Научная статья на тему 'МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ'

МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВЫ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛОЖЕННОСТЬ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ / RESERVES FOR DOUBTFUL DEBTS / ACCOUNTS PAYABLE / ACCOUNTS RECEIVABLE / ACCOUNTING / AUDIT METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширская Людмила Васильевна, Ситнов Алексей Александрович, Соха Виктория Сергеевна

Задача. В статье рассмотрены теоретических и практических аспектов аудита учета создания резервов по сомнительным долгам компаний. Дана оценка особенностям их формирования в связи с произошедшими нормативно-правовыми изменениями в Российской Федерации по указанным аспектам. Проблема состоит и в том, что так как формирование резервов по сомнительным долгам не является элементом учетной политики, а выступает обязательным требованием в случае обнаружения риска неуплаты обязательств дебиторами компании, аудитору легче доказать свою правоту в случае обнаружения им отклонений. Модель. С целью подтверждения указанных аспектов в статье исследованы целый ряд статистических показателей за 2016-2017, а также 2018-2019 годы. Выводы. Сделан вывод о том, что аудиторам необходимо уделять внимание вопросу корректности формирования резервов по сомнительным долгам по причине того, что создание резервов позволяет существенно снизить налоговую базу по налогу на прибыль для компании. Практическое значение. Практическая значимость статьи состоит в том, что выводы и предложения, направлены на усиление акцентов на аудиторской проверке при аудите указанного сегмента финансовой отчётности. Оригинальность. Проведенное авторами исследование выявило то, что новая реальность изменила отношение к расчету задолженности и рассмотрены примеры корректного признания долгов сомнительными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF AUDIT OF FORMATION OF RESERVES FOR DOUBTFUL DEBTS

Task. The article deals with theoretical and practical aspects of audit of accounting for the creation of reserves for doubtful debts of companies. The features of their formation in connection with the regulatory and legal changes in the Russian Federation on these aspects are assessed. The problem lies in the fact that since the formation of provisions for doubtful debts is not an element of accounting policy, but is a mandatory requirement in case of detection of the risk of non-payment of obligations by debtors of the company, it is easier for the auditor to prove his case in case of deviations. Model. In order to confirm these aspects, the article examines a number of statistical indicators for 2016-2017 and 2018 -2019. Summary. It is concluded that the auditors need to pay attention to the correctness of the formation of reserves for doubtful debts due to the fact that the creation of reserves can significantly reduce the tax base on income tax for the company. Practical importance. The practical significance of the article is that the conclusions and proposals are aimed at strengthening the emphasis on audit in the audit of the specified segment of financial statements. Originality. The study conducted by the authors revealed that the new reality has changed the attitude to the calculation of debt and considered examples of correct recognition of debts as doubtful.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ»

4.3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ

©Каширская Людмила Васильевна, доктор экономических наук, профессор Департамента учета, анализа и аудита Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

kashirskaya76@mail.ru

©Ситнов Алексей Александрович, доктор экономических наук, профессор Департамента учета, анализа и аудита Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

ASitnov@fa.ru

©Соха Виктория Сергеевна

Место учебы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

sokha.viktoria@mail.ru

Аннотация

Задача. В статье рассмотрены теоретических и практических аспектов аудита учета создания резервов по сомнительным долгам компаний. Дана оценка особенностям их формирования в связи с произошедшими нормативно-правовыми изменениями в Российской Федерации по указанным аспектам.

Проблема состоит и в том, что так как формирование резервов по сомнительным долгам не является элементом учетной политики, а выступает обязательным требованием в случае обнаружения риска неуплаты обязательств дебиторами компании, аудитору легче доказать свою правоту в случае обнаружения им отклонений. Модель. С целью подтверждения указанных аспектов в статье исследованы целый ряд статистических показателей за 2016-2017, а также 2018-2019 годы.

Выводы. Сделан вывод о том, что аудиторам необходимо уделять внимание вопросу корректности формирования резервов по сомнительным долгам по причине того, что создание резервов позволяет существенно снизить налоговую базу по налогу на прибыль для компании.

Практическое значение. Практическая значимость статьи состоит в том, что выводы и предложения, направлены на усиление акцентов на аудиторской проверке при аудите указанного сегмента финансовой отчётности. Оригинальность. Проведенное авторами исследование выявило то, что новая реальность изменила отношение к расчету задолженности и рассмотрены примеры корректного признания долгов сомнительными.

Ключевые слова: резервы по сомнительным долгам, кредиторская задоложенность, дебиторская задолженность, бухгалтерский учет, методика аудиторской проверки.

Современному этапу экономического развития России присущи особые требования к параметрам и характеристикам платёжного оборота, которые вызывают рост задолженностей на производстве. Задачей аудитора в этих условиях является необходимость выявления отличия эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью, направленное на оптимизацию размера текущих обязательств, от желания компании некорректного отражения финансового положения.

Проверка создания и использования резервов по сомнительным долгам является важным этапом всей аудиторской проверки финансовой отчетности компании. Кроме подтверждения корректности расчетов аудитору необходимо учитывать тот факт, что за счет указанной статьи баланса возможна фальсификация финансовой отчетности.

Система резервов компании представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих ее защиту от непредвиденных рисков, и гарантирует финансовую устойчивость, обеспечивая при этом эффективное функционирование.

Аудитору при планировании будущего объема работ и проведении начальных процедур, по существу, следует проверить наличие сомнительной дебиторской задолженности. Если она существует, важно руководствоваться следующими положениями. Резервы по сомнительным долгам и методика их создания не входят в элементы учетной политики. Если в составе

дебиторской задолженности выявлены сомнительные долги, компания обязана начислить резервы. Резервы по сомнительным долгам создают все компании, в том числе и субъекты малого бизнеса, которым разрешено вести упрощенный учет ведения бизнеса. Созданный резерв в денежном выражении учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» и относится к финансовым результатам компании.

На предмет сомнительности аудитору следует проверять всю дебиторскую задолженность. Это значит, что пересчету подвергается не только задолженность покупателей аудируемой компании, но и задолженность поставщиков по выданным им авансам. Если аудитор подтверждает наличие сомнительных долгов в том объеме, который заявлен компанией, то целесообразно переходить к проверке расчетов резервов.

В законодательстве, регулирующем ведение бухгалтерского учета, нет единых правил определения суммы отчислений в резерв. Резерв формируется за счет величины отчислений в него, эквивалентных объему сомнительных долгов, которые были выявлены при инвентаризации. Сумму отчислений в резерв определяют, принимая во внимание платежеспособность должника и оценивая вероятность погашения им долга.

По результатам проведения инвентаризации дебиторской задолженности оформляется акт. Аудитор должен проанализировать корректность информации, отраженной в акте, на

наличие в составе дебиторской задолженности сомнительных долгов.

Проведенные исследования различных методических подходов аудита, указанного сегмента финансовой отчетности, позволяет предложить следующую методику определения величины отчислений в резерв. Прежде всего, аудитору необходимо рассчитать вероятность погашения каждого долга на основании имеющихся документов. Чем выше вероятность, тем меньше будет сумма, отчисленная в резерв.

Создание резерва в бухгалтерском учете отражают следующей проводкой:

Списание производится после истечения срока исковой давности или признании задолженности безнадёжной. Созданный резерв признаётся источником списания в первую

Если величины созданного резерва не хватает, оставшаяся сумма долга (в части, превышающей резерв) списывается в составе прочих расходов и относится на финансовые ре-

знаются, однако их создание не является обязательным, а лишь добровольным правом компании. Субъекты вправе самостоятельно принимать решения о создании налогового резерва вне зависимости от того, создается ли резерв в бухгалтерском учете1. Указанное решение отражается в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Однако, важно помнить, что в ст. 266 НК РФ отражены строгие правила формирования резерва.

В налоговом учете принимается создание резерва строго по отношению к долгам покупателей и заказчиков за реализованные им товары, работы и услуги. Правила определения размеров резерва строго регламентированы, и, кроме того, ограничен максимально возможный его размер2.

Таким образом, аудитору важно понимать, что в чаще суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете будут различны. Осуществляя проверку аудитору, необходимо помнить, что создание налогового резерва позволяет существенно снизить налоговую базу по налогу на прибыль, а это значит, что процедуры определения суммы резерва необходимо провести осмысленно, чтобы подтвердить или оспорить целесообразность размера отчислений в резерв, принятых компанией.

С 1 января 2017 года изменился порядок формирования резерва по сомнительным долгам. В статью 266 Налогового кодекс РФ внесены два существенных изменения.

1 Письмо Минфина РФ от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295.

2 Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2017, Бухгалтерский и налоговый учет, все изменения 2017 года, сложные и спорные вопросы. Учетная политика 2018. М.: АйСи. - 2017.

Во-первых, изменен порядок определения предельной суммы резерва по сомнительным долгам.

Во-вторых, появились ограничения по формированию отчислений в резерв при наличии встречных задолженностей.

До указанной даты действовал единый порядок определения максимальной суммы резерва за отчетный (налоговый) период. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам за отчетный (налоговый) период не могла превышать 10% выручки этого отчетного периода. После 1 января 2017 года установлены разные правила определения максимальной суммы резерва, исчисляемого по итогам отчетных периодов, и резерва, исчисляемого по итогам налогового периода.

С 2017 года при исчислении резерва по итогам отчетных периодов максимальная сумма определяется как большая из двух величин (п. 4 ст. 266 НК РФ):

10% от выручки текущего отчетного периода;

10% от выручки предыдущего налогового периода.

Максимальная сумма резерва за налоговый период (т. е. по итогам года) не может превышать 10% выручки этого налогового периода.

Очевидно, что новые правила позволяют формировать резерв по отчетным периодам в сумме большей, чем ранее. При этом итоговая сумма резерва, создаваемого в конце года, остается прежней. Рассмотрим отличия между старыми и новыми правилами.

Так, например, согласно учетной политики для целей налогообложения на 2016 год предусматривается создание резерва по сомнительным долгам. Указанный резерв создавался и в 2015 году. Остаток резерва на 1 января 2015 года составляет 550 000 руб. В таблице 1 приведены результаты инвентаризации дебиторской задолженности за 2015-2016 гг.

Таблица 1

Результаты инвентаризации дебиторской задолженности от реали-

зации за 2015-2016 гг.

Дебиторская задолженность с учетом НДС Результаты инвентаризации

2015 г. 2016 г.

31.03 30.06 30.09 31.12 31.03 30.06 30.09 31.12

Сомнительная задолженность, срок 45-90 дней 1000 1200 900 1500 1800 2000 2500 2500

Превышает 90 дней 800 900 900 1000 1200 1200 1000 1500

Задолженность, признанная безнадежной и подлежащая списанию - - - -

Выручка (без НДС) нарастающим итогом за 2015 г.: За 1 квартал - 8 000 000 руб.; За полугодие - 10 000 000 руб.; За 9 месяцев - 13 000 000 руб.; И наконец, за год - 20 000 000 руб.

В свою очередь Выручка (без НДС) нарастающим итогом за 2016 г. составила: За 1 квартал - 10 000 000 руб.; За полугодие - 15 000 000 руб.; За 9 месяцев - 21 000 000 руб.; За год - 25 000 000 руб.

Создание и распределение резерва в течение 2015-2016 гг. происходит следующим образом (таблица 2)

Дт Кт Операция

91 «Прочие доходы и расходы» 63 «Резервы по сомнительным долгам» Отчисления в резерв по сомнительным долгам учтены в составе прочих расходов

очередь.

Дт Кт Операция

63 «Резервы по сомнительным долгам» 62 Расчеты с покупателями и заказчиками/ 76, Расчеты с разными дебиторами и кредиторами Списание долга за счет резерва

зультаты.

Дт Кт Операция

91 «Прочие доходы и расходы» 62 Расчеты с покупателями и заказчиками/ 76, Расчеты с разными дебиторами и кредиторами Отнесение долга на финансовые результаты

В налоговом учете резервы по сомнительным долгам при-

Таблица 2

Создание и распределение резерва в течение 2015-2016 гг.

Дебиторская Результаты инвентаризации

задолженность с № 2015 г. 2016 г.

учетом НДС 31.03 30.06 30.09 31.12 31.03 30.06 30.09 31.12

Выявление суммы

резерва по ре-

зультатам прове- 1 1300 1500 1350 1750 2100 2200 2250 2750

дения инвентари-

зации д/з

Определение

максимального

объема резерва 2 800 1000 1300 2000 1000 1500 2100 2500

(10% от выручки

отч. периода)

Итоговая величи-

на планируемого 3 800 1000 1300 1750 1000 1500 2100 2500

резерва

Неиспользован-

ная сумма резерва предыдущего 4 550 800 1000 1300 1750 1000 1500 2100

периода

Сумма необходи-

мых корректиро- 5 +250 +200 +300 +450 -750 +500 +600 +400

вок резерва

Сумма списания

дебиторской 6

задолженности из

резерва

Конечное сальдо

резерва накопи- 7 800 1000 1300 1750 1000 1500 2100 2500

тельным итогом

В первой строке сумма резерва определяется по результатам инвентаризационной проверки дебиторской задолженности на указанную дату. Сумма состоит из всей выявленной задолженности покупателей и заказчиков, где срок появления превышает 3 месяца, и половина задолженности со сроком возникновения 45 - 90 дней.

Во второй таблице в строке 5 указана итоговая сумма, на которую необходимо увеличить внереализационные доходы (-) и расходы (+) на указанную дату.

Размер резерва на конец 2015 года - 1 750 000 руб.

За первые три месяца 2016 года размер сомнительной задолженности вырос по сравнению с данными на конец 2015 года. Однако по требованиям законодательства, компании необходимо уменьшить сумму резерва на 750 000 руб. по окончании 1 квартала 2016 года, признав эту сумму в составе внереализационных доходов. Причина состоит в следующем: для расчета максимальной суммы резерва на 2015 год за основу была взята сумма выручки за весь 2015 год, а для расчета резерва за 1 квартал 2016 года берется величина выручки за 1 квартал 2016 года, которая намного меньше выручки за весь 2015 год.

В дальнейшем в течение 2016 года с ростом выручки увеличивается максимальная сумма резерва, что позволяет компании увеличивать резерв, включая сумму расходов, не связанных с реализацией продукции:

30.07 - 500 000 р.;

30.09- 600 000 р.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31.12- 400 000 р.

Таким образом, при расчете налоговой базы за 2016 год в ней будут учтены следующие суммы, связанные с формированием резерва по сомнительным долгам:

- в составе внереализационных доходов - 750 000 руб. (31.03.2016);

- в составе внереализационных расходов - 1 500 000 руб. (500 000 руб. от 30.06.2016 + 600 000 руб. от 30.09.2016 + 400 000 руб. от 31.12.2016).

Для исследования различий от правил, действующих с 2017 года, воспользуемся примером с аналогичными условиями.

Таблица 3

_Создание резерва в 2018-2019 гг._

Счета к получению (в т.ч. НДС) Результаты проведенной инвентаризации

2018 г. 2019 г.

31.03 30.06 30.09 31.12 31.03 30.06 30.09 31.12

Задолженность, признанная сомнительной (45-90 дней) 1000 1200 900 1500 1800 2000 2500 2500

Превышающая 3 месяца 800 900 900 1000 1200 1200 1000 1500

Задолженность, признанная безнадежной

Выручка (без НДС) нарастающим итогом за 2018 г.: За 1 квартал - 8 000 000 руб.; За полугодие - 10 000 000 руб.; За 9 месяцев - 13 000 000 руб.; И наконец, за год - 20 000 000 руб.

В свою очередь Выручка (без НДС) нарастающим итогом за 2019 г. составила: За 1 квартал - 10 000 000 руб.; За полугодие - 15 000 000 руб.; За 9 месяцев - 21 000 000 руб.; За год - 25 000 000 руб.

Создание и распределение резерва в течение 2018-2019 гг. происходит следующим образом (таблица 4)

Таблица 4

Сравнение подходов формирования и использования резерва в течение 2015 - 2016 гг. и 2018 - 2019 гг.

Дебиторская Результаты инвентаризации

задолженность с № 2018 г. 2019 г.

учетом НДС 31.03 30.06 30.09 31.12 31.03 30.06 30.09 31.12

Выявление суммы

резерва по ре-

зультатам прове- 1 1300 1500 1350 1750 2100 2200 2250 2750

дения инвентари-

зации д/з

Определение

максимального

объема резерва 2 800 1000 1300 2000 2000 2000 2100 2500

(10% от выручки

отч. периода)

Итоговая величи-

на планируемого 3 800 1000 1300 1750 2000 2000 2100 2500

резерва

Неиспользованная

сумма резерва предыдущего 4 550 800 1000 1300 1750 2000 2000 2100

периода

Сумма необходи-

мых корректиро- 5 +250 +200 +300 +450 +250 0 +100 +400

вок резерва

Сумма списания

дебиторской 6

задолженности из

резерва

Конечное сальдо

резерва накопи- 7 800 1000 1300 1750 2000 2000 2100 2500

тельным итогом

Новые правила расчета максимальной суммы резерва привели к тому, что при аналогичных показателях, как и в 20152016 гг., компании по окончании 1 квартала 2019 года уже нет необходимости восстанавливать резерв, включая в состав доходов 750 000 руб. Кроме того, 31.03.2019 г. существует возможность включить в состав внереализационных расходов дополнительную сумму отчислений в резерв в размере 250 000 руб. так как, следуя новым правилам, для расчета

максимальной суммы резерва за 1 квартал 2019 года была взята сумма выручки не за 1 квартал 2019 г., а за весь предыдущий год.

В дальнейшем в течение 2019 года максимальная сумма резерва может оставаться без изменения, пока сумма выручки нарастающим итогом с начала года не превысит сумму выручки предыдущего года. В том случае, если сумма выручки, исчисленная нарастающим итогом с начала 2019 года, превысит сумму выручки прошлого года, максимальная сумма резерва будет увеличиваться. В конце 2019 года в любом случае максимальная сумма резерва будет определена исходя из размера выручки текущего года.

С учетом новых правил отчисления в резерв в составе внереализационных расходов в течение 2019 года будут следующими:

31 марта - 250 000 руб.;

30 июня - 0 руб.;

30 сентября - 100 000 руб.;

31 декабря - 400 000 руб.

Таким образом, при расчете налоговой базы за 2019 год в ней будут учтены следующие суммы, связанные с формированием резерва по сомнительным долгам:

в составе внереализационных доходов - 0 руб.;

в составе внереализационных расходов - 750 000 руб. (250 000 руб. на 31.03.2019 + 100 000 руб. на 30.09.2019 + 400 000 руб. на 31.12.2019.

Таблица 5

Сравнительной анализ формирования и использования резерва в течение 2018-2019 гг.

Отчетная дата 2018 год (пример 1) 2019 год (пример 2)

Внереализационные доходы Внереализационные расходы Внереализационные доходы Внереализационные расходы

31.03 750 000 - - 250 000

30.06 - 500 000 - -

30.09 - 600 000 - 100 000

31.12 - 400 000 - 400 000

Итого за период 750 000 1 500 000 - 750 000

Итог расходов и доходов 750 000 750 000

Данные таблицы свидетельствуют, что изменение правил определения максимальной суммы резерва привело к перераспределению доходов и расходов по отчетным периодам и, соответственно, к изменению сумм авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате по итогам указанных периодов. Очевидно, что в 2019 году авансовые платежи по итогам 1 квартала и полугодия будут меньше, чем в 2018 году (при одних и тех же показателях в примерах 1 и 2 налоговая база за 1 квартал 2019 года получается меньше налоговой базы за 1 квартал 2018 года на 1 000 000 руб. (т.к. в 2018 доходы -750 000 руб, а в 2019 - расходы на 250 000 руб.), а налоговая база за полугодие в 2018 году меньше показателя 2019 года на 500 000 руб.).

При этом итоговая сумма доходов и расходов за год остается без изменений, а именно в 2019 году, как и в 2018, создание резерва уменьшает налоговую базу на 750 000 руб.

Перейдём к рассмотрению методики проверки расчета резерва с наличием встречных задолженностей. С 1 января 2017 года в п.1 ст. 266 НК РФ появилась новая норма, предполагающая, что «при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая

превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом»3.

Перейдем к рассмотрению возникающих вопросов по проверке аудитром применения вышеприведенной нормы и существующие точки зрения.

Если резерв по сомнительным долгам в соответствии со ст. 266 НК РФ можно создать не под все виды дебиторской задолженности, то как следствие признаются только задолженности покупателей и заказчиков за отгруженные товары (работы, услуги). Кроме того, эта задолженность должна быть не выплачена с опозданием более чем на 45 дней. В этой связи возникает вопрос: какая кредиторская задолженность должна приниматься во внимание при расчете резерва. Например, любая (задолженность по договору займа или задолженность по полученному от контрагента авансу), независимо от того, просрочена она или нет. В ст. 266 НК РФ данный вопрос не раскрывается. В свою очередь, Минфин РФ считает, что при расчете резерва дебиторская задолженность контрагента уменьшается на любую кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом, независимо от даты ее возникновения4. При этом ФНС России придерживается аналогичной точки зрения5.

В свою очередь при расчете резерва по сомнительным долгам во внимание принимается просроченная дебиторская задолженность. При этом размер отчислений в резерв зависит от того, насколько задолженность просрочена. При просрочке от 45 до 90 дней включительно дебиторская задолженность включается в сумму резерва в размере 50%, если же просрочка превышает 90 дней, дебиторская задолженность включается в резерв в полной сумме.

Вполне возможная ситуация, когда по конкретному контрагенту в учете числятся две дебиторские задолженности с разными сроками возникновения. В связи с чем возникает следующий вопрос: если есть кредиторская задолженность перед этим контрагентом, то какую дебиторскую задолженность она будет уменьшать в первую очередь.

В письме Минфина РФ от 20.04.2017 № 03-03-06/1/23835 высказано мнение о том, что «в целях определения сомнительного долга при наличии встречного обязательства (кредиторской задолженности) необходимо исходить из того, что в первую очередь кредиторская задолженность уменьшает дебиторскую задолженность с наибольшим сроком возникновения»6.

Следующим не менее важным аспектом является проблема если в бухгалтерском учете компании по контрагенту на 31.03.2019 числятся, например, следующие суммы задолженности:

Дебиторская задолженность по договору №1 за отгруженную продукцию в сумме 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС - 180 000 руб.), срок оплаты - 01.02.2019 г. Просрочена на 59 дней;

В свою очередь дебиторская задолженность по договору №2 за отгруженную продукцию в сумме 590 000 руб. (в т. ч. НДС -90 000 руб.), срок оплаты - 20.03.2019, просрочена на 11 дней;

И наконец, кредиторская задолженность в виде полученного аванса в счет предстоящей поставки продукции в размере 800 000 руб.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 10.10.2019).

4 Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/22608 от 17.04.2017.

5 Письмо ФНС РФ № СД-3-3/3929@ от 08.06.2017.

6 Письмо Минфина № 03-03-Р3/38289 от 20.06.2017.

Рассчитаем необходимую сумму отчислений в резерв по дебитору по состоянию на 31.03.2019.

В целях расчета резерва по сомнительным долгам кредиторская задолженность в размере 800 000 руб. будет уменьшать дебиторскую задолженность с более ранним сроком возникновения, т. к. задолженность по договору №1. В итоге в расчет резерва будет входить остаток задолженности по договору №1 в сумме 380 000 руб. (1 180 000 руб. - 800 000 руб.). Так как задолженность просрочена на 59 дней, в резерв нужно направить 50% от общей суммы, т.е. 190 000 руб.

Задолженность по договору №2 просрочена на 11 дней, поэтому при расчете резерва она не будет учитываться.

До 1 января 2017 года считался спорным вопрос о том, следует ли при расчете резерва по сомнительным долгам принимать в расчет встречную кредиторскую задолженность.

Министерство финансов России выступало за то, что сомнительной дебиторской задолженностью не может являться долг, созданный контрагентом, в случае наличия у организации встречной задолженности [Письмо Минфина № 03-0306/1/579 от 21.09.2011.]. Однако, в 2013 году Президиум ВАС РФ посчитал, что эта точка зрения не соответствует нормам главы 25 НК РФ. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 № 13598/12 указано, что глава 25 НК РФ позволяет признавать сомнительным долгом любую просроченную дебиторскую задолженность и не устанавливает каких-либо ограничений по признанию сомнительным долгом случай, когда у налогоплательщика есть кредиторская задолженность перед должником.

Кроме того, прекращение обязательства взаимозачетом требований является правом стороны, в связи с чем наличие такой возможности не должно повлечь автоматическую корректировку налогоплательщиком резерва, который он формирует на основании данных бухгалтерского учета. Указанное постановление было включено в Обзор практики рассмотрения налоговых споров.

Кроме того, в 2014 году УФНС России по г. Москве выпускает письмо от 05.03.2014 №16-15/020341, в котором говорится, что компания, имеющая встречные задолженности по одному и тому же контрагенту, при формировании резервов (согласно ст. 266 НК РФ) может учесть всю сумму встречной задолженности по такому контрагенту.

Рассмотрев таким образом теоретические и практические

аспекты аудита учета создания резервов по сомнительным долгам, можно сделать вывод о том, что для того, чтобы составить корректное аудиторское заключение по результатам проверки указанного сегмента финансовых операций компании, необходимо проводить расчет резервов самостоятельно.

Так как формирование резервов по сомнительным долгам не является элементом учетной политики, а является обязательным требованием в случае обнаружения риска неуплаты обязательств дебиторами компании, аудитору легче доказать свою правоту в случае обнаружения отклонений. Проведенные исследования показали, что в большинстве случаев суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете будут различаться. Создание налогового резерва позволяет существенно снизить налоговую базу по налогу на прибыль, поэтому аудирующей организации стоит уделять внимание вопросу корректности формирования резервов по сомнительным долгам.

Проведенный анализ изменений в законодательстве с 2017 года относительно определения максимальной суммы резерва и расчета резерва при наличии встречных задолженностей позволил выявить существование спорных вопросов по учету резервов по сомнительной дебиторской задолженности и различных точек зрения регулирующих государственных органов Российской Федерации по указанной проблематике.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,65%.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 10.10.2019).

2. Письмо Минфина РФ от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Письмо Минфина № 03-03-06/1/579 от 21.09.2011.

4. Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/22608 от 17.04.2017.

5. Письмо Минфина № 03-03-Р3/38289 от 20.06.2017.

6. Письмо ФНС РФ № СД-3-3/3929@ от 08.06.2017.

7. Боташева Л.С., Семенова Ф. З., Чагарова Д.Б., Шакова Ф.М., Эльгай-тарова Н.Т. Резервы по сомнительным долгам: порядок формирования и отражения в учете // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 10 (104). С. 11.

8. Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2017, Бухгалтерский и налоговый учет, все изменения 2017 года, сложные и спорные вопросы. Учетная политика 2018. М.: АйСи. - 2017.

METHODOLOGY OF AUDIT OF FORMATION OF RESERVES FOR DOUBTFUL DEBTS

©Kashirskaya Liudmila V., Doctor of the Economic Sciences, Professor of Department of Accounting, Analysis and Audit Work place: Financial University under the Russian Federation Government, Moscow

kashirskaya76@mail.ru

©Sitnov Alexey A., Doctor of the Economic Sciences, Professor of Department of Accounting, Analysis and Audit Work place: Financial University under the Russian Federation Government, Moscow

ASitnov@fa.ru

©Sokha Victoria S.

Study place: Financial University under the Russian Federation Government, Moscow

sokha.viktoria@mail.ru

Annotation: Task. The article deals with theoretical and practical aspects of audit of accounting for the creation of reserves for doubtful debts of companies. The features of their formation in connection with the regulatory and legal changes in the Russian Federation on these aspects are assessed.

The problem lies in the fact that since the formation of provisions for doubtful debts is not an element of accounting policy, but is a mandatory requirement in case of detection of the risk of non-payment of obligations by debtors of the company, it is easier for the auditor to prove his case in case of deviations.

Model. In order to confirm these aspects, the article examines a number of statistical indicators for 2016-2017 and 2018 -2019. Summary. It is concluded that the auditors need to pay attention to the correctness of the formation of reserves for doubtful debts due to the fact that the creation of reserves can significantly reduce the tax base on income tax for the company. Practical importance. The practical significance of the article is that the conclusions and proposals are aimed at strengthening the emphasis on audit in the audit of the specified segment of financial statements.

Originality. The study conducted by the authors revealed that the new reality has changed the attitude to the calculation of debt and considered examples of correct recognition of debts as doubtful.

Keywords: reserves for doubtful debts, accounts payable, accounts receivable, accounting, audit methodology.

Reference list:

1. Tax code of the Russian Federation (tax code of the Russian Federation). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (accessed 10.10.2019).

2. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 16.05.2011 no 03-03-06/1/295.

3. Ministry of Finance letter no. 03-03-06/1/579 from 21.09.2011.

4. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 03-03-

06/1/22608 from 17.04.2017.

5. Letter of the Ministry of Finance No. 03-03-P3/38289 dated 20.06.2017.

6. Letter of the Federal tax service No. SD-3-3/3929@ dated 08.06.2017.

7. Botasheva L. S., Semenova F. Z., Chagarova D. B., Shakova F. M., Elgai-tarova N. T. Reserves for doubtful debts: the order of formation and reflection in accounting / / Management of economic systems: electronic scientific journal. 2017. No. 10 (104). C. 11.

8. Krutyakova T. L. Annual report 2017, Handbook on accounting and changes in legislation for 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.