Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ПРЕДПРИЯТИЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешкова Галина Юрьевна, Супатаев Тимур Муратович

Рост политико-экономической нестабильности экономики последнего времени привел к обострению ситуацию с обеспечением экономической безопасности предприятий различных отраслей. Одной из отраслей, угрозы экономической безопасности в которой существенно усилились, является нефтегазовая. В статье рассматривается методический подход к построению системы обеспечения экономической безопасности предприятия нефтегазовой отрасли. Его внедрение приведет, по мнению авторов, к росту устойчивости функционирования указанных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE OIL AND GAS INDUSTRY ENTERPRISE: METHODOLOGICAL APPROACH

The growth of political and economic instability of the economy of recent times has led to an aggravation of the situation with ensuring the economic security of enterprises in various industries. One of the sectors in which the threats to economic security have increased significantly is the oil and gas industry. The article discusses a methodological approach to building a system for ensuring the economic security of an oil and gas enterprise. Its implementation will lead, according to the authors, to an increase in the stability of the functioning of these enterprises.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация. Рост политико-экономической нестабильности экономики последнего времени привел к обострению ситуацию с обеспечением экономической безопасности предприятий различных отраслей. Одной из отраслей, угрозы экономической безопасности в которой существенно усилились, является нефтегазовая. В статье рассматривается методический подход к построению системы обеспечения экономической безопасности предприятия нефтегазовой отрасли. Его внедрение приведет, по мнению авторов, к росту устойчивости функционирования указанных предприятий.

Ключевые слова. Экономическая безопасность, угроза экономической безопасности, экономические санкции, управление предприятием, предприятие нефтегазовой отрасли.

Peshkova G.Yu., Supataev T.M.

SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE OIL AND GAS INDUSTRY ENTERPRISE: METHODOLOGICAL APPROACH

Abstract. The growth of political and economic instability of the economy of recent times has led to an aggravation of the situation with ensuring the economic security of enterprises in various industries. One of the sectors in which the threats to economic security have increased significantly is the oil and gas industry. The article discusses a methodological approach to building a system ^ for ensuring the economic security of an oil and gas enterprise. Its implementation will lead, according to the authors, to an increase in the stability of the functioning of these enterprises.

Keywords. Economic security, threat to economic security, economic sanctions, enterprise management, oil and gas industry enterprise.

Введение

В современных условиях хозяйствования существенно повысилась неопределенность бизнес-среды. Это вызвано геополитической напряженностью, резко усилившейся с конца февраля 2022 года, которая привела к небывало жесткому за всю постсоветскую историю экономическому давлению «коллективного Запада» на Россию. В том числе, первоочередному давлению подверглись крупнейшие отечественные сырьевые корпорации - прежде всего нефтегазовые, которые во многом ориентированы на поставки своей продукции в страны Европы.

До последнего времени устойчивость российского нефтегазового бизнеса была достаточно высокой, а проблемы обеспечения его экономической безопасности не выглядели первоочередными. Это привело к тому, что несмотря на множество публикаций по проблематике экономической

ГРНТИ 06.81.12

© Пешкова Г.Ю., Супатаев Т.М., 2022

Галина Юрьевна Пешкова - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры международного предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. Тимур Муратович Супатаев - аспирант Международного банковского института имени Анатолия Собчака (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Пешкова Г.Ю.): 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67 (Russia, St. Petersburg, Bolshaia Morskaia str., 67). Тел.: 8 (812) 312-87-67. Статья поступила в редакцию 25.03.2022.

безопасности [1-8], экономическая безопасность именно предприятий нефтегазовой отрасли (ПНГО) оставалась недостаточно исследованной. И это определялось не невниманием ученых к этой проблематике, а, скорее, сравнительно невысокой актуальностью подобных разработок [9]. Сегодня ситуация изменилась. Этим обусловлен выбор темы авторского исследования.

Некоторые показатели деятельности российской нефтегазовой отрасли

Традиционно принято считать, что российская экономика отличается «структурной утяжеленностью» [10, 11], которая состоит в высокой доле в ВВП продукции низких переделов, в частности - энергоносителей. Это мнение подтверждается цифровым материалом. Так, согласно расчетам Росстата, по итогам 2020 г. доля нефтегазового сектора в ВВП России составила 15,2% (см.: https://neftegaz.ru/news/ finance/ 710854-zavisimost-rossii-ot-nefti-i-gaza-uveHchilas-v-2021-g). При этом, значение деятельности ПНГО для бюджета значительно более высокое. Согласно оценкам Счетной палаты РФ, по итогам первых 3 кварталов 2021 года ненефтегазовые доходы составили 65,5% доходов федерального бюджета, а нефтегазовые доходы - 34,5% [там же].

По данным, приводимым на интернет-портале «ФинЭкспертиза» (см.: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/dolya-tovarooborota-rossii), в 2021 году на топливно-энергетические товары пришлось 54,3% российского экспорта (267 млрд долл.). При этом, в денежном выражении поставки нефти, газа, топлива и угля выросли по сравнению с 2020 годом почти на 60%, а физический объем остался на примерно прежнем уровне. Интересно отметить, что «на США, объявившие эмбарго на поставки российских энергоносителей, приходится 3,3% (8,8 млрд долл.) от энергетического экспорта России в денежном выражении, а на Великобританию, заявившую о поэтапном отказе от российской нефти, 1,3% (3,5 млрд долл.), по данным ФТС (согласно международной статистике, учитывающей данные трейдеров о перепродажах товаров и странах их происхождения, поставки в США и Великобританию топливно-энергетической продукции из России в 2021 году были в два раза больше и составляли свыше 24 млрд долл.)» [там же].

Итак, деятельность ПНГО интересна не только сама по себе, как объект анализа на предмет обеспечения экономической безопасности этих предприятий, но и с макроэкономических позиций. Неустойчивость и сбои в работе ПНГО, в том числе вследствие вводимых против них внешних санкций, могут привести к формированию мощных угроз экономической безопасности РФ в целом. Это обуславливает необходимость создания эффективных систем обеспечения экономической безопасности (СОЭБ) ПНГО.

Алгоритм формирования СОЭБ ПНГО

На основании исследований, проведенных одним из соавторов данной статьи - Т.М. Супатаевым, можно сделать вывод, что процесс формирования СОЭБ ПНГО должен осуществляться в следующей последовательности:

• 1 этап - исследовательский. На нем выполняется анализ условий функционирования ПНГО и формулирование ограничений, налагаемых этими условиями. Этот этап включает оценку специфики социально-экономического пространства функционирования предприятия, анализ и оценку его внутренней и внешней среды, анализ особенностей бизнеса ПНГО, его взаимосвязей, контрагентов, потребителей, конкурентов, анализ социально-экономического состояния предприятия и т.д.

Как следует из теории экономической безопасности, один из исходных моментов организации работы по ее обеспечению - это выявление вызовов, угроз и рисков экономической безопасности [12]. Помимо этого, на данном этапе следует провести прогнозирование последствий реализации угроз, размер вероятных убытков ПНГО. Эти действия являются основой для выявления и оценки наиболее значимых рисков, оценки их влияние на уровень экономической безопасности.

На основе проведенного анализа сложившейся ситуации формулируются ограничения с учетом стратегии развития ПНГО, влияния факторов, требований заинтересованных сторон (стейкхолдеров). В качестве ограничений могут выступать ресурсные ограничения, ограничения нормативно-правовой базы, информационные, этические, экологические и пр. ограничения. Например, как ограничения могут рассматриваться недостаточность по количеству и качеству тех или иных ресурсов, стиль руководства, уровень квалификации персонала, уровень конкуренции, уровень технологической зависимости ПНГО от поставщиков из недружественных стран;

• 2 этап - нормативный. В рамках этого этапа происходит осознание необходимости обеспечения устойчивости деятельности ПНГО и формирования его СОЭБ, определение конкретных потребностей в обеспечении безопасности, разработка концепции ее обеспечения и ее оформление на уровне отдельного самостоятельного документа. Затем должно быть выполнено официальное утверждение концепции обеспечения экономической безопасности ПНГО.

Этот этап включает также проверку наличия лицензий, сертификатов, аттестатов, разрешений, допусков и пр.; разработку норм, нормативов, лимитов, регламентов, положений, инструкций, схем, прогнозов, программ, планов по обеспечению экономической безопасности. Это - большая документальная работа, которая предшествует содержательным мерам по выстраиванию и отладке механизмов функционирования СОЭБ. На этом этапе конкретизируются субъекты и объекты защиты, создаются реестры объектов и проводится их ранжирование по приоритетам защиты, формируется система субъектов экономической безопасности, создается или совершенствуется служба безопасности ПНГО и уточняются ее функции. Обосновываются и определяются организационная структура управления СОЭБ, процесс функционирования и управления СОЭБ, разрабатываются механизмы, технологии, инструменты, методы обеспечения экономической безопасности, формируется система мер по обеспечению устойчивости работы предприятия;

• 3 этап - организационный. На нем происходит определение требований к СОЭБ и ее элементам, определение ожидаемых результатов функционирования СОЭБ, структуры системы и ее взаимосвязей внутри нее самой и с внешней средой. Определение требований к СОЭБ ПНГО происходит с учетом выбранных целей, ресурсного обеспечения, принципов функционирования и управления, потребностей и интересов всех заинтересованных сторон, состояния деловой среды. Определяются необходимые и достаточные условия для эффективной реализации концепции, разработанной на предыдущем этапе.

Также на этом этапе выполняется аккумуляция и определение необходимого количества и качества всех видов ресурсов ПНГО для функционирования СОЭБ, для защиты и охраны объектов безопасности; измерение величины финансовых затрат на построение, организацию и функционирование СОЭБ и сравнение их с возможной величиной ущерба от реализации угроз.

В качестве ожидаемых результатов функционирования СОЭБ ПНГО могут выступать уровень экономической безопасности, объем выручки, размер прибыли, стоимость ПНГО, финансовая устойчивость, качество продукции (например, нефти или нефтепродуктов), доля рынка, объем налоговых поступлений, степень участия в социальных проектах, эффективность деятельности, уровень выполнения своих обязательств перед контрагентами, результативность взаимодействий, уровень конкурентоспособности, уровень обеспечения выполнения требований, противопожарной безопасности, охраны труда, уровень экологического ущерба и мн. др.;

• 4 этап - проективный. На нем происходит выявление подходов к формированию СОЭБ и выбор наиболее рационального (оптимального, при наличии возможности решения строгой оптимизационной задачи).

По нашему мнению, формирование СОЭБ ПНГО должно осуществляться на основе системного подхода. При этом он может иметь разновидности (системно-целевой, системно-ресурсный, системно-интеграционный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-коммуникационный, системно-исторический и др. подходы), которые целесообразно дополнить ситуационным подходом, учитывающим все реальные условия функционирования, а также нормативным подходом, заключающемся в стандартизации всех систем, процессов, связей, механизмов и условий работы СОЭБ ПНГО.

На построение СОЭБ влияет комплекс разноаспектных факторов. Эти факторы представляют собой портфель окружающих условий (как внешних, так и внутренних), воздействующих как на параметры безопасности, так и на построение СОЭБ. Их анализ и исследование совокупного влияния этих факторов на построение СОЭБ и функционирование ПНГО составляет основу как обеспечения эффективного построения СОЭБ, так и основу обеспечения экономической безопасности предприятия. Всесторонний и системный анализ факторов является методологической и информационной базой для эффективного построения СОЭБ;

• 5 этап - плановый. Здесь осуществляется составление и принятие плана по формированию (созданию, внедрению) СОЭБ. Этот этап заключается в разработке управленческих решений

и рекомендаций по формированию структуры и поэтапному внедрению СОЭБ в ПНГО. План должен быть официально одобрен руководством, должно быть согласование механизма обеспечения экономической безопасности и бюджета на его внедрение.

План должен включать в себя предложения по улучшению действующих мер по управлению и защите предприятия, созданию системы поддержания и повышения профессионального уровня сотрудников, внедрению новых технологических решений, планированию маневрирования, расширения ресурсов и формирования и использования резервов. Должно быть предусмотрено непрерывное обучение персонала правилам техники безопасности, противопожарной и пр. безопасности, сохранению коммерческой тайны, работе с конфиденциальными документами, действиям в чрезвычайных ситуациях.

В плане могут быть также предусмотрены мероприятия по реорганизации органов управления, создание процессных команд, ротация кадров, качественные требования к профессиональным и специальным компетенциям сотрудников, внедрение новых методов управления, развитие передовых технологий, поддержка имиджа ПНГО и т.д.;

• 6 этап - исполнительный. Здесь происходит реализация плана мероприятий по формированию СОЭБ, проведение комплекса последовательных организационных, технических, экономических, специальных мероприятий для построения эффективной СОЭБ ПНГО. Учитывая основные тренды развития отрасли, наибольшее внимание, по нашему мнению, должно быть уделено аспектам обеспечения производственной, финансовой, информационной, кадровой, социальной, экологической и цифровой безопасности ПНГО.

После реализации плана и отработки исполнительного этапа должна быть построена СОЭБ ПНГО, состоящая из определенных подсистем, элементов, служб, реализовывающая постоянную многоаспектную работу, нацеленную на рост защищенности предприятия от различных опасностей и угроз, и обеспечивающая условия для достижения предпринимательских целей ПНГО.

Таким образом, предлагаемый процесс построения СОЭБ ПНГО подчинен общим закономерностям планирования и управления на предприятии. СОЭБ формируется с учетом установленных целей, задач, концепций и стратегий, условий внешней среды, отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия. Архитектура СОЭБ ПНГО, взаимодействие и соподчиненность ее элементов, количество и сложность выполняемых функций и задач и другие параметры напрямую зависят от содержания деятельности самого ПНГО. Все элементы СОЭБ должны быть органично связаны друг с другом и эффективно взаимодействовать между собой и с внешней средой с целью установления благоприятных условий устойчивого развития предприятия.

Заключение

Современные условия хозяйственной деятельности в России в целом и в нефтегазовой отрасли в частности отличаются ростом неопределенности, обусловленной ужесточением санкционного противостояния России и «коллективного Запада». Это ослабляет экономическую безопасность ПНГО и создает риски и угрозы для устойчивости национальной экономики и бюджетной системы РФ. Ответом на эти вызовы должно стать формирование эффективных систем обеспечения экономической безопасности. Разработанный подход к формированию эффективной СОЭБ, описанный в статье, способствует удовлетворению потребностей и интересов ПНГО в своей защите, обеспечивает оптимизацию управленческих решений, направленных на обеспечение экономической безопасности ПНГО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Злобина О.В., Пешкова Г.Ю. Защита личной информации как проблема экономической безопасности финансовой сферы современного цифрового общества // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально -экономических системах. Сборник научных трудов 9-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 168-175.

2. Коломыцева О.Ю. Государственная промышленная политика и ее влияние на обеспечение экономической безопасности промышленных предприятий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 3 (123). С. 71-78.

3. Курбанов А.Х., Порвадов М.Г. Понятийная основа категорий "национальная безопасность" и "экономическая безопасность" государства // Формирование системы материально-технического обеспечения военной

организации государства: теория и практика. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пермь, 2017. С. 315-321.

4. Руденко М.Н. Социальное неравенство и экономическая безопасность региона (на примере Пермского края) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 3 (129). С. 54-62.

5. Рукинов М.В. Динамика промышленного производства и экономическая безопасность // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 1 (43). С. 5-8.

6. Серебрякова Н.А., Волкова С.А., Волкова Т.А. Формирование системы обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник ВГУИТ. 2016. № 4. С. 460-465.

7. Харламова А.А. Возникновение новых угроз экономической безопасности России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 1 (31). С. 36-39.

8. Шиндикова И.Г. Анализ подходов к определению категории "экономическая безопасность" // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 2 (44). С. 24-27.

9. Сигова М.В., Супатаев Т.М. Система экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли, ее особенности и ориентация на цифровизацию, эффективность, конкурентоспособность и устойчивое развитие бизнеса. // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 1 (35). С. 98-117.

10. Вертакова Ю.В., Плотников В.А., Харченко Е.В. Диверсификация регионального развития как приоритетная посткризисная стратегия (на материалах Курской области) // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 3. С. 69-75.

11. Вертакова Ю.В., Плотникова Н.А., Плотников В.А. Промышленная политика России: направленность и инструментарий // Экономическое возрождение России. 2017. № 3 (53). С. 49-56.

12. Головко М.В. Теневая экономика в системе угроз экономической безопасности страны: факторы, эволюция, направления противодействия: диссертация ... д-ра экон. наук / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2020. 425 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.