Научная статья на тему 'Методика формирования правильной походки и осанки у студентов при помощи физических упражнений'

Методика формирования правильной походки и осанки у студентов при помощи физических упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1639
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / МЕТОДИКА / УПРАЖНЕНИЯ / ОСАНКА / ПОМОЩЬ / TRAINING / STUDENT / TECHNIQUE / EXERCISES / ПОХОДКА / POSTURE / GAIT / ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилясова Марина Хакимовна, Данкеева Елена Владимировна

В данной работе предлагается материал для практического использования при формировании правильной осанки и походки. Авторами представлены процесс их формирования и способы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилясова Марина Хакимовна, Данкеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of forming correct gait and posture in students using physical exercises

In this paper, we offer a material for practical use in the formation of correct posture and gait, as it should be and by what means it is necessary to develop it.

Текст научной работы на тему «Методика формирования правильной походки и осанки у студентов при помощи физических упражнений»

Педагогика

УДК 378.147

М.Х. Гилясова, Е.В. Данкеева

Методика формирования правильной походки и осанки у студентов при помощи физических упражнений

Аннотация

В данной работе предлагается материал для практического использования при формировании правильной осанки и походки. Авторами представлены процесс их формирования и способы развития.

| Ключевые слова: студент, осанка, походка, упражнения, методика, помощь, обучение.

М.Н. Gilyazova, E.V. Dankeeva

Method of forming correct gait and posture in students using

physical exercises

Abstract

In this paper, we offer a material for practical use in the formation of correct posture and gait, as it should be and by what means it is necessary to develop it.

I Keywords: student, posture, gait, exercises, technique, assistance, training

Целью работы является - рассмотреть особенности методики формирования правильной походки и осанки у студентов при помощи физических упражнений.

Гипотеза: предполагается, что методики формирования правильной походки и осанки у студентов при помощи физических упражнений, будет проявлена учащимися и в других видах их учебной и вне учебной деятельности.

Процесс занятий физическими упражнениями в соответствии с принципами оптимального варьирования нагрузок и чередования их с отдыхом, а также оптимизация общего режима жизни в согласии с требованиями гигиены, позволить сформировать правильную осанку у студентов.

Отсутствие достаточно крепкого естественного «мышечного корсета» служит предрасполагающим моментом для появления различных недостатков в осанке. Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений, родителей и самих студентов. Эффективность обучения и воспитания, студентов на занятии в значительной степени зависит от состояния их работоспособности.

Предлагаемые рекомендации способствуют формированию правильной осанки и походки и могут быть использованы с целью сохранения и укрепления здоровья и физического развития.

Часто встречающейся причиной приобретённых нарушений осанки и походки является слабость мышц туловища, а именно спины и брюшного пресса, главная причина тому, неравномерное распределение «мышечной тяги». Отсутствие достаточно крепкого естественного «мышечного корсета» служит основным моментом для появления различных недостатков в осанке.

Строгое соблюдение гигиенического режима, включение в него регулярных занятий физическими упражнениями, закаливание свежим воздухом, водой и солнечными лучами, а также приучение к правильному стоянию, ходьбе, посадке за столом, все перечисленное имеет большое значение для здоровья студентов, формирования и закрепления у них правильной осанки.

Ходьба - это один из основных способов перемещения всего тела в пространстве. Походки бывают разные: лёгкая, тяжёлая, вертлявая, напряжённая, ныряющая, семенящая, развалистая, размашистая, уверенная, шаркающая и многие другие.

Pedagogy

Походка формируется в процессе роста, развития человека, а также учёбы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями, не передаётся по наследству, но и не возникает сама по себе, но в процессе жизни походка меняется как в лучшую, так и в худшую сторону. По деталям походки можно судить не только о физическом, но и о психологическом состоянии человека.

Понятие «правильная» походка связана с понятием «правильная осанка». Когда человек, свободно без лишнего напряжения держит прямо голову и туловище, а плечи его естественно опущены вниз и слегка отведены назад, при этом он сохраняет это положение во время ходьбы, то считается, что у этого человека правильная походка и правильная осанка. Правильная что походка имеет эстетическое и большое физиологическое значение. Такая походка обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, особенно лёгких и сердца, ведёт к наименьшей затрате энергии в труде, что значительно повышает работоспособность каждого человека. Необходимо следить за своей походкой и за осанкой при стоянии и ходьбе, необходимо выработать привычку стоять, равномерно опираясь на обе ноги или часто чередуя опорную ногу, научиться точно, управлять своими движениями, уметь координировать движения различными частями тела, всегда держать голову и туловище прямо, а плечи слегка отводить назад. Такое положение необходимо сохранять и во время ходьбы, не допуская сгибания туловища вперёд или раскачивания его в стороны, стремиться ходить ритмично, не волоча ноги по полу, грудь должна быть слегка выставлена вперёд, а живот несколько подтянут. При ношении предметов (сумки, чемодана, портфеля) необходимо чередовать руки, чтобы избегать одностороннего наклона туловища.

Для лиц, имеющих отклонения от нормальной походки, следует вводить в занятия гимнастические упражнения, упражнения художественной гимнастики, которые развивают и укрепляют мышцы живота, спины, плечевого пояса, грудной клетки, ног. К таким упражнениям относятся танцевальные шаги, упражнения без предметов и с различными предметами: палками, обручами, мячами и т. д. Общеразвивающими упражнениями добиваются создания сильного и выносливого «мышечного корсета», выполняя упражнения танцевального характера, приобретается умение легко, красиво изящно и непринуждённо передвигаться. Упражнения следует проводить систематически и настойчиво. Если отклонения от нормальной походки значительны, то проводить занятия рекомендуется под руководством врача и преподавателя-специалиста по лечебной гимнастике.

Мы рассмотрели методику формирования правильной походки. Перейдём теперь к основам

методики воспитания правильной осанки путём физических упражнений.

Одним из существенных разделов физического воспитания является управление процессом формирования и закрепления навыка рациональной осанки, а также предупреждение возможных её нарушений. Главнейшая часть процесса воспитания осанки приходится на младенческий, школьный, дошкольный и школьные периоды. Однако оно не завершается с этими периодами, а должно продолжаться в течении всей жизни человека. Первая задача в процессе воспитания осанки заключается в формировании и последующем закреплении навыка рациональной «основной стойки», благоприятной для функционирования двигательного аппарата и внутренних органов. Эта задача решается совместно с освоением техники жизненно важных двигательных действий ходьбы, бега и другое и воспитанием физических качеств сила и гибкость, а также способность поддерживать статическое и динамическое равновесие.

На первом этапе формирования навыка правильной осанки необходимо создать достаточно ясное представление о ней и практически «почувствовать» её. Наряду с известными методами объяснения и демонстрации в этих целях прибегают, в частности, практическим упражнениям, выполняя обучаемый должен соблюдать рациональную позу, заданную с помощью соответствующих ограничителей и ориентиров (упражнения в стойке у гимнастической стенки, упражнения с гимнастической палкой и т. д.). Эти упражнения не должны быть утомительными.

Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечивающих сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных рефлексов, важно с самого начала обращать внимание на верное положение головы в вертикальной стойке во многом определяется положением опорных звеньев, прежде всего нижних конечностей. Поэтому при проблематике освоения основной стойки рекомендуется придерживаться такой

последовательности:

1. Постановка стоп. В вертикальной стойке они должны быть почти параллельны, слегка развёрнуты.

2. Полное разгибание ног в коленных суставах. При выпрямлении ног голень и бедро должны составлять одну прямую.

3. Разгибание в тазобедренных суставах и поясничном отделе. Самостоятельно проконтролировать правильное положение таза и нужную степень прогиба в пояснице помогает простой приём - надо, стоя прямо и не наклоняя сильно голову, увидеть пальцы ног. При склонности к осанке лорд тонического типа: сделать полу присед и, выпрямляя ноги в коленных суставах, слегка нажимать ладонями

Interactive science | 2 • 2016 43

Педагогика

на бёдра спереди назад, чтобы воспрепятствовать чрезмерному выдвижению бедер и живота вперёд.

4. Установка верхних звеньев тела. Правильную установку лопаток и плеч «развёрнутое» положение груди и необходимое положение головы в вертикальной стойке «прочувствовать» в таких условиях, при которых отмечается фиксация нижележащих звеньев; например, в положении сидя на гимнастической скамейке или на полу и т. д. Таз при этом заранее фиксирован в нужном положении, поясничная часть позвоночника выпрямлена и также выравнена.

По мере освоения основных элементов рациональной позы прямо стояния целесообразно вводить контрастные задания «на осанку». Они могут состоять, например, в том, чтобы перейти из положения приседа в группировке или расслабленного наклона вперёд в положение основной стойки, соответствующее требованиям рациональной осанки. Такого рода упражнения выполняются вначале замедленно, плавно с последовательным контролем за положением стоп, коленных суставов, бёдер, живота и т. д., а затем с нарастающей скоростью, стремительно, энергично (если соблюдать правильность положений).

На следующих этапах должно быть обеспечено освоение и закрепление навыков рациональной осанки в усложнённых условиях, в том числе навыков сохранения оптимальных положений тела и его

звеньев в структуре техники сложных двигательных действий.

На этапах закрепления и совершенствования техники двигательных действий основными средствами, являются целостные упражнения. Некоторые из них имеют особую ценность для совершенствования навыков рациональной осанки в усложнённых условиях статического и динамического равновесия. В этой связи следует отменить упражнения в равновесии на уменьшенной опоре (например, гимнастическом бревне), упражнения типа жонглирования (булавами, мячами и т. д.), передвижение с грузом на голове (например, ходьба с набивными мячами, свободно лежащими на голове).

Ряд упражнений, неблагоприятно влияющих на осанку (езде на велосипеде, бег на коньках в наклонной стойке, упражнения с предметами, с предельными отягощениями и т. д.), необходимо постоянно сочетать с упражнениями, корригирующими осанку, в том числе «выравнивающими» упражнениями (висы на гимнастической стенке, упражнения, в положении лёжа, спокойное плавание и т. д.).

Процесс занятий физическими упражнениями в соответствии с принципами оптимального варьирования нагрузок и чередования их с отдыхом, а также оптимизация общего режима жизни в согласии с требованиями гигиены, позволить сформировать правильную осанку у студентов.

Литература

1. Анисимова Т.Г. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 146 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

3. Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика. - М.: Советский спорт, 2005. - 420 с.

4. Лукина Г.Г. Коррекция и профилактика опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2003. - 138 с.

5. Макланов А.Г. Общая психология. - Питер Пресс, 2008. - 581 с.

6. Кузнецов В.С. Т и МФК и С. - М.: ФиС, 2012. - 1-е изд. - 396 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.