УДК 330.322.3
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Е.Ю. Смолина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика
М. Ф. Решетнева Н.В. Балабанова
Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
На современном этапе рыночных отношений особое значение приобретают проблемы развития социальной инфраструктуры как важной составляющей экономики страны. Решение этих задач предполагает осуществление мероприятий по улучшению развития всех социальных отраслей, направленных на реализацию приоритетных направлений экономического и социального развития страны и ее регионов. Этим обусловлены актуальность и необходимость проведения исследований по вопросам стратегического управления развитием социальной инфраструктуры на современном этапе и перспектив развития с учетом требований экономической эффективности.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, матрица выбора стратегии развития, типология социальных объектов, методика формирования портфельной стратегии развития, типы стратегий развития социальных объектов.
В современной экономической действительности уровень развития региональных социально-экономических систем определяется состоянием ведущих системообразующих подсистем, к которым, в большей степени, относятся объекты социальной инфраструктуры. Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению - важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны.
Следует отметить, что в последние годы в стране наметились положительные тенденции в развитии социальной инфраструктуры регионов, которые стали участниками государственных целевых программ, ориентированных на социально-экономическое развитие, а также вследствие реализации приоритетных национальных проектов. Благодаря этим проектам, построены новые школы, больницы, другие социальные объекты.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правитель-
ства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, значительное место отведено вопросам развития социальной инфраструктуры. Согласно концепции должно быть обеспечено высокое качество и комфортные условия жизни населения.
Устойчивый рост объема ВВП свидетельствует о накоплении финансовой возможности государства в решении социальных задач. Однако, в условиях сложившихся нарушений в воспроизводственном цикле объектов социальной инфраструктуры, выделяемых средств на развитие социальных объектов недостаточно для покрытия разрыва между нормативным и сложившимся уровнями обеспеченности. При этом изменившиеся экономические условия требуют нового подхода к распределению средств между социальными отраслями.
Неопределенность и непредсказуемость параметров социального развития актуализирует задачу формирования стратегии развития социальной инфраструктуры в регионе. Нестабильность экономического развития выражается в возросшем количестве изменений как в хозяйственной
жизни, так и в обществе в целом, причем уменьшается предсказуемость этих изменений. Поэтому решение возникшей задачи возможно только с использованием инструментов стратегического планирования.
Необходимость разработки стратегии развития объектов социальной инфраструктуры предъявляет иные требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности на уровне региона. Решение этой задачи возможно на основе учета факторов, определяющих развитие объектов социальной инфраструктуры в регионе. Анализ основных тенденций и закономерностей развития социальной инфраструктуры позволил сделать следующие выводы:
• вследствие низкого уровня финансирования социальных отраслей произош-
ло снижение уровня обеспеченности объектами социальной инфраструктуры;
• в связи с миграционными процессами, связанными с переселением людей из деревни в город, а также переселением населения из стран СНГ на территорию России, изменилась структура потребителей социальных услуг;
• высокий уровень неопределенности и непредсказуемости параметров социального развития приводит к усложнению задачи управления развитием социальной инфраструктуры;
• недостаточный объем финансирования с минимальным процентом возобновления привел к высокому уровню износа социальных объектов.
Уровень обеспеченности
08161 привлеченных инвестиций
межбюджетных
Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на развитие социальной инфраструктуры в регионе
В результате проведенного анализа были выявлены факторы, оказывающие значительное влияние на состояние и развитие социальной инфраструктуры. Результаты систематизации выявленных факторов, представленные на рисунке 1, позволили сделать вывод о том, что уровень обеспеченности, в значительной степени, зависит от объема финансирования, как с точки зрения ввода, так и с точки зрения состояния основных фондов, а выбор стратегии развития объектов социальной инфраструктуры будет зависеть от достигнутого уровня обеспеченности и выделяемых средств на финансирование социальной инфраструктуры [1].
Результаты исследования характера влияния факторов, а также закономерностей и тенденций развития социальной инфраструктуры потребовали пересмотра принципов формирования стратегии их развития. Содержание предложенных в работе принципов конкретизировано с учетом выявленных особенностей развития социальных отраслей на современном этапе, а также форм их проявления. Особенности, предопределившие принципы формирования стратегии развития объектов социальной инфраструктуры, а также их содержание, представлены в таблице 1 [2].
Таблица 1
Принципы формирования стратегии развития объектов социальной инфраструктуры
Особенности развития социальной инфраструктуры Принципы
Многопрофильность отраслей, различный характер инвестирования и территориального размещения объектов социальной сферы Принцип декомпозиции объектов социальной инфраструктуры
Высокий уровень износа и несбалансированность объектов социальной инфраструктуры, недостаточность бюджетных ресурсов Поэтапное достижение государственных нормативов обеспеченности объектами социальной инфраструктуры
Неопределенность и непредсказуемость параметров развития социальной инфраструктуры Учет стратегического характера развития объектов социальной инфраструктуры
Бюджетный дефицит и многовариантность инвестирования социальных инвестиций при наблюдающемся росте объема ВВП Оптимальность распределения социальных инвестиций
Сформулированные принципы подлежат учету при решении задачи разработки инструментов формирования стратегии развития социальной инфраструктуры в регионе. Вместе с тем, их реализация требует учета различий в объектах социальной инфраструктуры.
Для учета указанной неоднородности и характера влияния факторов на выбор стратегии развития социальных объектов возникла необходимость разработки их типологии. В результате, были предложены следующие признаки типологии, позволяющие учесть отличительные особенности развития объектов социальной инфраструктуры: отрасль предоставления услуг, профильность объектов социальной инфраструктуры, тип поселения, зона обслуживания, климатическая зона. Учет указанных признаков позволит более точно решить задачу формирования стратегии развития объектов социальной инфраструктуры определенного типа, характеризующихся различным набором условий и целей развития.
Как уже отмечалось, решение задачи выбора наиболее эффективного направления развития объектов социальной инфраструктуры, в условиях существующего объема инвестирования и достигнутого состояния, возможно на основе использования инструментов стратегического управления. В теории и практике стратегического планирования предложены типовые стратегии. Данные стратегии реализу-
ются с учетом специфики рассматриваемых факторов, оказывающих влияние на исследуемые объекты.
Выявленные факторы и приоритеты развития социальной отрасли позволили предложить четыре типа стратегий, определяющих развитие объектов социальной инфраструктуры: стратегия принятия первоочередных мер, обеспечение равных условий, обеспечение государственных стандартов и перфекционистская стратегия.
Выбор стратегии развития социальных объектов позволяет установить расчетные значения нормативов обеспеченности, которые необходимо достичь при имеющемся объеме финансирования. Установленные расчетные значения нормативов позволяют поэтапно решать задачу доведения объектов социальной инфраструктуры до уровня государственных нормативов обеспеченности [1].
Для осуществления выбора одной из типовых стратегий была предложена матрица выбора стратегии социального развития, включающая четыре квадранта, соответствующих различным сочетаниям уровня обеспеченности и объема финансирования - рисунок 2. В квадрантах указаны соответствующие типовые стратегии развития.
Уровень
обеспеченности, % высокий
низкий
Lijk<Lср.ik
ik Стратегия обеспечения равных условий Перфекционистская стратегия
Стратегия принятия первоочередных мер Стратегия обеспечения государственных стандартов -►
Низкий
Объем финансирования, млн. руб. Высокий
V
фин.треб.^
V,
> 1
V
фин.треб .?/£
V,
< 1
фин.факт.ф ' фин.факт.ф
Рис. 2. Матрица выбора стратегии развития объектов социальной инфраструктуры
С использованием данной матрицы была разработана методика формирования портфельной стратегии развития социальной инфраструктуры, основные этапы которой представлены на рисунке 3. Их реализация позволяет разработать стратегии развития отдельных элементов социальной инфраструктуры, а также сформировать портфельную стратегию, определяющую структуру инвестиций в социальную инфраструктуру региона [4].
На первом этапе осуществляется оценка уровня обеспеченности. Для её оценки необходимо определить уровень обеспеченности по каждому объекту в данной отрасли. Затем, выполняется расчет среднего значения уровня обеспеченности по объектам этой же отрасли. Далее рассматриваем, как эти показатели соотносятся между собой.
На втором этапе осуществляется оценка уровня финансирования. Для оценки уровня финансирования следует учитывать объем средств, необходимый для доведения уровня обеспеченности до нормативного значения с учетом прогнозируемого периода, а также реальный объем выде-
ляемых средств. Таким образом, оценка уровня финансирования будет определяться как отношение требуемого объема финансирования к фактическому объему финансирования. В случае, когда отношение требуемого объема финансирования к реальному объему инвестиций больше единицы, показатель следует считать низким. В случае, когда отношение требуемого объема финансирования к реальному объему инвестиций меньше единицы либо равно единице, показатель следует считать высоким.
На следующем этапе, на основе выполненной оценки уровня обеспеченности и объема финансирования, осуществляется выбор стратегии развития социальной инфраструктуры на основе предложенной матрицы.
Следующим шагом является определение расчетного значения норматива обеспеченности, которого необходимо достичь при имеющимся объеме финансирования в рамках выбранной стратегии.
Далее решается задача оптимизации, основанная на методе динамического программирования.
Рис. 3. Методика формирования портфельной стратегии развития социальной инфраструктуры
Предложенный методический подход позволяет достичь максимально эффективного распределения социальных инвестиций, т.е. определить объекты социальной инфраструктуры, вложения в которые будут оптимальными с точки зрения предложенного критерия выбора стратегии развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Е.Ю. Инструменты стратегического планирования социальных инвестиций // Вестник Сиб. гос. аэрокосмич. Ун-та им. Ак. М.Ф. Решет-
нева: сб. науч. тр. / Сиб. гос. аэрокосмич. Ун-т. -Красноярск, 2011. - Вып. 3. - С. 173-176.
2. Алексеева Е.Ю. Принципы формирования стратегии развития социальной инфраструктуры // Вестник СибГАУ. - 2012. - Вып. №4 (44). - С. 191-193.
3. Алексеева Е.Ю. Инструменты управления социальными инвестициями в регионе // Вестник Сиб. гос. аэрокосмич. Ун-та им. Ак. М.Ф. Решет-нева: сб. науч. тр. / Сиб. гос. аэрокосмич. Ун-т. -Красноярск, 2011. - Вып. 4. - С. 248-251.
4. Алексеева Е.Ю. Модель формирования портфеля социальных инвестиций // Вестник Сиб. гос. аэрокосмич. Ун-та им. Ак. М.Ф. Решетнева: сб. науч. тр. / Сиб. гос. аэрокосмич. Ун-т. - Красноярск, 2011. - Вып. 4. - С. 213-216.
Рукопись поступила в редакцию 31.10.2014.
THE METHODOLOGY OF FORMING OF PORTFOLIO STRATEGY OF SOCIAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT
E. Smolina, N. Balabanova
At the modern stage of market relations the problems of development of social infrastructure as the significant element of the country economy purchase a special importance. The solving of these problems assumes the fulfilment of the measures on all social branches development improvement directed on realization of priority directions of economic and social development of the country and its regions. This causes the actuality and the necessity of carrying out the researches of the questions of strategical management of social infrastructure development on the modern stage and of the perspectives of development with a glance of economic effectiveness demands.
Key words: social infrastructure, development strategy choosing matrix, social objects typology, development portfolio strategy forming methodology, social objects development strategies types.