Научная статья на тему 'Особенности механизма планирования размещения государственного заказа'

Особенности механизма планирования размещения государственного заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / КРИЗИС / PLANNING / THE STATE ORDER / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимов Н. А.

В статье рассматривается механизм планирования размещения государственного заказа в Российской федерации во взаимосвязи с бюджетным процессом. Проведенный анализ показывает, что государственные закупки занимают значительную долю расходной части бюджета, в связи, с чем механизм планирования размещения государственного заказа играет существенную роль для его эффективного исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PUBLIC PROCUREMENT PLANNING MECHANISM

The paper reviews public procurement planning mechanism in Russian Federation in relationship with the budget process. The analyze reflects that part of public procurement in budget is high, according to this public procurement planning mechanism plays a significant role in budget implementation.

Текст научной работы на тему «Особенности механизма планирования размещения государственного заказа»

± АЦ (/"1 ) - возможный прирост правого целевого индикатора, полученного с учетом ограничений на ресурсы предприятия.

Величина СНевозв колеблется в диапазоне от 0 до 1. Левая граница указывает на достаточность ресурсов предприятия для возврата в равновесное состояние, а правая - на его полное отсутствие.

Результатом рассмотрения теоретических основ, обеспечивающих возврат предприятия в равновесное состояние, следует указать на то, что были рассмотрены только случаи, которые охватывают реакцию предприятия на внешние факторы. Помимо них существуют и внутренние факторы, например, инициализация руководством введения новшеств (технических, организационных, технологических и др.), приводящих предприятие к потере равновесия. В этих случаях все методы, рассмотренные выше, могут быть использованы без изменений, так как полученные по инициативе руководства неравновесные состояния можно рассматривать в качестве частных случаев состояний, возникающих из-за внешних факторов.

Литература:

1. Курейчик В.М., Курейчик В.В. Эволюционные, синергетические и гомеостатические стратегии в искусственном интеллекте: состояние и перспективы / Новости искусственного интеллекта, 2000 Г. - №3, 39-65.

2. Эшби Р.У. Конструкция мозга.- М.: Иностранная литература, 1962.

3. Рамперсад К.Х. Универсальная система показателей деятельности: Как достичь результатов, сохраняя целостность. - М.: Альпина-

Бизнес Букс, 2005.

4. Кишенин В.Н. Методы и модели решения микроэкономических конфликтных задач. - М.: Финансы и статистика, 2007.

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

Акимов Н.А., начальник отдела МГУУ Правительства Москвы

В статье рассматривается механизм планирования размещения государственного заказа в Российской федерации во взаимосвязи с бюджетным процессом. Проведенный анализ показывает, что государственные закупки занимают значительную долю расходной части бюджета, в связи, с чем механизм планирования размещения государственного заказа играет существенную роль для его эффективного исполнения.

Ключевые слова: планирование, государственный заказ, кризис.

FEATURES OF THE PUBLIC PROCUREMENT PLANNING MECHANISM

Akimov N., Head of the procurement department of Moscow City Government University of Management

The paper reviews public procurement planning mechanism in Russian Federation in relationship with the budget process. The analyze reflects that part of public procurement in budget is high, according to this public procurement planning mechanism plays a significant role in budget implementation.

Key words: planning, the state order, crisis.

В условиях мирового экономического кризиса роль планирования государственных закупок приобретает всё большую актуальность для экономики России.

Стремление к сокращению бюджетного дефицита с 7,4% до 5%, а, в связи с этим, и снижение расходов бюджета в номинальном выражении в 2010 и 20111 обращает внимание на максимальную оптимизацию государственных расходов, в том числе и в сфере государственного заказа.

Известно, что государство является важнейшим заказчиком продукции для государственных нужд на внутреннем рынке. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики. Так с января по декабрь 2008 года всего для государственных нужд было заключено 9320410 контрактов и сделок на общую стоимость 3709760775 тыс. руб., из них расторгнуто контрактов и сделок - 11793 на общую стоимость 22535205 тыс.руб.

Для муниципальных нужд было заключено 11710564 контрактов и сделок на общую стоимость 994282509 тыс. руб., из них расторгнуто контрактов и сделок - 11442 на общую стоимость 16044918 тыс.руб. Сумма изменения стоимости заключенных контрактов для государственных нужд составила 12340846 тыс. руб., сумма изменения стоимости заключенных контрактов для муниципальных нужд составила 7075474 тыс.руб.2

Таким образом, совокупная стоимость заключенных государ-

1 По данным http://www.eg-online.ru/news/detail.php?ID=49619

2 По данным http://www.gks.ru/free_doc/zakupky/torg/torg1.htm

3 http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=1097482

4 http://www.gks.ru./bgd/regl/b09_06/IssWWW.exe/Stg/1/obzor%20за%202008.htm

5 По материалам Crown Agents

6 Глазьев С. «Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов». // Вопросы экономики, 2009 г., № 3.

ственных и муниципальных контрактов с учетом корректировок (стоимости расторгнутых и измененных контрактов) составила около 4,68 трлн. руб.

Учитывая, что расходы консолидированного бюджета России (с учетом государственных внебюджетных фондов) в 2008 году составили 13,98 трлн. рублей3, а ВВП за 2008 году составил в текущих ценах 41 540,4 миллиарда рублей4, совокупная стоимость заключенных государственных и муниципальных контрактов составила примерно 33% от расходов бюджета и 11% от ВВП.

Очевидно, что значительный объем закупок для государственных нужд ставит задачу обеспечения их эффективности, которую невозможно решить без построения механизма планирования государственного заказа, отвечающего всем принципам, определяемым современными представлениями о государственных закупках: профессионализм; транспарентность; соотношение цена-качество; подотчетность; конкуренция; объективность; соответствие этическим нормам; эффективность.5

Учитывая важность государственных закупок в регулировании экономики, некоторые отечественные экономисты, в частности, академик С.Глазьев, считают, что планирование политики государственных закупок, включая закупки государственных корпораций, следует привести в соответствие с приоритетами развития отечественной промышленности. Здесь нужны процедуры экспертизы и

согласования планов государственных закупок с установленными приоритетами и стратегическими планами развития российской технологической базы.6

Отметим, что функция планирования занимает первоочередное место среди основных функций, реализуемых в системе управления государственными закупками, таких как: размещение государственного заказа, нормативно-правовое регулирование и методическое обеспечение, контроль, информационно-аналитическое обеспечение (в том числе, сбор статистической отчетности и анализа).

Все основные функции системы управления государственными закупками тесно взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга существенное влияние.

По существу механизм планирования закупок в современной системе управления государственными закупками в России был восстановлен Министерством экономического развития и торговли, которое согласно положению о Министерстве, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. №1010 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 №286) обеспечивает разработку прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Отметим, что одним из разделов его является прогноз объемов государственных закупок.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (действует с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.07.1999 N 159-ФЗ), который определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

Следует отметить, что проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. При этом проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта бюджета - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации. Непосредственное составление проектов бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Составление проекта бюджета основывается на:

-Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

-Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации;

-Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Важно отметить, что механизм планирования государственного заказа соответствует поручению Президента Российской Федерации от 19.06.2003 № Пр-1144 о необходимости перехода на обоснование бюджетных заявок государственных закупок путем составления экономических расчетов оценки затрат с обязательным сопоставлением утвержденных в федеральном бюджете объемов закупок фактически выполненным по срокам, номенклатуре и сумме использованных средств.

Следовательно, прогноз объемов поставок продукции для государственных нужд является одним из базовых документов расходной части бюджета.

В соответствии с методическими рекомендациями по разработке прогнозов объемов продукции в Минэкономразвития России представляются прогнозы объемов продукции, закупаемой для государственных нужд за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования, а также для муниципальных нужд за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются прогнозы объемов продукции, закупаемой для государственных нужд за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. Органами местного самоуправления - прогнозы объемов продукции, закупаемой для муниципальных нужд за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Органом, формирующим прогноз по субъекту Российской Федерации для направления в Минэкономразвития России, сводятся прогнозы объемов продукции, закупаемой для государственных нужд за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования, а также прогнозы объемов продукции, закупаемой для муниципальных нужд за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Прогноз объемов продукции разрабатывается в разрезе важнейших видов продукции и в целом по всему объему продукции, закупаемой для государственных нужд, в соответствии с предусмотренными законом способами размещения заказов. Данные предоставляются за пять лет: отчетные за прошедший год, оценочные за текущий год и прогнозируемые на последующие три года.

В Минэкономразвития России также должны представляться экономические обоснования прогнозируемой потребности в объемах финансирования закупок и натуральных показателей продукции для государственных нужд в форме пояснительной записки.

Расчет оценки планируемых затрат и объемов государственных закупок производится, в соответствии с разработанной Минэкономразвития России методикой, различными способами: нормативным, индексным, плановым, формульным, иным.

При нормативном способе расчета объема закупок определяется исходя из удельных нормативов потребления/использования и числа физических или юридических лиц, органов государственной власти или иных главных распорядителей бюджетных средств. При индексном способе расчета объем закупок определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции). При плановом способе расчета объем закупок определяется на основе ранее определенного плана, графика, в том числе - с возможной корректировкой для разных лет. При формульном способе объем закупок определяется на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов. При ином способе должно быть приведено краткое описание применяемого метода оценки сумм и объемов прогнозируемых закупок.

Каждый из этих инструментов расчета может применяться для планирования закупок различных видов продукции. Так, например:

- нормативный метод, как правило, используется при разработке прогноза по закупке продуктов питания, топлива, одежды, обуви, фармацевтической продукции и др.

- плановый способ используется, как правило, при закупке машин и оборудования, офисного оборудования и вычислительной техники, автотранспортных средств, изделий медицинской техники, строительных материалов, работ по строительству, капитальному и текущему ремонту зданий и дорог, услуг по техническому обслуживанию, ремонту и монтажу и др.

Использование вышеуказанных инструментов расчета объема закупок, при подготовке прогнозов, в некоторой степени позволяет повысить обоснованность плановых объемов финансирования закупок государственными заказчиками.

Анализ показывает, что большое значение для эффективного исполнения бюджета играет механизм планирования размещения государственного заказа.

Согласование сроков планирования государственного заказа со сроками этапов бюджетного процесса, объемов расходов на закупку продукции с показателями бюджета, возможности корректировки планов закупки продукции для государственных нужд, исходя из текущих показателей исполнения бюджета, определяется взаимосвязью процесса планирования государственных закупок и бюджетного процесса.

Очевидно, что механизм планирования, осуществляемый на уровне субъектов Российской Федерации в условиях децентрализованной или частично децентрализованной модели управления государственным заказом, где число государственных заказчиков достаточно велико, особенно во время кризиса, должен быть максимально мобильным и эластичным. Излишнее регулирование системы планирования, по нашему мнению, может привести к срывам удовлетворения необходимых потребностей государственных заказчиков.

Следует отметить, что механизм планирования не должен брать на себя ограничительные функции и приводить к случаям, когда государственный заказчик не может разместить государственный заказ, если процедура размещения заказа отсутствует в плане и сроки дополнительных согласований могут существенно превышать сроки, необходимые для удовлетворения возникшей потребности государственного заказчика.

Уточняя вышесказанное, ограничения для государственного заказчика при размещении государственного заказа несут на себе лимиты бюджетных обязательств, так как именно они изначально основаны на запланированных потребностях государственного заказчика.

Необходимо помнить, что изначально план-график, используемый в некоторых субъектах Российской Федерации как элемент механизма планирования размещения государственного заказа, формируется для реализации следующих задач:

• равномерного процесса размещения государственного заказа во времени, а соответственно и эффективного распределения на-

грузки на государственного заказчика и уполномоченный орган для подготовки документации и получения необходимых согласований;

• информирования потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) о планируемых закупках и определения своих возможностей для участия в размещении заказа. Помимо этого, необходимо помнить, что Федеральный закон Российской Федерации №94-ФЗ и Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляют достаточное количество времени в процессе размещения государственного заказа для информирования потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и подготовки ими необходимых документов.

Таким образом, активное внедрение механизма планирования в практику размещения государственного заказа требует повышения его эффективности. При этом особое внимание должно уделяться совершенствованию механизма планирования, направленному на эффективное функционирование всей системы государственного заказа.

РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Голубин А.К., канд.экон.наук (НИЦПУРО),

Клепацкая И.Е., канд.экон.наук (ИТКОР)

Рассмотрен круг вопросов, связанных с состоянием и развитием рынка вторичных ресурсов, определением его роли и места в системе российских рыночных структур.

Ключевые слова: обращение с отходами, исследование рынка, рынок вторичных ресурсов.

DEVELOPMENT OF MARKET RELATIONS IN SYSTEM OF THE CIRCULATION WITH A WASTE

Golubin A., NIZPURO, Cand.Econ.Sci.

Klepatskaya I., NIZPURO, Cand.Econ.Sci.

The circle of the questions connected with a condition and development of the market of secondary resources, by definition of its role and a place in system of the Russian market structures is considered.

Key words: the reference with a waste, market research, the market of secondary resources.

Разбиение сложной проблемы на меньшие по масштабу под-проблемы и последующий углубленный анализ этих подпроблем при забвении глобальных целей изучения исходной проблемы могут привести к принятию оптимальных решений лишь в частных случаях.

В нашем случае развитие и укрепление товарно-денежных отношений в сфере обращения с отходами, возвращение с помощью рыночных методов в производство и потребление ранее не используемых отходов должно в принципиальном плане стать одним из основных способов воспроизводства материальных ресурсов, снижения антропогенной нагрузки на окружающую природную среду.

А иные результаты маркетинговых мероприятий - ускорение отдачи производственных фондов, повышение мобильности производства и уровня конкурентоспособности товаров, своевременное создание новых товаров и ускорение их продвижения на рынок, получение прибыли, увеличение числа рабочих мест и т.п. -при такой общей постановке вопроса будут рассматриваться как оценка правильности (объективности) предпринимаемых в части переработки отходов действий.

В этой же связи «рынок вторичных ресурсов» должен рассматриваться не более чем сегмент (и не самый крупный) общероссийских рыночных структур, поскольку состояние дел на рынке вторичных ресурсов в той или иной степени отражает и само корректирует процессы, протекающие во всех сферах экономики страны.

В противном случае мы рискуем обсуждать задачу формирования некоей замкнутой автаркической структуры, оперирующей исключительно товаром, до включения в рыночные отношения именовавшемся как «отходы производства и потребления», охватывающей в качестве поставщиков товара мусорщиков, старьевщиков, ассенизаторов и т.д., а в качестве потребителей - сирых и убогих, люмпенов, прозябающих в нищете, и проч. и проч.

С учетом изложенного следует рассматривать и несколько упрощенную по первому взгляду «Концепцию развития рынка вторичных ресурсов в Российской Федерации», разработанную при участии авторов, утвержденную Министерством промышленности и энергетики и определяющую и основные задачи развития этого рынка.

В традиционных рыночных странах исследования рынка вообще - маркетинговые исследования - уже давно поставлены на прочную коммерческую основу.

В США, например, на должностях, связанных с маркетингом, работает каждый двенадцатый работник сельского хозяйства, восьмой - торговли, четвертый - промышленности. В США до недавнего времени ежегодно расходовалось на маркетинговые исследования около 2 (двух) миллиардов долларов, а расходы на рекламу превышали 100 (сто) миллиардов долларов в год.

Это обстоятельство, тем не менее, не должно смущать российских участников аналогичных работ в сфере обращения с отходами, поскольку и при таких затратах западных стран на исследование рынков, в том числе вторичного сырья, проблема отходов в этих странах еще очень далека от разрешения.

Анализ процессов, протекающих на рынке вторичных ресурсов (отходов, вторичного сырья), проще всего начать с анализа обрабатываемого этим рынком предмета купли-продажи.

Придерживаясь соответствующих положений ГОСТ 25916-83 «Ресурсы материальные вторичные. Термины и определения» и ГОСТ 30772-2001, необходимо уточнить, что предметом купли продажи на рынке вторичного сырья являются отходы производства и потребления, которые при определенных условиях могут в настоящее время, т.е. в конкретный экономико-технологический период, использоваться в народном хозяйстве.

В отличие от природных и традиционных первичных материалов отходы производства и потребления имеют выраженные особенности образования, физико-химического состояния и эконо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.