Научная статья на тему 'Инструменты управления социальными инвестициями в регионе'

Инструменты управления социальными инвестициями в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / TOOLS OF STRATEGIC PLANNING / SOCIAL SPHERE / INVESTMENT ACTIVITY / FACTORS / STRATEGIES / INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянова Анна Александровна, Смородинова Наталья Ивановна, Алексеева Евгения Юрьевна

Предложена классификация объектов социальной инфраструктуры в регионе, сформулированы принципы инвестирования в объекты социальной сферы, разработана матрица выбора стратегии социального развития, представлена и построена модель формирования портфеля социальных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INVESTMENT MANAGEMENT TOOLS IN THE REGION

The problem ofefficient allocationof scarce budgetfunds allocatedfor social developmentrequiresthe development of toolsthat woulddefinesocial infrastructure, investmentsthat will bemost suitable.

Текст научной работы на тему «Инструменты управления социальными инвестициями в регионе»

V. A. Kureshov

INSTITUTIONAL AND ECONOMIC FORMS OF INTERNATIONAL ACTIVITY OF INSTITUTIONS OF HIGHER LEARNING

The article presents the analysis of international activity development of institutions og higher learning in Krasnoyarsk, in spheres of academic and scientific exchanges and joint educational and research projects with educational, scientific and other international establishments, for the last year. The forecast for the nearest future is given for prospective directions and forms of international cooperation development of institutions of higher learning with the account of the tendencies of globalization of higher education.

Keywords: high professional education, international activity, institution-economic forms of cooperation, integration, academic and scientific exchange, export of educational services.

© KypemoB B. A., 2011

УДК 330.322.3

А. А. Лукьянова, Н. И. Смородинова, Е. Ю. Алексеева

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В РЕГИОНЕ

Предложена классификация объектов социальной инфраструктуры в регионе, сформулированы принципы инвестирования в объекты социальной сферы, разработана матрица выбора стратегии социального развития, представлена и построена модель формирования портфеля социальных инвестиций.

Ключевые слова: инструменты стратегического планирования, социальная сфера, инвестиционная дея-

тельность, факторы, стратегии, показатели.

Современное состояние социальной сферы обусловлено процессами, происходящими на протяжении последних лет в России. Финансовые и экономические кризисы, приводящие к снижению темпов экономического роста, уровня объема валового внутреннего продукта (ВВП) и, как следствие, ухудшению макроэкономической стабильности, не могли не сказаться на общем состоянии социальной инфраструктуры. Вместе с тем, отсутствие организационноэкономического механизма, отвечающего требованиям рыночной экономики, приводит к проблемам текущего финансирования социальной сферы и к снижению уровня обеспеченности объектов социальной инфраструктуры. Все вышеизложенное подтверждает необходимость разработки инструментов, позволяющих наиболее эффективно распределять социальные инвестиции в сфере услуг в условиях имеющегося бюджетного дефицита.

Для решения сформулированной задачи была проведена классификация объектов общественного производства, опирающаяся на научно обоснованные признаки, на основании которых и разделяются между собой отраслевые группы. Данная классификация основана на признаках ОКВЭД и дополнена признаком наличия государственных гарантий по обеспечению.

Ряд специалистов, в частности Н. Н. Некрасов, определяют социальную инфраструктуру как комплекс предприятий, сооружений и учреждений, обеспечивающих на определенной территории необходимые

материальные и культурно-бытовые условия жизни населения.

Д. И. Правдин делит непроизводственную сферу на пять групп: распределение и обмен, потребительские услуги, охрана здоровья населения, формы общественного сознания, управление и охрана общественного порядка.

В Международной стандартной хозяйственной классификации, утвержденной ООН в 1969 г., все виды экономической деятельности разделены на десять отраслей, в каждой из которых выделяются свои виды -всего 260 видов.

В качестве основных признаков классификации обеспеченности социальной инфраструктуры предложены социальные отрасли и социальные подотрасли. На сегодняшний день социальные нормативы обеспеченности социальными услугами и соответствующие обязательства государства распространяются на следующие отрасли: образование, здравоохранение,

культура, социальная защита, физическая культура и спорт.

На основе анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок обеспеченности объектов социальной сферы, были выделены подотрасли, структура которых представлена на рис. 1. В качестве дополнительного признака в предлагаемой классификации, исходя из специфики решаемых задач, предлагается ввести территориальное расположение объектов (город, поселок, поселок городского типа, деревня).

Рис. 1. Разделение объектов социальной сферы на подотрасли

Введение указанных признаков классификации позволит более точно решить задачу оценки уровня обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, определить направления инвестирования и оценить эффективность социальных инвестиций.

С учетом специфики выделенных объектов были сформулированы принципы инвестирования в объекты социальной сферы, отражающие особенности и условия инвестирования в данную область. Содержание отдельных принципов конкретизировано с учетом выявленных закономерностей развития социальных отраслей, а также форм их проявления. Более детально данные принципы описаны в статье Е. Ю. Алек-

сеевой «Модель формирования портфеля социальных инвестиций» [1].

Данные принципы подлежат учету как при решении задачи оценки эффективности социальных инвестиций, так и при распределении финансовых ресурсов между объектами социальной сферы.

Реализация предложенных принципов требует разработки инструментов принятия решения и, в частности, построения математической модели оптимального распределения инвестиций в условиях имеющихся бюджетных ограничений для повышения уровня обеспеченности населения объектами социальной сферы.

Таким образом, для решения поставленной задачи необходимо разработать инструменты, удовлетворяющие специфике объектов социальной сферы с учетом разработанных принципов инвестирования в данную сферу. Данные инструменты также должны учитывать факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии развития социальной инфраструктуры.

В результате исследования были выявлены два наиболее значимых фактора, определяющих развитие социальной сферы: уровень обеспеченности и объем финансирования. Именно эти факторы были использованы при построении матрицы выбора стратегии социальных инвестиций. Данная матрица включает 4 квадранта, отвечающих различным уровням обеспеченности и объему финансирования (рис. 2). В каждом квадранте указаны соответствующие направления развития - выравнивание, доведение до международных стандартов, закрытие узких мест, доведение до нормативного уровня.

Для оценки уровня обеспеченности на первом этапе необходимо определить уровень обеспеченности по каждому объекту в данной отрасли. Затем выполняется расчет среднего значения уровня обеспеченности по объектам этой же отрасли. Далее нужно рассмотреть, как эти показатели соотносятся между собой. Если фактический уровень обеспеченности (Хфакт) больше среднего значения уровня обеспеченности (Хср), т. е. Lфакт >Lср, речь идет о высоком уроне обеспеченности. Если фактический уровень обеспеченности меньше среднего значения уровня обеспеченности, т. е. Lфакт <Хср, речь идет о низком уроне обеспеченности.

Для оценки уровня финансирования следует учитывать объем средств, необходимый для доведения уровня обеспеченности до нормативного значения с учетом прогнозируемого периода, а также реальный объем выделяемых средств. Таким образом, оценка уровня финансирования будет определяться как отношение требуемого объема финансирования (Кфинтреб) к фактическому объему финансирования (Кфин.факт).

Полученный таким образом показатель сравнивается с единицей. В случае, когда отношение требуемого объема финансирования к реальному объему инвестиций больше единицы, т. е.:

^фин.треб > 1 (1)

V ’

фин.факт

показатель следует считать низким.

В случае, когда отношение требуемого объема финансирования к реальному объему инвестиций меньше либо равно единице, т. е.:

^|интреб < 1 (2)

V - ’

фин.факт

показатель следует считать высоким.

В четырех квадрантах матрицы содержатся следующие предписания, определяющие стратегии развития.

1. Доведение уровня обеспеченности до международных стандартов или социальных требований. Объекты, относящиеся к данному квадранту матрицы, характеризуются высоким уровнем обеспеченности при высоком объеме финансирования. Данный квадрант матрицы обеспечивается при устойчивой и эффективной социальной политике государства, когда за основу берутся социальные стандарты жизни людей, обеспечивающие им комфортный и качественно высокий уровень жизни.

2. Стратегия выравнивания. Эти объекты характеризуются высоким уровнем обеспеченности при низком объеме финансирования. К ним относятся недавно введенные в эксплуатацию объекты, реализуемые в рамках различных программ, направленных на развитие социальной сферы. Определяющим для них является будущее финансирование, так как при равномерном поступлении средств будут обеспечиваться высокие показатели обеспеченности в будущем.

Уровень i обеспеченности Высокий к Выравнивания Доведение до международных стандартов или социальных стандартов

Низкий

Закрытие Доведение

узких мест до нормативного уровня ь

Низкий Высокий

Объем финансирования Рис. 2. Матрица выбора стратегии развития социальной сферы

3. Доведение до нормативного уровня. Эти социальные объекты характеризуются низким уровнем обеспеченности при высоком объеме финансирования. Данная стратегия с учетом значительного объема инвестиций в объекты направлена на то, чтобы выравнять число показателей или довести уровень обеспеченности до нормативного уровня. В связи с тем, что объемы финансирования значительные, не придется ранжировать объекты по приоритетности. Выделяемые средства распределяются между объектами с низким уровнем обеспеченности.

4. Закрытие узких мест. Низкий уровень обеспеченности объектов при низком уровне финансирования. Данная стратегия направлена на оценку эффективности социальных инвестиций при их распределении с учетом ранжирования объектов по степени их приоритетности.

Матрица выбора стратегии социальных инвестиций используется при расчете критерия эффективности инвестиций. С помощью стратегии социальных инвестиций задается нормативный уровень, который необходимо достичь при имеющемся объеме финансирования. Матрица выбора стратегии социальных инвестиций позволяет поэтапно решить задачу доведения объектов социальной сферы до уровня государственных нормативов обеспеченности, поскольку зачастую невозможно сразу достичь данного уровня. После определения норматива с помощью стратегии производится оценка достижения установленного уровня с учетом имеющихся средств. Далее производится сравнение и определяется разница между имеющимися ресурсами и объемом недостающих средств для достижения норматива. После этого определяется эффективность инвестиций с помощью разработанного критерия эффективности инвестиций.

Критерий эффективности инвестиций в социальную сферу может быть определен отношением прироста уровня обеспеченности объектов социальной сферы [2] к объему вложений:

К = ^ (3)

соц.эфф.// ^ '

где gp - прирост уровня обеспеченности у-го объекта /-й социальной сферы; 8^ - объем дополнительных вложений в}-й объект /-й социальной сферы.

В основе способа расчета критерия эффективности инвестиций лежит матрица выбора стратегии социальных инвестиций. Как уже указывалось, данная матрица представляет 4 квадранта, отвечающих различным уровням обеспеченности и объему финансирования. В каждом квадранте указаны соответствующие предписания:

- выравнивание;

- доведение до международных стандартов;

- закрытие узких мест;

- доведение до нормативного уровня.

Предложенный критерий предлагается использовать для формирования портфеля социальных инвестиций при решении задачи распределения ограниченных бюджетных ресурсов. Метод формирования портфеля социальных инвестиций строится на основе метода динамического программирования, с использованием критерия эффективности социальных инвестиций в качестве критерия оптимизации.

Предложенные инструменты позволяют осуществить выбор эффективной стратегии инвестирования социальной сферы, обеспечивающей поэтапное достижение нормативного уровня обеспеченности объектами социальной инфраструктуры.

Библиографические ссылки

1. Алексеева Е. Ю. Модель формирования портфеля социальных инвестиций // Вестник СибГАУ. 2011. Вып. 4 (37).

2. Алексеева Е. Ю., Ерыгин Ю. В. Инструменты стратегического планирования социальных инвестиций // Вестник СибГАУ. 2011., Вып. 3 (36). С. 173-176.

A. A. Lukyanova, N. I. Smorodinova, E. Yu. Alexeeva

SOCIAL INVESTMENT MANAGEMENT TOOLS IN THE REGION

The problem ofefficient allocationof scarce budgetfunds allocatedfor social developmentrequiresthe development of toolsthat woulddefinesocial infrastructure, investmentsthat will bemost suitable.

Keywords: tools of strategic planning, social sphere, investment activity, factors, strategies, indicators.

© Лукьянова А. А., Смородинова Н. И., Алексеева Е. Ю., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.