Научная статья на тему 'Методическое совершенствование адаптации будущих первоклассников к школе'

Методическое совершенствование адаптации будущих первоклассников к школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ / РОДИТЕЛИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ / МОНИТОРИНГ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ADAPTATION OF FIRST-GRADERS / PARENTS / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / PUPILS INDIVIDUAL DEVELOPMENT CARDS / MONITORING / FAIRYTALE THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровских О.Н.

Опыт автора статьи, учителя начальных классов, в адаптации первоклассников к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровских О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Improvement Of Adaptation Of Future First-Graders To School

The author of the article a primary school teacher shares his first-graders' adaptation experience to school.

Текст научной работы на тему «Методическое совершенствование адаптации будущих первоклассников к школе»

Автор статьи — учитель начальных классов делится опытом адаптации первоклассников к школе.

Методическое совершенствование адаптации будущих первоклассников к школе

О.Н. Петровских,

учитель МБОУ СОШ № 18, г. Екатеринбург

ekbschool18@gmail.com

• адаптация первоклассников • родители • дошкольное образовательное учреждение • карты индивидуального развития учащихся • мониторинг • сказкотерапия

Адаптация будущих первоклассников к школе является одной из важных проблем образования, следовательно, её методическое совершенствование относится к числу актуальных направлений развития системы современных образовательных организаций. Это, в частности, хорошо понимается коллективом педагогов младших классов МАОУ СОШ № 18 г. Екатеринбурга, который работает над данной проблемой.

Известно, что адаптация (физиологическая, психологическая, педагогическая и др.) как процесс приспособления ребёнка к условиям школьной жизни характеризуется формированием общественно приемлемого поведения, установлением нормальных контактов между детьми, между учителем и детьми, успешностью овладения необходимыми навыками [1, с. 81].

Учителя начальных классов ежедневно воочию убеждаются в том, насколько сложен период адаптации ребёнка к обучению в первом классе, когда меняются коллектив, режим и распорядок дня и главное — виды деятельности: игровая деятельность как основной вид деятельности дошкольников меняется на учебную [4, с. 102; 3, с. 117].

Большое, а нередко и решающее значение для эффективной адаптации первоклассников к школе имеет позиция родителей: осознание важнейших проблем адаптации ребёнка к школьной жизни, понимание решающего значения успешности вхождения ребёнка в школьную среду, владение методами помощи ребёнку в адаптации к школе и

др. Не меньшее значение имеет и подготовка детей к школе в рамках воспитательного процесса подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Исследования показывают, что учителя начальных классов достаточно продуктивно работают в следующих направлениях по повышению адаптации первоклассников к школе: 1) изучение теоретических основ адаптации будущих первоклассников к школе (знакомство с современной научно-методической литературой); 2) работа с родителями («Школа будущих первоклассников», беседы и собрания родителей тех детей, которые проходят курсы подготовки к школе, профессиональные ответы на их вопросы) [5, с. 60] и др.

Несколько затруднительнее проходит работа с детьми в ДОУ. Как специалисты в сфере дошкольной педагогики, так и учителя начальной школы прекрасно осознают необходимость адаптации детей к первому классу, одним из факторов которой является преемственность образовательных ступеней. Под преемственностью понимается связь между дошкольным и начальным звеньями образования, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка [4, с. 90]. Несомненно, преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны — дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой — школа как преемник ДОУ принимает реальные достижения ребёнка-дошкольника как ступень к школьным достижениям,

развивает накопленный им дошкольный потенциал. При этом объективно существует проблема оптимизации этого двустороннего процесса. На практике это возможно двумя способами: либо воспитанники подготовительной группы посещают курсы в школе по подготовке к первому классу, что требует от родителей временных затрат — приводить детей в школу, либо учителя начальных классов проводят адаптирующие занятия в помещении ДОУ в течение дня, то есть без участия родителей в организации данного процесса. Очевидно, что первый путь предпочтительнее, поскольку результативность адаптационных мероприятий вне стен самой школы невысока. Дети, посещая школу, знакомятся со зданием и атмосферой школы, привыкают к классу, его оборудованию, к учителю, что и обеспечивает комплексное воздействие на адаптационные механизмы «подготовишек» к школе. Предпочтение второго способа является показателем недостаточной разъяснительной работы с родителями, дети которых не посещают курсы подготовки к школе, не готовятся иным способом.

Проблема заключается в том, как достичь внимания размытой, не консолидированной аудитории таких родителей? Возможно, обращение через СМИ, письменная рассылка приглашений на курсы будущих первоклассников и их родителей, помещение информации на стендах ДОУ, а также выступление учителей на родительских собраниях в ДОУ. К таким выступлениям учителям необходимо тщательно готовиться: иметь необходимые материалы, демонстрирующие преимущества первоклассников, подготовленных к школе, слайды и иное наглядное обеспечение выступления, владеть основами ораторского мастерства, убедительностью, навыками управления

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

вниманием аудитории, способностью к диалогу с аудиторией, предвидению реакции аудитории и неожиданных вопросов, то есть всего того, что обеспечивает результативность посещения учителем родительского собрания в ДОУ.

Школьному психологу необходимо укреплять взаимопонимание между учителями начальных классов и родителями будущих первоклассников; проводить тренинги учителей по обучению общения с родителями; подготовить наглядный материал для ознакомления родителей с курсами и успехами детей; регулярно обновлять соответствующую информацию на стенах школы и на сайте школы. Также необходимо совершенствовать организацию подготовки учителей младших классов к работе с будущими первоклассниками: обеспечить получение школой лицензии на соответствующий вид деятельности, всемерно мотивировать учителей на плодотворную работу по подготовке будущих первоклассников к успешной школьной жизни.

Эффективная работа учителей начальных классов по адаптации первоклассников к школе невозможна без мониторинга промежуточных результатов. В этих целях все учителя начальных классов ведут так называемые карты индивидуального развития учащихся. Визуально они представляют собой довольно объемные, аккуратно оформленные папки одинакового образца, содержащие структурированный материал: заполненные анкеты, тесты, опросы, контрольные работы школьника, краткий, но глубокий анализ особенностей индивидуального развития первоклассника и т.д. Карты индивидуального развития помогают родителям и классному руководителю средней школы пройти процесс адаптации при переходе в среднее звено, понять специфику ребёнка и оказать

квалифицированную и максимально доброжелательную помощь учащемуся в успешности его личностного развития. Эффективность карт индивидуального развития во многом зависит от того, как учитель составит анкеты, опросники, какие диагностические методики подберёт для получения необходимых сведений о своих учениках. Конструктивный и творческий подход будет способствовать созданию информативной карты, полезной не только для учителя начальных классов, но и для родителей и педагогов среднего звена.

Для успешной адаптации первоклассника к школе необходим мониторинг динамики этого процесса у каждого ученика, а также мониторинг преодоления дезадаптации отдельных школьников. Здесь возможно сотрудничество со школьным психологом, социальным педагогом, педагогом-библиотекарем, которые смогут внести в процесс адаптации новые формы.

Так, при выявлении проблем психологической адаптации у отдельных учащихся учитель может продуктивно работать с группой дезадаптированных детей, в частности, в форме сказ-котерапии. Сказкотерапия — это уникальный психолого-педагогический метод психологической коррекции, известный с древнейших времен, но только в последнее время получивший научное обоснование для коррекции нравственных качеств и черт характера посредством сказки [6, с. 676]. Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции: воспитывают лучшие человеческие качества, ненавязчиво обучают правилам поведения, позволяют проживать желаемые ребёнком, но по каким-то причинам недоступные или малодоступные для него эмоции, прививают этические ценности, демонстрируют положительный опыт и идеальные модели взаимоотношений между людьми, помогают

понять окружающий мир, психологически релаксировать и т.д. [7, с. 116].

В сказкотерапии используются следующие виды сказок: дидактические, психокоррекционные и психотерапевтические (о ребёнке, который похож на ребёнка-слушателя и о ребёнке-слушателе, когда он напрямую отождествляет себя с главным героем, который имеет черты этого ребёнка, а также атрибуты его жизни), медиативные (направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас»; отражающие образы идеальных взаимоотношений между субъектами, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации) [2, с. 64].

Очевидно, что в целях адаптации первоклассников к школе оптимально применять медиативные сказки об идеальных отношениях, о способах их достижения, о преодолении трудностей в решении этой задачи. Педагог после изучения проблем и предпочтений детей с недостаточной адаптацией, благодаря общелитературной эрудиции и склонности к литературному творчеству может самостоятельно создать сценарии сказок, разыграть их с группами детей, сформированными по выбранному принципу.

Проведение сказкотерапии должно быть последовательным и цикличным, включающим предварительное и итоговое тестирование для определения результативности методики.

Таким образом, методическое совершенствование способно существенно повысить эффективность психолого-педагогической работы по адаптации первоклассников к школе.

Литература

1. Анищенко М.М. Адаптация первоклассников к новым условиям школьной среды // Гуманитарные научные исследования, 2018. — № 1. — С. 81-83.

2. Доровских И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений? // Начальная школа, 2016. — № 3. — С. 64-72.

3. Заика Д.А. Адаптация первоклассников к школе // Молодой учёный, 2017. — № 12. — С. 116-118.

4. Иванова А.Е., Кузнецова М.И., Семенов С.В. Факторы, определяющие готовность первоклассников к школе: выявление региональных особенностей // Вопросы образования, 2016. — № 4. — С. 84-105.

5. Креславская Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями учащихся // Начальная школа, 2017. — № 2. — С. 55-62.

6. Пащенко М.Н. Сказкотерапия как способ развития творческого воображения школьника // Молодой учёный, 2016. — № 26. — С. 676-679.

7. Чернега Т.В. Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста // Эксперимент и инновации в школе, 2014. — № 12. — С. 115-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.