Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
информация / образование / формирование / критическое мышление / технология обучения / способы и приёмы.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Маматахунова Махбуба Гапировна, Хаитов Шавкат Кимсанбаевич, Асанбай Кызы Тумар

в данной статье рассматриваются пути формирования критического мышления, актуальность и значение решения этой проблемы, что в данное время этот вопрос является недостаточно изученной, но, однако главной в пути выхода из проблемной ситуации. Анализировано научно-исследовательские работы по изучению данной проблемы. Также в этой работе описано о продуктивности формирования критического мышления и совершенствовать данной методики на уроках физики, так как она вносит большой вклад в умственное развитие человека. На конкретных примерах рассматриваются разнообразные способы формирования критического мышления на разных этапах урока физики, т.е. приведено разработка урока с применением приема критического мышления. А также четко отражены формируемых умения и навыки, связанные с критическим мышлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

УДК: 372.853

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

МАМАТАХУНОВА МАХБУБА ГАПИРОВНА

Преподаватель кафедры физика, математика и методика преподавания Кыргызско-Узбекского Международного университета имени Б. Сыдыкова

ХАИТОВ ШАВКАТ КИМСАНБАЕВИЧ

к.п.н., доцент кафедры физика, математика и методика преподавания Кыргызско-Узбекского Международного университета имени Б. Сыдыкова

АСАНБАЙ КЫЗЫ ТУМАР

магистрант кафедры физика, математика и методика преподавания Кыргызско-Узбекского Международного университета имени Б. Сыдыкова

Аннотация: в данной статье рассматриваются пути формирования критического мышления, актуальность и значение решения этой проблемы, что в данное время этот вопрос является недостаточно изученной, но, однако главной в пути выхода из проблемной ситуации. Анализировано научно-исследовательские работы по изучению данной проблемы. Также в этой работе описано о продуктивности формирования критического мышления и совершенствовать данной методики на уроках физики, так как она вносит большой вклад в умственное развитие человека. На конкретных примерах рассматриваются разнообразные способы формирования критического мышления на разных этапах урока физики, т.е. приведено разработка урока с применением приема критического мышления. А также четко отражены формируемых умения и навыки, связанные с критическим мышлением.

Ключевые слова: информация, образование, формирование, критическое мышление, технология обучения, способы и приёмы.

В концепции развития образования в КР на 2021-2030 годы роль образовательного учреждения заключается в социализации ребенка и формировании базовых компетенций. При определении приоритетов в основном среднем и общем среднем образовании установлено, что одной из четырех основных компетенций является сохранение соотношения математических, естественнонаучных, лингвистических, гуманитарных и художественных программ, направленных на формирование критического мышления. Критическое мышление, являющееся одной из компетенций, которыми должно овладеть молодое поколение, предполагает овладение способами критического понимания информации. Иными словами, считается необходимым воспитывать человека, который думает, анализирует, мыслит критически, умеет решать проблемы. Чтобы воспитать такого человека, прежде всего, необходимо развивать его мышление [3, 10 с.].

В данное время рыночное экономика требует воспитания выпускника, свободно ориентированного в обществе, владевшего компьютерными технологиями, быстро анализировать информацию и применявшего решения. Формирование таких способностей связано с обогащением умений и навыков учащихся, на основе которых лежит развитие критического мышления.

Актуальность проблемы формирования критического мышления учащихся старших классов на уроках физики связано ситуацией, сложившейся в современном обществе, когда человек получает неограниченно большой объем информации, чего не было еще за последние десятка лет. В нынешних условиях выпускник должен уметь мыслить критически, анализировать происходящее, сопоставлять информацию, принимать правильное решение в задачах и находить возможный оптимальный путь решения проблемы. Таким образом, перед

средней школой ставится первостепенная задача сформировать критическое мышление у учащихся в средней школе. Выпускник всегда должен быть готов к непосредственной деятельности и жизни в информационной среде. В настоящее время проблема формирования критического мышления у учащихся средней школы и в теоретическом, и в методическом плане является недостаточно изученной. В педагогике проблеме формирования критического мышления у учащихся средней школы не уделяется достаточно нужное внимание. Некоторые направления развития критического мышления школьников рассматривают российские и зарубежные ученые Г.Линдсей, Д.Джонсон, Ч.Темпл, О.К.Тихомиров, В.Н.Пушкин и другие. [4, 88с.]

Нынешние социально-экономические изменения в развитии общества обусловила появление ситуации неопределенности, необходимости мониторинга и принятия решений, в значительной степени повысили функции личности, его способности к естественной оценке существующей ситуации на основе ее критического анализа и благополучного решения заданной проблемы. Наличие проблемной ситуации, в развитии критического мышления учащихся средней школы в процессе обучения отдельным предметам является источником важности исследования, и предопределяют его проблему, которая заключается в научном обосновании формирования критического мышления у обучающихся. На сегодняшний день накоплен определенный научный опыт, необходимый для исследования данной проблемы.

Формирование критического мышления распространяется на все школьные курсы. Наряду с гуманитарными дисциплинами он должен поддерживаться в обучении естественных наук. Формирование критического мышления должен стать одним из основных задач обучения физике. На уроках физики в необходимой степени могут формироваться следующие умения и навыки, связанные с критических мышлений:

- определять проблему;

- ставить вопрос;

- логический анализ информации;

- принимать решения;

- полученные знания применять на практике;

- обсуждать вопрос и обосновать её;

- работать в команде, в группе;

- уметь прислушиваться мнению друга [5, 21 с.].

Для развития критического мышления школьников фактически на каждом уроке необходимо применять элементы, приёмы, способы его формирования регулярно. Используя новые технологии развития критического мышления, учитель создаёт условия для самореализации учащихся [1, 102 с.].

На примере рассмотрим разнообразные приёмы критического мышления в изучении конкретной темы на разных этапах урока физики. Для достижения цели необходимо специальный методический инструмент, одним из которых является технология развития критического мышления через чтение и письмо разработанная американскими педагогами К. Мередитом и Ч. Темплом. На основе данной технологии урок делится на три этапа, то есть на три стадии: (ВОР - вызов, осмысление, размышление или рефлексия)

1-стадия: вызов (пересмотреть, вспоминать имеющиеся знания, проявление интереса к изучению новой темы, постановка вопроса и определения цели задачи, мотивация к дальнейшему обучению)

2-стадия: осмысление (изучение нового учебного материала, новой информации, анализ новой темы и его градация, подкрепление интереса учащихся к теме)

3-стадия: рефлексия (размышление, получение нового знания, определения новых целей обучений, представление применения знаний на практике, обмен мнениями, стимулирование расширению информации).

Существует ряд приёмов и способов новой технологии формирования критического мышления учащихся, используемые на разных этапах урока. Например, в первой стадии

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

можно использовать метод кластера, инсерт, таблица ЗХУ, мозговой штурм. На второй стадии метод двухчастный дневник, диаграмма «Эйлера - Вена», таксономия Блума. На третьей стадии применимы приёмы такие, как синквейн, эссе, бортовой журнал, чтение с остановками и т. п.

Приведем несколько приемов применяемые на разных этапах урока физики. На стадии вызова применима прием «Мозговой штурм», который оживляет внимание всех учеников. У учащихся появляется интерес к изучению новой темы. Они используют ранее полученные знания, строят гипотезы, выявляют цель обучения в этом уроке. Данный прием формирует умения и навыки задавать вопросы разного характера, высказывать своё мнения, сделать вывод.

Цель этого приёма как можно больше собрать идей за короткое время для дальнейшего изучения нового учебного материала. Поэтому этот приём эффективен на стадии «Вызов». Также на этом стадии прием «Составление кластера» даёт ожидаемый результат в подготовке учащихся на следующую стадию «Осмысление». Кластер - это демонстратор, анализатор и систематизатор идей, показывающий связь между изученным материалом и предстоящим изучению. В применении этого приёма ученик наглядно видит учебный материал. В середине листа или доски пишется ключевое слова или термин, тема. Затем вокруг него пишутся слова, идеи, предложения, связанные с ним. Каждый ученик имеет право высказать своё мнение. Однако, этот приём возможно использовать на любом этапе урока.

Приём «ЗХУ» - знаю - хочу знать - узнал. Он позволяет определить тему или проблему, который предстоит изучать. Ученик приобретает навыки, как оценить уровень своих знаний, мотивируется к дальнейшей деятельности. После изучения нового материала заполняется таблица, где перечисляется выводы. На стадии рефлексии можно применять приёмы как групповая дискуссия, написание мини сочинения - эссе, синквейн - краткое изложение своих мнений на счет ново изученного материала. [2, 136 с.]

Пример:

Урок по физики в 8 классе с применением приёмов технологии критического мышления»

Тема; «Источники света. Световые явления»

Цели:

Образовательная: осваивание учащимися знаний о световых явлениях, об источниках света и их применении.

Развивающая: развитие информационно - коммуникативных способностей, умений самообразования.

Воспитательная: генерирование ответственности и самостоятельности.

Задачи урока:

Научить учащихся определять виды источников света, применять знания в жизни, привить умения анализировать, выделять необходимое. Достичь активного участия всех учеников на занятиях, втянуть их познавательную и творческую деятельность.

Через работу в группах развивать коммуникативные способности учащихся; Ход урока

(стадия вызова): применение приёма «ЗХУ»__

Знаю Хочу узнать Узнал

Вызов; составление кластера Составление вопросов Заполнение таблицы, синквейн

Вызов Осмысление Рефлексия

Ключевые слова урока: свет, оптика, источники света, естественный и искусственный источник света, тень, полутень.

Ключевые слова, кластер, вопросы и таблица записываются на доске, последовательно обсуждается и заполняется таблицы.

Оценивается ещё раз, что знают и что хотят узнать. Вызов: Кластер

Осмысление: Составление вопросов и текст ответов к ним

1. Что же такое свет?

2. Что можно сказать о действии света?

3. Какими свойствами обладает свет?

4. Существуют, какие источники света?

Излагаемый учебный материал:

Самые интересные явления природы, это световые явления. Излучение, отражение, поглощение, преломление света, называются световыми явлениями. Дисциплина, изучающая эти явления, называется оптикой. Вкратце оптика - наука о свете! Все живое на Земле существует за счет энергии солнечного света. Лучи Солнца вызывают на листьях растений сложнейший биохимический процесс, образующий и накапливающий органические вещества (клетчатка, крахмал, сахар) и выделение кислорода. Тела, которые излучают свет, называются источниками света. Существуют естественные и искусственные источники света. К естественным источникам света относятся Солнце, звёзды, разряды атмосферные, светящиеся растения и животные. К искусственным источникам света в зависимости от процесса излучения можно отнести тепловые и люминесцирующие источники. К тепловым источникам относятся электролампы, пламя, свечи, камин, горелки, а к люминесцирующим телевизор, экраны телефонов и ноутбуков, люминесцентные лампы. Человек видит не только источники света, но и тела, освещенные светом. Излучение, падая на предметы, меняет направления, отражается и попадает в глаз, и мы видим предметы. Световой луч - это линия вдоль который излучается свет. Свет распространяется прямолинейно. Тому доказательством является образование тени. В Солнечный день хорошо наблюдается образование тени предметов. Затмения Солнца и Луны объясняется образованием тени при падении света.

Свет излучается, поглощается, рассеивается, преломляется. Свет - это электромагнитная волна, излучение с высокими частотами. Для видимого света эти частоты лежат примерно между 400 ТГц и 750 ТГц, что соответствует диапазону длин волн от 400 до 750 нм.

Рефлексия: заполнение таблицы, написать синквейн.

Свойства света Естественные источники света Искусственные источники света

излучение солнце фонари

отражение звезды газовая лампа

поглощение светлячки пламя, камин

преломление костер лазеры

электромагнитное полярные сияния светодиоды

видимое молния свечи

Синквейн:

Солнце - жаркое, отдаленное, раскаливает, бушует, шумит. Является громадным в космическом пространстве. Светило.

Новая технология РКМЧП дает возможность развивать способность учащихся воспринимать информацию в быстроменяющемся мире. С разных сторон рассматривать и в конечном итоге решить проблему. Уметь применять полученные навыки и умения в различных ситуациях. Обосновать свою точку зрения и уважать мнение других.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. -Красноярск: 2001. - 102 с.

2. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя. -СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 136с.

3. Концепция развития образования в Кыргызской республике на 2021-2030 гг. -Бишкек: 2021. - 10 с.

4. Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: 2004. - 88 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М. 1998. - 21с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.