Научная статья на тему 'Влияние санкций на экономическую безопасность предприятий нефтегазовой отрасли'

Влияние санкций на экономическую безопасность предприятий нефтегазовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / безопасность предприятия / структура экономической безопасности / экономические санкции. / economic security / enterprise security / economic security structure / economic sanctions.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. В. Поднебесов

В статье анализируется воздействие санкций на экономическую безопасность предприятия на примере нефтегазовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANCTIONS IMPACT ON OIL AND GAS COMPANIES ECONOMIC SECURITY

The impact of sanctions on the economic security of enterprise on the example of the oil and gas industry is analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние санкций на экономическую безопасность предприятий нефтегазовой отрасли»

УДК 004.056

А.В. Поднебесов

Омский государственный университет путей сообщения, Омск, 644046 e-mail: artem.podnebessov@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

В статье анализируется воздействие санкций на экономическую безопасность предприятия на примере нефтегазовой отрасли.

Ключевые слова: экономическая безопасность, безопасность предприятия, структура экономической безопасности, экономические санкции.

A.V. Podnebesov

Omsk State University of Railway Engineering, Omsk, 644046 e-mail: artem.podnebessov@yandex.ru

SANCTIONS IMPACT ON OIL AND GAS COMPANIES ECONOMIC SECURITY

The impact of sanctions on the economic security of enterprise on the example of the oil and gas industry is analyzed.

Key words: economic security, enterprise security, economic security structure, economic sanctions.

Впервые концепция «экономической безопасности» на постсоветском пространстве была разработана российским академиком Л.И. Абалкиным. По его суждению, понятие «экономическая безопасность» означает «...совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [6, с. 37].

Экономическая безопасность включает в себя:

- безопасность занятости;

- планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;

- сохранение платежеспособности.

Кроме того, государство использует регулирование экономической безопасности, которое заключается в комплексе мер, операций, используемых государством для коррекций и учреждения ключевых экономических процессов. Способы регулирования экономики содержат в себе кредитно-валютные меры, налогово-бюджетные меры, муниципальный способ в экономике и планирование. Кредитно-валютные меры - это регулирование учетной ставки, малых резервов банков и операций на рынке ценных бумаг. К налогово-бюджетным мерам относятся налоговые платежи, санкционирование страной, ускоренное амортизационное списание основного капитала, предоставление госзаймов, дотаций и поручительств. Государственный сектор в экономике - это комплекс хозяйственных объектов, полностью либо в виде долевого принадлежащих стране. Планирование - координация финансовой работы страной либо уполномоченными институтами методом составления плана, а также определение объемов и структуры конечного продукта методом распределения факторов производства. Также планирование делится на индикативное и директивное. Индикативное - определение финансовых ценностей. План имеет формат рекомендаций и дополняется набором финансовых инструментов для стимулирования его реализации. Директивное - употребляется в государствах с командно-административной экономикой, производится из одного муниципального центра. План обязателен к реализации и имеет силу закона.

На сегодняшний день основной задачей экономической безопасности выступает такое состояние экономики страны, которое позволило бы обеспечить защиту ее жизненно существенных интересов [1, с. 218].

Экономическая безопасность страны - это состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно вполне может снабжать поступательное формирование общества, его экономическую и социально-политическую устойчивость в обстоятельствах существования неблагоприятных внешних и внутренних факторов (рис. 1) [4, с. 113].

Концепция и стратегия национальной безопасности Национальные интересы России в сфере экономики

Угрозы в сфере экономики Индикаторы экономической безопасности

Пороговые значения Организационная

экономической экономической

безопасности безопасности

Правовое обеспечение экономической безопасности

Рис. 1. Структура системы экономической безопасности страны [4, с. 113]

Помимо экономической безопасности страны, существует экономическая безопасность предприятия (ЭБП), которая заключается в состоянии максимально результативного применения ресурсов для предупреждения угроз и снабжения устойчивого функционирования организации, предприятия или фирмы, что наглядно видно из рис. 2 [1, с. 217].

Рис. 2. Функциональные составляющие экономической безопасности предприятия

На сегодняшний день проблема экономической безопасности является наиболее актуальной, поскольку предприятия работают в условиях различных внешних и внутренних рисков, а конкурентная экономическая среда скрывает множество угроз.

Проблемы экономической безопасности актуальны для каждого предприятия как при работе в стабильной экономической среде, так и в кризисные периоды. Экономическая безопасность -это наиболее эффективно использованные корпоративные ресурсы для предотвращения угроз

и обеспечения стабильной работы предприятия в настоящее время. Экономическая безопасность предприятия - это защищенность жизненно необходимых интересов предприятия от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемая начальством и коллективом предприятия путем реализации системы мер правового, экономического и организационного характера.

По мнению Л.И. Тиняковой, первостатейными угрозами экономической безопасности, с которыми пришлось столкнуться предприятиям, организациям и фирмам РФ за последнее время стали:

- антироссийские санкции как факторы, влияющие на экономическую безопасность национальной экономики;

- крайне низкая конкурентоспособность российской продукции и, как результат, очень большая импортозависимость;

- отток российского капитала за границу;

- очень маленькая инвестиционная активность по следующим причинам: неблагоприятная атмосфера для формирования российского бизнеса, трудность урегулирования организационно-правовых условий [9, с. 177].

В 2014 г. США и ЕС ввели санкции против РФ в качестве инструмента экономического давления, призванного принудить Россию трансформировать свою внешнюю политику.

В сентябре 2014 г. были введены санкции, которые затронули более 90% нефтяного сектора России и почти всю газодобычу. Под санкции попали: «Газпром», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Новатэк», «Транснефть», «Газпром нефть», «Роснефть». Трем последним организациям полностью перекрыт доступ на европейский рынок капитала: им запрещено привлекать кредиты и размещать долговые бумаги со сроком обращения более 30 дней.

После введения антироссийских санкций прошло уже много времени и, рассматривая сформировавшуюся обстановку, можно утверждать, что санкции оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на экономическую безопасность РФ [3, с. 52].

Введенные против РФ санкции, которые содержат в себе как торговые санкции, так и финансовые санкции, это - экономические действия запретительного характера, которые применяются одним участником международной торговли (страной или группой стран) по касательству к иному участнику («объекту санкций») с целью вынудить последнего к модифицированию политического курса [8, с. 34].

Американским компаниям было запрещено сотрудничать с вышеупомянутыми корпорациями в сфере поставки технологий, необходимых для освоения месторождений нефти на глубоководных участках и арктических шельфах. США намерены не допустить поставок технологий даже через посредников [2, с. 28].

Газовая отрасль РФ действительно абсолютно нацелена на страны Европы и СНГ: так, в Европу через трубопроводы поступает 64,70% газа РФ, в страны постсоветского пространства -27,85%, оставшаяся доля - в Азию в виде сжиженного природного газа.

Российские сырьевые организации в полном смысле слова зависимы от европейского газового рынка, в то время как Европа более диверсифицировала собственные торговые отношения, доля газа РФ в устройстве импорта собирает 34,46%, вторым поставщиком выступает Норвегия, третьим - Нидерланды.

США удовлетворяют собственные потребности в газе за счет Канады, и, по оценкам отечественных экономистов, с учетом «сланцевой революции», заинтересованы в том, чтобы Европа ступень за ступенью стала переходить на американский сланцевый газ. Но для основной массы стран Европы российский газ - крайне немаловажная статья импорта [7, с. 80].

На рис. 3 представлена доля российского газа в импорте газа по странам, доля поставок в страну в совокупном объеме экспорта российского газа в Европу, а также продемонстрированы сведения об остальных основных поставщиках газа в Европу [5, с. 36]. Как видно из рис. 3, доля в российском экспорте в Европу составляет 70%.

К примеру, введенные санкции оказали сильный негативный эффект на компанию «Роснефть», приведя к дополнительному ухудшению показателей ее деятельности и создав препятствия для реализации ряда стратегически значимых проектов.

Можно констатировать, что перспективы развития российского рынка нефтедобычи достаточно неблагоприятны. С одной стороны, спрос на российское топливо остается высоким, с другой стороны, на рынке появляются новые сильные игроки. Увеличение объема добычи напрямую зависит от высокотехнологичного оборудования, поставка которого подпала под санкции [1, с. 218].

Рис. 3. Зависимость стран Европы от российского газа, % [5, с. 36]

Кроме того, соглашение, которое было подписано 30 ноября 2016 г. странами ОПЕК и отдельными большими производителями, не входящими в ОПЕК, призванное сжать добычу нефти для упрочения мировых цен, привело к внушительным сжатиям добычи в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ и Алжире, а также стабилизации производства в России (рис. 4) [4, с. 114]. По соглашению получилось увеличить мировые цены на нефть, что привело к тому, что страны, не входящие в ОПЕК, такие как США, Канада или Казахстан, и страны ОПЕК, которые были избавлены от урезания добычи, такие как Иран или Нигерия, умножили собственное производство.

Добыча нефти в Иране увеличилась на 1/3 между 2015 и 2017 гг., благодаря прекращению действия международных санкций.

С другой стороны, добыча сырой нефти в Китае снова уменьшилась до своего наименьшего с 2009 г. уровня, т. к. невысокие цены в 2016 г. вызвали урезание инвестиции в нефтяные месторождения.

Для создания российского аналогового оборудования или поиска новых поставщиков требуется время, что также негативно сказывается на позициях российских компаний.

Запрет на предоставление технологий, попавших под санкции, означает невозможность получение лицензий на их использование и освоение, что является еще одним отрицательным аспектом для развития или даже для сохранения ранее обозначившегося темпа роста для российских компаний [7, с. 82].

Рис. 4. Тенденция за период 1990-2017 [4, с. 114]

Производство нефти в Латинской Америке сокращалось третий год подряд из-за падения добычи в некоторых крупных странах-производителях: добыча нефти достигла самого низкого уровня с 1980 г. в Мексике и с 1990 г. в Венесуэле, но она продолжала расти в Бразилии.

Таким образом, экономические санкции - неэффективное средство ведения внешней политики. Их воздействие часто возбуждает нешуточный косвенный убыток и трудности у населения целевой страны, правильно рассматривать, что санкции никаким способом не являются инструментом решения трудностей политического урегулирования и часто приводят к изоляции стран от внешнего мира.

Имеется множество мнений по поводу эффективности введения санкций, многие экономисты утверждают, что данные санкции не несут катастрофического характера и часто становятся более убыточными для тех, кто их вводит, а не для тех государств, на политику которых стараются таким образом воздействовать.

Также отметим, что санкции не повлекли за собой появления новых проблем, санкции усугубили уже существующие трудности, которые связаны со структурными проблемами отрасли в целом и компании в частности. Так, сокращение добычи нефти, несмотря на высокие цены на нефть и стабильное положение многих участников рынка нефтедобычи, началось до введения санкций.

Литература

1. Белоусова Р.Н. Влияние экономических санкций на состояние экономической безопасности РФ // Молодой ученый. - 2015. - № 20. - С. 215-220.

2. Булатова А.И., Абелгузин Н.Р. Влияние санкций на экономику России // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3 (35). - С. 26-37.

3. Булах Е.В., Васильева Т.А., Романова И.В. Влияние санкций на экономическую политику Российской Федерации и проблема импортозамещения // Вестник ЗабГУ. - 2016. - № 8. -С.49-61.

4. Ильенко В.Ю., Решетова Е.А. Влияние санкций на внешнюю торговлю России // Инновационная наука. - 2015. - № 5-1. - С 113-115.

5. Ильина Е. В. Влияние санкций на экономику России // ВЭПС. - 2015. - № 4. - С. 34-38.

6. Карпенко Т.Г., Бондарева Д.Г. Влияние санкций на экономическую ситуацию в России // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. - 2015. - № 4 (21). - С. 33-39.

7. Масютин С.А., Гуськова И.В., Шагалова Т.В. Экономические санкции в отношении России: угрозы или возможности для бизнеса // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. -№ 1 (33). - С. 75-87.

8. Смоленская С.В. Механизм влияния санкций на экономическое развитие России // ТДР. -2016.- № 5.- С. 33-35.

9. Тинякова Л.И. Влияния санкций на экономику России // Территория науки. - 2017. -№ 6. - С. 176-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.