Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАКСИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ'

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАКСИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ПРАКСИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казак Н.В.

Разработана методика физической подготовки студенток с применением средств фитнеса на основе учета проявления праксических состояний, отличительные особенности которой заключаются в оценке уровня физических качеств и праксических состояний на основе установленных критериев и обоснованных оценочных шкал, выявлении корреляционной взаимосвязи между ними с последующим решением педагогических задач посредством использования средств фитнеса, направленных на комплексное повышение уровня физических показателей и праксических состояний студенток. Эффективность разработанной методики доказана статистически достоверным улучшением уровня показателей физических качеств и праксических состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казак Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OFPHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH THE USE OFFITNESS MEANS ON THE BASIS OF ACCOUNTING FOR THE MANIFESTATION OF PRAXIS STATES

The methodology of physical training of female students with the use of fitness means on the basis of taking into account the manifestation of praxis states has been developed, the distinctive features of which are to assess the level of physical qualities and praxis states based on established criteria and reasonable evaluation scales, identifying the correlation relationship between them with the subsequent solution of pedagogical tasks through the use of fitness means aimed at a comprehensive increase in the level of physical qualities and praxis states of female students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАКСИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ»

REFERENCES

1. Glushchenko, D.V. Ovchinnikov V.A. (2014), "Actual problems of professional and applied physical training of employees of the internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, Vol. 1 (28). Pp. 160-163.

2. Ovchinnikov, V.A. Galkin V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol. 4, pp. 172-176.

Контактная информация: ivanov77.77@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2023

УДК 796.015.15

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК С ПРИМЕНЕНИЕМ

СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАКСИЧЕСКИХ

СОСТОЯНИЙ

Николай Викторович Казак, старший преподаватель, Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь

Аннотация

Разработана методика физической подготовки студенток с применением средств фитнеса на основе учета проявления праксических состояний, отличительные особенности которой заключаются в оценке уровня физических качеств и праксических состояний на основе установленных критериев и обоснованных оценочных шкал, выявлении корреляционной взаимосвязи между ними с последующим решением педагогических задач посредством использования средств фитнеса, направленных на комплексное повышение уровня физических показателей и праксических состояний студенток. Эффективность разработанной методики доказана статистически достоверным улучшением уровня показателей физических качеств и праксических состояний.

Ключевые слова: физическая культура; студент; праксические состояния.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p135-139

METHODOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH THE USE OF

FITNESS MEANS ON THE BASIS OF ACCOUNTING FOR THE MANIFESTATION

OF PRAXIS STATES

Nikolai Viktorovich Kazak, the senior teacher, Belarusian State University, Minsk, Republic of

Belarus

Abstract

The methodology of physical training of female students with the use of fitness means on the basis of taking into account the manifestation of praxis states has been developed, the distinctive features of which are to assess the level of physical qualities and praxis states based on established criteria and reasonable evaluation scales, identifying the correlation relationship between them with the subsequent solution of pedagogical tasks through the use of fitness means aimed at a comprehensive increase in the level of physical qualities and praxis states of female students.

Keywords: physical culture; student; praxis states.

ВВЕДЕНИЕ

Образовательный процесс студента имеет свои особенности, требующие длительного включения волевых, интеллектуальных и физических способностей. Соответственно, первостепенным направлением физической культуры в этот период является подготовка будущих специалистов посредством совершенствования у них волевых, физических и других необходимых для дальнейшей трудовой деятельности качеств.

Во время занятий психологические состояния практически не учитываются, что сказывается на результативности занятий физическими упражнениями. Отсутствие учета психологических состояний в совокупности с интенсивностью студенческой жизни приводят к появлению отрицательных психологических состояний. В педагогической психологии и эргономике труда вид психологических состояний, возникающих в процессе деятельности, называют праксическими состояниями [1, С. 48-50].

Целью нашего исследования явилось экспериментальное обоснование эффективности методики физической подготовки студенток с применением средств фитнеса на основе учета проявления праксических состояний.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Достижение поставленной цели осуществлялось с применением следующих методов: анализ и обобщение научно-методической литературы; контрольно-педагогические испытания; педагогический эксперимент; методы математико-статистического анализа данных.

Настоящее исследование проводилось с сентября 2017 по май 2018 года и было представлено формирующим педагогическим экспериментом. К особенностям исследуемой методики в экспериментальной группе можно отнести постановку определенных педагогических задач: установление и сопоставление уровня физических качеств и пракси-ческих состояний; определение корреляционной взаимосвязи между показателями физических и качеств и праксических состояний; комплексное повышение уровня физических качеств и праксических состояний студенток.

Решение поставленных задач осуществлялось путём применения ряда методических подходов, в соответствии с выявленными исходными показателями физических качеств и праксических состояний.

Итоги психологического тестирования позволили оценить такие показатели пракси-ческих состояний как: коэффициент выносливости умственной деятельности, точность исполнения работы, продуктивность умственного труда и скорость переработки информации [2, С. 68-73].

В рамках констатирующего педагогического эксперимента был проведен корреляционный анализ по итогам которого установлена умеренная прямая взаимосвязь (г=0,5; р<0,01) между показателями выносливости и коэффициентом выносливости умственной деятельности, а также между показателями силовых способностей и продуктивности умственного труда (г=0,52; р<0,01). Умеренная обратная взаимосвязь (г=-0,53; р<0,01) выявлена между показателями координационных способностей и точностью исполнения работы, а также между показателями скоростных способностей и скоростью переработки информации (г=-0,5; р<0,01) [3, С. 127-133].

Результаты корреляционного анализа позволили установить взаимосвязь между некоторыми показателями развития физических качеств и психологического состояния, что подтверждает возможность комплексного развития физических качеств и праксических состояний занимающихся

Для целенаправленного использования направлений фитнеса в процессе физической подготовки, основываясь на анализ научно-методической литературы было определено воздействие каждого из них на развитие физических качеств испытуемых.

Основываясь на возможности материально-технической базы и педагогический потенциал было решено использовать степ-аэробику для развития быстроты, пилатес для улучшения силы, фитбол-аэробику для развития координационных способностей и классическую аэробику для улучшения выносливости. Развитие гибкости достигалось путем использования стретчинга в конце каждого занятия. На основании полученных результатов участники контрольной группы были разделены на 4 подгруппы исходя из наиболее низкого показателя праксических состояний. Экспериментальная методика предполагала

разделение процесса обучения для каждой группы на 8 этапов, по 4 этапа в каждом семестре (таблица 1). В начале каждого семестра отводилось 14 занятий на развитие физического качества, связанного корреляционной взаимосвязью с наиболее отстающим прак-сическим состоянием в каждой группе. Затем отводилось по 7 занятий остальным направлениям фитнеса. Таким порядком распределения занятий в семестре изначально оказывалось воздействие на самый отстающий показатель праксических состояний, затем обеспечивалось развивающее и поддерживающее воздействие на остальные показатели.

Таблица 1 - Распределение занятий и видов фитнеса в экспериментальной группе в течение учебного года_

Группы Этапы Группа 1 (Студентки с низким уровнем коэф. вын-сти умственной деятельности) Группа 2 (Студентки с низким уровнем точности исполнения работы) Группа 3 (Студентки со средним уровнем продуктивности умственного труда) Группа 4 (Студентки со средней скоростью переработки информации)

1 этап (сентябрь-октябрь) 14 занятий классич. аэробикой 14 занятий фитбол-аэробикой 14 занятий пилатесом 14 занятий Степ-аэробикой

2 этап (октябрь-ноябрь) 7 занятий Степ-аэробикой 7 занятий классич. аэробикой 7 занятий фитбол-аэробикой 7 занятий пилатесом

3 этап (ноябрь-декабрь) 7 занятий пилатесом 7 занятий Степ-аэробикой 7 занятий классич. аэробикой 7 занятий фитбол-аэробикой

4 этап (декабрь) 7 занятий фитбол-аэробикой 7 занятий пилатесом 7 занятий Степ-аэробикой 7 занятий классич. аэробикой

5 этап (февраль-март) 14 занятий классич. аэробикой 14 занятий фитбол-аэробикой 14 занятий пилатесом 14 занятий Степ-аэробикой

6 этап (март-апрель) 7 занятий фитбол-аэробикой 7 занятий пилатесом 7 занятий Степ-аэробикой 7 занятий классич. аэробикой

7 этап (апрель-май) 7 занятий пилатесом 7 занятий Степ-аэробикой 7 занятий классич. аэробикой 7 занятий фитбол-аэробикой

8 этап (май) 7 занятий Степ-аэробикой 7 занятий классич. аэробикой 7 занятий фитбол-аэробикой 7 занятий пилатесом

Таким образом, разработанная методика физической подготовки студенток заключалась в установлении и оценке уровня физических качеств и праксических состояний, выявлении корреляционной взаимосвязи между ними, и применением средств фитнеса, направленных на комплексное улучшение физических качеств и праксических состояний студенток. Методики оценивалась путем сравнения результатов показателей между студентками экспериментальной и контрольной групп.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании результатов итогового тестирования физических качеств было установлено более значимое увеличение уровня гибкости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

В полученных данных других показателей развития физических качеств статистически достоверных различий не выявлено. Соответственно, использование средств фит-неса позволило улучшить гибкость.

Также, для уточнения эффективности экспериментальной методики была изучены изменения внутри самих групп. В контрольной группе не было выявлено статистически достоверных изменений.

В экспериментальной группе по окончанию эксперимента зафиксированы достоверные улучшения во всех показателях, отражающих физические качества.

Для улучшения оценки эффективности экспериментальной методики были проанализированы показатели праксических состояний студенток.

Изучение динамики показателей студенток контрольной группы выявило, что методика физической подготовки в контрольной группе оказала поддерживающее воздействие. Зафиксировано недостоверное улучшение во всех показателях (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели праксических состояний студенток контрольной группы после педагогического эксперимента___

Показатели праксических состояний Этапы педагогического эксперимента Различия по t-критерию Стью-дента

Начало Окончание t P

Коэф. вынос-ти умственной деятельности, % 7,25±9,25 6,73±8,37 0,48 >0,05

Точность исполнения работы, ед. 0,85±0,06 0,86±0,05 1,26 >0,05

Продуктивность умственного труда, ед. 291,15±41,42 294,08±38,38 0,60 >0,05

Скорость переработки информации, балл 7,33±1,75 7,48±1,57 1,43 >0,05

Использование экспериментальной методики способствовало достоверному улучшению всех исследуемых показателей праксических состояний (таблица 3). Таблица 3 - Показатели праксических состояний студенток экспериментальной группы по-

Показатели праксических состояний Этапы педагогического эксперимента Различия по t-критерию Стью-дента

Начало Окончание t P

Коэф. вынос-ти умственной деятельности, % 8,10±8,96 6,98±7,90 3,20 <0,05

Точность исполнения работы, ед. 0,87±0,06 0,90±0,05 2,57 <0,05

Продуктивность умственного труда, ед. 295,05±44,25 303,35±42,14 2,16 <0,05

Скорость переработки информации, балл 7,30±1,67 7,55±1,54 2,13 <0,05

Изучение динамики исследуемых показателей в течение педагогического эксперимента выявило, что разработанная методика физической подготовки поспособствовала более значимому улучшению показателей физической подготовленности и праксических состояний испытуемых экспериментальной группы, по сравнению с методикой контрольной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработанная методика физической подготовки студенток с применением средств фитнеса на основе учета проявления праксических состояний заключается в оценке уровня физических качеств и праксических состояний, выявлении корреляционной взаимосвязи между ними с последующим использованием средств фитнеса, направленных на комплексное повышение уровня физических качеств и праксических состояний студенток.

Разработанная методика позволила осуществить достижение положительной динамики показателей физической подготовленности и праксических состояний студенток, что подтверждено достоверным (p<0,05) улучшением результатов тестирования испытуемых экспериментальной группы в сравнении с контрольной, что в свою очередь оказало благоприятное воздействие на профессиональную физическую подготовку будущих специалистов и их психологическое состояние.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин - Санкт-Петербург : Питер, 2005. -412 с.

2. Казак Н.В. Взаимосвязь физических качеств и праксических состояний в физическом воспитании студентов / Н. В. Казак // Мир спорта. - 2018. - № 3. - С. 68-73.

3. Казак, Н.В. Динамика физических показателей студенток 17-18 лет при занятиях фитне-сом с учетом проявления праксических состояний / Н.В. Казак // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Сер. Е. - 2018. - № 15. - С. 127-133.

REFERENCES

1. Ilyin, E.P. (2005), Psychophysiology of human states, Peter, St. Petersburg.

2. Kazak, N.V. (2018), "Justification of the interdependence of physical qualities and praxic states in physical education of students", The world of sports, Vol. 3, pp. 68-73.

3. Kazak, N.V. (2018), "Dynamics of physical qualities of students 17-18 years at fitness sessions with account of praxis states", Bulletin ofPolotskState University, seriesE, Vol. 15, pp. 127-113. Контактная информация: m.v.kazak1991@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28.03.2023

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ НА ГЕМОДИНАМИКУ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ОСНОВНОЙ ГРУППЕ

Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Александровна Чарова, доктор медицинских наук, Татьяна Николаевна Власова, кандидат педагогических наук, Игорь Станиславович Гурьянов, старший преподаватель, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград

Аннотация

В статье приводятся данные о влиянии скандинавской ходьбы на гемодинамику студентов, занимающихся физкультурой в основной группе. Установлено поэтапное реагирование сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку ходьбой на тренировочных занятиях в учебное время. Выявленные изменения гемодинамики у одной трети студентов к концу тренировочных занятий (через 2 месяца), указывающие на напряженную работу или утомление системы, дают основание тщательно проводить отбор студентов на отдельные занятия скандинавской ходьбой в учебном процессе физкультуры.

Ключевые слова: скандинавская ходьба, гемодинамика, занятия физкультурой, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p139-143

INFLUENCE OF NORDIC WALKING ON THE HEMODYNAMICS OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF CONTINUING EDUCATION ENGAGED IN PHYSICAL EDUCATION IN THE MAIN GROUP

Galina Mikhailovna Kazantinova, the doctor of medical science, professor, Tatyana Aleksan-drovna Charova, the doctor of medical sciences, Tatyana Nikolaevna Vlasova, the candidate of pedagogic sciences, Igor Stanislavovich Guryanov, the senior teacher, Volgograd State

Agrarian University

Abstract

The article presents data on the influence of Nordic walking on the hemodynamics of students engaged in physical education in the main group. A step-by-step response of the cardiovascular system to physical exertion by walking during training sessions during study time has been established. The revealed hemodynamic changes in 1/3 of the students by the end of the training sessions (after 2 months), indicating hard work or fatigue of the system, give reason to carefully select students for individual Nordic walking classes in the educational process of physical education.

Keywords: nordic walking, hemodynamics, physical education, students.

ВВЕДЕНИЕ

Скандинавская ходьба - современный и популярный среди молодежи и пожилых людей метод физического здоровья. Положительное ее действие на организм человека исследователи связывают с особенностями ходьбы, позволяющие уменьшить нагрузку на тазовый пояс, нижние конечности, а также с повышением активности деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и высоким обменом веществ [3, 4, 6].

В последнее время скандинавская ходьба нашла применение в учебном процессе дисциплины «Физическая культура» в отдельных высших учебных заведениях и средних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.