Научная статья на тему 'Инновационные методы и приёмы при изучении басни "Волк на псарне" в кыргызской школе'

Инновационные методы и приёмы при изучении басни "Волк на псарне" в кыргызской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ / INTERACTIVE METHODS AND TECHNIQUES / БАСНЯ / FABLE / АЛЛЕГОРИЯ / ALLEGORY / МОРАЛЬ / MORALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уркумбаева Рахат Аваскановна, Соронкулов Гульжигит Умарович

Статья посвящена проблеме применения инновационных методов и приёмов при изучении басни И. А. Крылова, которые способствуют более глубокому восприятию учащимися-кыргызами инокультурного и иноязычного художественного образа. Эксперимент, проведённый нами при изучении басни «Волк на псарне» с применением методов и приемов критического мышления в средних классах школ с кыргызским языком обучения, показал повышение эффективности обучения, позитивное изменение взгляда учащихся на предмет, а также помогло ребятам-кыргызам ещё раз прочувствовать красоту и выразительность русского слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уркумбаева Рахат Аваскановна, Соронкулов Гульжигит Умарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы и приёмы при изучении басни "Волк на псарне" в кыргызской школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

INNOVATIVE METHODS AND METHODS IN THE STUDY OF FABLES "Wolf on a kennel" SCHOOL IN THE KYRGYZ Urkumbaeva R.1, Soronkulov G.2 ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАСНИ «ВОЛК НА ПСАРНЕ» В КЫРГЫЗСКОЙ ШКОЛЕ Уркумбаева Р. А.1, Соронкулов Г. У.2

'Уркумбаева Рахат Аваскановна / Urkumbaeva Rahat - старший преподаватель, кафедра русского языка и литературы, гуманитарный факультет, Таласский государственный университет, г. Талас;

2Соронкулов Гульжигит Умарович /Soronkulov Gulzhigit - кандидат педагогических наук, доцент, Национальная академия наук, г. Бишкек, Республика Кыргызстан

Аннотация: статья посвящена проблеме применения инновационных методов и приёмов при изучении басни И. А. Крылова, которые способствуют более глубокому восприятию учащимися-кыргызами инокультурного и иноязычного художественного образа. Эксперимент, проведённый нами при изучении басни «Волк на псарне» с применением методов и приемов критического мышления в средних классах школ с кыргызским языком обучения, показал повышение эффективности обучения, позитивное изменение взгляда учащихся на предмет, а также помогло ребятам-кыргызам ещё раз прочувствовать красоту и выразительность русского слова.

Abstract: the article deals with the application of innovative methods and techniques in the study of the fable I. A Krylova, which contribute to a better perception of the student-Kyrgyz foreign culture and foreign language art image. The experiment conducted by us in the study of the fable "The Wolf in the kennels," using methods and critical thinking methods in the middle classes of schools with Kyrgyz language of instruction, showed an increase learning efficiency, positive change in the view of students in the subject, as well as contributed to the guys-Kyrgyz again feel the beauty and expressiveness of the Russian word.

Ключевые слова: критическое мышление, инновация, интерактивные методы и приёмы, басня, аллегория, мораль.

Keywords: critical thinking, innovation, interactive methods and techniques, fable, allegory, morality.

Будущее нравственное и культурное здоровье нашего общества связано с изучением как родной кыргызской, так и русской литературы, так как только литература сегодня в состоянии обеспечить растущему поколению высокую образованность, духовность и нравственность. Русская литература в кыргызской школе даёт ученику наглядную, образную картину мира, духовную радость, а также несёт в себе элемент эстетического наслаждения, уроков нравственности.

К сожалению, последняя четверть века в нашей стране охарактеризовалась заметным оттоком русскоязычного населения, особенно из регионов. Как шагреневая кожа, быстро сокращается среда общения на русском языке (в сёлах большинства регионов она уже практически отсутствует). Создалась парадоксальная и совершенно неприемлемая на сегодняшний день ситуация: родители, бабушки и дедушки современного школьника - кыргыза из сельской местности страны несравнимо лучше владеют всеми признанным языком межнационального общения, чем их чада и внуки. И это несмотря на наличие таких, казалось бы, мощных информационных каналов, как радио и телевидение, Интернет, школьная программа. Русская культурная традиция ныне оказывается традицией, приходящей к нашим учащимся «извне», а не «изнутри». Поэтому возникает необходимость помочь ученику осознать, по выражению известного кыргызского методиста Л. А. Шеймана, «вереницу представляемых примеров именно как традицию - как преемственную систему явлений, характерных для изучаемой культуры» [1, с. 55].

О необходимости новой, развивающей мышление обучаемых методики ещё в 70 -х годах прошлого века писали и говорили известные учителя -новаторы, педагоги. Так, Э. В. Ильенков отмечал: «... проблема современного образования - соединить, наконец,

процесс овладения прочными основами современной науки с процессом воспитания ума, способности мыслить» [2, с. 11].

Выбор методики обучения русской литературе в кыргызской школе исходит из заказа нынешнего социума, требований демократического общества. Методика должна учить учащихся понимать себя и найти сразу же свою нишу в жизни, а также отвечать требованию общества.

Профессор Л. А. Шейман в своём предисловии к «Словарю Программы «РКМЧП» отмечал: «...концепция американских коллег получила конструктивное развитие: это, уже методика формирования, развития и стимулирования не только критического, но и творческого, и нравственно-ориентированного мышления» [3, с. 5].

Проект «Чтение и письмо для развития критического мышления» на протяжении последних двух десятилетий весьма активно и результативно развивается в системе образования Кыргызстана. Проблема развития критического мышления учащихся рассматривалась в работах многих ученых-методистов Кыргызстана (Т. М. Буйских, Н. П. Задорожная, И. А. Низовская, И. П. Валькова, Л. Ф. Илеева, А. И. Алимбеков и др.).

Хотелось отметить, что методика критического мышления учит, причем не так, чтобы обучаемый много теоретически выучивал и забывал, а так, чтобы он много думал и применял на практике. Методические приёмы и стратегии нацеливают на воспитание человека, умеющего анализировать, творить, самостоятельно принимать решения, строить новые знания на основе уже имеющихся.

В последние два десятка лет у нас в Кыргызстане наблюдалось значительное усиление интереса учителей школ, преподавателей вузов, методистов к интерактивным и инновационным методам обучения, требующим новых подходов к обучению. Эти методы позволяют осуществить перелом в сознании и обучающего и обучаемого, разрушают стереотипы мышления учащихся и учителей, обогащают традиционные методы.

Глубина знаний учащихся, их умение понимать содержание жанра басни в значительной степени зависят и от методов и приёмов их изучения. Некоторые методы и приемы критического мышления были нами применены во входе проведения эксперимента в школах с кыргызским языком обучения. Опыт применения этих методов и приемов критического мышления при изучении басен И. А. Крылова в средних классах школ Таласской области показал повышение результативности обучения, позитивное изменение отношения учащихся к предмету.

Много разнообразных и благородных чувств вызывает басня, если учителю удаётся взволновать школьников, раскрыть им истинную глубину образов, помочь почувствовать и пережить вместе с автором описанное, найти в басне отклик собственным мыслям и чувствам.

На экспериментальных уроках по изучению басни И. А. Крылова «Волк на псарне» в 8 классе (2 ч.) мы применяли следующие приемы критического мышления.

Приёмы, используемые на стадии «Вызова»:

Приём «Корзина идей»

- Как вы думаете, что могут обозначать эти цепочки?

Эзоп Лафонтен Крылов

Др. Греция Франция Россия

VI век до н. э. XVII век XIX век

Групповая работа. Класс был разделён на группы. После предварительного обсуждения, каждая группа высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске. Здесь следует отметить, что наши учащиеся в целом неплохо справились с заданием.

После знакомства ребят с биографией баснописца учитель может применить приём «Верные и неверные утверждения»:

- А сейчас, давайте проверим, внимательно ли вы слушали информацию о творчестве И. А. Крылова.

1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1768 года. нет

2. Он родился в городе Москве. нет

3. Его семья жила бедно. да

4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. да

5. Он работал продавцом. нет

6. Крылов выучил несколько языков. да

7. Он начал писать в 16 лет. нет

8. Крылатые фразы из басен И. А. Крылова стали поговорками. да

9. Баснописец часто обращался к художественному приёму сатиры - к иронии. да

10. Фраза «Поэт и мудрец слились в нём воедино» принадлежит Гоголю. да

Приём «ЗХУ» (Знаю, хочу узнать, узнал). Используя его при работе с информацией, школьники учатся соотносить известное и новое, а также определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией. Также, с помощью таблицы (таблица 1) можно научиться определять направления в индивидуальном исследовательском поиске в рамках изучаемой темы.

Таблица 1. Применение приема «ЗХУ» на уроке при изучении басни И. А. Крылова «Волк на псарне»

Знаю Хочу узнать Узнал

Что такое басня? Герои басни - животные. «Лиса и Ворона» «Лебедь, Щука и Рак» «Волк и Ягнёнок» Тоголок Молдо писал басни Что такое аллегория? Мораль басни «Волк на псарне». История создания басни. Наполеон. Кутузов.

Приёмы, применяемые на стадии «Осмысления»:

Приём «Чтение с пометками», позволяет ребятам информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Ребятам раздаётся текст басни, во время чтения учениками делаются карандашные пометки на полях («V», что означает «Это я знал до прочтения текста, «+» - «Это новая для меня информация» и «?» - «Это мне непонятно»).

Приём «Ассоциации». Показываем школьникам иллюстрации Волка и Ловчего, затем выясняем, какие ассоциации они вызывают у них. Вот какие ассоциативные ряды появились у ребят при словах:

«волк» - хитрый, голодный, хищник, жадный, наглый, грубый, злой, жестокий, коварный, лицемерный, обманщик, страх, ночь, ложь, вор;

«ловчий» - умный, благородство, опытный, сильный, мудрый, храбрый, герой, справедливый, смелый, седой, решительный, простой.

Использование данной стратегии поможет учащимся лучше усвоить новый литературоведческий термин «аллегория».

Приёмы, применяемые на стадии «Рефлексии»:

Приём «Концептуальная таблица» (таблица 2) применялся нами при сравнении героев басни. В середине таблицы по вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение (мы назвали их «линией сравнения»).

Таблица 2. Применение «Концептуальной таблицы» при сравнении героев басни

Волк Линия сравнения Ловчий

Грубый, злой, несправедливый, жестокий характер Решительный, смелый, уверенный, мудрый

Лживая, заискивающая, лицемерная речь Строгая, уверенная, как мудрый приговор

Коварство, вероломство, хитрость, трусость. что олицетворяет Опыт, мудрость, предусмотрительность, уверенность.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста басни учащимся предлагается выстроить перемешанные нами события в логической последовательности. Использование данного приёма очень помогает ребятам на стадии пересказа различных текстов.

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) переполох на псарне;

б) приговор Ловчего;

в) лицемерное поведение (сладкая речь и переговоры) Волка;

г) Ловчий прерывает речь Волка;

д) Волк попал на псарню;

С большим удовольствием наши ребята составляли «синквейны». Приведу здесь по одному удачному, на мой взгляд, примеру из их домашних работ:

Волк Ловчий

Злобный, хитрый Мудрый, простой

Пытается спасти шкуру. Уверен в себе, в решениях.

Ему нельзя доверять Сумел победить сильного врага

Хищник Герой

А вот какие кластеры наши ребята составили к словам: Басня (жанр, мораль, рассказ, аллегория, животные, нравоучение). И. А. Крылов (писатель, баснописец, старший сын, драматург, издатель журнала). Уроки, проведённые нами по басне «Волк на псарне» в нескольких школах Таласской области с использованием отдельных методов и приёмов критического мышления, показали эффективность их применения, способствовали более глубокому восприятию художественных образов, пониманию морали и идейного содержания произведения, а также помогли ребятам -кыргызам ещё раз прочувствовать красоту и выразительность русского слова.

Литература

1. Шейман Л. А. Учебная модель ведущего нравственно-эстетической традиции прогрессивной русской культуры. Сборник статей. ОПРЯЛКШ. Фрунзе: «Мектеп», 1982. Выпуск 8. С. 55.

2. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить // Наука и жизнь, 1984. № 8. С. 11.

3. Шейман Л. А. в кн.: Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. Бишкек: ОФЦИР, 2003. С. 5.

STIMULATING EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF USE OF SCORE-RATING SYSTEM Yakusheva N.

СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Якушева Н. В.

Якушева Надежда Владимировна / Yakusheva Nadezhda — старший преподаватель, кафедра математики и информатики, Механико-технологический институт Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень

Аннотация: в современном профессиональном образовании, когда требования к знаниям, умениям и навыкам новоиспеченного специалиста все растут, не обойтись без стимулирования учебной деятельности. В данной статье рассматриваются методы стимулирования учебной деятельности и их применение в условиях использования балльно-рейтинговой системы на примере рейтинговой таблицы по предмету «Математика и математические методы в биологии» для обучающихся на направлении «Биология» в Государственном аграрном университете Северного Зауралья.

Abstract: in today's professional education, when the requirements for knowledge, skills and experience newfound specialist are rising, can not do without stimulating learning activities. This article discusses methods of stimulating learning activities and their use in the conditions of use of score-rating system by the example of the rating table on the subject "Mathematics and Mathematical Methods in Biology" for students in the direction of "Biology" at the State Agrarian University of Northern Urals.

Ключевые слова: учебная деятельность, стимулирование, балльно-рейтинговая система. Keywords: training activities, promotion, score-rating system.

В современном профессиональном образовании, когда требования к навыкам новоиспеченного специалиста все растут, не обойтись без стимулирования учебной деятельности.

Стимулирование активизирует деятельность студента, создает условия для осознания, что он может трудиться более производительно, и возникновения потребности в повышении результатов своего труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.