УДК 332.13
Малышев Евгений Анатольевич Evgeniy Malyshev
Сокол-Номоконов Эдуард Николаевич Eduard Sokol-Nomokonov
Ронис Александр Александрович Alexander Ronis
ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАПАДНЫХ РАЙОНОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
COMPLEX OF MEASURES ON A CLUSTER OF ECONOMIC POLICY ORGANIZATION OF THE WESTERN DISTRICTS OF TRANSBAIKALIE ON THE EXAMPLE OF THE TIMBER INDUSTRY CLUSTER
Представлен анализ различных авторских точек зрения на понятия «кластерная политика». В ходе анализа авторами уточнено определение кластерной политики, отличающееся подчеркнутой ролью органов власти муниципального уровня в формировании базовых условий для создания кластеров и инновационной конкурентоспособности территории как приемлемая инфраструктура. В качестве базы исследования авторами выбрана территория западных районов Забайкальского края, на примере которой описан алгоритм формирования лесопромышленного кластера. Приведен комплекс мер кластерной политики на территории западных районов Забайкальского края
Ключевые слова: кластер, определение кластерная политика, лесопромышленный кластер, алгоритм, развитие экономики
The article analyzes different copyright points of view on the concept of «cluster policy». During the analysis, the authors clarified the definition of cluster policy, characterized by an accentuated the role of the authorities of the municipal level in the formation of basic conditions for the creation of clusters and innovation competitiveness of the territory as an acceptable infrastructure. As the base of the study, the authors have chosen the territory of the Western districts of Transbaikalie, on the example of which the algorithm for the formation of a timber industry cluster is described. The complex of measures of the cluster policy in the Western regions of Transbaikalie is given
Key words: cluster, definition of cluster policy, forestry cluster, algorithm, economy development.
В настоящее время документы терри- предложения по местоположению и пара-ториального планирования содержат метрам производственных функциональ-
ных зон, предназначенных для размещения предприятий различной отраслевой принадлежности (либо зон предпочтительного типа использования). Часто предполагается, что дальнейшие действия по освоению таких функциональных территорий должны осуществлять инициативные субъекты экономической деятельности (прямые инвесторы). Наличие документов территориального планирования, их фактическая завершенность на региональном и районном уровнях — весьма важный фактор, способствующий увеличению инвестиционной привлекательности, снижению рисков инвесторов. Однако возникают и некоторые сомнения относительно перспектив такого развития, обусловленные отсутствием механизмов реализации документов территориального планирования в части, касающейся экономического развития территорий.
В настоящее время на практике наблюдается разрыв между целевыми социально-экономическими показателями функционирования территории, декларируемыми документами территориального планирования и реальным положением дел, который обусловлен отсутствием формирования запланированной экономической составляющей жизнедеятельности территории.
Основной причиной сложившейся ситуации, по мнению авторов, является недостаточная проработанность механизмов реализации положений документов территориального планирования, результатом которой является отсутствие ожидаемых положительных социально-экономических эффектов от реализации положений документов территориального планирования на соответствующей территории. Становится очевидной необходимость развития теоретических и методологических основ разработки механизмов реализации положений документов территориального планирования ( в условиях рыночной экономики) , позволяющих реализовать стратегии экономического развития территорий.
Учитывая, что программы территориального планирования основаны на использовании факторов производства и особен-
ностях конкретной территории, в качестве одного из механизмов реализации положений документов территориального планирования целесообразно рассматривать кластерный подход.
Создаваемые группы предприятий объединены связанными производственными циклами, образуя территориальный производственный кластер. В этом случае необходимо определить интегральные ( си-нергетические) эффекты, возникающие в кластерной модели.
Особое значение имеют механизмы реализации документов территориального планирования в отдаленных от промышленных и экономических центров регионах, которые характеризуются богатыми лесными и природными ресурсами, при экономическом использовании которых необходимо учитывать аспекты рационального природопользования.
Таким образом, все более актуальными становятся концептуальные, стратегические и методические решения по разработке инновационного комплекса мер развития лесопромышленных предприятий, с учетом положений, определенных в документах территориального планирования различных уровней, повышения эффективности использования располагаемыми лесными ресурсами на основе комплексного подхода к лесопользованию при формировании кластера.
Международный опыт насчитывает значительное количество примеров положительного влияния формирования кластеров на конкурентоспособность и экономику стран.
Основой становления экономических кластеров является кластерная политика, которая становится все более актуальной и для Российской Федерации в целом, и для Забайкальского края, в частности, т.к. становится одним из основных инструментов достижения целей социально-экономического развития территории.
Многие авторы уделяли внимание вопросу определения кластерной политики в различных её аспектах (табл. 1).
Таблица 1
Авторские трактовки определения кластерная политика
№ п/п Автор, нормативный документ Определение
1 Концепция кластерной экономической политики Российской Федерации Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры [3]
2 Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации Мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях. Включает меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку [5]
3 Т.Г. Краснова Система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций [4]
4 Е.В. Белякова Мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях. Включает меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку. Кластерная политика региональной власти - это система мероприятий по формированию и поддержанию устойчивой, региональной партнерской сети в конкурентоспособных видах деятельности во имя сохранения и укрепления их позиций на внешних рынках. Цель усилий региональной власти в кластерной политике -обеспечить глобальную конкурентоспособность экономики субъектов Российской Федерации, ее более высокую производительность во имя роста реальных доходов и занятости жителей региона [1]
5 Р.М. Даутов, О.В. Миронов Система государственных мер и механизмов развития территории, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инновационных технологий на всех уровнях кооперационного взаимодействия[2]
6 И.В. Пипиленко Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляющих государством по идентификации кластера, определения поля деятельности формирующих кластер фирм, создание государственных органов поддержки кластера и осуществление общей политики поддержания всех кластеров в стране. Кластерная политика второго поколения базируется на хорошем знании о существующих в стране кластеров. Она подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности, т.к. государство может выступать в качестве менеджера, заказчика, инициатора производственного процесса, брокера, сводящего производителя и потребителя внутри кластера и источником финансирования для фирм, работающих в кластере [6]
7 Э.В. Степанова Комплекс мероприятий региональных органов власти, направленных на формирование и развитие кластерных инициатив с целью обеспечения экономического роста, развития инновационного потенциала за счет взаимовыгодного взаимодействия, основанного на механизме заинтересованности органов государственного управления, бизнеса, науки и общества, в рамках новых организационных форм, адекватных современным рыночным условиям и связанных с расширением интеграционных процессов [11]
Несмотря на то, что теоретические исследования кластерного подхода получили широкое распространение, единое мнения исследователей относительно содержания понятия «кластерная политика» отсутствует.
В ходе исследования проанализированы различные авторские точки зрения кон-
цептуализация понятия «кластерная политика», уточнено данное определение.
Кластерная политика — комплекс мер, предпринимаемых муниципальными и региональными органами власти, направленных на повышение конкурентоспособности территории посредс-
твом создания инфраструктурных и институциональных элементов стимулирования создания и поддержания функционирования экономических кластеров, а также обеспечивающих внедрение инновационных технологий на всех уровнях кооперационного взаимодействия.
Предложено определение понятия «кластерная политика», отличающееся подчеркнутой ролью органов власти муниципального уровня в формирование базовых условий для создания кластеров и инновационной конкурентоспособности территории как приемлемая инфраструктура.
В отношении формируемого лесопромышленного кластера целесообразно создать такие инфраструктурные подсистемы, как:
1) транспортно-логистическая — перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом (грузов и персонала), дорожное строительство (лесотранспортные дороги и сооружения);
2) финансово-экономическая — кредитование сезонных работ, страхование, лизинг техники и оборудования;
3) снабженческо-сбытовая — ВЭД, маркетинг, производство тары, упаковки и этикеток, снабжение топливом и продуктами сезонных заготовительных работ;
4) производство вспомогательной техники и оборудования, ремонтная база;
5) научно-образовательная — лабораторная база, исследовательский центр, центр по подготовке и переподготовке кадров;
6) специального и жилищного строительства — промышленное проектирование и строительство, коммунальное строительство, жилищное строительство;
7) обеспечения безопасности — пожаротушение, сопровождение грузов, охрана территорий предприятий, пресечение недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа, собственная экономическая безопасность и защита авторских прав, судебная защита интересов предприятий.
В качестве базы исследования рассматривается формируемая система взаимосвя-
занных лесопромышленных организаций муниципальных районов, образующая кластер на территории западных районов Забайкальского края: Красночикойский, Хил окский, Петровск- Забайкальский. Разработан алгоритм поэтапного развития предприятий различной специализации в рамках кластера.
Отличительной чертой является предложенное поэтапное развитие предприятий, входящих в кластер, на основании принципа комплексности использования лесных ресурсов, подразумевающего углублённую переработку. Основой формируемой инновационной структуры должны стать взаимосвязанные производственные циклы предприятий.
Отправной точкой для анализа являются фактические лесозаготовки ( нулевой уровень), проводимые в настоящее время. Под фактическими заготовками понимаются объемы заготовки официальных арендаторов. В фактическом лесопользовании не учитывается заготовка арендаторами не в полном объеме и не учитываются нелегальные объемы заготовки.
Первым уровнем является максимально возможные заготовки всех видов ресурсов по лесохозяйственному регламенту; вторым — заготовка лесных ресурсов сверх лесохозяйственного регламента.
Первые два уровня относятся к заготовке лесных ресурсов на лесозаготовительных предприятиях. Следующим звеном являются лесоперерабатывающие предприятия, представленные на третьем и четвертом уровнях.
Третий уровень представляет переработку готовой продукции второго. Товарные группы третьего уровня сформированы на основе номенклатуры товаров из исходного сырья, учитывалась потребность в тех или иных товарах на рассматриваемой территории; четвертый — представляет следующую ступень развития переработки и является инновационным. Инновационность уровня заключается во внедрении новшеств в переработку, обеспечивающем качественный рост эффективности процессов или продукции. Данный уровень способствует внедре-
нию инноваций на предыдущих уровнях, так как, во первых, повышаются требования к исходному сырью данного уровня, во вторых, за счет концентрации технологий.
Пятый уровень выделяется отдельно в связи с тем, что он может функционировать параллельно со всеми указанными уровнями. На пятом уровне отходы лесо-
заготовительных и лесоперерабатывающих производств направляются на производство тепловой и электрической энергии (пятый уровень рассматривается в составе раздела, посвященного энергообеспечению территории).
Схема лесопромышленного кластера представлена на рисунке.
Ядро кластера
Инфраструктурные подсистемы
Транспортно-логическая
Финансово-экономическая
Снабженческо-сбытовая
Вспомогательное производство
Обеспечение безопасности
Научно-образовательная
Строительство
Инновационный (лесохимический)кластер
Социально-экономические эффекты
Территория размещения
Трудовые ресурсы
Лесные
- ресурсы
Капитал
Схема лесопромышленного кластера
По мнению авторов, основными долж- власти западных районов Забайкальского ны стать меры кластерной экономической края в области формирования экономичес-политики региональных и местных органов ких кластеров, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Меры кластерной экономической политики
№ п/п Мера кластерной политики Описание
1 Создание нормативно-правовой базы Описание в документах различных уровней методов формирования и дальнейшего взаимодействия органов власти с экономическими кластерами
2 Создание механизмов индикативного планирования деятельности кластеров Авторами в качестве образца индикативно планирования предлагается использование модели кластера, разработанной в рамках «Стратегии пространственного развития западных районов Забайкальского края» [8]
3 Разработка стратегий развития кластеров Формирование механизмов поэтапного развития определённых кластеров
4 Разработка механизмов повышения конкурентоспособности внутри кластеров В рамках данного направления предлагается формирование и развитие механизмов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия, которые могут быть использованы, в том числе, при реализации кластерных проектов
5 Содействие внешнеэкономической деятельности кластеров Представление продукции кластера на международных выставках, распределение затрат на экспортирование продукции.
6 Помощь в формировании кластерных маркетинговых стратегий Софинансирование, проведение маркетинговых исследование и реализации результатов исследования
7 Создание механизмов частно-государственного партнерства В качестве основы использован закон о зонах территориального развития в Российской Федерации, описаны параметры взаимодействия органов государственной власти и кластерных образований
8 Развитие инфраструктуры территории будущего размещения кластера Необходимо связать программы по развитию инфраструктуры, программы жилищного строительства с проектами по формированию кластеров
9 Содействие обеспечения кластера специалистами Установление партнерских связей с высшими образовательными учреждениями, проведение оценки и прогнозирование потребности в специалистах, проведение стажировок и т.д.
10 Стимулирование инновационных разработок Установление партнерских связей с высшими образовательными учреждениями, НИИ и т.д.
11 Создание промышленных и технопарков парков В рамках промышленных парков создание объектов инфраструктуры и недвижимости, управляемых единым органом, в рамках технопарка объектов инфраструктуры, недвижимости и определения критериев инновационности потенциальных элементов кластера
12 Снижение административных барьеров Выявление барьеров, замедляющих или препятствующих формированию кластеров и формирование мер, снижающих их воздействие
13 Создание мер налогового стимулирования Варьирование размеров отчислений в бюджеты различных уровней
Основным результатом реализации кластерной политики, по мнению авторов, должно стать формирование эффективного и взаимовыгодного взаимодействия участников кластера и органов власти различ-
ных уровней. Такое взаимодействие в перспективе должно приводить к стабильному социально-экономическому развитию территории размещения кластеров.
Литература_
1. Белякова Е.В. Управленческие технологии инновационного развития региона: теория и методология: монография. М : Изд-во МАИ: Изд-во «Доброе слово», 2009. 188 с.
2. Даутов Р.М., Миронов О.В. Концепция кластерного развития региона как основа инновационной экономики государства.
3. Концепция кластерной политики в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http : //www. pandia. ru / text /77/216/4808. php
4. Краснова Т.Г. Экономическая устойчивость региона. Красноярск: КГТУ, 1999. 249 с.
5. Малышев Е.А. Теоретико-методологический подход к выбору приоритетов инновационного развития приграничного региона. Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2012. 451 с..
6. Малышев Е.А. Приоритеты инновационного развития приграничного региона: методология и практика. Чита: ЗабГУ, 2012. 262 с.
7. Малышев Е.А., Макарова И.В., Петров А.П. Выделение эффектов от формирования и развития кластеров в регионе / / Вестник ЗабГУ. №7 (98). Чита: ЗабГУ, 2013. 164 с.
8. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] / Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Комитет Совета Федерации по делам севера и малочисленных народов. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/ docs/index-202131.html
9. Пипиленко И. В. Новая геоэкономическая модель развития страны: повышение конкурентоспособности с помощью развития кластеров и промышленных районов / / Безопасность Евразии. № 3. 2003. С. 581-604.
10. Ронис А. А., Малышев Е.А., Сокол-Номо-конов Э.Н. Стратегия пространственного развития территории как инструмент реализации документов территориального планирования (лесопромышленный кластер) // Вестн. ЗабГУ. Чита, 2013. Вып. 93. С. 132-142.
11. Ронис А.А., Сокол-Номоконов Э.Н. Лесопромышленный кластер — драйвер роста экономики территории западных районов Забайкальского
_References
1. Belyakova E.V. Upravlencheskie tehnologii innovatsionnogo razvitiya regiona: teoriya i metodologiya: monografiya. [Management technologies of innovative development of the region: theory and methodology: monograph]. Moscow: Dobroe Slovo, 2009. 188 p.
2. Dautov R.M., Mironov O.V. Kontseptsiya klasternogo razvitiya regiona kak osnova innovatsi-onnoy ekonomiki gosudarstva. [The concept of cluster development in the region as a basis for innovative economy of state].
3. Kontseptsiya klasternoy politiki v Rossiyskoy Federatsii. [The concept of cluster policy in the Russian Federation]. Available at: http://www.pandia. ru/text/77/216/4808.php
4. Krasnova T.G. Ekonomicheskaya ustoychi-vost regiona. [The economic stability of the region]. Krasnoyarsk: KGTU, 1999. 249 p.
5. Malyshev E.A. Teoretiko-metodologichesky podhod k vyboru prioritetov innovatsionnogo razvitiya prigranichnogo regiona. [Theoretical and methodological approach to the choice of priorities of innovative development of the border region]. Ekaterinburg: Izd-vo IE UrO RAN, 2012. 451 p.
6. Malyshev E.A. Prioritety innovatsionnogo razvitiya prigranichnogo regiona: metodologiya i praktika. [Priorities of innovative development of the border region: methodology and practice]. Chita: ZabGU, 2012.262 p.
7. Malyshev E.A., Makarova I.V., Petrov A.P. Vestn. Zab. Gos. Un-ta. (Transbaikal State University Journal). Chita: ChitGU, № 7 (98). Chita: ZabGU, 2013.164 p.
8. Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii klasternoy politiki v severnyh subektah Rossiyskoy Federatsii. Sovet Federatsii Federalnogo Sobraniya RF, Komitet Soveta Federatsii po delam severa i malo-chislennyh narodov. [Guidelines for implementing cluster policies in the northern regions of the Russian Federation. The Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation, the Federation Council Committee on Northern Affairs and National Minorities]. Available at: http://do.gendocs.ru/docs/ index-202131.html
9. Pipilenko I.V. BezopasnostEvrazii. [Security of Eurasia]. no. 3. 2003. P. 581-604.
10. Ronis A.A., Malyshev E.A., Sokol-Nomoko-nov E.N. Vestn. Zab. Gos. Un-ta. (Transbaikal State University Journal). Chita: ZabGU, 2013. Vyp. 93. P. 132-142.
11. Ronis A.A., Sokol-Nomokonov E.N. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2013. no 3. Available at:
края // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2013. № 3. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-3-2013/economics/sokol-nomokonov-ronis.pdf
12. Ронис А.А., Малышев Е.А., Сокол-Номоко-нов Э.Н. Методология моделирования углубленной лесообрабатывающей деятельности на примере Жи-пхегенского лесозаготовительного предприятия// Вестн. ЗабГУ. Чита, 2013. Вып. 96. С. 123-131.
13. Ронис А.А., Малышев Е.А., Сокол-Номо-конов Э.Н. Методология моделирования первого и второго уровней комплексного лесопользования лесопромышленного кластера на примере Больше-реченского лесозаготовительного предприятия // European Social Science Journal. Москва, 2013. № 6. C. 427-436.
14. Степанова Э.В. Механизм формирования структурных взаимосвязей в лесопромышленном кластере региона: дис. ... канд. экон. наук. Красноярск, 2010.
15. Важенин С.Г., Берсенев В.Л., Важенина И.С., Татаркин А.И. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве. Екатеринбург: Институт Экономики УрО РАН, 2011. 540 с.
16. Татаркин А.И., Романова О.А., Гребенкин А. В., Акбердина В. В. Экономико-технологическое развитие: методология диагностики и прогнозирования. М.: Наука, 2011. 398 с.
17. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Коротко об авторах_
Малышев Е.А., д-р экон. наук, доцент, зав. каф. «Экономика и управление на предприятиях энергетики», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: экономика энергетики, региональная экономика
http://teoria-practica.ru/-3-2013/economics/sokol-nomokonov-ronis.pdf
12. Ronis A.A., Malyshev E.A., Sokol-Nomoko-nov E.N. Vestn. Zab. Gos. Un-ta. (Transbaikal State University Journal). Chita: ZabGU, 2013. Vyp. 96. P. 123-131.
13. Ronis A.A., Malyshev E.A., Sokol-Nomoko-nov E.N. European Social Science Journal. Moscow, 2013. no 6. P. 427-436.
14. Stepanova E.V. Mehanizm formirovaniya strukturnyh vzaimosvyazey v lesopromyshlennom klastere regiona: dis. ... kand. ekon. nauk. [The mechanism of structural relationships formation in the timber industry cluster of the region : Dis . ... candidate of economic sciences]. Krasnoyarsk, 2010.
15. Vazhenin S.G., Bersenev V.L., Vazhenina I.S., Tatarkin A.I. Territorialnaya konkurentsiya v ekonomicheskom prostranstve. [Territorial competition in the economic area]. Ekaterinburg: Ural Branch of Russian Academy of Sciences, 2011. 540 p.
16. Tatarkin A. I., Romanova O.A., Grebenkin A.V., Akberdina V.V. Ekonomiko-tehnologicheskoe razvitie: metodologiya diagnostiki i prognozirovaniya. [Economic- Technological Development: Methodology diagnosis and prognosis]. Moscow: Nauka, 2011. 398 p.
17. Federalny zakon Rossiyskoy Federatsii ot 3 dekabrya 2011 g. № 392-FZ «O zonah territorialnogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii i o vnesenii izmeneniy v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii». [Federal Law of the Russian Federation dated December 3, 2011 № 392- FZ «On the territorial development zones in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation].
_Briefly about the authors
E. Malyshev, doctor of economic sciences, associate professor, head of the department «Economics and Management of Electric Power Industry», Transbaikal State University (ZabSU), Chita, Russia
Scientific interests: economy of power engineering, regional economy
Сокол-Номоконов Э.Н., канд. техн. наук, доцент, Забайкальский государственный университет; генеральный директор ООО «НИПИТерплан», г. Чита, Россия
Научные интересы: региональная экономика, территориальное планирование
Ронис А.А., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: региональная экономика, лесопромышленные кластеры
E. Sokol-Nomokonov, candidate of technical sciences, associate professor, Transbaikal State University (ZabSU), Chita, Russia
Scientific interests: regional economy, spatial planning
A. Ronis, postgraduate, Transbaikal State University (ZabSU), Chita, Russia
Scientific interests: region economy, timber industry clusters