УДК. 378.147
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Т.В. Глотова, И.Г. Кольчугина, К.Ю. Королев1
'Статья подготовлена в рамках реализации Проекта «Совершенствование практики преподавания в системе высшего образования в России и Китае» Программы «ЭРАЗМУС+»
Аннотация. Смешанное обучение является одной из эффективных и перспективных моделей организации образовательного процесса. Внедрение электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) в соответствии с ФГОС высшего образования позволяет преподавателям использовать методики смешанного обучения и качественно изменить методы и организационные формы обучения. Практический опыт преподавания с использованием ЭИОС показывает отставание методики преподавания от уровня технических средств и требований учебного процесса. Поэтому необходима эффективная организация программ повышения квалификации, объединяющая вопросы работы в ЭИОС и педагогические технологии смешанного обучения. Рассматривается структура такой программы, и предлагается технология парного преподавания по аналогии с парным программированием для организации образовательного процесса программы.
Ключевые слова: смешанное обучение, электронная информационно-образовательная среда, повышение квалификации, проектирование образовательного процесса, парное программирование.
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY
TEACHERS OF TECHNICAL SPECIALITIES IN THE FIELD
OF INFORMATION AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
T. Glotova, I. Kolchugina, K. Korolev1
'The article is written within the Capacity Building Project «Enhancing Teaching Practice in Higher Education in RUSSIA and CHINA» (ENTEP). ERASMUS+ Programme
Abstract. Blending learning is one of the most effective and promising models of the organization the educational process. The introduction of the Electronic Information-educational Environment (EIEE) in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education allows teachers to use the blended learning techniques and qualitatively change methods and organizational forms of education. Practical experience of teaching using EIEE shows a lag in the methodology of teaching from the level of technical facilities and the requirements of the educational process. It is necessary to organize effective programs of professional development, combining the work in the EIEE and the pedagogical technologies of blending learning. The structure of such a program is considered, and the technology of pair teaching is proposed by analogy with pair programming for the organization of the educational process.
Keywords: blending learning, Electronic Information-educational Environment, professional development, designing the educational process, pair programming.
Стремительное распространение
информационных технологий и современные мировые тенденции в развитии образования приводят к трансформации традиционного обучения в смешанное (blending learning [12]), которое интегрирует методы традиционного обучения с преподавателем в аудитории и технологии электронного обучения. Введение ФГОС высшего образования с обязательными требованиями к электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) ВУЗов заставило перейти на качественно новую ступень использования технологий электронного обучения [4]. Применение ЭИОС позволяет
преподавателям качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения с целью усиления интеллектуальных возможностей обучаемых, а также гуманизации, индивидуализации, интенсификации процесса обучения [2].
Интересен практический опыт соединения традиционного и электронного обучения, различные модели применения смешанного обучения. Новые возможности использования смешанного обучения в ВУЗе на основе «обратного дизайна» разработки курса с акцентом на поиск эффективных критериев оценки успеваемости студентов рассмотрены А.Н.
Афзаловой [3]. Анализируются механизмы организации интерактивного обучения, и подчеркивается важность их использования в проведении аудиторных занятий и во внеаудиторной работе [11] при построении интерактивной среды ВУЗа. Положительные и отрицательные стороны смешанного обучения рассмотрены автором [1], где отмечается такая характерная особенность как отставание методики преподавании от уровня технических средств и требований учебного процесса, и делается вывод, что методическое обеспечение должно разрабатываться опережающими темпами при внедрении смешанного обучения. При внедрении технологии «перевернутый класс» в вузе автор [9] отмечает проблему усложнения работы преподавателей ВУЗа в плане необходимости освоения новых педагогических приемов с учетом специфики специальности студентов и необходимости разработки электронных ресурсов.
Важность подготовки и методического сопровождения педагогических работников отмечается авторами концепции развития электронного обучения в Пензенском государственном университете [8]. Для эффективной работы преподавателей с ЭИОС необходимы массовое повышение квалификации и организация консультирования по вопросам методик электронного и смешанного обучения.
При введении в действие ЭИОС ПГУ все преподаватели прошли повышение квалификации в этой области и освоили компетенции, связанные с работой в электронном деканате, загрузкой электронных ресурсов, разработкой тестов, размещением материалов в электронной библиотеке университета. Причем ЭИОС использовалась для организации учебного процесса программы повышения квалификации. Для преподавателей технических специальностей освоение компетенций использования ЭИОС не представляет особой трудности, кроме дополнительных затрат времен на эту работу. Поэтому при полной автоматизации учебного процесса (отказа от бумажного варианта) и хорошем оснащении компьютерами и связью Интернет в вузе введение ЭИОС даст только преимущества в этом плане. Но необходимо рассмотреть вопросы, касающиеся изменений организации образовательного процесса, связанных с введением ЭИОС.
Для преподавателей высшей школы одним из требований работодателя (ВУЗа) является создание новых условий и новой образовательной среды. Объектом педагогической деятельности являются те условия, которые необходимо
создать преподавателю и студентам для развития активности, самостоятельности, инициативы, интересов студента, для формирования его компетенций и организации способствующей этому образовательной среды. Качественно меняется деятельность преподавателя - от передачи учебного материала - к организации ситуаций, в которых будет происходить формирование и усвоение новых компетенций. Содержание программы повышения
квалификации должно способствовать получению опыта использования современных методов и приемов преподавания, например, возможности использования компьютерных технологий (лекции-презентации, видео, анимации, построению моделей в процессе обучения), возможности проектной методики, кейс-методов, ролевых и деловых игр, геймификации учебного процесса. Электронная информационно-образовательная среда ВУЗа должна способствовать этому.
При работе в ЭИОС для преподавателя ПГУ созданы разделы с использованием LMS Моо<£е для каждой образовательной программы (с учетом профилей), в которых имеются ссылки на разделы всех дисциплин учебного плана образовательной программы. Электронный УМК по дисциплине загружается в соответствующий дисциплине раздел образовательной программы и используется для организации учебного процесса со студентами, изучающими дисциплину в учебном семестре. Раздел в LMS Моо<£е для каждой дисциплины содержит:
- форум для организации взаимодействия преподавателя с обучающимися и обучающихся между собой, который используется для новостей и объявлений, организации самостоятельной работы студентов, вопросов и ответов при выполнении курсовых и лабораторных работ;
- документы, регламентирующие изучение дисциплины: рабочая программа дисциплины, аннотация программы дисциплины, примерная учебная программа дисциплины, программа практики и НИР, материалы по балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся;
- учебно-методическое обеспечение дисциплины: учебные пособия, методические указания для выполнения лабораторных и курсовых работ;
- дидактические материалы по дисциплине: презентации, конспекты лекций, описания лабораторных работ и возможно другие электронные ресурсы;
- оценочные средства по дисциплине: вопросы, задания, тесты и др.;
- образцы оформления отчетов по лабораторным работам, рефератов, курсовых работ;
- список литературы по указанной в рабочей программе дисциплины, оформленный в виде гиперссылок.
В течение семестра преподаватели отмечают посещаемость студентов, а в середине и конце семестра выставляют баллы за контрольные точки, сумма которых складывается в текущий рейтинг. Заканчивается семестр промежуточной аттестацией в виде зачета или экзамена, результат которой так же оценивается баллами. Итоговая оценка выставляется автоматически по сумме всех баллов. Если дисциплина включает курсовую работу, то студенты загружают ее в раздел и имеют возможность представить в своем портфолио.
Использование преподавателями ЭИОС показывает, что пройдя курсы повышения квалификации, преподаватели хорошо владеют навыками работы в электронной образовательной среде [5]. Имеется положительный опыт использования лекций-презентаций, разработки методических указаний и наглядных пособий в электронном виде, составления тестовых заданий для электронного тестирования. Оправдал ожидания и форум общения преподавателей со студентами, одним из вариантов которого была организация самостоятельной работы студентов группы, где преподавателем была поставлена проблема (отдаленные средства, метод проблемного изложения), а затем обсуждение было перенесено в аудиторию. Преподаватели использовали форум для организации общения в сети при курсовом проектировании и ответов на вопросы при выполнении лабораторных работ дисциплин, связанных с разработкой программного обеспечения.
Однако, анализ заполнения разделов дисциплин образовательных программ в ЭИОС ПГУ позволил выявить, что многие возможности ЭИОС, применяющей ЬМ8 МооШе, не используются преподавателями. В основном используются такие элементы, как файл и гиперссылка. Раздел дисциплины в ЭИОС применяется только для облегчения доступа к материалам курса, а организация учебного процесса осталась без изменений и преимущества курсов смешанного формата практически не видны. Конечно, это объясняется необходимостью дополнительных затрат преподавателей, прежде всего временных. Но это и показатель отсутствия необходимых компетенций у преподавателей в проектировании учебных курсов смешанного формата. Пути
решения этой проблемы лежат в организации программ повышения квалификации в этой области, а также в административном и финансовом стимулировании преподавателей активно использующих смешанное обучение.
Аналогичные проблемы выявило
исследование [7], согласно которому только 37% опрошенных преподавателей Новосибирского технического университета обладают
компетенциями реализации технологии смешанного обучения. Авторами предложена методика по проектированию учебного процесса и оценки его качества при смешанном обучении в виде технологической карты, которая может использоваться любым преподавателем. Однако, особенности и рекомендации для реализации моделей смешанного обучения конкретных дисциплин и направлений, в том числе технических, в работе не рассматриваются. В МАДИ в Центре по подготовке и переподготовки преподавателей технических вузов разработаны специальные программы по инженерной педагогике для опытных и молодых преподавателей [10], которые интегрируют традиционные и инновационные формы организации образовательного процесса и учитывают имеющийся уровень профессионально-педагогической компетентности.
Вопросы эффективного проектирования учебных курсов в области обучения программированию и разработке программного обеспечения обсуждаются автором статьи [15] и особое внимание уделяется использованию методов обучения и учебных инструментов. Эффективное проектирование асинхронной коммуникационной связи между учащимся и преподавателем, учащимся и учащимся, а также учащимися и контентом в онлайн-курсе обучения аспирантов рассматривается в [16], где отмечается, что хорошо продуманное асинхронное взаимодействие может
способствовать развитию чувства общности среди студентов в среде онлайн-обучения. Интересны результаты исследования [13], которое показало, что преподаватели, обучающие онлайн, трансформировали учебные курсы путем целенаправленного планирования методов обратной связи и применения рефлексии.
Необходимо отметить эффективность использования методик разработки программного обеспечения в области повышения квалификации и профессиональной подготовки преподавателей. Так, например, авторы статьи [14] применяют теоретическую базу парного программирования в процессе повышения квалификации
преподавателей в области программирования на
языке Scratch. В работе [6] модели жизненных циклов непрерывной подготовки специалистов, электронных образовательных ресурсов и образовательных программ разрабатываются на основе моделей жизненного цикла программного обеспечения, с учетом его непрерывной модификации и развития. Отметим, что для преподавателей ВУЗов особо актуальны вопросы использования и разработки открытых образовательных ресурсов (Open Educational Resources).
В итоге проведенного анализа практического опыта соединения традиционного и электронного обучения, использования ЭИОС в учебном процессе, особенностей повышения
квалификации преподавателей технических дисциплин, мы делаем вывод, что для эффективной организации учебного процесса с использованием ЭИОС необходима программа повышения квалификации, включающая следующие основные разделы:
- технологическая карта проектирования учебного процесса;
- возможности ЭИОС (LMS) для организации интерактивного взаимодействия преподаватель -студент и студент - студент;
- оценка и организация контроля в среде ЭИОС;
- интерактивные педагогические технологии: проектная технология, игровые технологии, метод проблем, метод анализа конкретных ситуаций;
- модели смешанного обучения;
- технология «перевернутого обучения»;
- использование открытых образовательных ресурсов (Open Educational Resources).
Обучение ведется с использованием проектной технологии, и результатом обучения по такой программе должен стать разработанный учебный курс из реально преподаваемых курсов, образовательный процесс которого будет реализован с использованием моделей смешанного обучения. Необходимо отметить, что реализация такой программы потребует высокой квалификации преподавателей курсов повышения квалификации в области информационных технологий, возможностей и особенностей реализации ЭИОС вуза, педагогических технологий как традиционного, так и электронного обучения. Поэтому для эффективной реализации такой программы повышения квалификации мы предлагаем использовать парное преподавание по аналогии с технологией парного программирования, но пара преподавателей должна обладать компетенциями в различных областях. Один преподаватель обладает компетенциями в области информационных технологий и ЭИОС, второй рассматривает проект учебного курса с точки зрения современных педагогических технологий. Причем, не обязательно реальное присутствие обоих преподавателей на занятиях - возможна организация эффективного взаимодействия в онлайн среде курса повышения квалификации.
1. Абрамова О.М. Смешанное обучение в системе высшего образования: Новые возможности и проблемы: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций / О.М. Абрамова // Конференциум АСОУ, 2017. - № 1. - С. 251-257.
2. Абросимов А.Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза А.Г. Абросимов. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. - 204 с.
3. Афзалова А.Н. Смешанное обучение: Новые возможности обучения в ВУЗе / А.Н. Афзалова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-10. - С. 42-50.
4. Бершадский А.М. Электронная информационно-образовательная среда организации как основа дальнейшего развития электронного обучения / А.М. Бершадский, И.Г. Кревский, В.А. Мещеряков // Научно-образовательная информационная среда XXI века / Материалы IX Всероссийской научно-практ. конф. Н.С. Рузанова. - 2015. - С. 16-20.
5. Глотова Т.В. Использование возможностей электронной информационно-образовательной среды университета в преподавании ГГ дисциплин: сборник
научных статей / Т.В. Глотова, И.Г. Кревский // Новые информационные технологии и системы / Сб. научн. статей XIV Междун. научно-техн. конф., 2017. - С. 389391.
6. Кревский И.Г. Модели поддержки жизненного цикла непрерывной подготовки специалистов / И.Г. Кревский, Т.В. Глотова, М.В. Деев // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-5. - С. 991-995.
7. Леган М.В. Технологическая карта проектирования учебного процесса при смешанном обучении / М.В. Леган, Т.А. Асташова // Актуальные вопросы образования. - 2017. - № 1-1. - С. 23-27.
8. Мещеряков В.А. О концепции развития электронного обучения в университете: сборник статей / В.А. Мещеряков, А.М. Бершадский, И.Г. Кревский // Университетское образование: (МКУ0-2015) / XIX Междун. научно-метод. конф. - 2015. - С. 4-6.
9. Тихонова Н.В. Технология «перевернутый класс» в ВУЗе: Потенциал и проблемы внедрения / Н.В. Тихонова // Казанский педагогический журнал. -Казань. - 2018. - № 2(127). - С. 74-79.
10. Ткачева Т.М. Подготовка и переподготовка преподавателей высшей школы: опыт МАДИ / Т.М.
Ткачева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2012. - № 2. - С. 94-99.
11. Шевченко Н.Н. Организация интерактивной среды ВУЗа как императив современного профессионального образования / Н.Н. Шевченко, В.И. Шевченко // Казанский педагогический журнал. -Казань. - 2018. - № 2(127). - С. 64-70.
12. Bonk C., Graham Ch. (eds.) The handbook of blended learning, global perspectives, local designs-San Francisco: Pfeiffer, 2006, 624 p.
13. Conrad, S.S., & Dabbagh, N. Examining the Factors that Influence how Instructors Provide Feedback in Online Learning Environments. International Journal of
Online Pedagogy and Course Design (IJOPCD), 2015, 5(4), 47-66.
14. Oldham, E., Cowan, P., Millwood, R., Strong, G., Bresnihan, N., Amond, M., & Hegarty, L. Developing Confident Computational Thinking through Teacher Twinning Online. International Journal of Smart Education and Urban Society (IJSEUS), 2018, 9(1), 61-75.
15. Trespalacios, J., & Rand, J. Using Asynchronous Activities to Promote Sense of Community and Learning in an Online Course. International Journal of Online Pedagogy and Course Design (IJOPCD), 2015, 5(4), 1-13.
16. Xia, B. S. A Pedagogical Review of Programming Education Research: What Have We Learned. International Journal of Online Pedagogy and Course Design (IJOPCD), 2017, 7(1), 33-42.
Сведения об авторах:
Глотова Татьяна Владимировна (г. Пенза, Россия), кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Системы автоматизированного проектирования», Пензенский государственный университет, e-mail: [email protected]
Кольчугина Ирина Геннадьевна (г. Пенза, Россия), кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Химия», Пензенский государственный университет, e-mail: [email protected]
Королев Константин Юрьевич (г. Пенза, Россия), кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела сопровождения международных проектов, Пензенский государственный университет, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
T. Glotova (Penza, Russia), Candidate of Technical Sciences, associate professor of the department «Computer-Aided Design», Penza State University, e-mail: [email protected]
I. Kolchugina (Penza, Russia), Candidate of Technical Sciences, associate professor of the department «Chemistry», Penza State University, e-mail: [email protected]
K. Korolev (Penza, Russia), Candidate of Economic Sciences, associate professor, head of international projects department, Penza State University, e-mail: [email protected]