УдК 792.8
Г. Ж. Капанова
МЕтОдиКА А. Я. ВАГАНОВОй
как основа профессиональной подготовки артистов балета
Специфической особенностью профессии артиста балета является то, что в процессе своей творческой сценической деятельности он сталкивается с новыми вызовами своей профессиональной состоятельности. При этом классическая хореография в условиях жесткой конкуренции в сфере театрального искусства предъявляет все возрастающие требования к физическим и психологическим качествам артистов балета.
и, когда мы говорим о критериях профессиональной пригодности артиста балета, то прежде всего подразумеваем танцевальную и музыкальную выразительность, связанную с литературно-драматургическим сюжетом. Эмоциональная выразительность предполагает артистичность исполнения, а двигательная выразительность складывается из техничности исполнения и культуры хореографического движения. У выдающихся балетных исполнителей такие качества находятся в теснейшей взаимосвязи с соразмерностью физического развития и выраженностью функциональных качеств.
Повышение технического уровня наблюдается в усложненном вращении в мужском и женском танце, различных вариантах исполнения фуэте, пируэтов и диагоналей, длительном балансировании балерин на пальцах, силовых прыжковых комбинациях у мужчин, в насыщении танцевального текста трюковыми элементами и наличии большого шага, что ранее вызывало жаркие споры и возражения сторонников высокой эстетики, а сегодня стало нормой.
исполнительские критерии постоянно растут и приводят к поискам новых танцевальных решений. Этого требует динамика интенсивной жизни и резко изменившийся за последние годы менталитет зрителя. технические новшества порождают новые версии классических спектаклей, которые трансформируясьна разных сценах, порою теряют первоначальный характер и смысл. такая смелая трактовка классической хореографии часто приводит к размыванию стилевых тонкостей и нюансов, к утрате лирического настроения в дуэте и потере сценической выразительности.
Все большее распространение находят новаторские техники танца, зачастую вступающие в противоречие с канонами классического балета и требующие особой подготовки. Взаимовлияние танцевальных культур и стилей приводит к появлению неожиданных хореографических решений, а привлечение к работе в театрах ведущих зарубежных балетмейстеров заставляет артистов балета «перенастраивать» свои психофизические возможности на решение новых творческих задач. Отчасти поэтому в современной хореографии появляются новые направления физического воспитания тела танцовщика, основанные на современных
представлениях о культуре движения: соматика, техника освобожденного движения, модерн и др. Попытки объединить их с классической манерой танца или заменить ее более инновационным учением пока не приводят к ощутимым результатам.
Одна из причин этого заключается в том, что жесткие каноны классического балета не просто устояли перед натиском времени, но и доказали свою эстетическую и хореографическую жизнеспособность. Вопреки пророчествам балетных революционеров и новаторов, классический танец оказался способным к саморазвитию в новых условиях. И главная причина этого феномена — уникальная по своей стройности, осмысленности и способности к совершенствованию — система преподавания классического танца по методике А. Я. Вагановой. Воспитание танцовщика на основе вагановской школы позволяет артисту балета решать технические и сценические задачи любой степени сложности. и сегодня классический полноформатный спектакль в репертуаре любой балетной труппы является своеобразным знаком качества и свидетельством высочайшей квалификации исполнителей.
Более того, хореографическая практика свидетельствует: любое отклонение от классических канонов приводит к неоправданным травмам артистов и сокращению и без того недолгого балетного века. Поэтому определение критериев балетной пригодности с позиций следования классическим канонам приобретает все большее значение, как при обучении искусству танца, так и в процессе работы в профессиональных танцевальных коллективах. Исходя из этого, методика А. Я. Вагановой дает возможность решать сразу несколько хореографических задач: диагностику будущих профессиональных качеств, воспитание хореографических способностей поддержание физической формы и оценивание балетной пригодности с точки зрения классических постулатов.
Определение способности к классическому танцу, по-прежнему остается одним из главных условий успешной сценической деятельности. Следует отметить, что в свое время авторитеты в сфере методики преподавания классического танца Х. П. Иогансон, Н. Г. Легат, М. М. Фокин и другие обращали внимание на связь анатомии и хореографии, а значительно позднее, в 30-х гг. ХХ в. Ваганова и ее единомышленники приложили немало усилий для создания принципов отбора и педагогического сопровождения перспективных учеников и одаренных артистов.
Как только в 1937 г. А. Я. Ваганова становится ведущим педагогом Ленинградского хореографического техникума, она тут же приглашает на работу врача ГАТОБ им. С. М. Кирова, травматолога-ортопеда Н. А. Дембо. Тогда же перед ней и была поставлена главная задача: совершенствование медицинского отбора для правильной постановки хореографического образования, поскольку «недочеты отбора часто вредно отражаются не только на учащихся, но и на всем учебном процессе» [1, с. 8]. С этой целью ведущие специалисты страны в области хирургии, ортопедии, анатомии, физиологии и спортивной медицины провели расширенные исследования по «патологии балетного труда, обращая внимание на анализ наиболее часто встречающихся балетных травм, на выработку методов их предупреждения и методику лечения» [1, с. 10]. В результате проведенных
исследований в 1941 г. было издано методическое пособие Н. А. Дембо «Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища». В этом уникальном и первом в своем роде научном труде рассматривались не только физические и профессиональные качества, которыми должен обладать ребенок, желающий обучаться балету, но и некоторые рекомендации по коррекции существующих недостатков развития отдельных физических данных [1, с. 12-13]. Разработанная система отбора была опробована и показала свою эффективность вплоть до сегодняшнего дня. Постоянно вносимые изменения и дополнения в правила приема абитуриентов различными авторами, такими как Н. Н. тарасов, С. С. Холфина, П. Б. Коловарский, Е. Д. Васильева и. А. Баднин, П. А. Силкин [2, с. 4] доказывают актуальность балетного отбора по сей день, а заложенные принципы диагностики профессионального соответствия по-прежнему проверяются на практике через соответствие методике А. Я. Вагановой.
Опираясь на научно-обоснованную систему отбора воспитанников и личный опыт А. Я. Ваганова, будучи по своей сути прирожденным педагогом сумела взять все самое лучшее из французской, итальянской и русской школы классического танца и создать собственную систему преподавания. Система А. Я. Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой, в результате чего родился уникальный стиль, единый почерк танца, присущий как артисткамкордебалета, так и ведущим балеринам. Новым в методике Вагановой было не только значительная усложненность экзерсиса, но и сознательный подход к каждому движе-нию.именно из-за четко продуманной концепции уроков и строгой логики выполнения танцевальных заданий, школа классического танца Вагановой по известности и эффективности сопоставима только с системой К. С. Станиславского. Не случайно основополагающий труд Вагановой «Основы классического танца», увидевший свет в 1934 г., выдержал множество изданий на русском и иностранных языках и по сей день является отправной точкой для постижения классического хореографического искусства.
Главным принципом всей педагогической практики А. Я. Вагановой была борьба за чистоту исполнения движения классического танца без украшательства и небрежности, стремление достичь большой выразительности движений танца малыми средствами. В частности, Ваганова ввела и узаконила правила делать комбинации не только вперёд, но и обратно, скрупулезно проверять и закреплять пройденное, учитывать индивидуальность каждой ученицы, развивать лучшее, выявлять и устранять недостатки, объяснять смысл каждого движения и отдельных комбинаций, коллективно разбирать ошибки друг друга в процессе обучения [См.: 3, с. 125].
П. А. Силкин, изучая наследие Вагановой констатирует, что с точки зрения постижения искусства танца можно отметить ряд новых принципиальных положений, привнесенных в методику классического танца А. Я. Вагановой и ее ученицей — выдающимся методистом, педагогом, автором ряда учебных пособий В. С. Костровицкой. К таковым относятся: постановка спины, позволяющая корпусу раскрепоститься и стать выразительным, движения рук, выполняющих двойную роль (создание одухотворенного образа и помощь в танце), разграничение
поз на большие и маленькие, обогащающее художественное разнообразие танца, положение головы и направление взгляда, следующее за движениями рук и корпуса и связанное с двигательной координацией всех частей тела, тщательная проработка всех движений [3, с. 126-128]. Именно на соответствие этим требованиям обращают самое пристальное внимание педагоги-репетиторы и члены жюри на самых престижных конкурсах классического танца.
По сути, именно следование этим хореографическим принципам в танце и составляет основу профессиональной пригодности артиста балета. И сегодня, самые известные мастера классического танца мирового уровня отличаются прежде всего фирменным вагановским апломбом, умением находить «ось корпуса» и брать форс (запас силы) руками для туров и прыжков, то есть способностью «танцевать всем телом».
Подтверждением огромного авторитета методики А. Я. Вагановой и ее влияния на балетный мир стал конкурс «Vaganova- Prix», учрежденный в 1988 г. Изначально в нем участвовали лишь воспитанники хореографических училищ СССР. В 1995 г. «Vaganova- Prix» получил международный статус, что позволило пройти испытание классикой многим зарубежным артистам. Учредителем конкурса является Академия русского балета имени А. Я. Вагановой и Правительство Санкт-Петербурга.Лауреатами конкурса в разные годы становились танцовщики Игорь Марков, Анна Поликарпова, Ульяна Лопаткина, Майя Думченко, Андриан Фадеев, Светлана Захарова и другие.
В 2001 г. Екатериной Галановой и Василием Медведевым (выпускниками Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой) был основан международный фестиваль балета «Dance Open». Главной целью этого проектаявлялось сохранение культурного наследия России — российской балетной школы и обогащение ее новыми идеями.Это один из крупнейших мировых фестивалей, объединяющий специалистов и поклонников классического танца. В 2010 г. под эгидой фестиваля была учреждена Международная балетная премия «Dance Open», цель которой — отмечать наивысшие достижения современных артистов балета, сочетающих виртуозность исполнения и артистизм.
Примечательно, что впервые «Dance Open» прошел в 2001 г. в формате серии мастер-классов для учащихся балетных школ из разных стран, которые проводили ведущие педагоги русской хореографической школы, преимущественно из Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Цель мастер-классов — непосредственный обмен опытом преподавателей и учащихся из разных стран, а также демонстрация методик преподавания хореографии в российских балетных школах. Мастер-классы проводятся для трёх групп участников, которые определяются в зависимости от уровня подготовки: начальный, средний и продвинутый. Возраст участников — от 7 до 25 лет. Таким образом, и сейчас, методика А. Я. Вагановой остается востребованной в мире, а ее главные методические положения справедливы как для постижения основ классического танца, так и для оттачивания техники уже готовых артистов балета.
Интересно и то, что принципиальные подходы в процессе обучения по методике А. Я. Вагановой нашли подтверждение в исследованиях ортопедов, хирургов
и специалистов по спортивной медицине. Это особенно важно, поскольку в настоящее время идет процесс адаптации все новых знаний к существующим системам преподавания танца. В этом смысле система отличается наибольшей открытостью, поскольку с самого начала предполагала постоянное внесение изменений и улучшений. Сама Ваганова отнюдь не рассматривала свою педагогическую систему как неизменную, раз и навсегда установленную. Опираясь на ее обширный опыт, последователи обогащают и корректируют эту методику своей творческой практикой. так в ряде балетных классах с успехом применяют экзерсис на высоких, а не на низких полупальцах (иногда и просто — на пальцах). Мимо внимания последователей вагановской школы не прошли изменения в области техники балетного искусства, особенно в турах и виртуозных заносках. Все достижения мировых исполнителей педагоги Академии Русского балета принимают во внимание и отражают в новых методических разработках. Причем, если ранее акцент делался на технику исполнения движений, то в настоящее время он смещается на здоровье артистов и безопасность тех или иных комбинаций для опорно-двигательного аппарата.
С этих позиций методика А. Я. Вагановой также имеет ряд преимуществ перед другими системами воспитания артиста балета. Например, точно выверенное прямое положение корпуса в сложных движениях (один из обязательных постулатов вагановской школы) — лучшая профилактика возможных травм позвоночного столба. По сравнению с артистами современного танца или гимнастками, повреждения спины у балерин встречаются намного реже, несмотря на более длительную продолжительность профессиональной карьеры.
Анализ главных элементов в педагогической системе А. Я. Вагановой показывает их четкое соответствие движений биомеханическим канонам. Это неудивительно, поскольку в 40-х гг. ХХ в., под руководством А. Я. Вагановой и Е. А. Котиковой, создавшей при кафедре анатомии НГУ им. П. Ф. Лесгафта курс биомеханики физических упражнений, было положено начало исследований хореографических движений с точки зрения биомеханики [4, с. 19]. Дальнейшие изыскания в этой области показали: связь законов биомеханики, методики преподавания иэстетических представлений в балете является основой постижения классического танца.
Необходимо также отметить, что, говоря о профессиональной пригодности артистов балета, нельзя обойтись без базовыхкритериев оценки хореографического соответствия. исходя из основных положений системы А. Я. Вагановой, важнейшими для артиста балета являются функциональные качестванеобходи-мые для создания яркого сценического образа. Поэтому балетные специалисты считают их фундаментом профессиональной состоятельности. Руководствуясь этим положением критерии оценивания функциональных качеств и технических действий должны одновременно обладать такими характеристиками как универсальность и содержательность, именно с позиции соответствия классике, на чем настаивала Ваганова.
В этом аспекте оценка профессиональной пригодности может происходить по трем направлениям: деятельность (исполнительское мастерство), познание (освоение методики классического танца), эмоционально-психологические свойства
личности. Следуя этим постулатам, профессиональная пригодность артиста классического танца должна основываться на следующих критериях.
Это, прежде всего, — методические критерии, предусматривающие правильность и точность выполнения движений согласно требованиям школы классического балета. А также тесно связанные с ними, исполнительские требования, обусловленные индивидуальной манерой танцовщика выполнять заданные движения в рамках школы классического балета. Критерий «внешние данные» подразумевает их соответствие выполняемым функциональным задачам и современным требованиям, предъявляемыми ведущими балетными театрами мира [5, с. 296].
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что А. Я. Ваганова намного опередила свое время и дала в руки балетных педагогов универсальный инструмент не только воспитания, но и оценивания танцовщиков. Система Вагановой создает необходимые и достаточные условия воспитания, поддержания и определения профессиональных качеств артистов балета на основе научно-обоснованных принципов обучения искусству классического танца. Именно вагановская школа является основой теории и практики обучения хореографии, исходя из анатомии, физиологии и биомеханического анализа танцевальных движений. Подтверждением этого тезиса является то, что спустя почти восемьдесят лет методика Вагановой остается одинаково необходимой для педагогов и учеников, артистов балета, репетиторов и хореографов. Вместе с тем, очевидно и то, что танцовщики, прошедшие испытание балетной классикой лучше готовы осваивать современный репертуар любой степени сложности. Свидетельство этому победы на конкурсах и высочайший профессиональный статус воспитанников Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой в лучших балетных театрах мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дембо Н. А. Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища. Л.: Ленинградское государственное Трудового Красного Знамени хореографическое училище, 1941. 56 с.
2. Силкин П. А. Хореография: рекомендации по отбору детей и педагогические приемы развития профессиональных данных. Учебное пособие. СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2013.? С.
3. Силкин П. А. Русская школа классического танца. Агрипинна Яковлевна Ваганова: Монография. СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2012. 137 с.
4. Масленников П. Ю. Роль А. Я. Вагановой в развитии медико-биологической составляющей хореографии // Вестник АРБ им. А. Я. Вагановой. 2014. № 3 (32). С. 17-23.
5. Чеботарь Е. С. Система критериев для оценки качества исполнения урока классического танца и уровня профессионального мастерства у будущих артистов балета на территории Соединенных Штатов Америки // Вестник АРБ им. А. Я. Вагановой. 2013. № 2 (30). С. 292-302.