Научная статья на тему 'Методика формирования физической и психической готовности ребёнка к обучению в школе'

Методика формирования физической и психической готовности ребёнка к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА / PHYSICAL AND MENTAL READINESS OF THE CHILD TO SCHOOL / HARMONY OF THE CHILD'S DEVELOPMENT / AUTHOR'S TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глущенко Ирина Анатольевна, Гарбузов Сергей Петрович, Пушкина Наталья Викторовна, Бедеева Екатерина Владимировна

Актуальность материалов статьи обусловлено поиском перспективных подходов к решению проблемы использования педагогического потенциала физической культуры при подготовке детей к обучению в школе. Целью исследования является научное обоснование и апробация авторской методики формирования готовность ребёнка к обучению в школе. В качестве методов исследования использовались: наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент, анализ педагогических ситуаций, математической статистики. Разработанная методика предполагает реализацию содержания программы, основанной на реализации принципа «сопряженного воздействия». Основная идея этого принципа состоит в том, реализация разработанного содержания обучения позволяют достигнуть комплексных позитивных изменений в показателях готовности ребёнка к обучению в школе. В процессе экспериментальной работы установлено, что разработанная методика, а также использованные в авторской программе средства и методы педагогического воздействия являются более эффективными, чем общепринятые и обеспечивают более высокий уровень готовности ребёнка к обучению в школе и способствуют гармоничному развитию личности дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глущенко Ирина Анатольевна, Гарбузов Сергей Петрович, Пушкина Наталья Викторовна, Бедеева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of formation of physical and mental readiness of the child to school

The relevance of the article is due to the search for promising approaches to solving the problem of using the pedagogical potential of physical culture in preparing children for school. The aim of the study is the scientific substantiation and approbation of the author's methodology of formation of the child's readiness for school. As research methods were used: observation, modeling, pedagogical experiment, analysis of pedagogical situations, mathematical statistics. The developed technique involves the implementation of the contents of the program based on the implementation of the principle of "conjugate impact". The main idea of this principle is that the implementation of the developed content of education allows us to achieve the complex positive changes in the indicators of readiness of the child for school. In the course of experimental work it is established that the developed methodology, as well as the means and methods of pedagogical influence used in the author's program are more effective than the generally accepted ones and provide a higher level of readiness of the child for school and contribute to the harmonious development of the preschool child's personality.

Текст научной работы на тему «Методика формирования физической и психической готовности ребёнка к обучению в школе»

физической подготовленности.

Анализ показал, что, необходимо разрабатывать рабочую программу по предмету «Физическая культура» для выпускников 11 классов общеобразовательных организаций МО РФ с учетом поступления в военно-учебные заведения, т.е. делать акцент на совершенствование упражнений: бег 100 м., бег 3000 м., подтягивание на перекладине, плавание 100 м. вольным стилем, которые включены в вступительный экзамен по физической подготовке во все военно-учебные заведения МО РФ.

Физические упражнения широко представлены в Наставлении, программах, в учебной и другой литературе, не смотря на это преподавателю необходимо не останавливаться только на них, а искать новые подходы для того, чтобы вызвать интерес у воспитанников к занятиям физической культурой и спортом, что несомненно приведет к повышению у них уровня физической и спортивной подготовленности, ведению здорового образа жизни и сдачу вступительного экзамена по физической подготовке в военно-учебное заведение на максимальный балл.

ЛИТЕРАТУРА

1. О результатах экспериментальных исследований в обосновании атлетической и кроссовой тренировки для подготовки обучающихся в кадетских корпусах к нагрузкам в образовательных организациях высшего образования МО РФ / В.В. Миронов, С.Н. Могилинец, И.А. Колпакова, К.Ю. Шубин // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. - 2018. - № 4. - С. 95-100.

2. Приказ Министра обороны РФ от 30 октября 2004 г. № 352 "Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов МО РФ". - URL: http://www.base.garant.ru/6391601/ (дата обращения: 22.03.2019).

REFERENCES

1. Mironov, V.V., Mogilinets, S.N., Kolpakova, I.A. and Shubin, K.Yu. (2018), "The results of experimental research in justification of athletic and cross training of the cadet corps students for meetings loads at higher education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 95-100.

2. Order ofRussian Defense Ministry of October 30, 2004 No. 352 "About the approval Physical training and sports manual for Suvorov military, Nakhimov naval, military music schools and cadet, naval cadet, music cadet corps of the Ministry of Defense of the Russian Federation", available at: http://www.base.garant.ru/6391601/ (accessed 22.03.2019).

Контактная информация: GlivjasMJ@stpku.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2019

УДК 796.011

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Ирина Анатольевна Глущенко, кандидат педагогических наук, доцент, Невинномысский гуманитарно-технический институт; Сергей Петрович Гарбузов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Викторовна Пушкина, доцент, Екатерина Владимировна Бедеева, преподаватель, Армавирский государственный

педагогический университет

Аннотация

Актуальность материалов статьи обусловлено поиском перспективных подходов к решению проблемы использования педагогического потенциала физической культуры при подготовке детей к обучению в школе. Целью исследования является научное обоснование и апробация авторской методики формирования готовность ребёнка к обучению в школе. В качестве методов исследования

использовались: наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент, анализ педагогических ситуаций, математической статистики. Разработанная методика предполагает реализацию содержания программы, основанной на реализации принципа «сопряженного воздействия». Основная идея этого принципа состоит в том, реализация разработанного содержания обучения позволяют достигнуть комплексных позитивных изменений в показателях готовности ребёнка к обучению в школе. В процессе экспериментальной работы установлено, что разработанная методика, а также использованные в авторской программе средства и методы педагогического воздействия являются более эффективными, чем общепринятые и обеспечивают более высокий уровень готовности ребёнка к обучению в школе и способствуют гармоничному развитию личности дошкольника.

Ключевые слова: физическая и психическая готовность ребёнка к обучению в школе, гармоничность развития ребенка, авторская методика.

METHODS OF FORMATION OF PHYSICAL AND MENTAL READINESS OF THE

CHILD TO SCHOOL

Irina Anatolyevna Glushchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nevinnomyssk Humanitarian-Technical Institute; Sergey Petrovich Garbuzov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Viktorovna Pushkina, the senior lecturer, Eka-

terina Vladimirovna Bedeeva, the teacher, Armavir State Pedagogical University

Annotation

The relevance of the article is due to the search for promising approaches to solving the problem of using the pedagogical potential of physical culture in preparing children for school. The aim of the study is the scientific substantiation and approbation of the author's methodology of formation of the child's readiness for school. As research methods were used: observation, modeling, pedagogical experiment, analysis of pedagogical situations, mathematical statistics. The developed technique involves the implementation of the contents of the program based on the implementation of the principle of "conjugate impact". The main idea of this principle is that the implementation of the developed content of education allows us to achieve the complex positive changes in the indicators of readiness of the child for school. In the course of experimental work it is established that the developed methodology, as well as the means and methods of pedagogical influence used in the author's program are more effective than the generally accepted ones and provide a higher level of readiness of the child for school and contribute to the harmonious development of the preschool child's personality.

Keywords: physical and mental readiness of the child to school, harmony of the child's development, author's technique.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка детей к обучению в школе является значимой педагогической проблемой, интерес к решению которой со стороны учёных и педагогов-практиков не снижается. Переход ребёнка из дошкольного учреждения к обучению в школе часто сопровождается дезадаптацией, которая приводит к нарушению в состоянии физического и психического здоровья, что в конечном счёте сказывается на их физическом, психическом развитии и социальном благополучии. В этой связи основное внимание педагогов должно быть обращено на развитие физических, психических и личностных новообразований, которые в особой мере влияют на формирование готовности ребенка к школьному обучению, появлению новых социальных ролей и овладении новой ведущей деятельности [1, 2, 4]. Вышеизложенное актуализирует проблему обеспечения готовности ребенка к школьному обучению и подготовки специалистов в сфере физической культуры к этому виду деятельности [3]. Авторская программа предполагает реализацию принципа «сопряженного воздействия» главная идея которого состоит в том, что используемое содержание обучения позволяют достигнуть комплексных позитивных изменений в показателях готовности к обучению в школе. Её реализация обеспечивает плавность и гармоничность развития ребенка, формирование у него высокого уровня готовности к школьному обучению.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования являлось научное обоснования и апробация авторской методики формирования физической и психической готовности детей к школьному обучению. В качестве методов исследования использовались: наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент, анализ педагогических ситуаций, математической статистики.

Одной из основных задач экспериментальной работы являлось:

Разработка содержания программы формирования у дошкольников готовности к обучению в школе, в которой:

1. Развиваются представления ребенка о своих физических и психических возможностях и социально значимых качествах, о самом себе и элементы сравнения своих достижений с достижениями других.

2. Формируются способы самопознания: физического «Я» - своей телесности; психического «Я» (когнитивные, оценочные, поведенческие); социального «Я» (своего места в детском коллективе и социуме).

3. Дети учатся соотносить свой интегративный образ физического «Я» с образом другого, отраженного на фотографиях, картинках, слайдах, фильмах.

Программа рассчитана для дошкольников подготовительной группы и состоит из 32 часов, реализуемых в течение учебного года (из расчёта одного занятия в неделю) и из двух частей 6 разделов:

Программа предполагает реализацию принципа «сопряженного воздействия» главная идея которого состоит в том, что используемое содержание обучения позволяют достигнуть комплексных позитивных изменений в показателях физической и психической готовности ребёнка к обучению в школе. Сопряженное педагогическое воздействие используется как последовательно (физические упражнения создают предпосылки для развития физических качеств), так и параллельно (физические упражнения используют для воздействия на физическую, психическую и социальную сферы личности ребёнка).

1. Физическая часть программы направлена на формирование составляющих физической готовности. Содержание игрового-моделирующего цикла занятий реализуется посредством следующих методов, выстроенных в логической последовательности - беседы - диалоги о значении физических упражнений, правилах подвижных игр, дидактические игры, моделирующие подвижную игру, игры - инсценировки, моделирующие взаимодействие детей в зависимости от правил и расположения в пространстве.

2. Психологическая часть программы направлена на формирование элементов психической готовности. Реализация этой части программы нацеливает педагога на формирование у дошкольников знания о себе как личности; элементов рефлексии (анализа, самооценки, сравнения, самоанализа); развитие способности к идентификации.

3. Социальная часть программы направлена на формирование элементов социального опыта ребёнка посредством создания представлений об окружающем мире, о своём месте в социуме, о родственных отношениях, о способах освоения культуры и культурных образцов поведения.

Исследование проводилось с сентября 2018 года по май 2019 года с детьми 6-7 лет дошкольной образовательной организации № 9 г. Невинномысска. В нём участвовал 51 ребенок. В контрольную группу входило 26 человек, в экспериментальную - 25. Количество мальчиков и девочек в группах было приблизительно одинаковым. Разделения по половому признаку не производилось. Экспериментальная работа состояла из двух этапов: констатирующего и формирующего и была направлена на совершенствование готовности дошкольников на основе разработанной методики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведённые анкетирование, опрос и беседы с педагогами дошкольных учреждений позволили выявить следующее. Отмечена высокая значимость и заинтересованность

педагогов в решении данной проблемы. Методика, с помощью которой нами выявлялись уровни сформированности готовности детей к обучению в школе, включала в себя оценку выделенных критериев по пятибалльной шкале. Нами использовался интегративный критерий, определяющийся выраженностью уровня сформированности структурных компонентов общей готовности ребёнка к обучению в школе и дать поуровнево характеристику каждому из выделенных компонентов по трём уровням (высокий, средний, низкий).

Мониторинг результатов, полученных в процессе формирующего эксперимента, осуществлялся по контрольным этапам (оценивались уровни сформированности в начале и конце года) представлен в таблицах 1-2.

Использование разработанной нами опросника экспертов по выявлению уровня развития основных личностных качеств дошкольников дало возможность выявить перечень наиболее значимых качеств, проследить их динамику до и после эксперимента.

В таблице 1 систематизированы данные опроса экспертов (педагогов дошкольных учреждений) до и после эксперимента.

Таблица 1 Развитие личностных показателей, характеризующих готовность ребенка к обучению в школе (в баллах по пятибалльной шкале)_

Параметры личности Контрольная группа Экспериментальная группа

до эксперимента после до эксперимента после

Самооценка 2,0 3,4 2,1 2,2

Идентификация 2,1 3,6 1,9 2,1

Уровень притязаний на успех 3,0 3,5 3,1 3,3

Мотивация к обучению 3,3 4,2 3,3 3,6

Общение в детском социуме и со взрослыми 3,3 3,9 3,2 3,4

Рефлексия "Я" 2,7 4,0 2,6 2,8

Внутренняя (психическая) активность личности 2,9 3,5 2,8 3,1

Физическая активность 3,5 4,2 3,5 3,8

Социальный опыт 2,8 3,4 2,7 3,0

Из таблицы 1 следует, что наиболее значимыми в развитии готовности детей к обучению в школе у детей экспериментальной и контрольной группы являлись такие показатели готовности как мотивация к обучению и общение в детском социуме и со взрослым -по 3,3 балла и физическая активность - 3,5 балла. Уделив значительное внимание их развитию в экспериментальной группе, мы получили прирост в 0,9 баллов по первому, 0,6 по второму и 0,7 балла по третьему. В контрольной группе изменения были менее выражены.

Для оценки эффективности педагогических воздействий на личность ребёнка в процессе проведения констатирующей и формирующей части исследования в качестве основных средств оценивания использовались выявленные показатели, критерии и уровни сфор-мированности общей готовности детей к обучению в школе.

Об уровне общей готовности можно судить по уровневым показателям готовности, которые отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка уровня общей готовности детей к обучению в школе по интегратив-ному критерию в %_

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Низкий 47,9/37,6 48,1/15,9

Средний 41,8/50,3 41,2/55,1

Высокий 10,3 /12,1 10,7/29,0

Примечание: в числителе приведены данные до эксперимента, в знаменателе - после эксперимента

Как следует из таблицы в результате проделанной работы в экспериментальной группе произошли значительные перераспределения уровневых показателей с низкого на средний и высокий (приросты 13,9 и 18,3% соответственно). В контрольной группе произошли также позитивные изменения, но они менее значительны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ данных таблиц свидетельствуют, что в результате проведённого исследования общий уровень сформированности готовности детей к обучению в школе после учебного года занятий по экспериментальной программе характеризуются более высокой степенью выраженности. Это подтверждает предположение о том, что использованные нами средства и методы педагогического воздействия являются более эффективными, чем общепринятые, а разработанная методика обеспечивает высокий уровень готовности ребёнка к обучению в школе.

В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что процесс формирования готовности дошкольников к обучению в школе может быть значительно улучшен, при использовании следующих педагогических условий:

- учебные занятия по физической культуре являются элементом целостной системы обеспечения готовности детей к обучению в школе;

- сопряженно развиваются физические качества и познавательная сфера личности;

- применяется интегральная оценка физической готовности детей к обучению в школе;

- создана развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая развитие двигательной активности ребенка и обеспечивающей ситуации для её развертывания.

Перспективы дальнейших исследований процесса формирования готовности дошкольников к обучению в школе связаны с поиском эффективных механизмов обеспечения преемственности в физическом, валеологическом и социокультурном воспитании в дошкольной образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранникова, Е.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников / Е.А. Баранникова, В.А. Петьков // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - № 2. - С. 58-60.

2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1986. - 240 с.

3. Джаубаев, Ю.А. Компетентностная модель подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности / Ю.А. Джаубаев, Ф. Д. Джирикова. О.М. Узденова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 64-66.

4. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. - Кишинёв : Штиница, 2015. - 136 с.

REFERENCES

1. Barannikova, E.A. and Petkov, V.A. (2008), "Pedagogical support for the development of personality of preschool children", Cultural life of the South of Russia, No. 2, рр. 58-60.

2. Davydov, V. V. (1999), Problems of developing education, Pedagogic, Moscow.

3. Jaubaev, Yu.A., Jirickova, F.D. and Uzdenova O.M. (2017), "Competence model of training of bachelors of physical culture for recreational activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 153, No 11, pp. 64-66.

4. Lisina, M.I. and Capcella, G.I. (2015), Communication with adults and psychological preparation of children for school, Shtintsa, Chisinau.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.