6(171)- 2010
¿ЬегиаНаль^ый acaetcm
МЕТОДИКААНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ОСНОВЕ РАСЧЕТА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
И. А. ДРОЖЖИНЛ,
кандидат, экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» E-mail: [email protected] Орловский государственный технический университет
Существует ряд научно обоснованных подходов, применяемых для анализа и оценки доходной базы местных бюджетов. Но остается нерешенной проблема неопределенности уровня бюджетного выравнивания, которая не дает возможности определиться с вертикальным распределением финансовых средств междууровнями бюджетной системы. В статье рассматривается методика оценки доходов бюджетов муниципалитетов на основе налогового потенциала.
Ключевые слова: бюджет, налог, доход, добавленная стоимость, потенциал.
Бюджетная сбалансированность внутри бюджетной системы страны достигается путем вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания. Неопределенность вертикального распределения обусловливает необходимость наличия федеральных средств межбюджетного регулирования в ущерб собственным доходам территориальных бюджетов. В связи с этим большая часть налоговых поступлений, как правило, перераспределяется в пользу федерального центра, что служит важнейшей причиной сохранения обостренности в межбюджетных отношениях.
Однако недостаточное аналитическое обеспечение в сфере налогообложения снижает возможности муниципалитетов генерировать собственные бюджетные доходы, т. е. прилагать налоговые усилия и развивать налоговую базу.
В связи с этим существует необходимость в разработке методики формирования доходной части местных бюджетов, основанной на принципах расчета налогового потенциала. Эта методика позволяет измерять доходные возможности муниципалитетов как на основе оценки фактических налоговых поступлений в планируемом году, так и на основе доходного потенциала их территорий, показатель которого отражает возможность мобилизации бюджетных доходов территории. Для этих целей рассчитывается коэффициент валовых налоговых ресурсов в зависимости от значений факторов, определяющих поступления основных источников налоговых доходов субъектов Федерации, что представляется в большей степени отвечающим задачам бюджетного выравнивания и бюджетной сбалансированности.
Расчет поступлений производится на основе формул, полученных с помощью регрессионной оценки зависимости налоговых доходов от факторов, определяющих среднедушевую величину налогового потенциала в регионе [5]. Оценку налогового потенциала муниципальных образований можно получить с помощью определения показателя валовых налоговых ресурсов, скорректированного на коэффициент налоговых усилий. Вся совокупность коэффициентов, используемых в методике, сгруппирована в табл. 1.
Эту методику апробируем на бюджете муниципального образования. Ввиду отсутствия на
^tctxfrtxifowiectcuü л^&лиу. feetuafr&A&fruü лса&сш
6(171)- 2010
Таблица 1
Показатели оценки доходных возможностей муниципалитета
Показатель Формула для расчета
Валовые налоговыересурсы на душу населения рассчитываются исходя из оценки потенциальных возможностей экономики района в производстве валовой добавленной стоимости ВНР. = а • ИНП., i i* где BHP¡ — удельные валовые налоговые ресурсы i-го района на душу населения; а — прогнозируемый по области уровень налоговых доходов в расчете на душу населения; ИНП: — индекс налогового потенциала по району
Индекс налогового потенциала представляет собой относительную количественную оценку возможностей экономики района генерировать поступающие в консолидированный бюджет области налоговые доходы с учетом уровня и структуры развития экономики V. ИНП = ' , ' к рост/ где V. — суммарная величина валовой добавленной стоимости на душу по району относительно среднего по области; ^"рост;_ поправочный коэффициент на динамику роста валовой добавленной стоимости
Суммарная величина валовой добавленной стоимости на душу порайону характеризует экономический потенциал региона и дает общее представление об объеме созданных в регионе материальных ценностей v - ВДС' ' вдсс; где ВДС1 — валовая добавленная стоимость по району; ВДСср — валовая добавленная стоимость средняя по области
Величина валовой добавленной стоимости по району ВДС. = Пр. + ФОТ + АмР где np¡ — прибыль прибыльных предприятий района; ФОТ1 — фонд оплаты труда по району; Ам. — начисленная амортизация по району
Поправочный коэффициент на динамикурос-та валовой добавленной стоимости „ [100 + (r-r^)] 0,2 рост' 100 > где Др0Стг — поправочный коэффициент на динамику роста валовой добавленной стоимости; г — темп роста валовой добавленной стоимости на душу населения по району в отчетном году относительно предыдущего года; Г0бл — темп роста валовой добавленной стоимости в среднем по области на душу населения в отчетном году относительно предыдущего года
Коэффициент налоговых усилий показывает сопоставление фактически собранных налоговых доходов с налоговым потенциалом a КНУ. - фаи , ' BHP¡ где КНУ. — коэффициент налоговых усилий; аФакг_ уровень фактически собранных налоговыхдоходов местного бюджета; ВНР. — удельные валовые налоговые ресурсы i-го района на душу населения
местном уровне единой методики прогнозирования валовой добавленной стоимости и налоговых доходов, расчет прогнозных значений этих показателей осуществим методом аналитического выравнивания динамического ряда. Наибольшее влияние на динамику валовой добавленной стоимости, а также налоговых отчислений в бюджет на макроуровне оказывают не сезонные колебания, а тренд, т. е. продолжение тенденций, сложившихся в экономике целом и в области налогообложения, в частности.
Метод аналитического выравнивания заключается в построении аналитической функции, характеризующей зависимость уровней ряда от времени. В этом случае фактические уровни ряда заменяются уровнями, рассчитанными на основе математичес-
кой функции. Выбор вида функции первоначально осуществляют с позиции содержательного подхода к задаче, т. е. устанавливают, насколько одинаково изменяющиеся во времени процессы протекают на всем промежутке времени.
Точечный прогноз доходных поступлений в бюджет г. Орла на 2009—2010гг. составим, исходя из фактических данных об уровне валовой добавленной стоимости, величине мобилизованных в местный бюджет поступлений налогов и сборов, а также неналоговых платежей за 2006—2008 гг. Для этого необходимо проанализировать величину налоговых поступлений в местные бюджеты Орловской области. Уровень превышения фактического поступления налогов за анализируемый период над плановым значением представлен на рисунке.
^tcafrtbfoWiectcuü fee'tuixfr&A'ii.frftü лсаекш
6(171)- 2010
3 ООО ООО
2 ООО ООО
2 704 143
2 180 653
1516 11
1 690 076
--1516111
1 139 572 1 22^Ю ■ '"111.
■ Плановое
поступление □ Фактическое поступление
2006 2007 2008
Соотношение фактических поступлений налогов в местные бюджеты и плановых начислений налогов за 2006—2008гг.,тыс. руб. [3]
В целом по муниципальным бюджетам Орловской области на протяжении всего исследуемого периода объем поступления налогов по факту превышает уровень планового показателя. При этом сохраняется стабильная динамика роста фактического поступления налогов и сборов.
Для оценки уровня и структуры налоговых поступлений в муниципальные бюджеты используем основные показатели, характеризующие динамику их изменения за исследуемый период (табл. 2).
Проанализировав величину налоговых поступлений в муниципальные бюджеты Орловской области, можно сделать вывод о том, что уровни динамического ряда изменяются с достаточно постоянной абсолютной скоростью, т.е. абсолютные приросты, а также темпы роста примерно одинаковы. Математическим выражением такой тенденции является прямая линия. Расчетные (теоретические) уровни, освобожденные от колебаний, определяют на основе линейной формы тренда по формуле: у = а + Ь ■ t,
где у1 — уровни, освобожденные от колебаний и выровненные по прямой; а—средний выровненный уровень в момент или период, принятый за начало отсчета времени;
средний абсолютный прирост за единицу изменения времени.
После выбора вида уравнения необходимо определить его параметры. Наиболее распространенным способом для этого является метод наименьших квадратов. При использовании этого метода необходимо, чтобы сумма квадратов отклонений фактических данных от выровненных была наименьшей, т. е. выполнялось условие: X(yt - yt)2 ^ min.
Чтобы сумма ^ (yt - a - b ■ t)2 была минимальной, параметры а и ¿должны удовлетворять следующей системе нормальных уравнений:
X У = an + bZt
t t
Y yt = a£ t + b£ t2. t t t где у — значение уровней фактического ряда динамики;
t — порядковый номер периода или момента времени;
п — количество уровней ряда динамики [6]. Для расчета необходимых параметров за начало отсчета времени (t = 0) примем середину ряда динамики. При нечетном числе уровней в рассматриваемом случае получим следующие значения £ t
'2006
^2007 ^900R
2008
В обоих случаях ^ t = 0, поэтому система уравнений принимает вид:
Е у=•
: an
I yt = t
t t
Система показателей среднего выровненного уровня (а), а также среднего абсолютного прироста (Ь) определяется по формуле:
IУ
а =
п
Ь I ^
Структура и динамика налоговых доходов местных бюджетов Орловской области за 2006—2008 гг. [3]
Таблица 2
Показатель Фактическое поступление налога, тыс. руб. Абсолютный прирост, тыс. руб. Темп роста, % Темп прироста, %
2006 2007 2008 2007/ 2006 2008/ 2007 2007/ 2006 2008/ 2007 2007/ 2006 2008/ 2007
НДФЛ 1 199 844 1 595 107 2 095 160 395 263 500 053 133 131 33 31
Земельный налог 144 316 246 931 241 132 102 615 -5 799 171 98 71 -2
Налог на имущество физических лиц 12 629 15 641 20 838 3 012 5 197 124 133 24 33
ЕНВД для отдельных видов деятельности 320 868 307 646 328 192 -13 222 20 546 96 107 -4 7
Государственная пошлина 12 419 15 328 18 821 2 909 3 493 123 123 23 23
Налоговые доходы, всего 1 690 076 2 180 653 2 704 143 490 577 523 490 129 124 29 24
^tcafrtXifoWiectcuu feetuafr&A&fruu лса&сш
6(171)- 2010
Необходимые для расчета валовой добавленной стоимости значения показателей прибыли прибыльных предприятий, фонда оплаты труда, численности населения, а также начисленной амортизации за исследуемый период представлены в табл. 3.
Значение величины валовой добавленной стоимости по г. Орлу, а также уровня средней валовой добавленной стоимости по Орловской области в целом и в расчете на душу населения за 2006—2008 гг. приведены в табл. 4.
Значение показателя валовой добавленной стоимости по г. Орлу в целом превышает средний уровень аналогичного показателя по Орловской области, что говорит о высокой эффективности
Данные, необходимые для расчета вал(
экономического потенциала муниципалитета по сравнению с остальными районами области.
Прогноз валовой добавленной стоимости и численности населения по г. Орлу и Орловской области в среднем на период 2009—2010 гг. определяется по следующему алгоритму (табл. 5 и 6):
1) определяется теоретическая сумма валовой добавленной стоимости или численности населения;
2) определяется система показателей среднего выровненного уровня (а), а также среднего абсолютного прироста (¿);
3) рассчитываются прогнозные значения валовой добавленной стоимости или численности населения на период 2009—2010 гг.
Таблица 3
йдобавленной стоимости [4],тыс. руб.
Район Прибыль прибыльных предприятий Фонд оплаты труда Начисленная амортизация по району Численность населения, тыс. чел
2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008
г. Орел 305 2518 2 610 660 5 051 787 882 122 1 088 320 1 369 548 2 078 337 1 688 364 2 950 100 325,9 323 320,8
г. Ливны 156 986 230 549 421 645 109 688 135 069 166 031 52 661 69 393 116 600 51,6 51,3 51,1
г. Мценск 55 620,5 35 801,5 120 072 85 402 106 365 132 333 72 553 57 314 142 200 46,1 45,9 45,7
В среднем по области 129 898,3 121 043,3 239 653,5 56 259,48 68 277,3 85 332,07 102 784,4 98 721,07 147 464,7 30,9 30,6 30,4
Таблица 4
Уровень валовой добавленной стоимости по г. Орлу и Орловской области за 2006—2008гг.,тыс. руб.
Показатель 2006 2007 2008 Темп роста, % Темп прироста, %
2007/2006 2008/2007 2007/2006 2008/2007
Валовая добавленная стоимость по г. Орлу 6 012 977 5 387 344 9 371 435 90 174 -10 74
Валовая добавленная стоимость в среднем по Орловской области 288 942,2 288 041,7 472 450,3 100 164 0 64
Валовая добавленная стоимость на душу населения по г. Орлу 18,5 16,7 15,7 90 94 -10 -6
Валовая добавленная стоимость в среднем по Орловской области на душу населения 0,3 0,3 0,3 101 84 1 -16
Таблица 5
Прогноз валовой добавленной стоимости и численности населения по г. Орлу на период 2009—2010гг.
Год Валовая добавленная стоимость, тыс. руб., у, t t2 у, ■ t Теоретическая сумма валовой добавленной стоимости, тыс. руб., yt Численность населения, тыс. чел., у t t t2 У, ■t Теоретическая сумма численности населения, тыс. чел., у,
2006 6 012 977 -1 1 -6 012 977 5 244 690 325,9 -1 1 -325,9 328,3
2007 5 387 344 0 0 0 6 923 919 323,0 0 0 0 323,2
2008 9 371435 1 1 9 371 435 8 603 148 320,8 1 1 320,8 318,1
Итого... 20 771 756 0 2 3 358 458 20 771 756 969,7 0 2 -5,1 969,7
Г =Zу = 20 771 756 = 6 923 919 n 3 * ^ - 3 358 458 -1 679 229 X, 2 , Xу 969,7 0 a = --= 323,2 n 3 L = ^ = -5 = -2,5 X, 2 t
Расчет прогнозных значений валовой добавленной стоимости Расчет прогнозных значений численности населения
2009 у2009 = 6 923 919 +1 679 229 • 2 = 10 282 377 тыс. руб. у2009 = 323,2 + (-2,5) • 2 = 318,1 тыс. чел.
2010 у2010 = 6 923 919 +1 679 229 • 3 = 11 961 606 тыс. руб. у2010 = 323,2 + (-2,5) • 3 = 316 тыс. чел.
^tcafriMWiectcuu <гК<глиу. лсаекш 6(171)-2010
Таблица 6
Прогноз валовой добавленной стоимости и численности населения по Орловской области за период 2009—2010гг.
Год Валовая добавленная стоимость, тыс. РУб., у, t t1 У, ■t Теоретическая сумма валовой добавленной стоимости, тыс. руб., yt Численность населения, тыс. чел., y, t г2 у, ■t Теоретическая сумма численности населения, тыс. чел., у,
2006 288 942 -1 1 -288 942 258 057 833,8 -1 1 -833,8 839,3
2007 288 042 0 0 0 349 811 826,6 0 0 0,0 827,4
2008 472 450 1 1 472 450 441 565 821,9 1 1 821,9 815,5
Итого... 1 049 434 0 2 183 508 1 049 434 2 482,3 0 2 -11,9 2 482,3
У У 1 049 434 а = ^^ 349 8П n 3 й = = 183 508 = 9! 754 X, 2 , У У 2 482 3 а = 2 482,3 = 827,4 n3 й .Iyo/ = -И,9 = -5,95 Ъ 2 ,
Расчет прогнозных значений валовой добавленной стоимости Расчет прогнозных значений численности населения
2009 y2009 = 349 811 + 91 754 • 2 = 533 320 тыс. руб. у2009 = 827,4 + (-5,95) • 2 = 815,5 тыс. чел.
2010 y2010 = 349 811 + 91 754 • 3 = 625 074 тыс. руб. у2010 = 827,4 + (-5,95) -3 = 810 тыс. чел.
Полученные прогнозные значения величины валовой добавленной стоимости по г. Орлу, а также уровня средней валовой добавленной стоимости по Орловской области в целом и в расчете надушу населения на период 2009—2010гг. сгруппированы в табл. 7.
Произведем расчет показателей, необходимых для анализа уровня налоговых усилий по мобилизации налоговых доходов г. Орла за период 2006—2008 гг., атакже наплановый период.
Поправочный коэффициент на динамику роста валовой добавленной стоимости за 2007—2008гг., а также прогнозное значение исследуемого показателя напериод 2009—2010 гг. имеетследующие значения: [100 + (90 -101)] 0,2
Ki
К2
100
[100 + (94 - 84)] 0,2
= 0,178,
К2
К2
100
[100 + (206 - 218)] 0,2 100
[100 + (117 -118)] 0,2 100
= 0,220,
= 0,176,
= 0,198,
ту-2009* / ту
где Кюст1 (К
Суммарная величина валовой добавленной стоимости на душу по г. Орлу рассчитывается следующим образом:
у 2007 = 5 387 344 ' 288 041,7 9 371 435
= 18,7 тыс. руб., = 19,8 тыс. руб.
-у2
' 472 450,3 Прогнозное значение суммарной величины валовой добавленной стоимости на душу по г. Орлу на период 2009—2010 гг. имеет следующие значения:
10 282 377
V: 21
V. 2
533 320 11 961 606
625 074
= 19,3 тыс. руб., = 19,1 тыс. руб.,
где У1 (^ ) — прогнозное значение суммарной величины валовой добавленной стоимости на душу по району относительно среднего по области.
Индекс налогового потенциала по г. Орлу за период 2007—2008 гг., а также прогноз показателя индекса налогового потенциала по г. Орлу на период 2009—2010 гг. имеет следующие значения:
росл ч--рост; ) _ прогнозное значение поправочного коэффициента на динамику роста валовой добавленной стоимости.
Прогноз уровня валовой добавленной стоимости по г. Орлу и Орловской области на период 2009—2010гг.,тыс. руб.
Таблица 7
Показатель Прогнозные значения Темп роста, %
2009 2010 2009/2008 2010/2009
Валовая добавленная стоимость по г. Орлу 10 282 377 11 961 606 110 116
Валовая добавленная стоимость в среднем по Орловской области 533 320 625 074 113 117
Валовая добавленная стоимость на душу населения по г. Орлу 32,3 37,9 206 117
Валовая добавленная стоимость в среднем по Орловской области на душу населения 0,7 0,8 218 118
инп2007 = 18,7
ИНП2
0,178 19,3
= 105,1, инп2ш = 19,84
0,176
т2009* /тлтитт2010*\
= 109,7, ИНП2
0,220 19,1
= 90,2,
= 96,5,
0,198
где ИНП2009' (ШП?010') -прогнозное значение индекса налогового потенциала муниципалитета. Значение показателя валовых налоговых ресурсов муниципалитета за исследуемый период рассчитывается:
ВНР?001 = 6 024 -105,07 = 632 941,7 тыс. руб.,
ВНР?008 = 7 626 • 90,18 = 687 712,7 тыс. руб.
Для определения значения показателя валовых налоговых ресурсов на плановый период воспользуемся данными, представленными в законе Орловской области [2]. Запланированные на 2009 и 2010 гг. доходы областного бюджета установились на уровне 8 682957,9тыс. руб. и 9487 566,8тыс. руб. соответственно.
Прогнозное значение показателя налоговых доходов бюджета Орловской области в расчете надушу населения в 2009 г. составит 10 647 руб. В 2010 г. при прогнозируемом темпе прироста налого-выхдоходов бюджета субъекта надушу населения в 10 % значение изучаемого показателя установится на уровне 11 713 руб. Таким образом, планируемая на период 2009—2010 гг. величина валовых налоговых ресурсов муниципального бюджета г. Орла будет составлять:
внрш9* = 10 647 Л091 = п 680 20,2 тыс. руб.,
внр2ю* = п 713 _ 96 5 = 1 1зо 308,9 тыс. руб.,
где BHP?009**(BHP?0l0') - прогнозное значение удельных валовых налоговых ресурсов /-го района на душу населения.
Коэффициент налоговых усилий за период 2007—2008 гг. будет иметь следующие значения:
КНУ2007 = 1 234 614 = 1,951, 632 941,7
КНУ2008 = 1 394 672 = 2,028. 687 712,7
Спрогнозированный показатель налоговых доходов бюджета г. Орла на 2009—2010 гг. представлен в табл. 8.
Прогнозные значения коэффициента налоговых усилий на период 2009—2010 гг. с учетом спрогнозированного методом аналитического выравнивания показателя налоговых доходов бюджета г. Орла (табл. 8) равны:
КНУ2
КНУ2
1 688 141 1 168 020,2 1 948 257
= 1,445,
= 1,724,
1 130 308,9
где КНУ2009'(КНУ2010*) - прогнозное значение коэффициента налоговых усилий. Оценка налогового потенциала местного бюджета за период 2007—2008гг., а также прогноз налогового потенциала местного бюджета на период 2009—2010гг., определенного с помощью скорректированного показателя валовых налоговых ресурсов, представлены в табл. 9.
Зная оценку размера расходных потребностей по собственным полномочиям бюджета г. Орла за период 2007—2008гг., необходимо решить вопрос обеспечения этих потребностей доходами. Прогноз расходных потребностей бюджета по собственным полномочиям, а также доходов бюджета г. Орла на плановый период 2009—2010 гг. представлен в табл. 10.
Таблица 8
Прогноз налоговых доходов бюджета города Орла на 2009—2010гг.
Год Налоговые доходы бюджета, тыс. руб., у, г 12 у, ■' Теоретическая сумма валовой добавленной стоимости по Орловской области, тыс. руб., у,
2006 874 440 -1 1 -874 440 907 793
2007 1 234 614 0 0 0 1 167 909
2008 1 394 672 1 1 1 394 672 1 428 025
Итого... 3 503 726 0 2 520 232 3 503 726
< а =Еу = 3 503 726 = ! 167 909 п 3 * = ^ = 520 232 = 260 116 X, 2 ,
Расчет прогнозных значений налоговых доходов
2009 У2009 = 1 167 909 + 260 116-2 = 16 881 141 тыс. руб.
2010 у2010 = 1 167 909 + 260 116-3 = 1 948 257 тыс. руб.
^tcafríMWiectcuü лК&лиу. лсаекш 6(171)-2010
Таблица 9
Оценка налогового потенциала бюджета г. Орла за период 2007—2008гг. в сопоставлении с прогнозным уровнем налогового потенциала на период 2009—2010гг.
Показатель 2007 2008 2009 2010
Прогнозируемый по Орловской области уровень налоговыхдоходов в расчете надушу населения, руб. 6 024 7 626 10 647 11 713
Уровень фактически собранных налоговых доходов бюджета г. Орла, тыс. руб. 1 234 614 1 394 672 1 688 141 1 948 257
Поправочный коэффициент на динамику роста валовой добавленной стоимости 0,178 0,220 0,176 0,198
Суммарная величина валовой добавленной стоимости на душу населения по г. Орлу относительно среднего по Орловской области 18,7 19,8 19,3 19,1
Индекс налогового потенциала по г. Орлу 105,1 90,2 109,7 96,5
^цельные валовые налоговые ресурсы г. Орла на душу населения, тыс. руб. 632 941,7 687 712,7 1 168 020,2 1 130 308,9
Коэффициент налоговых усилий муниципалитета 1,951 2,028 1,445 1,724
Таблица 10
Прогноз доходов и расходных потребностей бюджета города Орла на период 2009—2010гг.
Год Доходы бюджета, тыс. руб., yt t t2 yt •t Теоретическая сумма валовой добавленной стоимости по Орловской области, тыс. руб., у, Расходы бюджета, тыс. руб., y t t t2 yt •t Теоретическая сумма валовой добавленной стоимости по Орловской области, тыс. РУб., у,
2006 1 715 294 -1 1 -1 715 294 1 801101 1 830 102 -1 1 -1 830 102 1 928 802
2007 2 621 468 0 0 0 2 449 854 2 703 650 0 0 0 2 506 251
2008 3 012 800 1 1 3 012 800 3 098 607 2 985 000 1 1 2 985 000 3 083 700
2006-2008 7 349 562 0 2 1 297 506 7 349 562 7 518 752 0 2 1 154 898 7 518 752
У У 7 349 562 а = 7 349 562 = 2 449 854 n 3 й = = 1 297 506 = 648 753 Et2 2 t X У 7 518 752 ^^^ a - --= 2 506 251 n 3 й = = 1 154 898 = 577 449 Ъ 2 !
2009 y2009 = 2 449 854 + 648 753 • 2 = 3 747 360 тыс. руб. y2009 = 2 506 251 + 577 449 • 2 = 3 661 149 тыс. руб.
2010 y2010 = 2 449 854 + 648 753 • 3 = 4 396 113 тыс. руб. y2010 = 2 506 251 + 577 449 • 3 = 4 238 598 тыс. руб.
Методика предлагает сравнивать величину недостающих муниципалитетам средств на покрытие расходных потребностей муниципалитетов с закрепленными доходами. Для этого необходимо рассчитать значение показателя социальной составляющей путем определения разницы между закрепленными доходами и расходными потребностями муниципальных образований.
Из табл. 11 можно сделать вывод, что расходные потребности по собственным полномочиям бюджета г. Орла за 2007 г. в целом не были обеспечены закрепленными доходами. В результате возник дефицит местного бюджета в размере 82 182тыс. руб. В то же время в 2008 г. наблюдалось превышение величины закрепленных доходов над
уровнем расходных потребностей по собственным полномочиям бюджета на 27 800тыс. руб.
Итоговый размер финансовой помощи муниципальным образованиям определяется как разница между общим объемом финансовой помощи и социальной составляющей. Для снижения уровня бюджетного дефицита, а также для достижения более полного покрытия расходных потребностей бюджета доходными ресурсами возникает необходимость в формировании рейтинговой составляющей финансовой помощи.
В результате каждому муниципальному образованию помимо социальной составляющей передается дополнительная часть от поступлений в консолидированный бюджет области с его тер-
Таблица 11
Сравнение расходных потребностей города Орла с прогнозом закрепленных доходов, скорректированных на коэффициент налоговых усилий, тыс. руб.
Показатель 2007 2008 2009 2010
Расходные потребности 2 703 650 2 985 000 3 661 149 4 238 598
Закрепленные доходы 2 621468 3 012 800 3 747 360 4 396 113
Закрепленные доходы, скорректированные на КНУ 1 343 654 1 485 602 2 593 329 2 549 950
Разница между закрепленными доходами и расходными потребностями (социальная составляющая) -82 182 27 800 86 211 157 515
Разница между закрепленными доходами, скорректированными на КНУ, и расходными потребностями -1 359 996 -1 499 398 -1 067 820 -1 688 648
ритории, что обеспечивает связь между доходами местных бюджетов со степенью развития их собственной доходной базы.
Рейтинговая составляющая будет определяться как разница между закрепленными доходами, скорректированными на коэффициент налоговых усилий, и расходными потребностями за вычетом выравнивающей составляющей:
ФПр = [(Дз : КНУ - Рп) - ФПс],
где ФЛр — рейтинговая составляющая финансовой помощи;
Д.з — закрепленные доходы муниципального образования;
КНУ— коэффициент налоговых усилий; Рп — расходные потребности; ФПс — социальная составляющая финансовой помощи [1].
Определенная таким образом величина финансовой помощи позволит достигнуть минимальной обеспеченности бюджетов муниципальных образований. Уровень рейтинговой составляющей финансовой помощи по г. Орлу за период 2007—2008 гг. имеет следующие значения: фЯ2°°7 = |-(2 621 468 : 1,951 - 2 703 650) - (-82 182)] =
= 1 277 814 тыс. руб.,
фЯ2оо8 = [(3 012 800 : 2,028 - 2 985 000) - 27 800] =
= 1 527 198 тыс. руб.
Из произведенных расчетов видно, что величина рейтинговой составляющей финансовой помощи, необходимая для расчета суммы покрытия расходных потребностей по собственным полномочиям бюджета муниципального образования, на протяжении всего исследуемого периода превышает уровень переданных в 2007—2008 гг. от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации безвозмездных поступлений (табл. 12). Согласно методике в 2007 г. в бюджет г. Орла могло поступить дополнительно доходов на сумму 232 674тыс. руб., в 2008г. - на412 098тыс. руб. Прогнозное значение рейтинговой составля-
ющей финансовой помощи по г. Орлу на период 2009—2010 гг. имеетследующие значения: ФЯр2009" = [(3 747 360 : 1,445 - 3 661 149) - 86 211] =
= 1 154 031 тыс. руб., фЯ2ою" = |-(4 396 113 : 1,724 - 4 238 598) - 157 515] = = 1 846 163 тыс. руб.,
где ФД2009 (Ф.Д2010 ) — прогнозное значение рейтинговой составляющей финансовой помощи. Прогноз уровня безвозмездных поступлений в бюджет г. Орла на период 2009—2010 гг. представлен в табл. 13.
Такое распределение финансовой помощи позволит своевременно устранить возможности неплатежеспособности муниципального образования, покрыть уровень дефицита бюджета, а также обеспечить высокий уровень устойчивости бюджетного потенциала.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что методика позволяет выделить в общем объеме финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета социальной составляющей, обеспечивающей минимальные доходы местных бюджетов, независимо от степени развития их собственной доходной базы. В то же время возникает возможность отчисления от общего объема финансовой помощи рейтинговой составляющей, обеспечивающей больший объем доходов тем муниципальным образованиям, у которых более развита собственная доходная база, с целью улучшения инфраструктуры и социальной обеспеченности муниципального образования.
Такое выделение финансовой помощи должно обеспечивать населению муниципальных образований равные возможности в потреблении социально значимых услуг и в то же время не должно порождать иждивенческие тенденции в развитии муниципальных образований. Предлагаемый подход позволит в полной мере задействовать местное самоуправление в обеспечении первоочередных потребностей населения, концентрируя усилия для решения проблем на уровне региона в целом.
^tcafrtbfoWiectcuü fee'iuafr&A'ii.frftü лсаекш
6(171)- 2010
Таблица 12
Доходы бюджета города Орла за период 2006—2008 гг., тыс. руб. [4]
Показатель 2006 2007 2008
Доходы местного бюджета (включая безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) 1 715 294 2 621 468 3 012 800
Налог на доходы физических лиц 549 992 838113 979 162
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 204 573 203 811 204 952
Единый сельскохозяйственный налог 42 681 443
Налог на имущество физических лиц 5 476 7 499 8 834
Земельный налог 85 439 153 545 159 828
Государственная пошлина 28 918 30 965 41453
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 8 042 5 877 4 580
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 201 351 274 848 316 916
Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных площадей 2 074 6 185 6 876
Платежи при пользовании природными ресурсами 2 594 4 728 4 694
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 3 164 14 286 6 362
Безвозмездные поступления отдругих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 512 561 1 045 140 1 115 100
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 96 070 124 166 163 600
Из общей величины доходов — собственные доходы 1 202 733 1 576 328 1 897 700
Таблица 13
Прогноз безвозмездных поступлений в бюджет города Орла от других бюджетов бюджетной системы РФ
на период 2009—2010гг.
Год Безвозмездные поступления в бюджет, тыс.руб., yt t t2 y •t Теоретическая сумма валовой добавленной стоимости по Орловской области,тыс. руб., y
2006 512 561 -1 1 -512 561 589 664
2007 1 045 140 0 0 0 890 934
2008 1 115100 1 1 1 115 100 1 192 203
2006-2008 2 672 801 0 2 602 539 2 672 801
Г =Zy = 2 672 801 = 890 934 n 3 |b = - 602 539 - 301 270 Х/2 2 t
Прогноз безвозмездных поступлений в бюджет города Орла от других бюджетов бюджетной системы
2009 y2009 = 890 934 + 301 270 • 2 = 1 493 473 тыс. руб.
2010 y2010 = 890 934 + 301 270 • 3 = 1 794 742 тыс. руб.
Список литературы
1. Давыдова Л. В. Межбюджетные отношения: принципы функционирования и механизм формирования: монография / Л. В. Давыдова, Л. А. Алтынникова. Орел: ОрелГТУ, 2007.
2. Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: закон Орловской области от 24.12.2007 № 735-03.
3. Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Орловской области / URL: http://www.r57.nalog.ru.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / URL: http://www.gks.ru.
5. Полозков М.Г. Проблемы выравнивания социально-экономической асимметрии территорий // Научные записки Сибирской академии государственной службы. Серия: Региональная экономика. Новосибирск: СибАГС, 2003. № 2.
6. Статистика: учебник / под ред. И. И. Елисеевой. М.: Высшее образование, 2006.