Научная статья на тему 'Методика дифференцированного использования средств адаптивной физической культуры для коррекции координационных нарушений у детей дошкольного возраста с депривацией зрения'

Методика дифференцированного использования средств адаптивной физической культуры для коррекции координационных нарушений у детей дошкольного возраста с депривацией зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
координационные способности / депривация зрения / адаптивная физическая культура / дифференцированное использование / дошкольное образовательное учреждение

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковязина Галина Викторовна, Коваль Ольга Александровна

Существующие подходы для развития координационных способностей в основном разработаны без учета патологий у дошкольников. Проблемы со зрительным анализатором у детей крайне актуальны. Исходя из этого в работе дается обоснование разработанной методики дифференцированного использования средств адаптивной физической культуры для коррекции координационных нарушений у детей дошкольного возраста с депривацией зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковязина Галина Викторовна, Коваль Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика дифференцированного использования средств адаптивной физической культуры для коррекции координационных нарушений у детей дошкольного возраста с депривацией зрения»

СЕКЦИЯ 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-222-225

Методика дифференцированного использования средств адаптивной физической культуры для коррекции координационных нарушений у детей дошкольного возраста с депривацией зрения

Ковязина Галина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент «Вятский государственный университет», г. Киров

Коваль Ольга Александровна, студент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: существующие подходы для развития координационных способностей в основном разработаны без учета патологий у дошкольников. Проблемы со зрительным анализатором у детей крайне актуальны. Исходя из этого в работе дается обоснование разработанной методики дифференцированного использования средств адаптивной физической культуры для коррекции координационных нарушений у детей дошкольного возраста с депривацией зрения. Ключевые слова: координационные способности, депривация зрения, адаптивная физическая культура, дифференцированное использование, дошкольное образовательное учреждение.

Актуальность. Функция зрительного аппарата незаменима в повседневной жизни. Нельзя недооценивать влияние патологии зрительного аппарата на адаптационные способности ребенка, особенно, дошкольного возраста. Так как помимо социальной дезадаптации у ребенка может сформироваться функциональные нарушения в работе высшей нервной деятельности, в том числе - нарушения координаторных функций (атаксия) (Бернштейн Н. А. 2009).

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Дети дошкольного возраста находятся в том периоде своей жизни, когда можно заложить хороший фундамент и создать положительные предпосылки для развития всех физических качеств, в том числе и координационных. Благоприятным периодом для их формирования является дошкольный возраст от 4 до 7 лет.

В настоящее время отмечается наличие тенденции к увеличению частоты встречаемости различных нарушений зрения у детей дошкольного возраста. Социальная адаптация этих детей - важная проблема, которая требует деликатного решения, так как негативное влияние зрительных нарушений на другие функции организма может привести к большому количеству функциональных расстройств и органической патологии.

В то же время возникает противоречие в том, что несмотря на то, что в специальной литературе достаточно широко освещен вопрос, регламентирующий коррекцию координационных нарушений, разрабатываются методики, используются специальные упражнения, но недостаточно внимания уделено дифференцированному использованию средств адаптивной физической культуры в этом процессе.

Проблема исследования состоит в необходимости разработки и обосновании методики дифференцированного использования средств адаптивной физической культуры для коррекции координационных нарушений у детей дошкольного возраста с депривацией зрения.

Объект исследования - процесс коррекции и развития координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования - методика дифференцированного использования средств адаптивной физической культуры для коррекции координационных нарушений у детей дошкольного возраста с депривацией зрения.

Цель исследования - коррекция координационных нарушений у детей дошкольного возраста с депривацией зрения с помощью применения разработанной экспериментальной методики.

Всего нами было применено 4 теста для оценки координационных способностей: Тест № 1 «Челночный бег 3x10 м» (В. И. Лях, 2016). Используется для оценки быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Тест № 2 «Три кувырка вперёд»

(В. И. Лях, 2016). Используется для оценки способности к целостным двигательным действиям. Тест № 3 «Повороты на гимнастической скамейке» (П. Хиртц с соавт.1985). Используется для оценки динамического равновесия. Тест № 4 «Стойка на одной ноге» ((В. И. Лях, 2016, Е. Я. Бондаревский, 1967). Используется для оценки статического равновесия.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91» г. Ульяновска. Были организованны две группы - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) по 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет, воспитанники, с нарушениями зрения (близорукость, дальнозоркость, амблиопия, косоглазие).)

Экспериментальная группа занималась по предложенной нами экспериментальной методике дифференцированного использования средств адаптивной физической культуры для коррекции координационных нарушений у детей дошкольного возраста с депривацией зрения (Белов В. И. 1997; Осипова В., 1997; Панда К. Н., 2010; Шифферс М. Е., 2011).

Организованы групповые занятия, которые проводятся 2 раза в неделю. В методике используются физические упражнения (позы) с элементами стиля Хатха-йога, подвижные игры, адаптированные для использования в занятии с детьми с нарушением зрения. Курс занятий рассчитан на 16 недель и предполагает разные уровни физической нагрузки: «от простого к сложному».

В подготовительную часть включены общеразвивающие упражнения, обязательно включаются упражнения на ориентирование в пространстве, упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе, стоя на четвереньках, сидя, стоя на коленях, стоя.

В основную часть входят основные виды упражнений с элементами гимнастики Хатха-йога, адаптированные для детей с депривацией зрения, сопровождаемые комментариями - сказкой с использованием соответствующих названию позы персонажей. Это придает эмоциональный окрас занятию, что, в свою очередь, ведет к более точной технике выполнения упражнений. Используется комплекс «Добрый гном».

Заключительная часть строится из подвижных игр, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз.

По итогам контрольных испытаний в начале педагогического эксперимента мы получили данные, которые позволили оценить уровень развития координационных способностей у детей с депривацией зрения, что позволило применение в

Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~224~

педагогическом эксперименте, предложенной нами экспериментальной методики. Различия показателей всех тестов недостоверны (Р>0,5), группы однородны.

В конце педагогического эксперимента в каждой группе прошли повторные контрольные испытания.

Таким образом, средний показатель в тесте челночный бег улучшился в экспериментальной группе на 6,7 %, а в контрольной на 6,2%. В тесте три кувырка вперед в экспериментальной и контрольной группе средний показатель увеличился на 10,4 % и 7 %, соответственно. В тесте поворот на гимнастической скамье повышение показателей составило 11 % в экспериментальной группе и 3,5 % в контрольной группе. Показатели в тесте стойка на одной ноге также увеличились и составили 87 % в экспериментальной группе и 18 % в контрольной.

Следовательно, предложенная методика может быть рекомендована как средство коррекции координационных нарушений у детей дошкольного возраста с депривацией зрения.

Библиографический список

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 2009. - с.65, 254

2. Белов, В.И. Йога для всех/ В. И. Белов. - М. «КСП», 1997.

3. Лях В. И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В. И. Лях - «Спорт», 2016 - 160 с

4. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2016. - 24 с.

5. Осипова, В. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду» Ж. Обруч №23 - 1997.

6. Панда, К. Н. Простая йога для крепкого здоровья / Пер. с англ. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010 - 104 с.

7. Шифферс, М. Е. Айенгар - йога для всех / М. Шифферс. - М.: Эксмо, 2011. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.