Научная статья на тему 'О правовом регулировании обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли'

О правовом регулировании обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3987
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРИМИНАЛЬНЫХ УГРОЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перминов Олег Георгиевич, Глущенко Никита Валерьевич

В статье рассматриваются общие вопросы правового регулирования обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли, организации и проведения криминологической экспертизы законов и иных нормативных правовых актов. Представлена авторская трактовка понятия «экономическая безопасность нефтегазовой отрасли». Данная статья будет полезная исследователям, изучающим вопросы правового обеспечения экономической безопасности нефтегазовой отрасли, проведения криминологической экспертизы законодательных и иных нормативных правовых актов и их проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT LEGAL REGULATION OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE OIL AND GAS INDUSTRY

The article deals with the legal regulation economic security of oil and gas industry, organization and conduct of criminological examination of laws and other normative legal acts. Author's interpretation of the definition of «economic security of the oil and gas industry» is listed in the article. This article will be useful to researchers studying the legal issues of economic security of oil and gas industry, criminological examination of legislative and other normative legal acts and their projects.

Текст научной работы на тему «О правовом регулировании обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

4'2016

12. КРИМИНАЛИСТИКА, СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

12.1. О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Перминов Олег Георгиевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии, заслуженный юрист РФ

Место работы: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина»

ugolprav@rambler.ru

Глущенко Никита Валерьевич, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Место работы: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина»

gluschenko.gubkin@gmail.com

Аннотация: В статье рассматриваются общие вопросы правового регулирования обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли, организации и проведения криминологической экспертизы законов и иных нормативных правовых актов. Представлена авторская трактовка понятия «экономическая безопасность нефтегазовой отрасли». Данная статья будет полезная исследователям, изучающим вопросы правового обеспечения экономической безопасности нефтегазовой отрасли, проведения криминологической экспертизы законодательных и иных нормативных правовых актов и их проектов.

Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, экономическая безопасность, предупреждение криминальных угроз, экономическая преступность, локальные нормативные правовые акты, криминологическая экспертиза.

ABOUT LEGAL REGULATION OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE OIL AND GAS INDUSTRY

Perminov Oleg G., doctor of law science, professor, professor department of criminal law and criminology, honored lawyer of Russia Federation

Work place: Russian State University of oil and gas named by I.M. Gubkin

ugolprav@rambler.ru

Gluschenko Nikita V., senior lecturer department of criminal law and criminology

Work place: Russian State University of oil and gas named by I.M. Gubkin

gluschenko.gubkin@gmail.com

Annotation: The article deals with the legal regulation economic security of oil and gas industry, organization and conduct of criminological examination of laws and other normative legal acts. Author's interpretation of the definition of «economic security of the oil and gas industry» is listed in the article. This article will be useful to researchers studying the legal issues of economic security of oil and gas industry, criminological examination of legislative and other normative legal acts and their projects.

Keywords: oil and gas industry, economical security, prevention of criminal threats, economical criminality, local normative legal acts, criminological expertise.

Учитывая роль нефтегазовой отрасли в системе экономики Российской Федерации, обеспечение её экономической безопасности во многом определяет и состояние безопасности всей российской экономики.

Отталкиваясь от общих определений понятия экономической безопасности, имеющихся в специальной литературе и нормативных актах [2, с. 252], [4], [8, с.15], [10, с. 72], [11, c.23], полагаем, что под экономической безопасностью нефтегазовой отрасли следует понимать - состояние защищённости её жизненно важных и законных интересов от внешних и внутренних угроз и прямых посягательств в различных противоправных формах и действиях, определяющее стабильность функционирования и развития отрасли.

Экономическая безопасность - это комплексный, многоуровневый, системный институт. Для нефтегазового комплекса экономическая безопасность неразрывно связана с надёжным в техническом, экологическом и ином плане, нефте- и газоснабжением потребителей как внутри страны, так и за её пределами, повышением конкурентноспособности продукции и услуг, созданием благоприятной конъюнктуры на внутреннем и мировом рынке, проведением фундаментальных и прикладных исследований с целью получения преимущества на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, ускорением производственно-технологического освоения новейших научных достижений, максимально полным информационным обеспечением различных направлений деятельности предприятий отрасли, сохранением коммерческих секретов и прав на интеллектуальную собственность, повышением уровня защиты имущества, жизни и здоровья персонала отрасли от противоправных посягательств, совершенствованием правовых и организационных вопросов функционирования отрасли и др.

Перминов О. Г., Глущенко Н. В.

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Экономическая система отрасли, как и общества в целом, состоит из множества хозяйствующих субъектов, т.е. производственных единиц, прежде всего предприятий. Предприятия обладают экономической самостоятельностью. Они сами определяют свою экономическую политику, формируют портфель заказов, организуют производство и сбыт продукции, полностью отвечают за результаты хозяйственной деятельности. Безусловно, всё это актуализирует проблему обеспечения их экономической безопасности. Очевидно, что обеспечение экономической безопасности нефтегазовой отрасли определяется и зависит от состояния обеспеченности экономической безопасности её предприятий.

В литературе под обеспечением безопасности нефтегазовой отрасли понимается осуществление комплекса организационно-правовых, социально- экономических, производственно-технологических, административно-правовых, воспитательных мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение угроз и посягательств на стабильность предприятий отрасли [7, с. 19].

Одним из основных составляющих содержания эффективной деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий является её правовое регулирование, поскольку безопасность любого объекта не может быть достигнута без опоры на право.

Правовую основу обеспечения безопасности любого объекта составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Нормативные правовые акты находятся в определенном соотношении, взаимосвязи основой которых является принцип приоритета закона, означающего, что издание всех актов производится на основе и во исполнение законов. Кроме того, они находятся и в принципе «правовой иерархии» т.е. соответствия актам вышестоящих органов, законам, Конституции Российской Федерации.

Базисное значение для обеспечения безопасности любого вида и объекта имеет ряд положений Конституции Российской Федерации. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите. Исполнение этой фундаментальной обязанности осуществляется многообразными способами, в том числе путем обеспечения их безопасности, путем предупреждения государственными органами уголовно наказуемых посягательств на права, свободы, собственность, здоровье и т.д.

Конституция Российской Федерации возложила на Президента России обязанность определять основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80), которые, как правило, закрепляются в издаваемых им указах, концепциях, доктринах. В сфере обеспечения экономической безопасности её основные направления закреплены, прежде всего, в Указе от 12.05.2009 №537 « О стратегии национальной безопасности в Российской Федерации»; утвержденной Указом Президента от 14.11.2013 № Пр-2658; в Указе Президента РФ от 29.04.1996 №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях).

Федеральный закон от 28.12.2010г. №390-ФЗ «О безопасности определяет субъекты, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению различных видов безопасности, закрепляет приоритет предупредительных мер в этой деятельности.

Федеральный закон от 21.07.2011 №256-ФЗ (ред. от 20.04.2014) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, к которым отнесены и объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

Видное место в сфере обеспечения экономической безопасности занимают и нормативные правовые акты Правительства РФ, министерств и ведомств, что объясняется их ролью в государственном аппарате, в управлении экономикой. Министерства, государственные комитеты и ведомства являются центральными органами государственного управления, которые осуществляют важные функции отраслевого и межотраслевого управления. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ на Правительство РФ возложены обязанности по обеспечению государственной безопасности; по обеспечению законности, прав и свобод граждан; охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В пределах своих полномочий Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В плане рассматриваемой темы назовем Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 №923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», согласно которому нефть сырая и нефтепродукты, отработанные нефтепродукты, а также газ природный, газы нефтяные и углеводородные, в сжиженном и газообразном состоянии относятся к стратегически важным ресурсам.

Особое место в обеспечении безопасности предприятий нефтегазовой отрасли, предупреждении преступлений занимают нормативные правовые акты министерств, ведомств, акционерных обществ и т.п., что объ-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

4'2016

ясняется их ролью в управлении экономикой. Для них характерно отражение своих функций и полномочий в рамках отраслей, сфер, строгая подчиненность законам, правительственным решениям, правообразующая направленность для локальных нормативных актов нижестоящих объединений, предприятий иных организаций.

Вопросы правового обеспечения экономической безопасности, регулируются целым комплексом нормативных правовых актов того или иного ведомства. К ним относятся: уставы, кодексы, приказы, концепции, регламенты, инструкции, типовые правила, памятки и другие. Обратимся к некоторым из них.

Одним из основополагающих документов в сфере обеспечения экономической безопасности нефтегазовой отрасли явилась «Концепция экономической безопасности РАО «Газпром», утвержденная 31 мая 1995 года, в день первого собрания акционеров общества. Этот факт символичен, ибо одним из основных постулатов Концепции является положение о том, что обеспечение экономической безопасности Общества - это задача не только его администрации и соответствующих подразделений и служб, но и задача каждого трудового коллектива, любого руководителя, рабочего и служащего акционерного общества.

Концепция закрепляет положение о том, что создание системы защиты жизненно важных интересов РАО является основным направлением обеспечения экономического выживания в условиях формирования в России рыночных отношений, ее интеграции в мировую экономику, в сферу международной торговли.

Основополагающая идея Концепции заключается в том, что система обеспечения экономической безопасности должна заблаговременно выявлять и способствовать нейтрализации угроз по подрыву экономического потенциала РАО «Газпром». Концепция определила принципы и критерии построения системы обеспечения экономической безопасности Общества в целом, его дочерних предприятий и акционерных обществ.

Мы не случайно остановились на основных положениях данной Концепции. Она явилась первым документом, заложившим основы обеспечения экономической безопасности нефтегазовой отрасли. Более того, её основные положения нашли активное применение и развитие в принимаемых позднее нормативных правовых актах и иных документах в этой сфере акционерными обществами, предприятиями и отрасли в целом.

В принятом в феврале 2014 года Кодексе Корпоративной этики ОАО (ныне ПАО) «Газпром» провозглашается необходимость создания и обеспечения атмосферы нетерпимости в Обществе к коррупционному поведению. В этих целях в нем определен целый ряд антикоррупционных, профилактических мер, направленных на предупреждение основной угрозы её экономической безопасности - экономическим преступлениям.

Одним из основных составляющих содержания деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий является правовое регулирование противодействия экономическим преступлениям, которое относится, прежде всего, к правовым институтам и нормам отраслей законодательства криминального цикла.

Значение уголовного права для правового регулирования предупреждения преступности определяется тем, что его нормами очерчен круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности. К таковым уголовный кодекс РФ относит, например, преступления экономической направленности, представляющих угрозу экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли. Законодательное закрепление экономических преступлений оказывает предупредительное воздействие и на правосознание граждан.

Роль уголовно-процессуального законодательства в сфере предупредительной деятельности заключается в том, что оно устанавливает конкретные процессуальные меры предупредительного характера. В ч.2 ст. 73 УПК РФ закреплено требование о том, что в ходе производства по уголовному делу, подлежат выявлению обстоятельства, способствующие совершению преступления. Дознаватель, следователь, устанавливая в ходе досудебного разбирательства по уголовному делу обстоятельства способствующие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона (ч.2 ст. 158 УПК РФ).

Не рассматривая их подробно, назовем ещё некоторые законодательные акты отраслей криминального цикла, имеющие серьезное значение в деле предупреждения преступности. К таковым относятся: Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации от 11.03.1992г.; Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г.; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001.

Важную роль в правовом регулировании предупреждения преступности играют нормы административного права, регламентирующие основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресечения и наказания (взыскания). Так, например, административную ответственность несет за собой пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) ст. 7.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». К таковой привлекаются и лица за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4 Кодекса).

Наряду с нормами рассмотренных отраслей права, которые несут основную нагрузку в деле правового регу-

Перминов О. Г., Глущенко Н. В.

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

лирования процесса предупреждения преступности, в нём имеет место и нормы других отраслей, не нацеленных прямо на противодействие преступности.

Нормы природоохранительного права устанавливают экологический и юридический механизм её охраны, осуществления контроля за соблюдением требований природного законодательства и т.д. Так, в Федеральном законе «О недрах» предусматривается уголовная и административная ответственность за самовольное пользование недрами; за предоставление лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным законодательством.

Оценивая в целом роль и значение норм отраслей гражданско-правового цикла, опосредованно влияющих на профилактику преступности, следует согласиться с мнением Т.Е. Абовой о том, что задача гражданско-правового регулирования заключается не в борьбе с негативными явлениями, а в обеспечении нормальной рыночной сферы, а подлинные рыночные отношения, развивающиеся по присущим им закона, сами по себе будут способствовать повышению уровня жизни людей и формированию среднего класса в стране. Тем самым будут созданы условия для ограничения питательной среды для проявления коррупции и других негативных явлений в жизни общества [1, с. 90-115].

Анализ состояния правового регулирования обеспечения безопасности предприятий нефтегазовой отрасли в целом и её экономической составляющей, которое направлено, прежде всего, на предупреждение криминальных угроз, позволяет констатировать, что оно способно достаточно эффективно выполнять необходимые функции. Вместе с тем, следует остановиться на некоторых негативных факторах, не позволяющих добиваться такого результата.

Правовая норма далеко не всегда регулирует динамику общественных отношений только в приемлемое русло, имеются разного рода издержки правового регулирования. Давно замечено, например, что одним из последствий нормативно правового акта может быть так называемый «крайне нежелательный непредвиденный результат» [9, с. 11], [5, с. 48]. Особенно остро этот вопрос стоит в сфере законодательства, регулирующего экономические, товарно-денежные и иные сходные отношения.

Указанные обстоятельства, а также интенсивность нормотворчества в данной сфере привели к постановке вопроса о проведении разного вида экспертиз принимаемых нормативных правовых актов.

Так, «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации» закрепляет обязанность проведения экспертизы на предмет экономической безопасности в ходе подготовки законодательных и иных нормативных правовых актов, а также принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопро-

сам. Однако стратегия не называет ни виды экспертиз, ни порядка, ни субъектов её проведения.

Полагаем, что обязательным должно быть прохождение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере обеспечения экономической безопасности государства, отрасли, предприятий и т.д., на предмет криминогенности и коррупционности. Другими словами они должны быть подвергнуты криминологической и антикоррупционной экспертизе.

К сожалению, в настоящее время в российском законодательстве подробно регламентированы лишь вопросы проведения антикоррупционной экспертизы.

Безусловно, проведение антикоррупционной экспертизы позволяет в определенной мере, улучшить качество нормативных правовых актов и проектов, однако, не способно выявить все криминогенные факторы. Необходимым в этом случае является и проведение их криминологической оценки.

Уже давно назрела необходимость принятия закона «О проведении криминологической экспертизы законодательных и иных нормативных правовых актов и их проектов» [3, с. 44-45]. К сожалению, такой закон до сих пор не принят. В законе следует закрепить и проведение криминологической оценки основных отраслевых и локальных нормативных правовых актов предприятий и организаций отрасли.

Необходимо также отметить возрастание роли и объема локальных нормативных актов в общей системе нормативно-правового регулирования, в том числе и в сфере обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли, чему будет посвящена следующая статья. Список литературы:

1. Абова Т.Е. Выступление на научно-практической конференции «Роль гражданского и смежных с ним отраслей права в предупреждении коррупционной и организованной преступности» // Государство и право, 2002г. - №4. - С. 90-115.

2. Анищенко Е.В. Устойчивость и экономическая безопасность развития социально-экономических систем (теоретические аспекты, взаимосвязь и взаимообусловленность) // Бизнес в законе, 2014. - №1. - С. 251-258.

3. Бородин С.В., Лунеев В.В. О криминологической экспертизе законов и иных нормативных правовых актов // Государство и право, 2002. - №6. - С. 44-45.

4. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения) [Электронный ресурс]: утверждена Указом Президента РФ от 29.04.1996 №608. Доступ из справ - правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 10.07.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_92725/

5. Ковалев К.В. Изучение криминологических последствий гражданско-правовых актов как важное направление межотраслевых исследований // Актуальные проблемы российского государства и права. Сборник различных трудов, М.:, 1998. - С.48.

6. Морозов И.Н. Политико-правовые аспекты обеспечения безопасности негосударственных хозяйствующих субъектов экономики // Бизнес в законе, 2013. -№2. - С. 240-244.

7. Перминов О.Г. Криминологические аспекты обеспечения безопасности предприятий нефтегазовой отрасли // Нефть, газ и право, 1997. - №2 (14). - С.19.

8. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России, 2007. - №9. - С. 15.

9.Самощенко П.С., Никитинский В.И. Изучение действительности действующего законодательства // Советское государство и право, 1967. - №8. - С.11.

10. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. -М.: Дело, 2005. С. 72.

11. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ, Серия 6 «Экономика», 2005. - №3. - С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.