Научная статья на тему 'Методика формирования готовности магистров к обучению пользователей информационных систем'

Методика формирования готовности магистров к обучению пользователей информационных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРЫ / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА / ПОДГОТОВКА ИТ-КАДРОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MASTERS / TRAINING / METHODOLOGY / TRAINING OF IT-PERSONNEL / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенашов С.И., Савостьянова И.Л., Пашковская О.В.

Рассмотрены особенности методики формирования готовности магистров к обучению пользователей информационных систем на примере направления подготовки «Прикладная информатика». Использование методики позволит повысить конкурентоспособность будущих выпускников на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенашов С.И., Савостьянова И.Л., Пашковская О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика формирования готовности магистров к обучению пользователей информационных систем»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 378:681.3

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРОВ К ОБУЧЕНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ информационных систем

С. И. Сенашов, И. Л. Савостьянова*, О. В. Пашковская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*Б-шаЛ: ruppa@inbox.ru

Рассмотрены особенности методики формирования готовности магистров к обучению пользователей информационных систем на примере направления подготовки «Прикладная информатика». Использование методики позволит повысить конкурентоспособность будущих выпускников на рынке труда.

Ключевые слова: магистры, обучение, методика, подготовка ИТ-кадров, высшее образование.

METHODOLOGY TO FORM MASTER READINESS FOR TRAINING AS USERS

OF INFORMATION SYSTEMS

S. I. Senashov, I. L. Savostyanova*, O. V. Pashkovskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ruppa@inbox.ru

The article considers features of a methodology to form masters 'readiness for training as users of information systems on the example of major «Applied information technologies». Using the methodology will make graduates popular in the labor market.

Keywords: masters, training, methodology, training of IT-personnel, higher education.

Современный рынок труда, основанный на экономике знаний, определяет изменение требований к специалисту в области информационных технологий. Подобно любому современному инженерно-техническому работнику, сотрудник ИТ-сферы должен быть одновременно и исследователем, и организатором работы индивидуального или командного проекта; в его обязанности входит проектирование и внедрение информационной системы, а также реализация потенциальным потребителям. Соответственно, основной образовательной идеей настоящего времени выступает подготовка будущего выпускника к поддержке полного цикла жизнедеятельности информационной системы: от «Задумки» до «Реализации пользователю».

Описанные изменения в требованиях к подготовке специалиста в области информационных технологий нашли отражение в государственных актах, профессиональных стандартах, современных методологиях подготовки инженерно-технических работников, а так же в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.

Требования подготовки будущего выпускника к сопровождению информационной системы на всех этапах ее жизни нашли отражения в формулируемых в государственных образовательных стандартах видах деятельности и компетенциях, которыми должен обладать магистрант, закончивший обучение по направлению «Прикладная информатика». В частности,

будущий выпускник должен быть готов к обучению пользователей проектируемых и внедряемых им информационных систем.

Между тем, анализ содержания магистерской программы «Системы корпоративного управления», реализуемой в Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М. Ф. Решетне-ва, показал, что вуз не готовит выпускника к такой комплексной деятельности, соответственно, возникает проблема отсутствия системных решений подготовки будущих магистров к обучению пользователей информационных систем.

Анализ литературы по данной проблеме [1; 2] позволил определиться с содержанием понятия «готовность к обучению пользователей информационных систем» и его структурой, включающей мотивацион-но-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты.

Формирование готовности к обучению пользователей информационных систем соотнесем с поэтапным формированием умственных действий, сформулированным П. Гальпериным, А. Леонтьев и Н. Талызиной [3]. Опираясь на эту концепцию, представим формирование готовности к обучению как последовательность прохождения студентом этапов ориентирования, приобщения, закрепления, рефлексии.

В соответствии с системно-элементным подходом, выделенным Афанасьевым [4] и опираясь на определенную нами структуру готовности к обучению,

Решетневские чтения. 2017

представим методику формирования готовности будущих магистров к обучению пользователей информационных систем на примере образовательной деятельности в любой дисциплине учебного плана магистерской программы «Системы корпоративного управления».

Реализуя этап ориентирования, необходимо включить в занятия элементы, позволяющие студентам почувствовать себя разработчиком информационной системы, обучающих пользователя работе с этой системой. Разумеется, не имея специальных знаний и опыта деятельности, они почувствуют затруднения. Эти затруднения позволяют запустить механизм мотивации к освоению деятельности по обучению пользователей.

Для того чтобы деятельность началась, студентам необходимо получить специальные знания педагогического характера, что и должно быть сделано в рамках дисциплины. Получив эти знания, студенты должны получить опыт деятельности по применению этих знаний, что представляет собой содержание этапа закрепления. Обеспечить оценку и самооценку успешности деятельности призван этап рефлексии.

Технологическая составляющая методики формирования готовности магистрантов к обучению пользователей информационных систем предусматривает использование всего арсенала педагогических методов, средств и форм, ведущими из которых выступают активные и интерактивные педагогических технологии.

Завершает процесс формирования диагностика полученных результатов. Диагностический комплекс определения уровня готовности будущих магистров к обучению пользователей информационных систем представляет собой совокупность процедур, предназначенных для решения конкретных диагностических задач, и образующих единую систему. Теоретические подходы к формированию диагностического комплекса подробно рассмотрены в работе [5]. К критериям качества относят следующие характеристики диагностического комплекса: Объективность - результаты независимы от того, кто проводит диагностику.

Валидность - пригодность теста для измерения именно того качества, на оценку которого он направлен. Надежность отражает степень точности и постоянства, с которой измеряется качество личности, и характеризует свободу от погрешностей процедуры тестирования. Репрезентативность (соответствие нормам тестирования) - свойство выборочной совокупности людей, на основе анализа качеств которых разработан тест, представлять генеральную совокупность всех лиц, обладающих подобными характеристиками. Научность - обоснованность теста фундаментальными исследованиями.

Представленная методика формирования готовности магистров к обучению пользователей информационных систем позволит актуализировать содержание основных образовательных программах, реализуемых вузом по различным направлениям подготовки в области информационных систем и технологий.

Библиографические ссылки

1. Савостьянова И. Л. Структурные компоненты профессиональной информационной компетентности будущих экономистов // Решетневские чтения : материалы XVII Междунар. науч. конф. памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева. Красноярск, 2013. С. 508-510.

2. Осипова С. И., Ерцкина Е. Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов -будущих инженеров в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 6. С. 73.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность Сознание. Личность. М. : Наука, 1975. 215 с.

4. Афанасьев В. Г. Системность и общество М. : Политиздат, 1980. 235 с.

5. Савостьянова И. Л. Диагностический комплекс определения сформированности информационной компетентности бакалавра-экономиста // Письма в Эмиссия. Оффлайн [Электронный ресурс]. URL: http://www. emissia.org/offline/2014/2233.htm (дата обращения: 12.08.2017).

References

1. Savostyanova I. L. [Structural Components of Professional Information Competence of Future Economists] // Мaterialy XVII Mezhdunar. nauch. konf. "Reshet-nevskie chteniya" [Materials XVII Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2013. P. 508-510. (In Russ.)

2. Osipova S. I., Ertskina E. B. [Formation of design and engineering competence of students - future engineers in the educational process] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2007. № 6. P. 73.

3. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. [Activity. Consciousness. Personality]. M. : Nauka Publ., 1975. 215 p.

4. Afanas'ev V.G. Sistemnost' i obshchestvo [System and society]. M. : Politizdat, 1980. 235 p.

5. Savostyanova I. L. [Diagnostic complex for determining the formation of the information competence of bachelor of economics] // Pis'ma v Emissiya. Offlayn Available at: http://www.emissia.org/offline/2014/2233. htm (accessed: 12.08.2017).

© Сенатов С. И., Савостьянова И. Л., Пашковская О. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.