Научная статья на тему 'Методика динамического обучения'

Методика динамического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянов А. Е.

Касьянов А.Е. МЕТОДИКА ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Технология и формы разработаны на основе классической диалоговой методики обучения. Диалоговая методика наиболее эффективная технология обучения. Она применяется в классических университетах, где нагрузка на преподавателя составляет 4-6 студентов. В технических университетах нагрузка на преподавателя значительно больше и составляет 20 и более студентов. Поэтому здесь применяют менее эффективную монологовую технологию обучения. Методика динамического обучения обеспечивает повышение качества образования в техническом университете. Она применима и в сети дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьянов А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика динамического обучения»

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОЧВ

Таблица 5

Свойства корнеобитаемого слоя почвогрунта грина по методике USGA

Физические свойства Норма параметра

Общая порозность (Робщ), % 35-55

Порозность аэрации (Раэр), % 15-30

Капиллярная порозность, % 15-25

Скорость инфильтрации, мм/час 152,4-304,8 при нормальном увлажнении, 304,8-609,6 при интенсивном увлажнении

Содержание органического вещества, % 1-5 (наилучшее 2-4)

Карбонаты Не более 0,5 %

рН 5,5-7,0

Основные требования, предъявляемые к поверхности грина: быстрый дренаж и минимальная подверженность уплотнению в условиях интенсивного движения по территории грина. Для создания корнеобитаемого слоя рекомендуется использовать почвосмесь с высоким содержанием песка, при этом его фракции средней величины должны составлять не менее 60 %. Это позволит понизить степень уплотнения почвогрунта на грине и создать достаточно высокую скорость инфильтрации. Корнеобитаемая зона с высоким уровнем содержания песка, а также с правильным распределением частиц по размеру характеризуется хорошей аэрацией, что способствует лучшему развитию корневой системы и здоровью дернины [7]. Здоровье дернины на поверхности грина является индикатором выбора правильной конструкции грина, а также грамотного ежедневного обслуживания его территории [5]. Таким обра-

зом, процесс разработки рекомендаций по созданию грина оптимального качества должен осуществляться в комплексном ключе. В существующих климатических условиях местности следует произвести тестирование определенных видов и сортов трав, устойчивых к низкой стрижке, с учетом влияния выбранной конструкции грина на их произрастание. В свете активного развития гольф-индустрии в России, во многом связанном с программой «500 полей за 15 лет», принятой Ассоциацией гольфа России в 2003 г., представляется актуальной разработка оптимальных рекомендаций для строительства гринов на территории Москвы и Московской области.

Библиографический список

1. Adams W. A. and Gibbs R.F. National turf for sport and amenity: Science and practice. Cambridge, England: CAB International, University Press, 1994, p. 450.

2. Anonymous. USGA recommendations for a method of putting green construction. USGA Green Section Record, 1993, 31(2):1-3.

3. Beard, J. B. Turfgrass: Science and culture. New Jersey, Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1973, p. 658.

4. Beard, J .B. Turf management for golf courses. New York, Macmillan Publishing Co, 1982, p. 642.

5. Beard, J. B. Turf management for golf courses. 2nd ed., New York, John Wiley & Sons, 2002, p. 793.

6. Benger, W. N. Turfgrass soil and their modification. Sport Turf Research Institute, Yorkshire, England, 1970.

7. Bloodworth, M. E., Brown K.W., Beard J.B. and Sifers

S.I. Rootzone modification. Grounds Maintenance, 1993, 28(1): 13-20.

8. Graves, R.M. and Cornish G.S. Golf course design, New York, John Wiley & Sons, 1998, p. 446.

9. McCarty, L. B. Best golf course management practices, New Jersey, Prentice-Hall, Inc., 2001, p. 672.

10. Hurdzan M. J. Golf Course Architecture: Design, Construction & Restoration, New York, John Wiley & Sons, 1996, p. 416

114

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2007

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТОДИКА ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

А.Е. КАСЬЯНОВ

Методика динамического обучения включает пакет форм учебных методических материалов и технологии проведения аудиторных, внеаудиторных занятий с использованием этих форм.

Технология и формы разработаны на основе классической диалоговой методики обучения. Диалоговая методика - наиболее эффективная технология обучения [1]. Она применяется в классических университетах, где нагрузка на преподавателя составляет

4-6 студентов. В технических университетах нагрузка на преподавателя значительно больше и составляет 20 и более студентов. Поэтому здесь применяют менее эффективную монологовую технологию обучения. Методика динамического обучения обеспечивает повышение качества образования в техническом университете. Она применима и в сети дистанционного образования.

В классической методике обучения диалог между преподавателем и студентом включает следующую последовательность действий.

1. Преподаватель излагает студенту краткий раздел дисциплины.

2. Студент задает вопросы преподавателю.

3. Преподаватель по заданным вопросам оценивает для себя уровень усвоения главных элементов изложенного раздела.

4. С учетом сделанной оценки преподаватель отвечает на вопросы студента. В своем ответе преподаватель акцентирует внимание студента на тех главных элементах раздела, которые не нашли отражения в вопросах студента.

5. Преподаватель задает вопросы студенту.

6. Студент отвечает на заданные вопросы.

7. Преподаватель опять для себя оценивает степень освоения студентом изложенного раздела дисциплины.

8. С учетом сделанной оценки преподаватель опять акцентирует внимание

студента на ошибках в ответе и переходит к следующему разделу изучаемой дисциплины или возвращается к изложенному разделу.

В течение диалога преподаватель дважды оценивает для себя динамику усвоения студентом изложенного краткого раздела дисциплины. По результатам оценки для себя преподаватель дважды оперативно изменяет динамику и характер изложения краткого раздела дисциплины. Таким образом задается наиболее эффективная скорость учебного процесса.

В предлагаемой методике динамического обучения большая часть действий классического диалога включена в формы учебного методического материала, макеты лекций, курсового проекта, лабораторных и практических занятий [2-6]. В новой методике элементы диалога реализуются для группы студентов и имеют следующий вид:

1. Краткий раздел дисциплины представлен в виде двух - трех абзацев текстового, графического материала или формулы.

2. Студентам предлагается задать вопрос преподавателю. Для вопроса оставлена пустая строка.

3. Далее записан вопрос преподавателя студенту. После вопроса оставлена пустая строка для ответа студента на вопрос преподавателя. Подобные краткие разделы составляют отдельные главы форм учебных материалов.

4. В начальном отрезке аудиторного занятия преподаватель выборочно просматривает несколько заполненных форм учебного материала и оценивает для себя степень усвоения студентами основных элементов изучаемой главы. Он выделяет для себя элементы, которые вызвали наибольшие затруднения и ошибки студентов. Далее повторяются термины и определения.

5. С учетом сделанной оценки преподаватель излагает выделенные основные элементы главы, разъясняет причины ошибок и затруднений.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 7/2007

115

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

6. Преподаватель завершает аудиторное занятие повторением терминов и определений, сообщает название главы, которая будет рассматриваться на следующем аудиторном занятии. Обращает внимание студентов на необходимость заполнения этой главы формы учебного материала к следующему занятию.

Перед изучением дисциплины все студенты обеспечиваются пакетом форм учебных методических материалов. Помимо пакета студенты пользуются учебниками, учебными пособиями, методическими рекомендациями и научно-техническими источниками, рекомендованными для изучения дисциплины.

Пакет включает диалоговые формы лекций, курсового проекта, практических, лабораторных занятий и рабочего дневника учебной практики. Пакет выдается индивидуально каждому студенту. На титульной странице каждой формы указывается дата выдачи пакета, фамилия и отчество студента, его подпись и подпись преподавателя.

Пакет форм действителен только на конкретный год изучения дисциплины. Ежегодно он обновляется. В обновленном пакете учитываются новые требования практики к специалисту и вносятся последние достижения изучаемой дисциплины.

Пакет учебных материалов начинается с изложения порядка действий студента по изучению дисциплины по методике динамического преподавания. Формы учебных материалов построены следующим образом. В формах изучаемая дисциплина представлена в виде отдельных глав. Первые и последние строки главы одинаковые. Они заполнены терминами и определениями, которые в ней используются.

Это связано с тем, что освоение дисциплины во многом определяется усвоением терминов и определений. Термины и определения даются в виде отдельных слов без разъяснения их значений. Главы состоят из 10-12 кратких разделов. Краткий раздел включает 2-3 абзаца текстового материала. Он заканчивается предложением задать вопрос преподавателю и оставляется пустая строка. Далее идет вопрос преподавателя и

оставляется пустая строка для ответа студента.

Краткий раздел в формах может представляться также в виде графика, схемы. После схемы или графика студенту предлагается задать вопрос преподавателю и оставляется пустая строка для ответа. Потом идет вопрос преподавателя и оставляется пустая строка для ответа студента.

Перед каждым аудиторным занятием, в период внеаудиторных занятий, студенты прорабатывают главу формы, которая будет рассматриваться на этом занятии. Они заполняют строки своих вопросов и ответов на вопросы преподавателя, запоминают термины и определения, значения которых раскрыты в тексте главы.

Аудиторное занятие начинается и заканчивается повторением терминов и определений, которые рассмотрены в изучаемой главе. В начальный период аудиторного занятия преподаватель просматривает 10-12 форм, знакомится с ответами студентов на свои вопросы и с вопросами студентов. По вопросам и ответам студентов преподаватель оценивает для себя степень освоения студентами изучаемого раздела дисциплины. Он выделяет те элементы главы, которые вызвали наибольшее количество вопросов и ошибок студентов. Излагая материал, преподаватель останавливается в основном на выделенных элементах главы. Он разъясняет ошибки и затруднения, с которыми столкнулись студенты при изучении главы. В завершение занятия повторяются термины и определения. Далее он сообщает название главы, которая будет рассматриваться на следующем аудиторном занятии. Обращает внимание студентов на необходимость заполнения формы учебного материала к следующему занятию.

Методика динамического преподавания легко реализуется в сети дистанционного образования на базе Интернет [7]. Формы лекций, практических занятий и курсового проекта представляются в электроном виде. На сайте университета открывают страницу дистанционного обучения с перечнем изучаемых дисциплин. В директории конкрет-

116

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2007

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ной дисциплины размещают подкаталоги, связанные с фамилиями студентов. Каждый фамильный подкаталог включает каталоги форм лекций, практических занятий, курсового проекта. Каталоги форм заполняют текстовыми файлами. Каждый файл содержит одну главу лекции, практического занятия и курсового проекта. Текстовой материал соответствует рассмотренным ранее текстовым формам, применяемым при проведении аудиторных занятий.

Один раз в неделю студент копирует по одному файлу из каталогов лекций, практических занятий, курсового проекта. Он прорабатывает текст скопированных файлов, заполняет пробелы своими вопросами преподавателю, ответами на вопрос преподавателя и отсылает их на сайт университета.

Преподаватель просматривает 10-12 файлов. Оценивает для себя степень усвоения студентами учебного материала. Все проработанные студентами файлы сохраняются и используются далее для зачета и экзамена. Преподаватель с учетом сделанной оценки корректирует изучаемый файл. Скорректированный файл рассылается всем студентам. Они заново прорабатывают откорректированный файл.

Методика динамического преподавания обеспечивает увеличение скорости освоения учебной дисциплины и повышение качества образования. Это достигается за счет более интенсивной работы студента в аудитории и на внеаудиторном занятии. Повышается интенсивность работы преподавателя. Он ежегодно обновляет формы учебных материалов. При проведении аудиторных занятий преподаватель просматривает формы учебных материалов с вопросами и ответами студентов. Анализирует эти вопросы и ответы и на основе анализа корректирует изложение учебного материала.

Предложенная методика используется с 2004 г. в Московском государственном университете леса для преподавания общей профессиональной дисциплины «Гидротехнические мелиорации» [8, 9] . Учебнометодическая комиссия по специальности 260400(250201) рекомендовала использовать предлагаемую методику в учебном процессе университетов для подготовки специалистов лесного профиля.

Библиографический список

1. Касьянов, А.Е. Гидротехнические мелиорации лесных земель. Курсовая работа: учеб. пособие / А.Е. Касьянов. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. -58 с.

2. Касьянов, А.Е. Гидротехнические мелиорации лесных земель. Лекции: учеб. пособие / А.Е. Касьянов/ - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. - 62 с.

3. Касьянов, А.Е. Гидротехнические мелиорации лесных земель. Осушение: учеб. пособие / А.Е. Касьянов. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. -46 с.

4. Касьянов, А.Е. Гидротехнические мелиорации лесных земель. Рабочий дневник учебной практики / А.Е. Касьянов. - М.: МГУЛ, 2005.

- 18 с.

5. Касьянов, А.Е. Диалог с хором / А.Е. Касьянов // Изобретатель и рационализатор. - 2006. -№ 8. - С. 14.

6. Касьянов, А.Е. Методика динамического преподавания дисциплины в сети дистанционного образования / А.Е. Касьянов // Труды международной научно-практической конференции: «Проблемы и перспективы сотрудничества государств участников СНГ в формировании единого (общего) образовательного пространства».

- М.: РУДН, 2004. - С. 584-588.

7. Касьянов, А.Е. Применение методики динамического обучения. Гидротехнические мелиорации: учеб. пособие / А.Е. Касьянов. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. - 36 с.

8. Касьянов, А.Е. Профессора - к ответу / А.Е. Касьянов // Высшее образование сегодня. - 2006.

- № 9. - С. 44-47.

9. Рувинский, Л.И. Основы педагогики / Л.И. Ру-винский, И.И. Кобылацкий. - М.: Просвещение. 1985. - С. 46 -51.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2007

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.