Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИЦЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баширова Елизавета Сергеевна, Бакулина Елена Дмитриевна, Троянов Константин Викторович, Амелина Екатерина Николаевна

Цель работы - выявить возможность использования средств музыкальной ритмической гимнастики в подготовительной части урока у девочек в возрасте 14-15 лет. Методика и организация исследования. По стандартным методикам определялись показатели физического развития и физической подготовленности и функционального состояния учащихся. Исследование проводилось в 2020-2021 учебном году в городе Москва, в нем принимало участие 176 девочек в возрасте 14-15 лет (контрольная - 86 чел., экспериментальная - 88 чел.). У девочек экспериментальной группы подготовительная часть урока проводилась с использованием средств музыкальной ритмической гимнастики. Результаты исследования и выводы. Данная инновация в содержании урока физической культуры способствовала повышению физического развития, физической и функциональной подготовленности школьниц, снижению заболеваемости и увеличению позитивных ответов, касающихся занятий физическими упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баширова Елизавета Сергеевна, Бакулина Елена Дмитриевна, Троянов Константин Викторович, Амелина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSON OF PHYSICAL CULTURE METHODOLOGICAL SUPPORT USING THE MEANS OF MUSICAL RHYTHMIC GYMNASTICS

The purpose of the study was to reveal the possibility of using the means of musical rhythmic gymnastics in the preparatory part of the lesson for girls aged 14-15 years. Methodology and organization of the study. According to standard methods, indicators of physical development and physical fitness and functional state of students were determined. The study was conducted in the 2020-2021 academic year in Moscow, 176 girls aged 14-15 years old took part in it (control - 86 people, experimental - 88 people). In the girls of the experimental group, the preparatory part of the lesson was carried out using the means of musical rhythmic gymnastics. Research results and conclusions. This innovation in the content of a physical education lesson contributed to an increase in physical development, physical and functional fitness of schoolgirls, a decrease in morbidity and an increase in positive responses regarding physical exercises.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»

гут определиться. В результате анкетирования выяснилось, что занятия с использованием водной среды положительно влияют на физическое и эмоциональное состояние детей с синдромом Дауна.

ВЫВОДЫ

В ходе реализации формирующего эксперимента улучшилось эмоциональное состояние детей. Так, на 25,8% возросло количество детей, отметивших после занятий плаванием улучшение самочувствия, на 20,4% увеличилось количество детей, заканчивающих занятия с хорошим настроением, на 36,2% увеличилось количество детей, желающих продолжить занятия плаванием.

Также улучшилось отношение социального окружения к детям со стороны здоровых детей, позитивно относящихся к совместным занятиям на 53,2%, и родителей нормально развивающихся детей — на 27,6%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алёхина С.В. Инклюзивное образование от политики к практике // Психология, наука и образование. - 2018. - Т.2, № 1. - С. 136-145.

2. Геращенко Е.Л. Аналитический отчёт по результатам мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании / Е.Л. Геращенко. -Москва, 2019. - С. 25-32.

3. Голиков Н.А. Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 6. - С. 232-240.

4. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А.А. Дмитриев // Дефектология. - 2020. - № 4. - С. 4-8.

5. Лучинкина И.С. Особенности адаптации детей с синдромом Дауна в условиях общеобразовательной школы / И.С. Лучинкина, А.А. Кононова // Молодой учёный. - 2019. - № 52 (290). - С. 237-240.

REFERENCES

6. Alekhina, S.V. (2018), "Inclusive education from policy to practice", Psychology, science and education, Vol. 2, No. 1, pp. 136-145.

7. Gerashchenko, E.L. (2019), Analytical report on the results of monitoring the needs of children with disabilities in inclusive education, Moscow.

8. Golikov, N.A. (2019), "Inclusive education: new approaches to the quality of life of children with special educational needs", Siberian Pedagogical Journal, No. 6, pp. 232-240.

9. Dmitriev, A.A. (2020), "On some problems of integrated education for children with special educational needs", Defectology, No. 4, pp. 4-8.

10. Luchinkina, I.S. and Kononova, A.A. (2019), "Features of adaptation of children with disabilities in a general education school", Young scientist, No. 52 (290), pp. 237-240.

Контактная информация: nvmazitova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.09.2022

УДК 796.412:373

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ РИТМИЧЕСКОЙ

ГИМНАСТИКИ

Елизавета Сергеевна Баширова, аспирант, Елена Дмитриевна Бакулина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Константин Викторович Троянов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пи-

рогова, г. Москва; Екатерина Николаевна Амелина, доцент, Московский архитектурный институт (МАРХИ), Москва

Аннотация

Цель работы - выявить возможность использования средств музыкальной ритмической гимнастики в подготовительной части урока у девочек в возрасте 14-15 лет. Методика и организация исследования. По стандартным методикам определялись показатели физического развития и физической подготовленности и функционального состояния учащихся. Исследование проводилось в 2020-2021 учебном году в городе Москва, в нем принимало участие 176 девочек в возрасте 14-15 лет (контрольная - 86 чел., экспериментальная - 88 чел.). У девочек экспериментальной группы подготовительная часть урока проводилась с использованием средств музыкальной ритмической гимнастики. Результаты исследования и выводы. Данная инновация в содержании урока физической культуры способствовала повышению физического развития, физической и функциональной подготовленности школьниц, снижению заболеваемости и увеличению позитивных ответов, касающихся занятий физическими упражнениями.

Ключевые слова: школьницы, физические упражнения под музыку, урок физической культуры, физическая подготовленность, заболеваемость, подготовительная часть занятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p33-37

LESSON OF PHYSICAL CULTURE METHODOLOGICAL SUPPORT USING THE MEANS OF MUSICAL RHYTHMIC GYMNASTICS

Elizaveta Sergeevna Bashirova, the post-graduate student, Elena Dmitrievna Bakulina, the

candidate of pedagogical science, docent, Russian State Social University, Moscow; Konstantin Viktorovich Troyanov, the candidate of pedagogical science, docent, Pirogov National Research Medical University, Moscow; Ekaterina Nikolaevna Amelina, the docent, Moscow Architectural Institute, Moscow

Abstract

The purpose of the study was to reveal the possibility of using the means of musical rhythmic gymnastics in the preparatory part of the lesson for girls aged 14-15 years. Methodology and organization of the study. According to standard methods, indicators of physical development and physical fitness and functional state of students were determined. The study was conducted in the 2020-2021 academic year in Moscow, 176 girls aged 14-15 years old took part in it (control - 86 people, experimental - 88 people). In the girls of the experimental group, the preparatory part of the lesson was carried out using the means of musical rhythmic gymnastics. Research results and conclusions. This innovation in the content of a physical education lesson contributed to an increase in physical development, physical and functional fitness of schoolgirls, a decrease in morbidity and an increase in positive responses regarding physical exercises.

Keywords: schoolgirls, physical exercises to music, physical culture lesson, physical fitness, morbidity, preparatory part of the lesson.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время у девочек в возрасте 14-15 лет отмечается заметное снижение интереса к традиционному содержанию уроков физической культуры, что проявляется в ухудшении уровней физического развития и физической подготовленности, росту заболеваемости и снижению двигательной активности [1, 2, 4, 9]. В этой связи необходимо модернизировать содержание школьных уроков физической культуры, приблизить физические упражнения к интересам и двигательным потребностям занимающихся [3, 5, 6].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

По стандартным методикам определялись показатели физического развития и физической подготовленности и функционального состояния учащихся. Исследование проводилось в 2020-2021 учебном году г. Москва, в нем принимало участие 176 девочек в

возрасте 14-15 лет (контрольная - 86 чел., экспериментальная - 88 чел.). У девочек экспериментальной группы подготовительная часть урока проводилась с использованием средств музыкальной ритмической гимнастики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследований выявили более высокие показатели частоты сердечных сокращений в подготовительной части урока у занимающихся экспериментальной группы: характеристики пульса находились в диапазоне 144-162 уд/мин., хотя в начальном обследовании у девочек обеих групп результаты ЧСС в покое не отличались. Далее в основной части урока отчетливо прослеживались существенные колебания ЧСС (от 135,4 до 189,8 уд/мин), которые, безусловно, обусловлены высокой интенсивностью выполнения упражнений в подготовительной части урока.

У учащихся контрольной группы (традиционное содержание подготовительной части урока) показатели ЧСС в подготовительной части занятия колебались от 126 до 149 уд/мин., что значительно ниже в сравнении с аналогичными показателями учащихся экспериментальной группы. Динамика показателей ЧСС у девочек контрольной группы в основной части урока имела несколько другую особенность изменения: постепенное волнообразное увеличение пульса, наиболее высокие показатели ЧСС достигали во временном диапазоне 25-30 минут (182-186 уд/мин).

Показатели физического развития, физической подготовленности и функционального состояния существенно не отличались у девочек контрольной и экспериментальной групп. Результаты длины тела достоверно увеличились у учащихся контрольной (3,1%, р<0,05) и экспериментальной (3,4%, р<0,05) групп. Характеристики массы тела также существенно увеличились у девочек обеих групп, но у обучающихся экспериментальной группы гармоничнее сочетались с длиной тела.

Показатели ОГК достоверно улучшились как у девочек контрольной (2,7%), так и экспериментальной (2,9%) групп, но приросты изменения этих характеристик были приблизительно одинаковыми. Существенный прирост показателей ЖЕЛ (8,1%, р<0,05) и кистевой динамометрии (20,5%, р<0,05) прослеживался у учащихся экспериментальной группы. У девочек контрольной группы анализируемые характеристики улучшились недостоверно.

Использование средств музыкальной ритмической гимнастики в подготовительной части урока физической культуры способствовали повышению функциональной подготовленности школьниц экспериментальной группы: повысились показатели РWCl70 (10,4%, р<0,05), результаты ЧСС в покое существенно снизились (9,7%, р<0,05). У учащихся контрольной группы таких изменений нами не выявлено. За период исследования характеристики артериального давления (систолическое и диастолическое) достоверно не изменились у учащихся обеих групп.

Результаты наших исследований доказали преимущество использования средств музыкальной ритмической гимнастики в подготовительной части урока по показателям физического развития (ЖЕЛ, кистевая динамометрия) и функциональной подготовленности (сравнение с традиционными средствами).

По нашим данным, в основном физические качества достоверно улучшились у учащихся экспериментальной группы: прыжок в длину с места (11,7%, р<0,05), подтягивания на низкой перекладине (11,4%, р<0,05), поднимания и опускания туловища (10,4%, р<0,05)), 6-минутныйбег (5,7%, р<0,05). Показатели бега на 30 м и челночного бега 3х10 м у учащихся экспериментальной группы изменились недостоверно.

У школьниц контрольной группы существенно изменились результаты прыжка в длину с места (8,7%, р<0,05), подтягивания на низкой перекладине (8,3%, р<0,05), поднимания и опускания туловища (6,8%, р<0,05). Следовательно, прослеживается преимущество учащихся экспериментальной группы по уровням развития физических способ-

ностей.

За период исследования уровень заболеваемости школьниц контрольной группы в среднем составил 189,6 заболеваний в год на 100 человек. У данного контингента первое место в структуре заболеваемости занимали болезни органов дыхания (75,4 заболеваний), а инфекционные болезни - второе место (40,7 заболеваний). Значительно реже зарегистрировали болезни органов пищеварения (26,5 заболеваний) и мочеполовой системы (12,2 заболеваний).

У школьниц экспериментальных групп болезни органов дыхания также занимали первое место в структуре заболеваемости (70,7 заболеваний), затем следуют инфекционные болезни (32,3 заболеваний), болезни органов пищеварения (20,3 заболеваний) и мочеполовой системы (7,0 заболеваний). Таким образом, у девочек экспериментальной группы проявляется меньшее число заболеваний за период исследования. Вместе с тем, отчетливо прослеживается сезонная динамика заболеваемости школьниц обеих групп: в декабре начинается подъем с максимальным пиком в феврале месяце.

Результаты исследования убедительно доказали, что использование средств музыкальной ритмической гимнастики в подготовительной части урока существенно повысили физическую работоспособность (10,4%, р<0,05), повышение которой обеспечило рост показателей умственной работоспособности: интенсивность работы за четыре минуты (число знаков ) достоверно увеличилась (4,6%, р<0,05). По количеству ошибок на диффе-ренцировку достоверных различий между начальными и конечными показателями в обеих группах нами не выявлено.

Результаты исследований убедительно доказывают эффективность использования средств музыкальной ритмической гимнастики в подготовительной части занятия для повышения физической и умственной работоспособности [7, 8] .

Анализ успеваемости девочек по дисциплинам школьной программы показал определенное преимущество обучающихся экспериментальной группы: средние показатели успеваемости школьниц контрольной и экспериментальной групп соответственно составили 4,03 и 4,15 баллов, хотя и представленные данные недостоверны.

В ходе исследования изменилось отношение учащихся экспериментальной группы к учебной деятельности: увеличилось (с 48,9% до 56,8%) число тех, кому нравится учиться в школе. Вместе с тем, отмечено, что многие (76,1%) школьницы этой группы стали рациональнее использовать свободное время для выполнения домашних заданий, продуктивнее планировать мероприятия для повышения двигательной активности.

У девочек экспериментальной группы увеличился (с 64,8% до 79,5%) контингент, которым нравятся уроки физической культуры и они считали систематические занятия физическими упражнениями необходимыми современному человеку.

Увеличилась доля (17,0% до 28,4%) учащихся, считающих себя полностью здоровыми. Позитивным следует считать и то, что 90,9% девочек экспериментальных групп не курят, а 84,1% не употребляют спиртные напитки, в то время только половина учащихся контрольной группы указали, что они не курят, а 65,1% не употребляют спиртное.

У девочек экспериментальной группы значительно больше стало позитивных ответов, касающихся занятий физическими упражнениями. У них выявлены следующие позитивные изменения в поведении подростков: уменьшилось количество нарушений дисциплины, улучшилось отношение к воспитательным мероприятиям, выявлены позитивные изменения, произошедшие в сфере потребностей и интересов физической культуры.

Результаты исследований убедительно доказали высокую эффективность использования средств музыкальной ритмической гимнастики у 14-15-летних школьниц в подготовительной части урока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамишвили Г.А. Основные направления дифференцирования физического воспитания учащихся в общеобразовательном учебном заведении / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов // Научный поиск. - 2015. - № 1. - С. 67-70.

2. Аленуров Э.А. Особенности физического развития и физической подготовленности юных спортсменов 14-17 лет и учащихся, посещающих уроки физической культуры / Э.А. Алену-ров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 28-31.

3. Исследование динамики показателей физической подготовленности мальчиков 12-13 лет в рамках школьной программы / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.Д. Калинин, Г.А. Абрамишвили // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 109-113.

4. Карпов В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.

5. Карпов В.Ю. Теоретико-методические аспекты сопряженного развития физических качеств и формирования техники двигательных действий у девочек среднего школьного возраста / В.Ю. Карпов, Н.В. Марьина, К.К. Скоросов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 6 (124). - С. 91-96.

6. Никитушкин В.Г. Метаучение в воспитании двигательных способностей: монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов.- Воронеж : Элист, 2016. - 506 с.

7. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.

8. Эффективность занятий физическими упражнениями с музыкальным сопровождением в вузе / Е.Д. Бакулина, Ф.Р. Сибгатулина, И.С. Погосова, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 8-10.

9. Abramishvili G.A. The technology of differentiated physical education of primary-age pupils / G.A. Abramishvili, V.Y. Karpov, M.V. Eremin // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11. - No 19. - P. 329-334.

REFERENCES

1. Abramishvili, G.A. and Karpov, V.Yu. (2015), "The main directions of differentiation of physical training of pupils in general educational institution", Scientific search, No. 1, pp. 67-70.

2. Alenurov, E.A. (2021), "Features of physical development and physical readiness of young athletes 14-17 years old and students attending physical education lessons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 194, No. 4, pp. 28-31.

3. Karpov V.Yu., Eremin M.V., Kalinin A.D., et al (2015), "Research dynamics of physical fitness indicators of 12-13 years boys within the school program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 109-113.

4. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili, GA (2009), "Healthy lifestyle as a global problem of modernity", Proceedings of The Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.

5. Karpov, V.Yu., Maryina, N.V. and Skorosov, K.K. (2015), "Theoretical and methodological aspects of the conjugate development of physical qualities and the formation of the technique of motor actions in girls of secondary school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 91-96.

6. Nikitushkin, V.G., Germanov G.N. and Kupchinov, R.I. (2016), The metadoctrine about education of motive abilities. Monograph, Elist, Voronezh.

7. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021), "Motor skills training model to improve school physical education service quality", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 61-63.

8. Bakulina, E.D., Sibgatulina, F.R., Pogosova, I.S. and Klimova L.Yu. (2021), "The effectiveness of physical exercises with musical accompaniment at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9 (199). pp. 8-10.

9. Abramishvili, G.A., Karpov, V.Yu. and Eremin, M.V. (2015), "The technology of differentiated physical education of primary-age pupils", Asian Social Science, Vol.11, No.19, pp.329-334.

Контактная информация: bakulina-lena@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.