УДК 332.13
Ронис Александр Александрович Alexandr Ronis
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ТЕРРИТОРИИ НА НАЛИЧИЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА
THE TERRITORY ANALYSIS METHOD ON THE POTENTIAL OF TIMBER CLUSTER DEVELOPMENT
Проведена авторская методика, оценивающая потенциал формирования лесопромышленного кластера на территории, соединяющая составляющие, способные во взаимосвязи достичь равномерного социально-экономического развития на территории размещения. Представлен анализ документов территориального планирования, анализ трудового и инфраструктурного и природно-ресурсного потенциала. В качестве положительного результата методики отмечено наличие достаточного потенциала на территории
Ключевые слова: потенциал территории, методика анализа, лесопромышленный кластер, этапы анализа, развитие экономики
The author's technique that estimates the potential formation of timber cluster is carried out. It combines constituents capable of achieving a uniform socio-economic development on the territory of placement. The documents' analyses of territory planning, the analyses of employment and infrastructural capacity and natural resource potential are presented in the article. The presence of sufficient potential on the territory is marked as a positive result of the method
Key words: potential of the territory, method of analysis, timber cluster analysis stages, development of economy
Анализом и оценкой потенциала лесных ресурсов и направлений их использования занимается достаточно большое количество отечественных и зарубежных ученых. Однако недостаточно теоретически обоснована проблема интеграции лесопромышленных предприятий, их взаимодействия и взаимосвязи, основанная на комплексном подходе к использованию располагаемыми лесными ресурсами, направленная на социально-экономическое развитие территории размещения предприятий, которое опирается на существующие положения документов территориального планирования. Нами обоснована необходимость создания методики, оценивающей
потенциал формирования лесопромышленного кластера на территории, соединяющей составляющие, способные во взаимосвязи достичь равномерного социально-экономического развития на территории размещения.
Формирование кластера, по мнению автора, необходимо начинать с оценки территории. Методика комплексной оценки потенциала развития территории является отправной точкой формирования лесопромышленного кластера.
В целях оценки потенциала анализируемой территории необходима разработка методики, позволяющей решить следующие задачи:
1) оценить существующую базу документов территориального планирования;
2) оценить возможности инфраструктурного потенциала рассматриваемой территории;
3) оценить возможности трудового потенциала территории;
4) определить природно-ресурсный потенциал анализируемой территории.
Для определения потенциала развития территории автором предложена методика анализа территории (см. рисунок).
Методика комплексной оценки территории
Этапы методики анализа
1. Анализ документов территориального планирования.
2. Анализ инфраструктурного потенциала территории:
— транспортной инфраструктуры;
— энергетической инфраструктуры.
3. Анализ трудового потенциала территории.
4. Анализ лесохозяйственных регламентов.
Источниками данных для анализа потенциала развития лесопромышленного кластера на территории выступают:
1) федеральные стратегии развития;
2) документы территориального планирования различных уровней;
3) отчеты федеральной службы государственной статистики;
4) данные лесохозяйственных регламентов лесничеств.
Федеральные нормативно-правовые акты описывают перспективы развития как государства в целом, так и конкретной анализируемой территории.
Документы территориального планирования содержат информацию о функциональных зонах размещения будущих предприятий и располагаемых и прогнозируемых ресурсах на территории.
Отчеты федеральной службы статистики выступают показателями положения дел на рассматриваемой территории.
Этап 1. Анализ документов территориального планирования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации [1] определяет термин «территориальное планирование» как «планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения».
Ускоряющиеся темпы подготовки документов территориального планирования, их фактическая завершенность на регио-
нальном и районном уровнях — важный фактор, способствующий развитию инвестиционной активности территории. Одной из составляющих потенциального развития территории является наличие документов территориального планирования различных уровней: федерального, субъектов федерации, муниципального.
В рамках данного этапа определяется наличие документов территориального планирования и проводится их анализ на наличие предпосылок кластерного сценария развития.
Критерии оценки наличия документов территориального планирования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерии анализа документов территориального планирования, балл
Наличие документов территориального планирования на территории
Федеральный уровень Уровень субъекта Муниципальный уровень
Схемы территориального планирования РФ Схемы территориального планирования субъектов РФ Схемы территориального планирования муниципальных районов Генеральные планы городских и сельских поселений
2 1 1 1
Основой планирования развития любой территории выступают документы федерального уровня, в связи с этим их наличию присвоим максимально возможный балл. Основные предпосылки кластерного сценария развития территорий регионов излагаются в схемах территориального планирования субъектов федерации и схемах территориального планирования районов.
Итоговый балл оценки наличия документов территориального планирования рассчитывается по формуле
Бдтп = ^ Ы , (!)
где Бдтп — суммарный балл оценки наличия документов территориального планирования;
Ь— балл критерия наличия документа территориального планирования.
Наличие потенциала определяется, если территория в ходе анализа получает балл, равный или больше 4.
Этап 2. Анализ инфраструктурного потенциала территории:
2.1. Анализ транспортной инфраструктуры
Основным условием эффективной экономической деятельности предприятий в рассматриваемой кластерной модели является их обеспеченность транспортной инфраструктурой (железнодорожный и автомобильный транспорт), рассчитанной на крупные транспортные потоки.
Современное состояние транспортной инфраструктуры и предложения по ее развитию в отношении объектов федерального и регионального значения приведены в Схемах территориального планирования регионов (далее СТП), а в отношении автодорог местного значения — в СТП муници-
пальных районов. Здесь также содержатся оценки транспортной обеспеченности территории районов с учетом сложившейся системы расселения и размещения объектов экономической деятельности.
В документах территориального планирования также даны предложения по развитию транспортной инфраструктуры муниципальных районов.
Вместе с тем, осуществление предложенных в СТП муниципальных районов видов экономической деятельности предъявляет особые требования к состоянию полевых и лесных автодорог, обеспечивающих транспортную доступность до мест приложения труда (лесопользование, сельскохозяйственная деятельность (растениеводство и животноводство) и туристская деятельность).
Оценка транспортной доступности основных видов используемых природных ресурсов на рассматриваемой территории проводится графоаналитическим методом.
Графоаналитическая оценка доступности транспортной инфраструктуры определяет, насколько площадь рассматриваемой территории доступна по существующим автодорогам регионального значения, лесным и полевым дорогам на удалении от дороги в обе стороны до 1 км.
Для формирования кластера необходим анализ распределения территории между зонами влияния существующих и планируемых лесозаготовительных пред-
Итоговый балл оценки транспортной доступности территории рассчитывается по формуле
Бшд =ХЫ , (2)
приятий (с учетом транспортного тяготения лесов к размещаемым предприятиям).
Под зоной влияния лесозаготовительного предприятия следует понимать лесные ресурсы, доступные для заготовки на удалении от предприятия:
1) зоны транспортной доступности лесов 1 уровня (на удалении 25 км от размещаемого предприятия);
2) зоны транспортной доступности лесов 2 уровня (на удалении 50 км от размещаемого предприятия).
Установленные нами зоны влияния лесозаготовительных предприятий важны не только с точки зрения обеспечения транспортной доступности лесосырьевых ресурсов до центров их заготовки и складирования (нижний склад), но и для фиксации лесосырьевой базы этих предприятий, без которой невозможна их стабильная и планомерная деятельность. Кроме того, в предложенном варианте зоны влияния лесозаготовительных предприятий ассоциированы с территориями (частями территорий) городских и сельских поселений, что позволяет определять территорию, формирующую налоговую базу муниципальных образований от данного вида деятельности. Это способствует большей связанности и заинтересованности местного населения и органов местного самоуправления в развитии лесопользования на своей территории.
Критерии анализа транспортной доступности территории представлены в табл. 2.
где Бд — суммарный балл оценки наличия потенциала транспортной доступности;
Ъ. — балл критерия наличия транспортной доступности.
Таблица 2
Критерии анализа транспортной доступности территории, балл
Транспортная доступность сбыта продукции Транспортная доступность заготовки и переработки продукции
Общая доступность транспортной инфраструктуры территории Наличие лесов в первой зоне транспортной доступности Наличие лесов во второй зоне транспортной доступности
0-1 1 1
Наличие потенциала определяется, если территория в ходе анализа получает балл, равный или больше 1,3.
2.2 Анализ энергетической инфраструктуры
В ходе анализа определяется покрытие территории электроэнергетической инфраструктурой «большой» энергетики.
Во-первых, необходимо определить напряжение, при котором производится передача электроэнергии от генерирующих в региональные энергосистемы, от региональной энергосистемы в муниципальные районы и электроэнергии по поселениям.
Во-вторых, на основании материалов СТП региона, муниципальных районов и генеральных планов населенных пунктов определяется наличие или отсутствие дефицита мощности на территории.
В-третьих, определяются дополнительные нагрузки с учетом размещения новых мест приложения труда и развития населен-
ных пунктов, предлагаемых документами территориального планирования.
Введем условные обозначения для анализа энергетической инфраструктуры.
Пропускная способность электрической сети (ПСЭС) [3] — технологически максимально допустимое значение мощности, которая может быть передана с учетом условий эксплуатации и параметров надежности функционирования электроэнергетических систем.
«Заявленная мощность (ЗМ) [3] — это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Критерии анализа энергетической инфраструктуры территории представлены в табл. 3.
Таблица 3
Критерии энергетической инфраструктуры территории, балл
ПСЭС> Текущая ЗМ ПСЭС> Планируемая ЗМ ПСЭС> Планируемая ЗМ с учетом увеличения мощности кластера
1 2 3
Итоговый балл оценки транспортной доступности территории рассчитывается по формуле
Бэи =Е Ы, (3)
где Бэи— суммарный балл оценки наличия потенциала энергетической инфраструктуры;
Ь. — балл критерия наличия потенциала энергетической инфраструктуры.
Наличие потенциала определяется, если территория в ходе анализа получает балл, равный или больше 1,5.
Этап 3. Анализ трудового потенциала Распределение занятого, незанятого и самозанятого населения определяется по отчетным статистическим данным в разрезе поселений.
Незанятое население (НН) [4] — лица в возрасте, установленном для изме-
рения экономической активности населения, которые в течение рассматриваемого периода не считались занятыми экономической деятельностью.
Самозанятое население (СН) [4] — это плательщики страховых взносов, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, которые не производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Численность населения (ЧН) — абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определенной территории.
Население, участвующее в сезонной производственной и заготовительной деятельности фигурирует как самозанятое. К этой части населения относятся лица в
возрасте старше 14 лет, которые могут при- Критерии анализа трудового потенци-
влекаться к сезонным работам (на основе ала территории представлены в табл. 4. непостоянной занятости).
Таблица 4
Критерии анализа трудового потенциала территории
Коэффициенты (НН + СН) чн
< 3 >0,3 и <0,5 >0,5 и <0,8 > 9
Баллы 2 3 4 5
Итоговый балл оценки транспортной доступности территории рассчитывается по формуле
Бпп = 2 Ь' > (4)
где Бтп — суммарный балл оценки наличия трудового потенциала;
Ъ. — балл критерия наличия трудового потенциала.
Наличие потенциала определяется, если территория в ходе анализа получает балл, равный или больше 3.
Этап 4. Анализ природно-ресурсного потенциала территории
Анализ природно-ресурсного потенциала территории проводится с использованием данных лесохозяйственного регламента. В лесохозяйственных регламентах содержится информация о состоянии и запасах лесных ресурсов, включающая:
1) распределение территории лесничеств по муниципальным образованиям;
2) распределение лесов по лесорасти-тельным зонам и лесным районам;
3) распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основание выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов;
4) характеристика лесных и нелесных земель лесного фонда;
5) характеристика особо охраняемых природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия;
6) характеристика существующих объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов, предусмотренных документами территориального планирования.
Анализ природно-ресурсного потенциала проводится по четырем группам лесных ресурсов: древесным, недревесным, пищевым, лекарственным.
Критерии анализа природно-ресурсно-го потенциала территории представлены в табл. 5.
Таблица 5
Критерии анализа природноресурсного потенциала территории
Коэффициенты Наличие группы лесных ресурсов
древесные недревесные пищевые лекарственные
Баллы 3 2 1 1
Итоговый балл оценки транспортной доступности территории рассчитывается по формуле
Бпр =2 Ы, (5)
где Бпр — суммарный балл оценки наличия природноресурсного потенциала;
Ъ. — балл критерия наличия природно-ресурсного потенциала.
Наличие потенциала определяется, если территория в ходе анализа получает балл, равный или больше 4.
Этап 5. Вывод о потенциале развития лесопромышленного кластера
Подведение итогов анализ данных, содержащихся в документах территориального планирования и других источниках, позволяет сделать вывод о том, обладает ли территория достаточно хорошими стартовыми условиями для их экономического освоения с точки зрения располагаемой транспортной и электроэнергетической инфраструктуры, трудового потенциала и имеющимися лесными ресурсами.
Итоговый балл оценки транспортной доступности территории рассчитывается по формуле
Иб =2ь х к, (6)
где И— суммарный балл оценки наличия потенциала;
Ь — балл критерия; к — весовой коэффициент балла.
Каждый из анализируемых критериев индивидуален. Наличие ресурсной базы для формирования кластера является более важным аспектом, чем наличие трудового потенциала, т.к. при отсутствии трудовых ресурсов можно использовать вахтовый метод работы, но при отсутствии сырьевых ресурсов завозить их на территорию для дальнейшей переработки представляется нецелесообразным. Транспортная доступность для кластера является более важным моментом, чем наличие документов территориального планирования.
Для отражения влияния критерия на потенциал развития лесопромышленного кластера возникает необходимость ввести весовые коэффициенты.
Весовые коэффициенты представлены в табл. 6.
Таблица 6
Весовые коэффициенты баллов анализа потенциала
Анализируемые данные
документы территориального планирования транспортная инфраструктура энергетическая инфраструктура трудовые ресурсы природно-ресурс-ный потенциал
0,2 0,25 0,15 0,1 0,3
Наличие или отсутствие потенциала следующим критериям, представленным в развития комплексного лесопромышленно- табл. 7. го кластера на территории определяется по
Таблица 7
Итоговая оценка наличия потенциала на территории
Иб < 4 > 4 и < 6 > 6
Наличие потенциала недостаточный достаточный оптимальный
Наличие потенциала развития комплексного лесопромышленного кластера на территории фиксируется, если итоговый балл больше или равен 6.
Применение методики анализа потенциала развития комплексного лесопромышленного кластера в итоге дает три возможных варианта.
Недостаточный потенциал территории показывает, что в настоящее время формирование кластера на территории представляется нецелесообразным. Выявленные в ходе анализа слабые места, не относящиеся к природно-ресурсному потенциалу, могут быть скорректированы, что в будущем позволит достичь достаточ-
ного уровня потенциала территории.
Достаточный уровень потенциала территории означает наличие базовых факторов для формирования кластера (при-родно-ресурсной базы и транспортной доступности в первую очередь), но недостаточной развитости отдельных анализируемых аспектов рассматриваемой территории.
Литература_
1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 21.04.2011).
2.Концепция кластерной политики в Российской Федерации — Электронный ресурс. [Режим доступа ] : http : //www. pandia. ru / text /77/216/4808. php
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 8614.
4. Приказ Росстата от 21.12.2010 № 452 «Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы)».
5. Ронис А.А., Малышев Е.А., Сокол-Номо-конов Э.Н. Стратегия пространственного развития территории как инструмент реализации документов территориального планирования (лесопромышленный кластер) // Вестник ЗабГУ. Чита, 2013. Вып. 93. С. 132-142.
6. Ронис А. А., Сокол-Номоконов Э.Н. Лесопромышленный кластер — драйвер роста экономики территории западных районов Забайкальского края // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2013. № 3. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-3-2013/economics/sokol-nomokonov-ronis.pdf.
7. Ронис А.А., Малышев Е.А., Сокол-Номоко-нов Э.Н. Методология моделирования углубленной лесообрабатывающей деятельности на примере Жи-пхегенского лесозаготовительного предприятия// Вестник ЗабГУ. Чита, 2013. Вып. 96. С. 123-131.
8. Ронис А.А., Малышев Е.А., Сокол-Номо-конов Э.Н. Методология моделирования первого и второго уровней комплексного лесопользования лесопромышленного кластера на примере Больше-реченского лесозаготовительного предприятия // European Social Science Journal. М., 2013. № 6. C. 427-436.
Оптимальный уровень потенциала развития комплексного лесопромышленного кластера на территории означает развитость всех анализируемых аспектов рассматриваемой территории.
Наличие достаточного и оптимального потенциала позволяет сделать вывод о возможности формирования кластера на территории.
_References
1. Gradostroitelny kodeks RF ot 29.12.2004 № 190-FZ(red. ot21.04.2011). (Town planning code of the RF dated by 29.12.2004 № 190-FZ (redact from 21.04.2011).
2. Kontseptsiya klasternoy politiki v Rossiyskoy Federatsii (Concept of cluster politics in the Russian Federation). Available at: http://www.pandia.ru/ text/77/216/4808.php
3. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 27 dekabrya 2004 g. № 8614. (Resolution of the Russian Federation Government dated by December, 27 2004 year. No 8614).
4. Prikaz Rosstata ot 21.12.2010 № 452 «Ob utverzhdenii Metodologicheskih polozheniy po pro-vedeniyu vyborochnyh obsledovaniy naseleniya po problemam zanyatosti (obsledovaniy rabochey sily)». Rosstat Order from 21.12.2010 № 452 «On approval of the Methodological Guidelines for conducting sample surveys on employment (labour force survey )».
5. Ronis A.A., Malyshev E.A., Sokol-Nomokonov E.N. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), Chita, 2013. Issue. 93. Р. 132-142.
6. Ronis A.A., Sokol-Nomokonov E.N. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. 2013. № 3. (Theory and practice of social development. 2013. No 3). Available at: http://teoria-practica.ru/-3-2013/ economics/sokol-nomokonov-ronis.pdf.
7. Ronis A.A., Malyshev E.A., Sokol-Nomokonov E.N. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal). Chita, 2013. Vyp. 96. P. 123-131.
8. Ronis A.A., Malyshev E.A., Sokol-Nomokonov E.N. European Social Science Journal. (European Social Science Journal). M., 2013. no 6. P. 427-436.
9. Ронис А.А., Малышев Е.А., Сокол-Номоко-нов Э.Н. Методические подходы применения кластерной политики по организации экономического развития западных районов Забайкальского края // Вестник ЗабГУ. Чита, 2013. Вып. 102. С. 139-147.
10. Светник Т.В. Стратегическое управление экономикой региона. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. 174 с.
11. Сольский С.Б. Интеграция промышленных предприятий на основе кластерного подхода: авто-реф. дисс. канд. экон. наук. Иркутск, 2009. 22 с.
9. Ronis A.A., Malyshev E.A., Sokol-Nomokonov E.N. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal). Chita, 2013. Vyp. 102. P. 139-147.
10. Svetnik T.V. Strategicheskoe upravlenie eko-nomikoyregiona. (Strategic management of the region's economy). Irkutsk: Izd-vo BGUJeP, 2007. 174 p.
11. Solsky S.B. Integratsiya promyshlennyh predpriyatiy na osnove klasternogo podhoda: avtoref. diss. kand. ekon. nauk: 08.00.05. (Integration of industrial enterprises based on the cluster approach: Abstract. diss. candidate. econ. sciences: 08.00.05). Irkutsk, 2009. 22 p.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Ронис А.А., ассистент, каф. «Экономика и управле- A. Ronis, postgraduate, Transbaikal State University, ние на энергетических предприятиях», Забайкаль- Chita, Russia ский государственный университет, г. Чита, Россия ronis_al@mail.ru
Научные интересы: региональная экономика,
лесопромышленные кластеры Scientific interests: region economy, timber industry
clusters