Научная статья на тему 'Методика формирования навыка использования слова в обучении двигательным действиям у студентов - будущих учителей физической культурой'

Методика формирования навыка использования слова в обучении двигательным действиям у студентов - будущих учителей физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
848
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВА / ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ / СТУДЕНТЫ / PHYSICAL CULTURE / METHOD OF FORMING THE SKILL OF USING THE WORD / TRAINING IN MOTOR ACTIONS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баженова Анна Сергеевна

В исследовании показано проведение педагогического эксперимента по выявлению эффективности методики формирования навыка использования слова в обучении двигательным действиям студентов. Доказано, что умение использовать слово как средство при решении различных педагогических задач в процессе физического воспитания, является одним из основных показателей педагогического мастерства учи-теля физической культуры. В работе изучена практика работы на факультете педагогического и художественного образования ГГПИ им. В.Г. Короленко и отделении физической культуры Ярского политехникума по формированию у студентов умений использовать слово в обучении двигательным действиям. Для экспериментальной группы была разработана авторская методика, состоящая из заданий, направленных на формирование у испытуемых навыков использования слова в обучении движениям, состоящая из 15 занятий, во время которых студенты выполнили три серии учебных заданий. Экспериментальным путем на основе специальной диагностики уровней Б. Блума проверена эффективность предложенной в исследовании методики формирования у студентов умений использовать слово в процессе обучения физическим упражнениям и специальным двигательным действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баженова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of the formation of the use of the word in teaching motor actions in students - future teachers of physical culture

The study shows the conduct of a pedagogical experiment to identify the effectiveness of the technique of forming the skill of using the word in teaching the motor actions of students. It is proved that the ability to use the word as a means for solving various pedagogical tasks in the process of physical education is one of the main indicators of the pedagogical skill of the teacher of physical culture. In the paper, the practice of working at the Faculty of Pedagogical and Art Education of the GGPI of V.G. Korolenko and the Physical Training Department of the Jurassic Polytechnic in forming students' abilities to use the word in teaching motor actions. For the experimental group, the author's methodology was developed, consisting of tasks aimed at forming the tested skills of using the word in learning movements, consisting of 15 sessions, during which the students performed three series of study assignments. Experimentally, based on the special diagnostics of B. Bloom's levels, the effectiveness of the method of forming students' ability to use the word in the process of teaching physical exercises and special motor actions was tested in the study.

Текст научной работы на тему «Методика формирования навыка использования слова в обучении двигательным действиям у студентов - будущих учителей физической культурой»

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-16-18003

Методика формирования навыка использования слова в обучении двигательным действиям у студентов - будущих учителей физической культурой

Technique of the formation of the use of the word in teaching motor actions in students -

future teachers of physical culture

Баженова Анна Сергеевна

магистрант ФГБОУВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» e-mail: [email protected] Россия, г. Глазов

Bazhenova Anna Sergeevna

Master of Science Glazov State Pedagogical Institute e-mail: [email protected] Russia, the city of Glazov

Аннотация.

В исследовании показано проведение педагогического эксперимента по выявлению эффективности методики формирования навыка использования слова в обучении двигательным действиям студентов. Доказано, что умение использовать слово как средство при решении различных педагогических задач в процессе физического воспитания, является одним из основных показателей педагогического мастерства учителя физической культуры. В работе изучена практика работы на факультете педагогического и художественного образования ГГПИ им. В.Г. Короленко и отделении физической культуры Ярского политехникума по формированию у студентов умений использовать слово в обучении двигательным действиям. Для экспериментальной группы была разработана авторская методика, состоящая из заданий, направленных на формирование у испытуемых навыков использования слова в обучении движениям, состоящая из 15 занятий, во время которых студенты выполнили три серии учебных заданий. Экспериментальным путем на основе специальной диагностики уровней Б. Блума проверена эффективность предложенной в исследовании методики формирования у студентов умений использовать слово в процессе обучения физическим упражнениям и специальным двигательным действиям.

Annotation.

The study shows the conduct of a pedagogical experiment to identify the effectiveness of the technique of forming the skill of using the word in teaching the motor actions of students. It is proved that the ability to use the word as a means for solving various pedagogical tasks in the process of physical education is one of the main indicators of the pedagogical skill of the teacher of physical culture. In the paper, the practice of working at the Faculty of Pedagogical and Art Education of the GGPI of V.G. Korolenko and the Physical Training Department of the Jurassic Polytechnic in forming students' abilities to use the word in teaching motor actions. For the experimental group, the author's methodology was developed, consisting of tasks aimed at forming the tested skills of using the word in learning movements, consisting of 15 sessions, during which the students performed three series of study assignments.

Experimentally, based on the special diagnostics of B. Bloom's levels, the effectiveness of the method of forming students' ability to use the word in the process of teaching physical exercises and special motor actions was tested in the study.

Ключевые слова: физическая культура, методика формирования навыка использования слова, обучение двигательным действиям, студенты.

Key words: physical culture, method of forming the skill of using the word, training in motor actions,

students.

Введение

Известно, что, одним из способов педагогического воздействия на занимающихся физическими упражнениями, является воздействий словом. Умелое примененное педагогом слова во многом определяет понимание задачи и способа выполнения физических упражнений, контроль над ходом освоения упражнения, волевую направленность действий обучающихся.

Значение речи в превращении двигательных функций из непроизвольных, неосознаваемых в произвольные, сознательно регулируемые издавна отмечалось в научной литературе. Так, выдающийся отечественный анатом и педагог, основоположник системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт, еще в 80-е годы прошлого столетия настойчиво указывал на роль слова в формировании у ребенка умений сознательно управлять своими движениями. П. Ф. Лесгафт, создал свою теорию применения слова в процессе обучения. Согласно этой теории, слово должно занимать значительное место в учебном процессе. Слово должно предшествовать показу для психологической настройки учащихся на восприятие, для того, чтобы возбудить мысль и тем самым связать восприятие с мышлением. Таким образом, представление об изучаемом движении, по Лесгафту, в большей мере должно создаваться посредством слова. Однако самый основной механизм влияния слова на двигательное поведение человека оставался загадочным до тех пор, пока И. П. Павловым не были сформулированы исходные положения о двух сигнальных системах.

Степень разработанности проблемы

Выдвинутое И. П. Павловым учение о двух сигнальных системах открыло возможность физиологического объяснения высших, специфических человеческих форм волевых движений, совершаемых на основе словесной инструкции или самоинструкции. Благодаря слову произвольные движения человека могут приобрести тот собственно преднамеренный и сознательный характер, который качественно отличает их от так называемых произвольных движений животных. Предпринятые в дальнейшем экспериментальные физиологические и психологические исследования позволили установить некоторые дополнительные особенности нейродинамики процессов, протекающих на уровне словесной системы в их взаимодействии с процессами перво-сигнальными.

Развивалось очень важное положение сеченовско-павловской теории о ведущей роли сенсорной, эфферентной части в структуре рефлекторных актов, в частности, в структуре рефлекторных двигательных систем. Психологические особенности словесной регуляции двигательного поведения человека изучали и изучают многие исследователи. Установлено, что с помощью слова особого содержания можно вызывать у занимающихся ранее образованные двигательные представления, т. е. оживлять р-нее образованную условно-рефлекторную связь. Работы А. Н. Леонтьева и его сотрудников позволили дополнить и уточнить указанное

положение в том плане, что словесный приказ может адекватно определить систему ответных движений лишь тогда, когда он способен вызывать у занимающихся обобщенный образ, понятие о том, что и как должно быть выполнено.

В практике физического воспитания накоплен значительный опыт применения словесных методов обучения в процессе формирования двигательных навыков. Имеющиеся по данному вопросу высказывания в специальной литературе носят, как правило, характер описания практически сложившегося опыта использований слова в обучении физическим упражнениям и их совершенствовании. Н. Г. Озолин и А. Д. Новиков указывают на то, что основные функции слова в обучении при этом выражаются в решении разнообразных частных педагогических задач: передачи знаний о содержании изучаемого движения, организации обучения, контроля за освоением упражнения, оценки качества выполнения упражнения с целью его совершенствования и др.

Выявлению роли слова, как средства передачи знаний об упражнении, значительное место отводят в многочисленных работах, в которых авторы подчеркивают, что знания об упражнении могут передаваться словом в наиболее целесообразной последовательности, с охватом всех необходимых элементов, с выделением, основного и наиболее важного из них для настоящего момента обучения. Передача знаний об упражнении с помощью слова создает благоприятные условия для последующего овладения соответствующим двигательным умением или навыком.

В обучении, содержание которого включает не только знания, но и какие-либо упражнения в виде практических действий или движений, возникает необходимость в специальной организационной подготовке занимающихся к овладению этими действиями или движениями. Осуществление такой подготовки в учебном процессе вызывает проявление новой роли слова, которая заключается в доведении до сознания занимающихся способов, приемов, порядка выполнения этого движения.

Ряд исследователей останавливают свое внимание на причинах, обусловливающих то или иное применение слова в обучении двигательному навыку: на возрасте занимающихся и их подготовленности, на особенностях обучения на разных стадиях формирования двигательного навыка, на сложности изучаемого движения и др.

Слово педагога, решая в каждом отдельном случае конкретную задачу, отличается определенными особенностями. Например, для объяснения упражнения учитель использует специально разработанную терминологию. Непосредственное руководство практическими действиями занимающихся физическими упражнениями осуществляется с помощью команд, распоряжений, подсчета. Неправильный выбор формы слова, несвоевременность или плохое качество обычно вызывают необходимость повторного решения. Учитывая психическое состояние учащихся, причины допущенной ошибки или констатируя успешное выполнение упражнения, преподаватель каждый раз должен найти оптимальную интонацию слову. Изменяя, эмоциональную форму указаний, он должен придавать ей различные оттенки, выражая одобрение, уверенность. Такая приуроченность эмоциональной характеристики речевого контакта психологическому своеобразию ситуации в педагогическом процессе имеет особое воспитательное значение. Мастерство речевого общения с занимающимися физическими упражнениями не приходит само собой, им нужно овладеть как квалификацией.

Овладение основами этого мастерства должно начинаться еще в период обучения студентов в педагогическом вузе. Это значит, что на всех этапах учебного процесса в вузе должен быть достигнут оптимально возможный уровень этого мастерства. Учителя физической культуры не используют в должной мере стимулирующее воздействие второ-сигнальных раздражителей при обучении физическим упражнениям, не реализуют многие из установленных функций слова, так как недостаточно владеют словесными методами

обучения. В практической работе часто вместо объяснения только описывают упражнение. Такое описание, констатируя процесс движения, не подчеркивает то основное, на что надо обратить особое внимание обучающихся. Нередко высказывания и указания учителя лишены конкретности, не синхронизированы во времени с соответствующим движением. Иногда речевое воздействие применяется без учета индивидуальных особенностей, занимающихся и психологического своеобразия ситуации в педагогическом процессе.

Причина недостаточного использования учителями физической культуры словесных методов обучения, по мнению ряда авторов в том, что в высших учебных заведениях почти не уделяется внимания развитию речи студентов в период обучения во время учебной и педагогической практики. Такое положение частично объясняется недостаточной изученностью конкретных путей привития студентам навыков использования слова в обучении движениям в процессе занятий по спортивным дисциплинам. Однако многие теоретические положения, раскрывающие важную роль слова, с одной стороны, как средства познания движения, с другой -как средства организации познания, управления познанием и осознанней движений, еще не находит своего применения в повседневной педагогической практике.

Цель исследования: разработать методику формирования навыка использования слова в обучении двигательным действиям у студентов - будущих учителей физической культурой и экспериментально проверить ее эффективность на практике.

Организация исследования

Исходя из того, что умение использовать слово как средство при решении различных педагогических задач в процессе физического воспитания, является одним из основных показателей педагогического мастерства учителя физической культуры, мы в своей работе поставили следующие задачи:

- изучить сложившуюся практику на факультете педагогического и художественного образования ГГПИ им. В.Г. Короленко и отделении физической культуры Ярского политехникума по формированию у студентов умений использовать слово в обучении двигательным действиям;

- проверить эффективность предложенной нами методики формирования у студентов умений использовать слово в процессе обучения физическим упражнениям.

Для решения первой задачи нами изучался опыт работы преподавателей физического воспитания представленных выше учебных заведений. Обращалось внимание на то, какие средства и методы применяются ими при формировании у студентов умений использовать слово в обучении двигательным действиям, сколько времени они тратят на выполнение этой работы, какие используют формы учета и оценки. Анализировались программы по спортивным дисциплинам, содержание раздела по учебной практике, изучались характеристики выпускников, проработавших в школе один год. Одновременно с этим изучались характеристики, предоставляемые методистами и руководителями педагогической практики в школе, анализы уроков, в которых характеризуется методическая подготовленность студентов.

Для проверки эффективности предложенной нами методики был проведен педагогический эксперимент. Работа осуществлялась в два этапа. На первом этапе были выверены учебные задания для студентов, формы организации учебной практики студентов, способы учета и оценки достигнутых результатов. На втором этапе проведен педагогический эксперимент на студентах 1 курса. Были организованы, две группы студентов по 15 человек. Для экспериментальной группы была разработана методика, состоящая из заданий, направленных на формирование у испытуемых навыков использования слова в обучении движениям. Всего было проведено 15 занятий, во время которых студенты опытной группы выполнили три серии учебных

заданий.

Первая серия включала следующие задания:

- определить структуру физического упражнения;

- выделить в упражнении основную фазу, элемент, главный момент усилий;

- определить темп, ритм, динамику выполняемого движения;

- установить отличие частей упражнения по быстроте действия, амплитуде;

- определить «трудные места» в упражнении, т. е. установить объекты, на которые надо направлять внимание обучающихся данному движению.

Этими заданиями предполагалось научить студентов различать в наполняемых упражнениях фазы, элементы, пограничные позы, служащие исходным положением для последующих движений и влияющих на их исполнение, т. е. устанавливать моменты смены частных двигательных задач.

Задания второй серии были рекомендованы нами с целью формирования у студентов умений:

- оценивать результаты, достигнутые обучающимися в каждой попытке практического действия, т. е. видеть все или многие ошибки в упражнениях при их выполнении одним облучающимся и группой;

- определять наиболее существенные ошибки для данного момента обучения;

- устанавливать причины их возникновения;

- намечать наиболее целесообразные приемы устранения основных ошибок, используя словесные методы обучения;

- составлять план педагогического воздействия на обучающихся словом с целью устранения этих

ошибок.

Третья серия заданий была направлена на формирование у студентов навыков владения своим голосом и включала:

- тренировку в произношении словесной инструкции под музыку, с целью выработки необходимо-го темпа речи, тона и силы звучания;

- тренировку в своевременном произнесении счета, команд, распоряжений, указаний в процессе обучений физическим упражнениям;

- запись речевой инструкции, используемой студентами в обучении движениям;

- прослушивание, анализ и оценку качества словесной инструкции.

На задания в экспериментальной группе на каждом занятии отводилось 30 минут, т. е. 1/3 времени. Студенты контрольной группы выполняли учебные задания в объеме требований программы. В ходе педагогического эксперимента для определения эффективности экспериментального обучения, определялись и сопоставлялись сдвиги в овладении студентами умениями использовать словесные методы в обучении физическим упражнениям. Для этого фиксировалась словесная инструкция, используемая ими при выполнении контрольного учебного задания путем аудио записи, действия студентов при выполнении учебного задания (выбор места, уверенность тона и др.), отношение студентов к выполняемой работе.

Результаты исследования

Результаты изучения работы преподавателей физического воспитания по формированию у студентов навыков использования, слова в обучении физическим упражнениям показывают, что на учебной практике студенты чаще всего выполняют задание преподавателя, проведя «разминку» в учебной группе. При выполнениях заданий преподаватели очень редко полностью фиксируют распоряжения, указания-команды, счет, используемые студентами в процессе обучения упражнениям. Учет словесного воздействия на

обучающихся движениям 67% преподавателей спортивных дисциплин ведут в виде краткой записи ошибок в речи студентов

Рис. 1. Учет методистами словесного воздействия студентов на школьников на практике по физической культуре

■ В виде кратких записей без обсуждения

■ Интерактивно, обсуждается на месте Учет не ведется

Рисунок 1. Учёт методистами словесного воздействия студентов на школьников на практике по

физической культуре.

Ошибки студентов, как правило, обсуждаются после выполнения ими задания, лишь немногие (18%) из преподавателей исправляют их по ходу выполнения задания, показывая при этом, как надо произнести то, или иное указание, остальные 15% не уделяют вообще должного внимания. Итоги проведения учебной практики почти не обсуждаются, конспекты учебных заданий с оценкой за их выполнение не хранятся. Общее мнение опрошенных нами преподавателей физического воспитания сводится к тому, что нужно усилить методическую сторону практических занятий.

Из материалов педагогической практики нас более всего интересовали конспекты и анализы уроков. Нами просмотрено более 70 конспектов и 32 анализа уроков практикантов. Выяснилось, что, составляя план обучения тем или иным упражнениям, студенты в большинстве случаев не предусматривают указаний, уточняющих различные стороны техники изучаемых движений, стимулирующих двигательную деятельность обучающихся, исправляющих осанку. Применение речевого инструктирования в процессе обучения физическим упражнениям представляет для студентов определенные трудности, заключающиеся в следующем:

- в неумении быстро найти точные слова указания и произнести их таким образом, чтобы указание предшествовало движению;

- дать указания в определенной последовательности в условиях непрерывно возникающих двигательных педагогических задач;

- в неумении рассчитывать начало предварительной команды так, чтобы произнести точно в соответствующем месте зала при выполнении, упражнений в движении;

- изменять тон и силу звучания подсчета, распоряжений, команд, сообразуя их с конкретными условиями обучения;

- в неумении, словом привлечь внимание всех обучающихся к хорошему выполнению упражнения одним из учеников.

Для мониторинга сформированности навыка использования слова в обучении двигательным действиям у студентов - будущих учителей физической культурой была отобрана диагностическая методика уровня на основе специального тестирования трех уровней сложности по таксономии Б.Блума:

1 уровень - анализ (предоставление отчетов, с выявлением положительных и отрицательных сторон, на основе анализа навыков использования слова в обучении физическим упражнениям другими практикантами): проверялось умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Обучающийся должен был уметь выделять скрытые (неявные) предположения, выявлять ошибки и упущения в

логике рассуждений, осуществлять разграничения между фактами и следствиями.

2 уровень - синтез (выполнение эссе с дальнейшим устным докладом, по анализу сформированности индивидуальных навыков использования слова в обучении физическим упражнениям): определялось умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть эссе, сочинение, доклад, план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения. Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Обучающийся должен уметь предлагать план проведения какого-либо эксперимента на основе использования знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

3 уровень - оценка: выявлялось умение студентов оценивать свои навыки и других практикантов по использованию слова в обучении физическим упражнениям. Суждения обучающегося должны основываться на чётких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться им самим или предлагаться ему извне, например, педагогом. Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Обучающийся должен уметь оценивать логику построения материала в виде устного доклада-оценивания, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

Тестирование состояло из трех частей: по 1 уровню - 8 развернутых отчетов - анализов; по 2 уровню -4 эссе на физкультурную тематику (2 - на свободную тему, 2 - на предложенную); по 3 уровню - 2 проекта по физкультурной тематике (1 - на свободную тему, 1 - на предложенную).

Обработка результатов: осуществлялась с помощью суммирования баллов, набранных в результате выполнения тестирования по следующей схеме: X = А + В * 2 + С * 4, где «А» - количество развернутых отчетов - анализов по 1 уровню, «В» - количество развернутых эссе по 2 уровню, «С» - количество представленных проектов по 3 уровню.

Результаты тестирования: высокий уровень - более 20 баллов (включительно) - у студента выявляются 3 уровня мыслительных процессов в сфере физической культуры (анализ, синтез и оценка); средний уровень -более 12, но менее 19 баллов (включительно) - у студента определяется 2 уровня мыслительных процессов в сфере физической культуры (анализ и синтез), 3 уровень (оценка) представлен слабо или вообще не проявляется; низкий уровень - менее 11 баллов (включительно) - у студента зафиксирован 1 уровень мыслительных процессов в сфере физической культуры (анализ), 2 уровень (синтез) представлен слабо или вообще не проявляется.

Результаты мониторинга сформированности навыка использования слова в обучении двигательным действиям у студентов - будущих учителей физической культурой по диагностической методике Б. Блума на предварительном срезе (январь-февраль 2016 г.) и контрольном срезе (январь-февраль 2017 г.) отражены на рисунок 1:

Рисунок 1. Динамика сформированности навыка использования слова в обучении двигательным действиям у студентов - будущих учителей физической культурой по диагностической методике Б. Блума.

На основе полученных данных проведенного эксперимента и сравнительного исследования между данными предварительного и контрольного срезов в экспериментальных и контрольных группах выявлено:

- в экспериментальной группе (ЭГ), зафиксировано значимое увеличение, по сравнению с КГ, количества респондентов на высоком уровне, и достоверное уменьшение, по сравнению с КГ, количества респондентов на низком уровне. Это подтверждает эффективность реализации авторской методики.

В ходе педагогического эксперимента выяснилось, что постепенное усложнение учебных заданий и условий выполнения, четкая постановка задач перед студентами, объективный учет и оценка достигнутых результатов на учебной практике положительно влияют на успешность овладения студентами навыками использова-ния словесных методов в обучении физическим упраж-нениям. Итоговые данные показывают; что словесная информация, используемая студентами экспериментальной группы, отвечала требованиям педагогически обоснованной меры воздействия на обучающихся по содержанию, по форме и интонации.

Выводы

В процессе изучения спортивных дисциплин имеются широкие возможности для формирова-ния у студентов профессионально-педагогических уме-ний и навыков. Однако в практике кафедр и отделений физического воспитания эти возможности используются не в полной мере. Несмотря на то, что программы по спортивным дисциплинам предусматривают овладение студентами умения использовать слово в педагогическом процессе, распределение часов на отдельные формы обучения сту-дентов не нацеливает преподавателей на систематическую работу над их освоением в процессе изучения курса. Усиление педагогической направленности в препода-вании спортивных дисциплин оказывает положительное влияние на воспитание у студентов интереса к педаго-гическому труду, помогает понять студентам первого курса, как трудна и ответственна, скромна и почетна профессия педагога, как много она требует сил, знаний, умений, воли, поисков и инициативы.

Список используемой литературы:

1. Волков П.Б., Владыкина И.В., Наговицын Р.С., Тутолмин А.В., Сокольникова Э.И. Программное управление совершенствованием физической культуры студентов с применением мобильных средств // Теория

и практика физической культуры. - 2015. - №4. - С. 33-35.

2. Ипатов И.В., Наговицын Р.С. Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности студента // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. - № 15. - С. 244-249.

3. Ипатов И.В., Наговицын Р.С. Формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. -№ 18. - С. 92-102.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.

5. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста - СПб.: 1888. -Ч. 1. - 441 с.

6. Наговицын Р.С., Ипатов И.В. Формирование физической культуры личности студентов на основе реализации идей мобильной педагогики // Качество. Инновации. Образование. - 2014. - № 3. - С. 44-48.

7. Наговицын Р. С. Концептуальные основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 11-14.

8. Наговицын Р.С., Рассолова Е.А., Сенатор С.Ю., Торбина И.И. Разработка веб-портала для подготовки к тестированию по нормам ГТО // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №1. - С. 39 -42.

9. Наговицын Р.С., Рассолова Е.А., Сокольникова Э.И., Сенатор С.Ю., Торбина И.И. Технология системного развития физических качеств молодежи на основе мобильного обучения // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №11. - С. 100-102.

10. Наговицын Р. С. Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX -начале XX в.: дис. ... канд. пед. наук. - Глазов, 2008. - 182 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970. - 479 с.

12. Павлов И. П. Полное собрание трудов. Общественно-научные статьи по физиологии кровообращения. - М.; Л.: Изд-во наук СССР, 1940. - 427 с.

13. Тиселько А.Д. Формирование у студентов факультета физического воспитания навыков использования слова в обучении движениям // Вопросы теории и методики физического воспитания. -1993. -№1. - С.64-75.

14. Bloom B. S. Evolution to Improve Learning - New York: ES, 1981. - 356 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.