П. Н. Николаев
МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ ЯКУТИИ В ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
Работа представлена кафедрой методики обучения географии и краеведения. Научный руководитель - доктор географических наук, профессор В. Д. Сухорукое
В данной статье раскрываются основные положения методики обучения географии Якутии: дифференцированное обучение, краеведение, методические приемы.
The article reveals the fundamentals of geography teaching methodology in Yakutiya: differentiated teaching, local studies and systematical methods.
Дифференцированное обучение - одна из сложных проблем, с которой сталкиваются сегодня многие российские школы, так как еще в годы перестройки появился лозунг «нового образования»: гуманизация, демократизация, индивидуализация, профилизация образования. Дифференцированное обучение должно обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования1.
Дифференциация обучения всегда носила многогранный характер и была актуальна во все периоды развития отечественной
педагогики, но в зависимости от парадигмы образования она реализовывалась по-разному, интерес к проблемам дифференцированного обучения носил волнообразный характер.
В 1990-е гг. появилось новое понятие «инновационная политика» государства, которое убедительно показывает, как изменилось отношение государства к системе образования в целом. В связи с этим появились новые способы дифференциации обучения, изменился смысл, вкладываемый в эту проблему, произошло значительное расширение трактовки сущности данного феномена. Под дифференциацией обучения все чаще «в отечественной педагогике по-
40 1
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
нимается взаимосвязанный комплекс организационно-методических мероприятий, направленных на создание условий для оптимального развития и образования школьников с учетом их здоровья, готовности к школьному обучению, психофизиологических возможностей и интересов»2. В педагогической теории и практике наметилось два основных направления реализации дифференцированного обучения: внутренняя дифференциация и внешняя дифференциация.
В обучении географии, однако, преобладает внутренняя дифференциация, когда применяется комплекс методических приемов, обеспечивающих дифференцированное обучение в гетерогенных группах (классах).
Дифференцированное обучение понимается нами как особый подход учителя к организации обучения различных групп учащихся, выражающийся в учебной работе, различной по содержанию, объему, сложности, методикам, приемам. Целью дифференцированного обучения является обеспечение условий для максимального развития каждого ученика: его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Наделение регионов Российской Федерации возможностью разработки национально-региональной составляющей учебного плана, а также введения региональных курсов требует корректировки направлений исследований в области конструирования и содержания самостоятельных региональных курсов. Процесс регионализации вызвал к жизни иные подходы к краеведению. В ряде городов, областей, субъектов Российской Федерации появились программы факультативов, специальных курсов, кружков и методические пособия к ним.
Географическое краеведение вызывает все больший интерес, особенно как часть региональной культуры, и в настоящее время становится частью регионального географического образования.
В сборнике нормативных документов по географии в 9-м классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на орга-низацию предпрофильной подготовки обучающихся3.
Реализации регионального компонента по географии в рамках предпрофильной подготовки в 9-м классе возможно только виде элективного курса, как один из выходов сложившийся ситуации современной общеобразовательной школе.
Условиями, определяющими эффективность методики дифференцированного обучения, считаем формирование: мотива деятельности, познавательных потребностей; системы знаний; активного положительного отношения к предмету, интереса к нему; ряда характерологических черт, прежде всего трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости и т. д.; наличие во время осуществления деятельности благоприятного для ее выполнения психологического «микроклимата» и т. д.; наличие у обучающихся определенного фонда знаний, умений и навыков в соответствующей области; знание языка, на котором ведется обучение; владение навыками работы с географическими картами и данными.
К таким условиям относим также сочетание и варьирование индивидуальной и совместной (групповой, парной) деятельности во время аудиторных практических занятий в зависимости от этапа изучения темы, потребности в помощи извне. На начальном этапе формирования умений и навыков при выполнении географических задач целесообразно (не всегда и не для всех) применение совместной (групповой, парной) деятельности школьников, и только после «взятия стандарта», т. е. обязательного уровня, переходим на индивидуальную работу по более высоким уровням. Вышесказанное основывается на исследованиях по изучению особенностей совместной и индивидуальной мыслительной
Методика дифференцированного обучения географии Якутии в предпрофильных классах
деятельности, в частности, на исследовании Б. А. Брагиной4.
Для реализации методики дифференцированного обучения географии Якутии в учебный процесс были внедрены следующие нововведения5:
• увеличение доли методов обучения -проблемного изложения, частично-поисковое, исследовательское и геообучающих технологий;
• увеличение доли самостоятельной и внеклассной работы;
• сочетание индивидуальной и совместной (групповой) учебной деятельности во время аудиторных занятий;
• ориентация на обязательный уровень усвоения с последующим переходом на более высокие уровни усвоения;
• учебно-методический комплекс с современными средствами обучения поддержкой учебного процесса по географии Якутии, включающий в себя: компьютер, проектор, видеомагнитофон для показа разнообразия природы, населения и хозяйства своей республики;
• консультации;
• открытая модульно-рейтинговая система контроля;
• учет типологических и психологических особенностей обучающихся на всех этапах процесса обучения.
Построенная на вышеизложенных принципах и особенностях, методика дифференцированного обучения географии будет способствовать повышению качества географической подготовки школьников пред-профильного класса (например, биолого-химического) с учетом регионального ком-
понента при использовании следующих методических приемов:
1) учитывая высокий потенциал учащихся профильного класса, увеличить долю творческих заданий, в частности написание рефератов, географических сочинений, выполнение научных проектов и экспертиз;
2) учитывая сформированные умения учащихся данного класса, решать задачи по химии, достаточно высокую математическую подготовку предлагать решение задач географического и экологического сод ер -жания;
3) учитывая основательную экологическую подготовку учащихся, несколько уменьшить количество часов на изучение теоретической части таких тем, как «Природные комплексы», «Экологическая ситуация в Якутии», увеличив долю самостоятельного выполнения экологических экспертиз и проектов;
4) увеличить степень самостоятельности учащихся, в частности предлагать учащимся составление задач и кроссвордов.
Экспериментальное обучение показало достаточную эффективность предлагаемой методики, выраженную в том, что значительная часть (45%) учащихся экспериментального класса достигла третьего (творческого) уровня познавательной деятельности.
Наличие реальных проблем в обучении способствует лучшему усвоению теоретического материала, формированию эмоционально-ценностных отношений к проблемам.
Изучение географии Якутии станет более эффективным, если учитель будет предлагать учащимся творческие работы, связанные с реальной жизнью учащихся.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 1998.
2 Гузеев В. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. 2002. № 9. С. 113-122.
3 Сборник нормативных документов. География / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004.
4 Брагина Е. А. Исследование особенностей решения задач в индивидуальной и совместной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ленинград, 1984.
5 Душина И. В., Таможня Е. Н., Пятунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.: АСТ, Астрель, 2002.