5. Правила транспортировки опасных грузов воздушным транспортом.

5.1. Международная правовая база.

5.2. Национальная правовая база.

5.3. Опасные грузы, допускаемые к перевозке на территории РФ.

Глава 6. Транспортирование промышленных отходов.

6.1. Общие вопросы обращения с отходами.

6.2. Транспортировка отходов.

Глава 7. Особенности транспортировки отдельных видов опасных грузов.

7.1. Транспортировка аммиака.

7.2.Транспортировка хлора.

7.3. Транспортировка пестицидов.

7.4. Транспортировка взрывчатых материалов.

7.5. Транспортировка нефти и нефтепродуктов по железной дороге.

7.6. Транспортировка нефти и нефтепродуктов речным транспортом.

7.7. Транспортировка нефти и нефтепродуктов морским транспортом.

7.8. Транспортировка нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом.

7.9. Транспортировка газа.

7.10. Транспортировка сжиженного газа.

7.11. Транспортировка радиоактивных материалов.

Заключение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.