Решетнеескцие чтения. 2015
В зависимости от цели высшего образования знания могут выстраиваться в различные системы. Необходимо, чтобы в стандартах обучения содержалась система ментально структурированных видов знаний, которые можно определить следующими ключевыми компетенциями: декларативные, операционные, процедурные, ситуационные и поведенческие знания. Целью компетентностного образования является не только обеспечение студентов знаниями, умениями и навыками, но и формирование особых личностных качеств -компетенций. Это обеспечит знаниевую, креативную, функциональную, познавательную и социальную грамотность инженерного корпуса инновационной экономики. Иначе говоря, современный инженер кроме профессиональной компетентности должен иметь такие надпрофессиональные качества, как уверенность в себе, высокий уровень трудовой активности, предприимчивость, коммуникабельность и др. [3; 4].
Особенностью инновационного обучения в инженерном вузе должно являться формирование продуктивной деятельности, предполагающей создание новой информации, которая должна лежать в основе принятия прибыльных инженерных решений, причем в опережающем порядке. Кроме этого, необходима тесная взаимосвязь предприятий и вузов, необходимо осуществлять целевую подготовку специалистов совместными усилиями предприятий и вузов, необходимо вводить специализацию не по предметам, а по процессам, вводить больше деловых игр, чтобы озвучивать темы о роли человеческого фактора.
Совершенствование управления инженерным образованием должно быть направлено в сторону обеспечения инновационного обучения, способного стимулировать рождение новых знаний в существующей культуре и социальной среде. Этот тип обучения формирует преобразующий интеллект, готовит человека действующего.
Библиографические ссылки
1. Федоров В. К., Епанешникова И. К. Особенности обеспечения качества подготовки специалистов
в области инновационного менеджмента // Методы менеджмента качества. 2012. № 5. С. 26-30.
2. Окунева Т. Г. Совершенствование оценки качества подготовки инженерных кадров для предприятий ОПК // Вестник СибГАУ. 2014. Вып. 4(56). С. 282287.
3. Окунева Т. Г., Подвербных О. Е. Мониторинг качества подготовки кадров в инженерном вузе: опыт СибГАУ // Управление человеческими ресурсами -основа развития инновационной экономики : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014. С. 59-62.
4. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. М. : Стандартинформ, 2011. 47 с.
References
1. Fedorov V. K., Epaneshnikov I. K. Features ensure the quality of training in the field of innovation management // Methods of Quality Management. 2012. № 5, pp. 26-30.
2. Okuneva T. G. Improving the assessment of quality of training engineers for defense industry enterprises // Vestnik of SibSAU. 2014. Vol. 4(56). S. 282-287.
3. Okuneva T. G., Podverbnyh O. E. Engineering training quality monitoring at high school: SibSAU experience [Monitoring kachestva podgotovki kadrov v inzhenernom vuze: opyt SibGAU] // Human resource management as a basis for the development of innovative economics [Materials V International Research Conference (on March, 20-21th 2014, Krasnoyarsk)]. Krasnoyarsk, 2014. Pp. 59-62 (In Russ.).
4. GOST R ISO 9004-2010 Menedzhment dlja dostizhenija ustojchivogo uspeha organizacii. Podhod na osnove menedzhmenta kachestva [State Standard R 90042010. Management for the organization steady success. Quality management approach]. Moscow, Standartinform Publ., 2011. 47 p.
© Окунева Т. Г., 2015
УДК 378
ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ
И. Л. Савостьянова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Освещается значимость общественно-профессиональной экспертизы для повышения качества подготовки будущих магистров.
Ключевые слова: качество образования, общественно-профессиональная экспертиза, магистратура.
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
PUBLIC AND PROFESSIONAL EXPERTISE AS A FACTOR TO IMPROVE THE QUALITY OF FUTURE MASTERS
I. L. Savostyanova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article highlights the importance of expertise to improve the quality of training future masters. Keywords: quality of education, public and professional expertise, masters.
Актуальность общественно-профессиональной экспертизы качества подготовки будущих магистров обусловлена необходимостью разрешения противоречий отсутствия системных и стабильных связей развития науки, практики и общества. В частности, эти противоречия проявляются в недостаточной востребованности выпускников высших учебных заведений как специалистов. Среди причин данной проблемы можно назвать недоверие работодателей к качеству подготовки выпускников, несоответствие реальным потребностям рынка, а также отсутствие осведомленности работодателей о процессе профессиональной подготовки [1; 2].
Участие общества, его профессиональных сообществ в создании системы обратной связи между участниками образовательного процесса и потребителями образовательных услуг, позволит обеспечить как внутренний, так и внешних контроль качества подготовки будущих магистров. Общественно-профессиональная экспертиза качества образовательного процесса является предметом государственной образовательной политики, проявляясь в существовании системы независимой общественно-профессиональной аккредитации [3].
Поскольку аккредитация представляет собой процедуру официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям, т. е. отражает оценку как достоинств, так и недостатков существующих магистерских программ, то вузы не стремятся к публичному освещению результатов общественно-профессиональной аккредитации. В то время как прохождение общественно-профессиональной экспертизы позволяет показать пути улучшения качества образовательного процесса.
Возможными аспектами экспертизы образовательных программ являются запросы рынка труда, соответствие программ требованиям ФГОС и имеющимся профессиональным стандартам, наличие совокупности условий, предоставляемых студентам для достижения запланированных образовательных результатов, использование адекватных запланированным результатам образовательных технологий [4; 5].
В результате общественно-профессиональная экспертиза позволяет государству получить информацию о тенденциях развития магистерских программ; работодателям гарантирует соответствие квалификации будущих выпускников требованиям рынка; абитуриентам и студентам позволяет обеспечить
выбор учебного заведения и будущей магистерской программы на основе разносторонней и правдивой информации.
Библиографические ссылки
1. Бебенина Е. В. Общественно-профессиональная экспертиза качества образовательного процесса: цели, задачи, перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.rU/files/FSO/soderganie/Tom%209/V/ Bebenina.pdf (дата обращения: 12.08.2015).
2. Бебенина Е. В. Общественно-профессиональная экспертиза как фактор повышения качества образовательного процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ин-т теории и истории педагогики Российской академии образования. М., 2011. 24 с.
3. О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования : Приказ Минобрнауки России от 15 января 2007 г. № 10.
4. Аносова Н. А. Институциональная среда в профессионально-общественной аккредитации коротких программ // Психологическое сопровождение образования: теория и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. на основе интернет-форума. Йошкар-Ола : МОСИ, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://mosi.ru/ru/conf/articles/institucionalnaya-sredaprofessionalno-obshchestvennoy-akkreditacii-korotkih-programm#sthash.p02loJhq.dpuf (дата обращения: 24.06.2015).
5. Мотова Г. Н., Аносова Н. А. Технология общественно-профессиональной экспертизы сетевых образовательных программ профессиональных модулей // Образование и саморазвитие. 2013. № 2(36). С. 69-75.
References
1. Bebenina E. V. Obshestvenno-professional'naya ekspertiza kachestva obrazovatelnogo processa: celi, zadachi, perspektivy. Available at: http://federalbook.ru/ files/FSO/soderganie/Tom%209/V/Bebenina.pdf (accessed: 12.8.2015).
2. Bebenina E. V. Obshestvenno-professional'naya ekspertiza kak factor povysheniya kachestva obrazovatelnogo processa : avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk / Institut teorii i istorii
Решетнееские чтения. 2015
pedagogiki Rossijskoj akademii obrazovanija. Moskva, 2011. 24 c.
3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 15 janvarja 2007 g. № 10 "O recenzirovanii uchebnyh izdanij, ispol'zuemyh v obrazovatel'nom processe obrazovatel'nyh uchrezhdenij nachal'nogo professional'nogo, srednego professio-nal'nogo, vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija".
4. Anosova N. A. Institutional'naj a sreda v professional'no-obshhestvennoj akkreditacii korotkih programm // Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovanija: teorija i praktika: materialy V Mezhdunarodnoj
nauchno-praktich. konf. na osnove internet-foruma: sb. statej. Joshkar-Ola : MOSI, 2014 Available at: http://mosi.ru/ru/conf/articles/institucionalnaya-sredapro-fessionalno-obshchestvennoy-akkreditacii-korotkih-programm#sthash.p02loJhq.dpuf (accessed: 24.06.2015).
5. Motova G. N., Anosova N. A. Tehnologija obshhestvenno-professional'noj jekspertizy setevyh obrazovatel'nyh programm professional'nyh modulej // Obrazovanie i samorazvitie. 2013. № 2(36), s. 69-75.
© Савостьянова И. Л., 2015
УДК 004
ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Е. В. Селюн
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева,
Аэрокосмический колледж Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В любой сфере деятельности необходима автоматизированная система, в которой будут содержаться все труды, примеры работ и достижений за определенный период.
Ключевые слова: портфолио преподавателя, аттестация, автоматизированная система, проектная деятельность.
TEACHER PORTFOLIO
E. V. Selyun
Reshetnev Siberian State Aerospace University, Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Every field of activity requires an automated system that will contain all the employee's achievements, examples of written papers and other important results for a definite period of time.
Keywords: Portfolio of a teacher, certification, automated system, design activities.
В век информационных технологий компьютер занимает очень важную нишу нашей жизни. Наука не стоит на месте и постоянно автоматизирует какие-то процессы, чтобы сделать жизнь человека проще. Но чем больше автоматизируют и освобождают времени, тем выше требования к работнику и больший объем заданий. Как нам известно, одним из свойств головного мозга является «забывчивость», и порой, когда нам необходимо вспомнить все мероприятия за определенный период, то не всегда это получается, или сведения не всегда достоверны.
В сфере образования постоянно происходят реформы, вводятся какие-то новшества. Одним из таких «новшеств» является создание портфолио.
Если подробно разобраться в этой теме, то можно сказать, что портфолио - это некий набор материалов, который демонстрирует уровень профессионализма.
Электронное портфолио преподавателя - это база данных, которая отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца. У преподавателя должно быть некое «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни.
Одним из главных назначений портфолио является демонстрация наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, таких как:
- реализованные проекты;
- участие в олимпиадах;
- участие в конкурсах;
- проведённые исследования.
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спла-