Волк Ловчий
Злобный, хитрый Мудрый, простой
Пытается спасти шкуру. Уверен в себе, в решениях.
Ему нельзя доверять Сумел победить сильного врага
Хищник Герой
А вот какие кластеры наши ребята составили к словам: Басня (жанр, мораль, рассказ, аллегория, животные, нравоучение). И. А. Крылов (писатель, баснописец, старший сын, драматург, издатель журнала). Уроки, проведённые нами по басне «Волк на псарне» в нескольких школах Таласской области с использованием отдельных методов и приёмов критического мышления, показали эффективность их применения, способствовали более глубокому восприятию художественных образов, пониманию морали и идейного содержания произведения, а также помогли ребятам -кыргызам ещё раз прочувствовать красоту и выразительность русского слова.
Литература
1. Шейман Л. А. Учебная модель ведущего нравственно-эстетической традиции прогрессивной русской культуры. Сборник статей. ОПРЯЛКШ. Фрунзе: «Мектеп», 1982. Выпуск 8. С. 55.
2. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить // Наука и жизнь, 1984. № 8. С. 11.
3. Шейман Л. А. в кн.: Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. Бишкек: ОФЦИР, 2003. С. 5.
STIMULATING EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF USE OF SCORE-RATING SYSTEM Yakusheva N.
СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
Якушева Н. В.
Якушева Надежда Владимировна / Yakusheva Nadezhda — старший преподаватель, кафедра математики и информатики, Механико-технологический институт Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень
Аннотация: в современном профессиональном образовании, когда требования к знаниям, умениям и навыкам новоиспеченного специалиста все растут, не обойтись без стимулирования учебной деятельности. В данной статье рассматриваются методы стимулирования учебной деятельности и их применение в условиях использования балльно-рейтинговой системы на примере рейтинговой таблицы по предмету «Математика и математические методы в биологии» для обучающихся на направлении «Биология» в Государственном аграрном университете Северного Зауралья.
Abstract: in today's professional education, when the requirements for knowledge, skills and experience newfound specialist are rising, can not do without stimulating learning activities. This article discusses methods of stimulating learning activities and their use in the conditions of use of score-rating system by the example of the rating table on the subject "Mathematics and Mathematical Methods in Biology" for students in the direction of "Biology" at the State Agrarian University of Northern Urals.
Ключевые слова: учебная деятельность, стимулирование, балльно-рейтинговая система. Keywords: training activities, promotion, score-rating system.
В современном профессиональном образовании, когда требования к навыкам новоиспеченного специалиста все растут, не обойтись без стимулирования учебной деятельности.
Стимулирование активизирует деятельность студента, создает условия для осознания, что он может трудиться более производительно, и возникновения потребности в повышении результатов своего труда.
К методам стимулирования относят поощрение, наказание, соревнование.
Поощрение - это способ целенаправленной активизации учебной деятельности; практикуется как совокупность мер позитивного воздействия на учащегося со стороны лиц, организующих и регулирующих эту деятельность, и со стороны социального окружения. Состоит в признании значимости и важности поощряемой деятельности [1].
Наказание - средство педагогического воздействия, способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой вредной, безнравственной, правонарушительной, противоречащей интересам коллектива и личности деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, используется в форме осуждения нарушителя общественным мнением, выражением ему недоверия, отказа в уважении. Наказание развивает у учащихся самоторможение, внутренний самоконтроль, самооценку, самоосуждение [1].
Соревнование - метод организации и воспитания коллектива, активизирующий и стимулирующий общественно полезную деятельность путем сравнения и оценки ее результатов, обеспечивающий успех индивидуального и коллективного труда, его производительность, продуктивность и организованность [1].
Показателем освоенности материала и соответствия обучающегося некоторому «эталону» специалиста служит оценка: хорошая отметка является поощрением, а плохая - наказанием. Для того чтобы мнения об оценке преподавателя и студента совпадали, необходимо, чтобы студент понимал, что от него требуется и как этого достичь.
При использовании балльно-рейтинговой системы (БРС) критерии оценки и получаемые за семестр баллы по каждому виду деятельности озвучиваются обучающимся на первом занятии. В дальнейшем, на каждой неделе своего обучения студент может сравнить свои баллы и теоретическими и понять, устраивает ли его оценка или нужно приложить усилия для ее улучшения.
Возьмем для примера систему оценивания по предмету «Математика и математические методы в биологии» направления Биология (таблица 1).
Таблица 1. Балльно-рейтинговая шкала оценивания результатов обучения
Максимальное Всего баллов
Наименование позиций количество баллов за
единицу
1 Контрольная точка
Ведение конспекта лекции и работа с ним 0,5 4,5
Практическое занятие (присутствие) 0,5 4,5
Практическое занятие(работа у доски) 0,5 4,5
Контрольная работа №1 5,0 5,0
Контрольная работа .№2 5,0 5,0
Контрольная работа .№3 5,0 2,0
Самостоятельное изучение темы 1,5 1,5
Итого за модуль 1 30
2 Контрольная точка
Ведение конспекта лекции и работа с ним 0,5 4,5
Практическое занятие (присутствие) 0,5 4,5
Практическое занятие (работа у доски) 0,5 4,5
Выполнение расчетно-графической работы - -
защита в течение 2 недель 5,0 5,0
защита в течение 3 недель 2,0 2,0
свыше 3 недель - -
Контрольная работа .№1 5,0 5,0
Контрольная работа .№2 5,0 5,0
Самостоятельное изучение темы 1,5 1,5
Итого за модуль 2 30
3 Контрольная точка
Экзамен 40 40
По итогам трех модулей студенту может быть выставлена одна из следующих оценок: «3» - 61-77 баллов; «4» - 78-90 баллов; «5» - 91-100 баллов.
Поощрение в рамках БРС предполагает получать баллы за выполнение "допустимой" деятельности. Например, получение баллов за написание конспекта лекции, правильно выполненную расчетно-графическую работу, задание на контрольной работе, работу у доски, самостоятельное изучение темы.
Наказание предполагает снижение баллов за несвоевременное выполнение заданий либо не начисление их. Например, за несвоевременную защиту расчетно-графической работы предполагается меньшее количество баллов, даже если она сделана правильно. За неправильно выполненное задание на контрольной работе баллов начислено не будет.
Соревнование в рейтинговой таблице не прописано, но тем не менее обучающиеся всегда интересуются, какие баллы набрали другие студенты, за счет чего разрыв баллов - выполнение ли самостоятельной работы, работы у доски и т. д.
Таким образом, балльно-рейтинговая система стимулирует систематическую учебную работу студента, повышает учебную дисциплину, что создает предпосылки для успеха в будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика // Москва: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
ABOUT GUARANTEES OF THE RIGHTS OF CHILDREN IN NEED OF PUBLIC PROTECTION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Kadrekova A. О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ, В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Кадрекова А.
Кадрекова Алмаз / Kadrekova Almaz — преподаватель, кафедра общей педагогики, Нукусский государственный педагогический институт, г. Нукус, Республика Каракалпакстан
Аннотация: в данной статье рассказывается о содержании проводимых работ по общественной и государственной защите прав несовершеннолетних детей и решении вопросов об их образовании, обеспечении прав нуждающихся в общественной и государственной защите в Республике Узбекистан.
Abstract: this article describes the content of ongoing public and state protection of the rights of minor children, and decisions about their education, rights in need of public protection in the Republic of Uzbekistan.
Ключевые слова: ребенок и религия, ребенок и право, права детей и подростков, забота о детях и др.
Keywords: child and religion, child and law, rights of children and adolescents, care of children etc.
В нашем государстве широко внедряются в жизнь государственные программы по правам и свободе детей и обеспечению их законных интересов. В процессе осуществления возможностей и формирования физического и духовно развитого поколения было принято множество законов, цель которых заключается в общественном формировании и усовершенствовании детей, полном осуществлении общественно-экономических и организационных гарантий и направлении их талантов на путь общественных и государственных интересов. Закон «О гарантиях прав детей», принятый 7 января 2008 года, является еще одним ярким проявлением на практике постоянного внимания, оказываемого молодому поколению, которое является будущим нашей страны [1]. Обсуждать, комментировать достигнутые положительные успехи в нравственной области за годы независимости, правильно разъяснять растущему поколению основную суть духовности в целях идеального и безупречного сохранения нашей священной религии ислам, соответствие мировых и религиозных ценностей в обществе представляют собой